Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Статья "Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения"
Аничкина И.В. учитель начальных классов

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства- товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости.
Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Отечеству, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.
Главная роль в этом принадлежит учителю, именно поэтому для меня определяющими стали понятия, предложенные Е. Н. Ильиным: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.
Следует отметить, что сложность восприятия детьми текста, который имеет духовную направленность, возникает, как правило, в результате их малого личного духовного опыта. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.
Какая литература предлагает богатый материал для духовного становления ребенка?
На уроках я использую произведения таких авторов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, М.И.Цветаева, русские народные сказки, пословицы и поговорки.
Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества, Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса. В методике литературы уже младшей школы возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:
Вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на «образцовых» (2) классических текстах.
Стараться максимально приблизить исторический контекст произведения к современности, преодолевая « грани времен» (2).
Выработать в детях способность стремиться к познанию.
Не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.
Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.
Одним из приемов, помогающих решить вышеназванные задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, как известно, является утверждение добра и обличение зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися произвести анализ двух образов красоты: царевны и царицы (антитеза – основной прием в этой сказке), поразмышлять над вопросами: какая красота истинна и какая ложна? Почему одержима злом? Какое чувство движет ею? Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.
Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
Образ молодой царицы рассматривается с опорой на текст:
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого
В данном случае вполне уместны вопросы: а какая душа у царицы? Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая). Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:
Тут ее тоска взяла, И царица умерла.
Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной. Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.
Следующий прием, который я использую в работе, - проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Рассмотрим это на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Первый этап – выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой.
Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения. Затем задаются вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему,
При обсуждении сказки важно обратить внимание на характер героев, выделить характеристики персонажей.
На следующем этапе предлагаю разделиться ученикам на группы для проигрывания сказки: одна группа – зрители, а другая – действующие лица. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей – зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
Одним из источников изучения жизни народа служат афористичные изречения
( пословицы, поговорки, присловья и др.), которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Они затрагивают жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Эти фундаментальные начала – познание и нравственность, взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека – и определяет доминанту афористического творчества народа.
Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, присловья, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь. Благодаря своей глубокой философской обобщенности и художественной ценности мир народных пословиц может и сейчас решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, то есть формировать моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определенными нравственными принципами. В форме пословиц и поговорок народной педагогикой разработана система правил- наставлений, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И.Даля представлен свод этих народно - поэтических моральных стандартов.
Покажу некоторые способы использования народных афористических выражений из своей практики. На уроках литературного чтения предлагаю подобрать или выбрать детям соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:
Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
Объясните смысл пословиц.
Закончите пословицу. ( Кто грамоте горазд (тому не пропасть); Сделав худо.. (не жди добра).
Вставьте в пословицу пропущенное слово.
Разгадайте пословицу (афоризм зашифрован в виде пиктограммы).
Изобразите пословицу с помощью мимики и жестов.
Объясните значение слова в пословице. (Сперва аз да буки, а там и науки. Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда).
Также одним из средств духовно-нравственного воспитания является семейное чтение. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, зле, но и сближает всех членов семьи. Семья- важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение- самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно- нравственного воспитания личности.
Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:
фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях, и их высказываниях по существу содержания сказки;
Записи впечатлений детей о сказке, разыгрывании сценок;
фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказках;
Проведении с учениками занятий по ИЗО, на которых предлагается отразить интересные моменты.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
создание рисунков по мотивам сказки;
активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей в сказке;
проигрывание эпизодов сказки;
проигрывание вариантов решения ситуаций
Таким образом, при изучении литературных произведений, духовной проблематики необходим анализ, предполагающий углубленное изучение значений слов. Выбор метода при изучении художественных текстов зависит не только от жанра произведения, возрастных особенностей учащихся , стиля автора, но и от структуры текста и времени, в котором оно создано.
 Использованная литература
Журналы «Начальная школа» № 9,10,11 2007 г, № 1,6 2008 г.
Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.,1992 г.
Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003 г.
Лопуленко Н.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников. М., 2002 г.
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное
воспитание средствами авторской сказки. М., 2007 г.













Воспитание толерантности у младших школьников
Аничкина И.В. учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Воспитание – это прежде всего человековедение» В.А.Сухомлинский
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин.
Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia  терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Это актуальная задача может решаться уже в начальной школе.
С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Итогом моих размышлений по проблемам воспитания толерантности стала разработка, апробация и внедрение в школьную жизнь курса «Школа толерантного взаимодействия». Данный курс содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.
Основная цель курса
содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;
способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
Программа «Школа толерантного взаимодействия» включает 4 больших блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.
Программа дает материал для проведения разнообразных праздников. развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.
Формы работы с учащимися:
А) индивидуальная Б) групповая В) фронтальная
Предпочтительны следующие методы работы:
Поисково-экспериментальный
Продуктивный
Проблемный
В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.
1 блок – образовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой классных часов, диспутов, бесед. Приведу лишь некоторые обсуждаемые темы:



№ п\п
Название занятий
Основная цель

1.
Кто я такой?
Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.)

2.
Мальчики и девочки.
Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

3.
Я среди людей.
Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

4.
Привычки хорошие и плохие.
Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

5.
Зачем нужны правила?
Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

6.
Нарочно и нечаянно.
Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.

7.
Учусь прощать.
Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

8.
Учусь думать и поступать по-своему.
Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

9.
Зачем нужен друг?
Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

10.
Учусь сочувствовать.
Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь.

11.
Почему бывают драки?
Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.

2 блок – эмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Предложим некоторые из них:
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:
нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
позлиться, как человек, которого ударили;
испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.
3 блок – диагностико-исследовательский (мониторинговый). Ведение личного «Дневника роста», наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Так успешность социальных контактов я отслеживаю вот в такой таблице :
Критерии
Ф.И. ребенка
Ф.И. ребенка
Ф.И. ребенка
Ф.И. ребенка

Общительный, легко контактирует с детьми
 
 
 
 

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети
 
 
 
 

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами
 
 
 
 

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт
 
 
 
 

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему»
 
 
 
 

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их
 
 
 
 

 Примечание: Условные обозначения
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
4 блок – социально-значимый (деятельный) предполагает участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.
Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.
Я надеюсь, что предлагаемая мной программа будет способствовать воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком детей младшего школьного возраста. Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую почву и собственное нравственное « толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении. Принцип толерантности в образовании дает возможности личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. И может быть, толерантность займет свое место в жизни детей уже и в наши дни.
Список литературы:
Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г.
Бузи Р.С. Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у детей. М., 1989 г.
Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,1992 г.
Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М., 1996 г.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1994 г.
Козлова С.А. Программа социального развития ребенка «Я – человек».М., 2004 г.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет.М., 2007 г.
Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт., 2000г.













[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение № 1.

Конспект классного час «Зачем нужен друг»
Цель: воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.
Оборудование: 1) плакат с высказыванием французского писателя А. де Сент-Экзюпери «Дружба – это, прежде всего, примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам»
2) фонозаписи песен о дружбе
3) подборка слайдов по теме «Верные друзья»
4) диагностические карточки
Вступительное слово.
Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. Давайте вместе поразмышляем о том,
-Что может быть дороже дружбы? и - Почему важно уметь дружить?
Чтение стихотворения о дружбе.
Что такое дружба?
Это крепкий мост
Над материками
Между ярких звезд.
Что такое дружба?
Это братский хор,
Что не мог собраться
Вместе до сих пор.
Что такое дружба?
Это хоровод,
По земному шару
Гордо он идет.
Черные и белые,
Мы – одна семья!
Все для дружбы сделаем,
Если мы друзья!
Л.Некрасова
2.Фронтальная беседа.
-О чем стихи?
-Как вы понимаете слово «дружба»?
Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является взаимная поддержка, взаимное уважение, основанное на взаимной симпатии. Настоящая дружба правдива и отважна. Дружба – это школа понимания другого человека. Ведь с другом мы порой бываем чем-то схожи или, наоборот, различны. От друга ждут верности, доверяют как самому себе.
- В каком возрасте люди начинают дружить?
- А сколько времени длится дружба?
3.Рассматривание фотографий «Верные друзья» на интерактивной доске.
-Хотели бы вы так дружить?
Знаете ли вы, что главное в дружбе – уметь хранить секреты и помогать друг другу. И даже если вы поссорились, не выдавать секрет никому!
4.Рассказ подготовленной ученицы.
Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стеклышки (красные, зеленые, желтые), смотрела на солнце, загадывала желание и говорила, что я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в классе. Надо мной все смеялись, говорили, что я врушка, а я горько-горько плакала, ведь я была не врунишка, а фантазерка, любила мечтать. А вот девчонка была «болтушка».
-Можно ли девочек назвать подругами? Почему нельзя?
-Какое главное правило дружбы нарушила девочка?
-А вы бы хотели дружить с болтушкой? Почему?
- Кто из вас умеет хранить тайны, секреты?
-Вас можно назвать надежным, верным другом?
-А каким надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья, подруги? А внешне? В отношениях?
-Как интереснее жить – с друзьями или без друзей? Кому легче пережить беду: тем, у кого друзья или тем, у кого нет друзей.
Дружба начинается с чуткости к другому человеку, с умения поставить себя на место друга. Иначе и быть не может: друзья живут, воздействуя друг на друга, и каждый стремиться быть нужным другому.
5.Запись песни о дружбе в исполнении вокальной группы класса.
Одному на свете трудно,
А с друзьями легче жить,
Так давайте же ребята
Будем крепко мы дружить.
Что один не сможет сделать-
Быстро выполнят друзья.
Жить без солнца невозможно
И без дружбы жить нельзя!
6. Работа в парах.
-А сейчас мы проверим, умеете ли вы дружно работать. На партах лежат разрозненные пословицы о дружбе. Соберите их и попытайтесь объяснить их значение?
Пословицы:
Без друга в жизни туго.
Верный друг – редкая птица.
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Друга ищи. А найдешь – береги. (Берегите друзей ! Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расставаться с ними.)
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
7.Проверка работы. Обсуждение смысла пословиц.
8.Творческое задание (на выбор учащегося).
А) Нарисуй своего друга.
Б) Напиши о своем друге.
9. Организация выставки работ учащихся.
10.Диагностическое исследование.
-Возьмите карточку «Каким должен быть друг?»
- Раскрасьте нужные квадратики при выборе характеристики друга.
Каким должен быть друг?
добрым умным смелым вредным сердитым жадным честным злым справедливым
11.Чтение стихотворения С.Михалкова.
Не только в радости, но и в печали
Мы верных нам друзей повсюду узнавали,
Нас школьная семья недаром подружила:
Мы школьные друзья, и в этом наша сила.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
12.Тестирование. Что бы вы выбрали для себя?
А Чтобы друзья делали все для меня
Б Чтобы я умел хранить секрет друзей и помогать им
В Чтобы меня считали надежным и верным другом
13. Знакомство с правилами дружбы.
А) Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Б) Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
В) Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
Г) Не ссорься с товарищами: старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Д) Умей принять помощь. Советы и замечания от других ребят.
14. Итог классного часа.
- Что вы узнали? О чем впервые задумались? Почему важно уметь дружить? Что для себя уяснили ?
-Что значит быть настоящим другом?
Друзья.
Я хочу, чтоб у меня
Были верные друзья,
Чтоб на помощь приходили,
Если вдруг стряслась беда,
В трудный час не подводили,
Помогали бы всегда.
И смогу я , без сомненья,
Сохранить друзей своих,
Потому что сам сумею
Верным другом быть для них. (Е.В.Дмитриева)
-Спасибо за хорошую работу и полезные советы. Надеюсь, что теперь вы будете ценить дружбу и оберегать своих друзей! Помните, по мнению французского писателя А. де Сент-Экзюпери «Дружба – это, прежде всего, примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам».



Заголовок 1 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий