рабочая программа общего эстетического образования «предмет по выбору- фортепиано»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Краснополянская детская школа искусств»
Кировская область
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете
Протокол №__ Дата____________ Дата____________
Директор ДШИ:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общего эстетического образования
«предмет по выбору- фортепиано»
Срок реализации 3 года
для учащихся от 10 до 17 лет музыкальных отделений ДШИ.
Подготовила
преподаватель ДШИ
Бабушкина О.В.

пгт.Красная Поляна
2013г.
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей [3, c.239]. Составными элементами эстетического воспитания являются художественное образование и художественное воспитание. Совокупность этих элементов обеспечивают культуру подрастающего поколения, формирует способность чувствовать, понимать, любить искусство, формировать потребности в творческой деятельности.
Актуальность:
Музыкальное искусство – является основой развития способности чувствовать красоту окружающего мира. В силу того, что музыка оказывает сильное эмоционально-нравственное воздействие, её роль в формировании и развитии человеческой личности неоценима и вопрос о всеобщем музыкальном воспитании остаётся актуальным. Но современные реформы в образовании и переход на новые предпрофессиональные общеобразовательные программы в ДШИ, основная цель которых - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков, строго регламентируют возраст учащихся и сроки обучения. Продолжительность такого обучения по предмету Фортепиано составляет 8(9) лет. Категория детей, которые хотели бы обучаться на данном инструменте «для общего развития» и за более короткие сроки, выпала из системы обучения в ДШИ. Поэтому возникла необходимость в программе, которая ориентирована на детей с любым уровнем способностей и возможностью заниматься музыкой в возрасте от 10 лет и старше. Программа также ориентирована на детей, для которых инструмент Фортепиано является вторым инструментом.
Цели программы: формирование общей музыкальной культуры детей, духовности, развитие их творческих способностей, приобретение начальных навыков игры на Фортепиано.
Задачи:
развивающие:
развить природные задатки и психические свойства личности: музыкальный слух, творческое воображение, оригинальное мышление.
обучающие:
обогатить объём музыкально-теоретических знаний;
научить учащихся грамотно и осмысленно работать с нотным текстом;
дать начальные практические навыки владения инструментом
познакомить с музыкальными произведениями разных жанров и стилей;
воспитательные:
воспитать эстетические чувства,
воспитать навыки самостоятельной музыкальной деятельности.
Срок реализации программы- 3 года,
Возраст детей участвующих в программе:
от 10 до 17 лет. Программа рассчитана для учащихся ДШИ.
Режим и форма занятий: Занятия по предмету в ДШИ проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами. Основная форма обучения - индивидуальный урок один раз в неделю по 40 минут. Количество часов за учебный год - 34 часа.
Общие идеи и принципы:
Программа составлена на основе программы по общему фортепиано для ДМШ Министерства культуры СССР (Москва 1975г).
Составляя программу, преподаватель руководствовался ведущих принципов целостного педагогического процесса.
Принцип гуманности состоит в очеловечивании отношений учащегося и преподавателя.
Правила его осуществления следующие:
- эмоциональная комфортность учащегося в педагогическом взаимодействии;
- признание прав учащегося и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
- опора на положительные качества ученика;
- создание ситуации успеха. [3, c.118]
Принцип демократизации состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Правила его осуществления следующие:
- индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
- организация пед.процесса с учётом национальных особенностей обучающихся;
- создание открытого для общественного контроля и влияния пед.процесса;
- взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагога и ученика;
- широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности учащихся в образовательных учреждениях. [3, c.118,119]
Принцип природосообразности заключается в тезисе не навреди, может рассматриваться как экологическая защита воспитанника и ученика от разрушительного влияния пед.процесса, его насильственного влияния. Педагогу следует опираться на зону ближайшего развития учащегося, определяющую его возможности.
Принцип - доступность нарастающей трудности.
Правила реализации принципа:
- переходить от лёгкого к более трудному (По этому принципу составлен примерный репертуарный список программы);
- от известного к неизвестному;
- учитывать уровень актуального развития учащегося.
Принцип наглядности.
Правила реализации:
- использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
- предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической. [3, c.122]
Принцип системности.
Правила реализации:
- неразрывная последовательность обучения, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего;
- осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения.
Принцип связи теории с практикой и с жизнью.
Правила реализации:
- широкое применение полученных знаний в жизнедеятельности.

Отличительные особенности:
В данной программе подобран доступный материал для учащихся, которые занимаются музыкой для общего развития, а так же представлены сборники с репертуаром лёгкого жанра, в частности: музыка отдыха (музыка к кинофильмам, популярные песни переложении для фортепиано), джаз. Также в образовательной программе учитывается региональный компонент: в репертуар включены произведения татарских, удмуртских композиторов.
Ожидаемые результаты:
По окончании 3 года обучения учащийся:
Овладеет музыкальной грамотой (сможет грамотно и осмысленно работать с нотным текстом);
Овладеет начальными навыками игры на фортепиано;
Сможет различать музыкальные жанры и основные музыкальные стили;
Сможет самостоятельно применять полученные знания в практике;
Станет ценителем искусства.
Формы оценивания результатов обучения:
На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальные планы с учётом их возможностей. В течение года возможны различные формы оценивания результатов. Это и классный концерт, конкурс, фестиваль, зачёт. Основная форма оценивания результатов – контрольный урок в конце учебного года.

Содержание курса:
формирование начальных навыков игры на фортепиано;
развитие музыкальной памяти, слуха, мелкой моторики;
приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа, самостоятельной работы над произведением;
развитие творческих способностей ученика;
приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования.
В течение срока обучения работа в классе фортепиано ведется в следующих направлениях:
1. приспособление к инструменту; освоение приемов игры на фортепиано – как двигательных, так и приемов звукоизвлечения;
2. изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, подобранных с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;
3. развитие навыков ансамблевого музицирования.

На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальные планы с учётом их возможностей.
Работа с гаммами и арпеджио (от белых клавиш до 2-3 ключевых знаков), произведениями крупной формы, а также работа с полифонией, предполагается только с наиболее продвинутыми учениками.
В примерном репертуарном списке программы представлены произведения разной сложности: этюды, пьесы, ансамбли, разнохарактерные музыкальные произведения зарубежных, русских и современных композиторов.
Примерные программы для контрольных уроков по окончании каждого класса даны в двух вариантах, соответствующих уровню продвинутости учащихся и программным требованиям.
Учебно-тематический план
Содержание тем первого года обучения
1.Вводное занятие.
История инструмента. Знакомство с устройством инструмента, его клавиатурой и выразительными особенностями. Игровые занимательные упражнения на клавиатуре в разных регистрах.
2. Правильная посадка, постановка рук.
Игровые упражнения на постановку рук («Дуга-радуга», «Повесь пальтишко» и другие). Гимнастика А.Артоболевской на раскрепощение мышц рук и корпуса тела.
3. Изучение нот в скрипичном и басовом ключах в пределах одной октавы.
Общий принцип поиска нот на нотоносце. Определение и поиск нот на нотоносце в скрипичном ключе в первой октаве. Определение и поиск нот на нотоносце в басовом ключе в малой октаве.
4. Изучение длительностей нот. Длительности нот: целые, половинные, четвертные и восьмые.
5. Изучение простого размера и несложных ритмических рисунков. Паузы.
Простые размеры: 2/4; 3/4 и 4/4. Паузы: четвертные, целые, половинные и восьмые.
6. Знаки альтерации, ключевые знаки.
Знаки: диез, бемоль, бекар; ключевые знаки в музыкальных произведениях (не более двух знаков).
7. Овладение приёмами исполнения легато, нон легато, стаккато.
8. Динамические оттенки: p, mp, mf, f, крещендо, диминуэндо.
9. Организация игровых движений.
Развитие координации обеих рук при игре, знание основных аппликатурных правил.
10. Пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).
11. . Подготовка к контрольным урокам, концертам, конкурсам.
Совершенствование работы над выразительностью исполнения, учитывая акустические возможности инструмента и зала (класса). Работа над сценическим образом обучающегося.
Ожидаемый результат: К концу первого года курса обучающийся должен знать: устройство фортепиано, как правильно сидеть за инструментом, длительности нот, размеры, знаки альтерации, динамические оттенки, приёмы игры легато, нон легато, стаккато; Уметь: правильно извлекать звуки на клавиатуре находить ноты в скрипичном и басовом ключах в пределах одной октавы (до 2х октав), исполнять пьесы поочерёдно руками (до 1-2 ключевых знаков) основными приёмами исполнения штрихов, владеть первыми навыками игры двумя руками, владеть начальными навыками средств художественной выразительности.
В течение учебного года учащийся должен изучить 15-20 разнохарактерных произведений (в том числе пьесы для ознакомления)
Репертуарный список на первый год обучения
Поскольку образовательные запросы изменяются, для полного удовлетворения спектра образовательных услуг список репертуарных произведений может дополняться
Подбор пьес по слуху, либо игра «с рук» (Динь-дон, Петушок. Ходит зайка, Василёк, Жили у бабуси, Как под горкой и т.д.)
Арман А. «Пьеса» ля минор
Артоболевская. А.«Первые шаги в музыке» Вальс, Казачок. Укр.н.танец.
Берлин Б. «Пони Звёздочка»
Вольфарт Х. «Маленький барабанщик».
Гайдн Й. Анданте соль мажор
Гнесина. Е. «Русская песня».
Игнатьев И., Игнатьева Л. «Колыбельная для кота».
Кабалевский Д. "Маленькая полька", «Вроде марша»
Любарский Н. «Курочка»
Ляховицкая С. «Где ты Лёка?»
Ляховицкая С. «Дразнилка». (Этюд)
Пейс Р. «Марш»
Р.н.п. «Вейся, вейся, капустка»
Руббах А. «Воробей».
арм.н.п «Ночь»
Музафаров М. «Мой соловей»
Нефе К.Г. «Старинный танец»
Тюрк Д. Ариозо
Украин.н.п. «Журавель».
Укр.н.п. « Ой, ты дивчина».
Филипп. И. «Колыбельная»
Шостакович Д. Марш
Ансамбли:
Калинников В. «Тень-тень», «Ходила младёшенька», «Как пошли наши подружки», «Киска»
Портнов Г. «Ухти-тухти».
Родригес Х. «Кумпарасита»
Филиппенко А. «По малину в сад пойдём».
Хренников Т. «Колыбельая Светланы»
Программы контрольного урока (двух уровней сложности):
I
Музафаров М. «Мой соловей»
Руббах. «Воробей»
II
Калинников В. «Киска»
Пейс Р. «Марш»
Содержание тем второго года обучения
1. Повторение тем, пройденных в 1 год обучения
Повторение нот первой октавы скрипичного ключа и малой октавы басового ключа, длительностей нот, размеров, знаков альтерации, приёмов игры (легато, нон легато, стаккато), динамических оттенков.
2. Изучение нот в скрипичном и басовом ключах в пределах одной – двух октав
Расширение диапазона изучаемых пьес: до двух октав в скрипичном ключе и малой-большой октав в басовом ключе.
3. Развитие игровых движений, координации обеих рук, технических приёмов игры
Практические задания-упражнения (либо несложные этюды) на развитие мелкой техники в прямом движении, пьесы конструктивного плана для развития координации рук. Знакомство с гаммой До мажор.
4. Простые размеры и несложные ритмические рисунки. Паузы.
Развитие чувства метроритма. Простые размеры: 2/4; 3/4 и 4/4. Паузы: четвертные, целые, половинные и восьмые.
5. Формирование звуковысотного слуха, правильного восприятия выразительно-изобразительных средств музыки, развитие музыкальной памяти
Привитие навыков чтения с листа, анализ нотного текста, развитие умения передавать музыкальный образ посредством яркого исполнения средствами музыкальной выразительности, разучивание пьес и игра на память.
6. Совершенствование приёмов исполнения легато, нон легато, стаккато.
7. . Музицирование (ансамблевая игра)
Привитие первых навыков ансамблевой игры.
8. Подготовка к контрольным урокам, концертам, конкурсам
Ожидаемый результат:
К концу второго года курса обучающийся должен знать: длительности нот, простые размеры, знаки альтерации, основные динамические оттенки, приёмы игры легато, нон легато, стаккато, хорошо ориентироваться в скрипичном и басовом ключах в пределах 2х октав; Уметь: находить самостоятельно рациональную аппликатуру в простых пьесах и этюдах, исполнять пьесы поочерёдно руками (до 1-2 ключевых знаков) и двумя руками одновременно основными приёмами исполнения штрихов, самостоятельно выявлять при этом интонационные, ритмические трудности и находить способы их преодоления, владеть начальными навыками средств художественной выразительности, читать с листа простые мелодии. Гамма до мажор (в прямом движении и расходящемся).
В течение 2 года обучения по предмету учащийся должен изучить 10-12 разнохарактерных произведений (в том числе пьесы для ознакомления)
Репертуарный список на второй год обучения
Арман А. Пьеса ля минор
Бах И.С.«Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)
Гендель Г. Менуэт ре минор
Гедике А. Ригодон
Гедике А. «Русская песня», соч. 36
Гнесина Е. Этюы. Фортепианная азбука
Градески Э. «Задиристые буги»
Градески Э. «Счастливые буги»
Иванников В. «Воробьишки»
Кригер И. Менуэт
Музафаров М.«Яблоня и хурма», «Плясовая»
Роули А. «В стране гномов»
Тюрк Д. «Пьеса»
Телеман Г.Ф. Гавот, Аллегро
Циполи Д. Менуэт
Чайковский П. «Мой Лизочек».
Шамсутдинов И. «Скворец»
Шмитц М. «Марш гномиков»
Ансамбли в 4 руки.
Савельев Б. Песни кота Леопольда.
Глинка А. Хор «Славься»
Чайковский П. «Осень»
Уотт Д. «Три поросёнка»
«Колыбельная» Р.н.п. обр. Бабасяна.
Программы контрольного урока (двух уровней сложности):
I
Музафаров М.«Яблоня и хурма»
Циполи Д. Менуэт
II
Арман А. Пьеса ля минор
Шамсутдинов И. «Скворец»
Содержание тем третьего года обучения
1. Повторение тем, пройденных во 2 год обучения.
2. Развитие чувства метроритма. Размеры 3/8 и 6/8
Пунктирный ритм, триоли; Размеры 3/8 и 6/8. Проработка различных ритмических рисунков в данных размерах.
3. Развитие технических навыков.
Включение в репертуар этюдов на мелкую технику или её элементов: гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции.
4. Ознакомление с музыкальными терминами
Основные музыкальные термины.
5. Совершенствование исполнительских навыков:
звукодвигательного; - нотно-ориентированного; - инструментально-ориентированного; - темпо-метро-ритмического; - художественно-выразительного; - эмоционально-волевого.
6. Развитие гармонического, «полифонического слышания»
Введение в репертуар полифонических произведений (не более 2 голосов) или пьес с элементами полифонии.
7. Музицирование (ансамблевая игра)
Привитие начальных навыков ансамблевой игры.
8. Подготовка к контрольным урокам, концертам, конкурсам
Ожидаемый результат:
К концу третьего года курса обучающийся должен знать: Размеры 3/8 и 6/8 основные музыкальные термины, приёмы игры, хорошо ориентироваться в скрипичном и басовом ключах, аппликатуру в прямом гаммаобразном движении. Уметь: ориентироваться в размерах 3/8 и 6/8, читать с листа простые мелодии до1-2х ключевых знаков, владеть начальными техническими навыками исполнения, передавать характер исполняемых произведений, быть отзывчивым партнёром-исполнителем в ансамбле.
В течение учебного года учащийся должен изучить 6-7 разнохарактерных произведений, в том числе и ансамбли, 2-3 этюда (этюды можно заменить пьесами инструктивного плана).
Репертуарный список на третий год обучения.
Бах И. Маленькие прелюдия С dur
Берлин И. «Марширующие поросята».
Бетховен Л. «Сурок»
Виноградов А. «Апипа», «Танец медвежат»
Волков В. Вальс
Гендель Г. «Ария»
Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка».
Диабелли А. Сонатина
Дварионас Б. «Прелюдия»
Еникеев Р. «Танец зайчика»
Лессер В. «Выходной день»
Майкапар А. "В садике", "Мотылек"
Накада Е. «Танец дикарей»
Ребиков В. «Аннушка»
Сигмейстер Э. «Блюз»
Тюрк Д. «Ариозо».
Хабибуллин З. «Колыбельная»
Хейри О. «Вальс».
Чайковский. П. «Старинная французская песня», «Болезнь куклы»
Черни-Гермер. Этюды 1 тетрадь
Шмитц М. «Мелодия» (соль мажор)
Штейбельт Д. «Адажио»
Ансамбли в 4 руки.
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Моцарт В. «Отрывок из симфонии соль минор»
Шуберт Ф. «Немецкий танец»
Программы контрольного урока: (двух уровней сложности):
I
Бах И. Маленькие прелюдия С dur
Шмитц М. «Мелодия» (соль мажор)
II
Еникеев Р. «Танец зайчика»
Дварионас Б. «Прелюдия»
Методическое обеспечение, необходимое для эффективной реализации программы
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
помимо традиционных методов (репродуктивные, наглядные, практические, словесные, методы самостоятельной работы) используются методы проблемного обучения, методы стимулирования и мотивации (ситуация успеха, ситуация нравственных переживаний, познавательные игры, поощрения и наказания), методы контроля и самоконтроля.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
урок, урок-зачёт, контрольный урок, конкурс, фестиваль, класс-концерт.
Материально-технические средства в соответствии с СанПиН и пожарными требованиями:
Учебное помещение
Наличие одного – двух фортепиано или рояль
Репертуарные сборники
Дидактические материалы
Словари музыкальных терминов
Музыкальная энциклопедия
Метроном
Подставки на стул и под ноги
Канцелярские школьные принадлежности
Освещение
Музыкальный настенный уголок
Письменный стол
Стулья
Требования к педагогическим кадрам:
-наличие квалификации «преподаватель фортепиано» и соответствующего диплома об образовании;
-наличие курсов профессиональной подготовки.
Примерный список репертуарных сборников
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Композитор. 2006.
2. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста.
Санкт-Петербург: Композитор, 2005.
3. Банановый вальс. Сборник лёгких пьес для фортепиано.
Сост. Стижевская М. Г.Киров. 2008г.
4. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Учебное пособие.- Ленинград. Советский композитор1988.
5. Бах.Й.С. «Из нотной тетради Анны Магдалены Бах» Ред.Ройзмана. М.: Кифара, 1994.
6. Весёлые нотки. Сборник пьес для фортепиано 1-2 класс.
Выпуск 1. Сост. Барсукова С. Ростов-на-Дону. 2008.
7. Горошко Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
8. Гречанинов А. Детский альбом для фортепиано. М: Музыка, 1980.
9. Дряхлов. А. Ансамбли для фортепиано. Тетрадь 2 г. Киров. 2009.
10. Детские фортепианные пьесы: Для 1-6 классов музыкальных школ. Казанская государственная консерватория. Казань, 1994.
11. Игнатьева Л., Игнатьев В. Альбом начинающего пианиста. «Я музыкантом стать хочу» Выпуск 1,2 – Л.: Советский композитор, 1989.
12. Калинка. Альбом начинающего пианиста. Учебное пособие для учащихся 1-2 классов ДМШ. Выпуск 1. Издание 6.
Составители Бакулов А. и Сорокин К. М: Советский композитор, 1991.
13. Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества.
Выпуск 5. М:Советский композитор, 1986.
14. Лёшгорн. А. Избранные этюды для начинающих. Соч. 65 Музгиз 1960.
15. Лещинская И., Пороцкий.В. Малыш за роялем. Учебное пособие.- М.: Кифара, 1994.
16. Литовко.Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. Санкт-Петербург, 2004.
17. Майкапар С. Бирюльки. М: Музыка, 1978.
18. Майкапар С. Детские пьесы для фортепиано. М: Советский композитор, 1978.
19. Металлиди Ж. Музыкальный сюрприз. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. Санкт-Петербург: Композитор, 2002.
20. Облегчённые переложения популярной музыки для фортепиано. Сост. Мохова Н.Б. Советск: Советская школа искусств, 1999.
21. Перунова Н. Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста.
М: Советский композитор, 1990.
22. Пьесы младшие классы. Выпуск 3. Составление Артоболевской А. М: Советский композитор, 1977.
23. Пьесы младшие классы. Выпуск 5. Составление Маниульской Т. М: Советский композитор, 1979.
24. Пьесы младшие классы. Выпуск 11. Редактор-составитель Шпигель И.А. М: Советский композитор, 1987.
25. Пьесы современных композиторов. Из серии Начинающему пианисту. Выпуск 7. М: Музыка, 1987.
26. Пьесы для фортепиано. Младшие классы ДМШ. Выпуск 8. Составление и редакция Худолея И. М: Совектский композитор, 1979.
27. Рябов И., Рябов С. Пианист. Шаг за шагом 1 класс. Учебное пособие в 2-х частях. – Киев: Музична Украина, 1991.
28. Сборник пьес для начинающих пианистов. Из нотной тетради Леопольда
Моцарта. Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
29. Смирнова Т.И. ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс часть 1,
тетрадь 3. М: ЦСДК, 1996.
30. Тургенева Э., Малюков А. Пианист – фантазёр в 2-х частях. Учебное пособие по развитию творческих навыков. М.: Советский композитор, 1987.
31. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Сост. Глушенко М.
Выпуск 2 - Л.: Музыка, 1989.
32. Фортепиано 1 класс. Учебный репертуар ДМШ. Издание 10. Киев: Музична Украина, 1983.
33. Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ. Редакция Николаева. А. – М: Музыка, 1987
34. Фортепиано 2 класс. Учебный репертуар ДМШ. Сост. Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1989.
35. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. ДМШ 1 класс.
Редакция Бакулова А, Сорокина К. М: Музыка, 1989.
36. Хрестоматия пед. Репертуара для фортепиано. Выпуск 2. 3-4 классы ДМШ. Сост.и редакция Любомудровой Н, Сорокина К., Туманян А. М: Музыка, 1964.
37. Хрестоматия педагогического репертуара для ОКФ ДМШ. Тетрадь 3. Крупная форма (3-5 классы). Составители Станг Ф.Л. и Чернышёва Н. Р. Санкт- Петербург: Композитор, 2006.
38. Хрестоматия педагогического репертуара для ОКФ ДМШ. Тетрадь 4.
Пьесы (3-5 классы). Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
39. Цытович В. Детский альбом для фортепиано. Л: Музыка, 1984.
40. Чайковский П. Детский альбом. Редакция Мильштейна Я., Сорокина К. М: Музыка, 1979.
41. Черни К. Этюды для начинающих. Интернет-архив Тараканова.
42. Школа игры на фортепиано для 2-го года обучения. Редакция Кувшинникова Н., Соколова М. М: Музыка, 1964.
43. Интернет – архивы нот Дениса Бурякова, Бориса Тараканова,
Музыкальный колледж "7 нот", нотная библиотека сайта «Фортепиано в России» и другие.
Методическая литература.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М., Музыка, 1978.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие
М.: Советский композитор, 1989.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры
на фортепиано.
М: Музыка, 1977.
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М: Классика, 1999.
Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. Изд.2. М: Советский композитор, 1989.
Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. Учебно-методическое пособие. М: Советский композитор, 1987.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Изд.2.Ленинград: Музыка, 1985.

Приложенные файлы


Добавить комментарий