Развитие музыкально-ритмической деятельности дошкольников..


Развитие музыкально-ритмической деятельности дошкольников
Всестороннее развитие дошкольника, формирование его эстетического вкуса, музыкальной культуры, а так же и танцевального опыта ребёнка происходит в дошкольном возрасте, когда он уже способен применять воображение и фантазию в играх со сверстниками, но затрудняется проявить себя в танцевальном творчестве.
В своей практике я сталкиваюсь с такими возникающими у детей затруднениями, когда ребёнок владеет набором основных танцевальных движений, но не может самостоятельно подобрать и скомбинировать их; затрудняется в создании нового варианта танца; не умеет самостоятельно находить выразительные движения для передачи музыкально-художественного образа. Часто это ограничивается одним-двумя движениями. Поэтому перед музыкальным руководителем детского сада стоит задача в создании условий, подборе эффективных форм, методов и приёмов, в рамках воспитательно-образовательной работы ДОУ, способствующих развитию танцевального творчества дошкольников.
Нельзя недооценивать значение творческого начала ребёнка в танцевально-игровой деятельности, которое неразрывно связано с движением и музыкой. Ещё Платон писал: «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным…» Ведь танец – это и есть то искусство, которое поможет ребёнку раскрыться, приобрести новые качества и умения, познать самого себя и насладиться результатами своего труда[4,47]
. Между тем и хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Речь может идти о своеобразной хореотерапии — методе, разработанном и апробированном в последние годы.Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры [3,21]
Важно помнить, что каждый ребёнок по своей натуре – творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он ещё робок в своих начинаниях, движения ещё угловаты и неуклюжи, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого. Вот здесь-то умелый и грамотный педагог и должен, не унижая достоинства ребёнка, подать ему руку помощи и шагнуть вместе с ним в мир танцевального искусства, где шаг за шагом, ненавязчиво будет обучать малыша и развивать в нём способность творить, вместе с тем находя всё новые формы, приёмы и методы в работе, подключая свой индивидуальный стиль деятельности и являясь таким же творцом и образцом для подражания.
Прежде, чем ребёнок станет импровизировать предложенный музыкальный образ, он должен прочно владеть элементами танца, технично их исполнять, быть эмоционально раскрепощён, быстро реагировать на смену частей музыки, фраз. Танец, как вид художественной деятельности, может стать оптимальным для формирования и развития танцевального творчества у дошкольника при определённых условиях: если в ДОУ созданы для этого наилучшие условия; если дети владеют определёнными навыками танцевальных движений, набором выразительных средств, владеют музыкально-ритмическими умениями, умеют ориентироваться в музыке и пространстве, имеют хорошую координацию движений и определённый технический уровень исполнительства, проявляют инициативу и т.д. Исходя из этого, я на протяжении всех лет во всех возрастных группах преследую целый спектр задач, в результате которых и решается поставленная цель – развить в ребёнке способность к танцевальному творчеству. Ведь чем активнее ребёнок воспринимает и осваивает предлагаемый материал, чем больше увидит, услышит и переживёт, тем продуктивнее и прочнее будут основы для его творческой деятельности[6,47].
Таким образом, основные, первоэтапные задачи на музыкальных занятиях, которые позволят подготовить ребёнка к процессу творчества, состоят в следующем:
- развитие музыкальности ребёнка, как способности воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движение в соответствии с фразами, темпом и ритмом, чувствовать настроение музыки, характер и понимать её содержание и эмоционально откликаться;
- развитие музыкального слуха и чувства ритма;
- развитие музыкальной памяти, как способности запоминать музыку и движения (музыкальная. двигательная, зрительная);
- развитие внимания как способности не отвлекаться от музыки и процесса движения;
- развитие двигательных качеств и умения координировать свои движения, ориентироваться в пространстве;
- развитие гибкости, ловкости, пластичности, выносливости и силы; формирование правильной осанки;
- развивать творческий потенциал и самовыражение через танец, фантазию, способность импровизировать и инициативность;
- развитие нравственно-коммуникативных качеств ребёнка, как умение действовать в коллективе, сопереживать другим, формирование чувства такта и культуры;
- привитие устойчивого познавательного интереса к данному виду искусства;
- знакомство с культурным наследием танцевального искусства.
Вместе с этим, установку на танцевальное творчество даю с самых младших групп, опираясь на опыт современных музыкантов-педагогов, хореографоф, таких как Т.Н. Сауко, А.И.Буренина, Е.В.Горшкова, Т.Суворова, И.Каплунова, И.Новоскольцева, Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина, Е.Железнова и др, которые адаптируют свои методики в области музыкально-ритмического воспитания к детям дошкольного возраста, оставляя возможность для творчества самому педагогу.
Когда детьми усвоены музыкально-двигательные основы, продолжаю развитие их творческих способностей на основе музыкально-игрового и художественно-эстетического творчества и ставлю следующие задачи:
-развивать в детях способность «видеть» музыку, передавая в движении её характер, образ, нюансы;
- совершенствовать пластику и свободу танцевальных движений;
- учить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце, через освоение ими языка выразительных движений танцевальных и пантомимических.
Одним из главных условий развития у детей творчества в танце является их осмысленное отношение к средствам музыкально-двигательной выразительности и овладение языком движений. Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения отдельных движений, но и понимать их значение, семантику, с помощью которых и будут выражать отношение, настроение, связывать их в построения. Поэтому в своей работе практикую разные методы: объединяю выразительный показ «языковых» единиц со словесным объяснением, что даёт наглядный образец исполнения, формирует у детей правильное представление о способе выполнения движения и помогает осмыслить содержание, семантику этих движений, осознать значение движения, обращаю внимание на соотнесение их с музыкой.
Так же применяю образный рассказ и прослушивание музыки, что позволяет детям образно представить ситуацию и проанализировать выразительные особенности музыки, что даёт осмыслить содержание музыкального произведения, развить воображение и побудить к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.
Так как не все дети могут быстро запоминать последовательность движений или перестроений, я применяю наглядные опоры. Это экономит время для дополнительных объяснений, развивает внимание и память. Например, в хороводе каждый куплет соответствует выходу какого-то героя, а дети ещё не запомнили последовательность, тогда я показываю перед окончанием очередного куплета нужную картинку, соответствующую следующему герою и ребёнок быстро реагирует на начало своего выхода. Для перестроений использую карточки, где мальчики изображены, например, синими кружками, а девочки красными треугольниками. Если дети видят, что каждый кружок находится рядом с треугольником и они расположены по кругу, значит надо встать парами по кругу и т д. соответственно пляске.
Само детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.к. придумывание и исполнение движений танца происходит одновременно и может относиться либо к детскому исполнительному творчеству, когда главными становятся индивидуальная манера, выразительность, исполнение музыкально-пластических образов детьми или к детскому композиционному творчеству, когда идёт придумывание новых способов танцевального построения образов[9,58].
В том и другом случае я детям даю творческие задания, в которых они должны импровизировать, сочинять, комбинировать, самостоятельно находить новые решения. Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определённых чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу. Эти творческие задания обязательно выстраиваю от простого к сложному:
1 этап – даю задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности, где создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.
Например, беря в работу музыкальную игру «Дворники и листочки» Т.Суворовой в зимний период, я заменяю слово «листики» на «снег», в результате дворник – воспитатель в соответствующем костюме, в начале игры говорит следующие слова:
Сколько снега налетело,
Я сейчас всё подмету.
Вот возьмусь за дело смело
И порядок наведу!
Соответственно дети – снежинки. Дети знакомы с содержанием игры, где сначала, держа в руках снежинки слушают слова «дворника»; затем на первую часть музыки бегают по залу в свободных направлениях; на вторую часть кружатся, держа снежинки над головой; на третью часть «дворник» сметает снежинки в центр, на повторение первой части, дети со снежинками разлетаются в разные стороны[7,24].
Детям даю первое творческое задание: предлагаю представить, что каждый ребёнок- снежинка и придумать, как может она танцевать. Придумавший движение ребёнок показывает всем и все повторяют за ним под музыку.
2 этап – даю детям задания, которые вызывают целенаправленные действия и поиск решений. Здесь ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и одновременно понимает, что на основе старого можно находить новые комбинации, видоизменять, улучшать ранее сделанное. Ребёнок попадает в атмосферу совместного творчества со взрослым и получает первые представления о том, что общими усилиями можно создать что-то более интересное и от этого испытывать удовольствие и радость.
На этом этапе детям даю новое творческое задание – сначала дети должны придумать своё движение, но что б оно не повторялось. Затем усложнить это движение. Например: « если добавить к Машиному лёгкому бегу, движение Кати – плавный подъём рук, посмотрите, как это будет красиво. А к нему можно добавить и Мишино красивое движение – кружение с поднятыми руками. Попробуйте сами соединить эти движения. А теперь каждый найдите себе пару и протанцуйте это под музыку.» Так создаётся новая композиция под руководством педагога, но чем дальше, тем инициативнее становятся дети. Дальше они, применяя свой опыт, стараются сами создать свой неповторимый танец. Педагог только помогает и объединяет в единое целое. Это и есть третий этап творческих заданий.
3 этап – состоит из самостоятельных действий детей. Они сами обдумывают замысел танца, планируют свои действия по одному, в паре и группой. На этом этапе выявляются способности каждого ребёнка. Он видит, что свои умения и знания может применить в жизни: в играх с друзьями, выступая на праздниках, концертах, досугах, развлечениях и т.д.
Но не все дети имеют одинаково развитые танцевальные способности. Кому-то достаточно на данном этапе музыкальных занятий, предусмотренных программами, используемыми музыкальным руководителем, тех форм работы, которые использует педагог, потому как они и дают мощный толчок для музыкального творчества ребёнку.
Есть дети, у которых потребность в самовыражении в движении под музыку и увлечённость танцевальным искусством довольно высоки. Эта группа детей от 5 до 6-7 лет входит в основной состав танцевального кружка «Сюрприз» детского сада. Эти дети совершенствуют свои знания и умения в разных танцевальных жанрах, приобретают навыки культуры общения, развивают танцевально-творческие способности; учатся выражать в движении характер музыки и её настроение; учатся передавать движением контрасты и оттенки настроений музыки, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, метроритм и т д.). Так же развивают способность передавать пластикой музыкальный образ, используя основные, имитационные, плясовые движения и общеразвивающие упражнения, развивают нравственно-коммуникативные качества личности, приобретают навык концертного выступления[2,16].
Занятия проходят по общепринятой структуре. Подготовительная часть преследует задачи: подготовить организм ребёнка к работе, разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание, где дети выполняют поклон для мальчиков, реверанс для девочек, танцевальные позиции рук и ног, хореографические упражнения, танцевальные шаги. Так же включаю разминку под музыку, где дети перевоплощаются в животных или в сказочных героев под звучание определённой детской песенки или другого музыкального произведения.
В основной части занятия я формирую двигательные умения и навыки, развиваю двигательные способности детей (гибкость, мышечная сила, быстрота движений, ловкость, выносливость и т.д.). Дети получают большой объём знаний, которые развивают творческие способности детей. В этой части занятия идёт работа над танцами разных жанров: народный, бальный, эстрадный детский танец, историко-бытовой.
В заключительной части занятия создаю условия для постепенного снижения нагрузки и переходу к спокойному состоянию детей через упражнения на расслабление мышц, упражнения на дыхание и укрепление осанки, массаж, на эмоциональную разрядку, если требуется[8,24].
В кружковой форме деятельности идёт углублённая работа по музыкально-двигательному творчеству, с музыкальным материалом с перспективой участия в концертах и конкурсах. В начале своей работы, которая приходится на начало учебного года проходит отбор детей по результатам диагностики, по степени увлечённости детей. Т.к. дети приходят ко мне с разных групп, на первых занятиях я ставлю одной из задач – подружить детей, поэтому в начале занятий провожу музыкальные игры, развивающие коммуникативность: А.И.Буренина «Коммуникативные танцы», игра-приветствие «Здравствуй», а в дальнейшем продолжаю работать над сплочением детского танцевального коллектива, работая над воспитанием умения сочувствовать, сопереживать другу, радоваться успеху другого; над воспитанием чувства такта, умения вести себя во вновь созданном детском коллективе, ощущать себя нужным коллективу, уметь оценивать своё творчество и творчество других детей, принимать критику и исправлять ошибки, применяя игры: нацеленные на развитие сотрудничества в группе («Всё меняется», «Кати или кидай», «Что теперь?», «Танец шляпы», «Группа в обручах» Д.Бин, А.Оулдфилд и др); на общение друг с другом и осознание себя в группе («Мне нравится» и т.д.); развитие зрительного контакта («Поймай мой взгляд»); развитие чувства партнёра («Угадай, кто», «Изобразим вместе»); на развитие инициативы («Вертящийся бубен») и др. [1,91]
Исполнение танцев детьми требует особого артистизма. Поэтому включаю в занятия упражнения для образного воплощения и освоения детьми языка выразительности движений: упражнения пантомимического характера, на жесты, пластику. Так же детям очень нравятся задания, когда нужно содержание стихотворения, сказки изобразить жестами[5,12].
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества и на занятиях и в кружковой деятельности самым удачным является сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.
Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться так же, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. Диктуемые сюжетом взаимодействие исполнителей танца, будучи проявлением детского игрового сотворчества, направляет фантазию ребенка, определяет выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка. Таким образом, с детьми были поставлены такие танцы, как «На полянке», «Прятки», «Семечки», «Цирковые собачки», «Чунга-чанга» и другие.
Интересными являются моменты, когда дети сами проявляют инициативу, сами подбирают знакомые полюбившиеся движения для того или иного танца. Так например, познакомив детей с музыкой «Итальянской польки» С.Рахманинова и проанализировав её, детям дала задание, представить, что они мотыльки. В беседе дети рассказали, что это за насекомые, отметили характер их движений – лёгкий, воздушный, летящий и т.д., предложила детям самим разбиться на пары и придумать движения для польки. Одна пара детей предложила, как мальчик будет приглашать девочку на танец, как она примет приглашение и как они поблагодарят друг друга в конце танца. Вторая пара предложила интересный вариант хлопков, ещё одна пара показала боковой галоп с притопом. В результате все дети показали свои движения, в следствии чего и была составлена композиция танца.
Так же, дети проявляли творчество в создании характерных танцев, где благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. Перед разучиванием танцев «Снеговиков», «Матрёшек», «Снежинок», я даю детям задание: показать движения, характеризующие эти образы, настроение, мимику, жесты. Так, при творческом этюде родились танцы из движений, придуманных детьми: «Цыплят». «Цветов», «Кукол».
Отбор музыкального репертуара провожу, учитывая доступность и понятность материала для дошкольного возраста; учитывая художественно-эстетическую и нравственную ценность; яркость и образность, выразительность и привлекательность. Поэтому включаю в репертуар музыку как зарубежных и отечественных, так и современных композиторов, включая классиков и детских авторов, используя разнообразную музыкальную литературу, созданную фонотеку и собственный опыт.
Оригинальные костюмы, развивающие детское воображение, фантазию, придающие образность и яркость выступлениям, способствующие перевоплощению маленьких артистов и вызывающие радость и желание детей участвовать в данном виде деятельности, всегда являются в саду неотъемлемой частью танца.
Таким образом, в МДОУ созданы благоприятные условия для возникновения и развития детского танцевального творчества. Планирование и реализация последовательной систематической работы, постепенное формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе комплекса разных методов и приёмов; учёт музыкальным руководителем индивидуальных и возрастных особенностей детей, сотрудничество с педагогами ДОУ, родителями даёт желаемый результат по достижению главной цели – развитие детского танцевального творчества.
В результате работы у детей развился стойкий интерес к танцевальному творчеству; дети становились более инициативными, уверенными в себе, стали проявлять чувство коллективизма. Научились самостоятельно подбирать движения для передачи музыкального образа, импровизировать и варьировать их по одному и в парах; стали более ритмичными, пластичными, приобрели навык концертного выступления, стали осуществлять творческий подход к музыкально-ритмической деятельности.
Список литературыБин Д. Волшебная дудочка / Д.Бин, А.Оулдфилд, 78развивающих музыкальных игр . –М.:2007.- с.91
Буренина А.И. Ритмическая мозаика / А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике для детей. Издание второе. – Санкт-Петербург, 2000.- с.16
Васильева Е. Танец / Е.Васильева. – М.. 1968.- с.21
Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце //Дошкольное воспитание. -1991.- №12.- с.47
Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. –Москва, 2003. –с.12
Субботина Л. Развитие творчества у детей / Л.Субботина. – Ярославль,1996. –с.47
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей / Т.И. Суворова. Выпуск 4 // Музыкальная палитра.- 2006. –с.24
Фирилева Ж.Е. Са-фи-дансе.Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- Санкт-Петербург.:Детство-пресс, 2001.-с.24
Черемнова Е.Ю. Танцетерапия /Е.Ю.Черемнова. Танцевально- оздоровительные методики для детей.- Ростов -на –Дону. -2008. – с.58

Приложенные файлы


Добавить комментарий