Развитие навыков творческого музицирования младших школьников в инструментальном классе ДШИ


Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская школа искусств»
Работа по теме:
«Развитие навыков музицирования младших школьников в инструментальном классе ДШИ»
Составила преподаватель высшей квалификационной категории Ерофеева Галина Павловна
г. Нарьян-Мар
2011г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………………………. стр. 3
Система работы по развитию навыков творческого музицирования младших школьников класса баяна ДШИ………………………………………………………………………………………………………… стр. 5
Организация и содержание обучения в классе баяна ДШИ……………………………………. стр. 5
Методика обучения учащихся класса баяна игре по слуху, чтению с листа и транспонированию……………………………………………………………………………………………………… стр. 7
Диагностика развития навыков творческого музицирования (игры и транспонирования по слуху, чтение с листа, транспонирования по нотам, импровизации)…………………. стр. 12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………….. стр. 14
Литература…………………………………………………………………………………………………………………… стр. 16
Введение
В последнее время многие музыкальные теоретики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между развитием технических навыков игры на инструменте учащихся ДШИ, с одной стороны, и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности с другой, между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально-теоретических дисциплин.
К числу очевидных просчетов массовой музыкально-педагогической практики следует отнести тот факт, что в учебном обиходе нередко игнорируются такие формы работы как чтение с листа, подбор послуху, импровизация, транспонирование, игра в ансамбле и другие виды творческого музицирования.
Работа в исполнительных классах, как правило, ведется над ограниченным кругом программных музыкальных произведений предназначенных для открытых показов (экзаменов, зачетов, открытых концертных выступлений).
Уровень подготовки выпускников музыкальных учебных заведений показывает, что умея исполнять определенное количество ранее выученных с педагогом пьес, большинство из них оказывается явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению и творческому музицированию.
Локализация в области учебно-образовательных жанров, недооценка роли свободного творческого музицирования оборачивается серьезными потерями по линии общемузыкального развития учащихся.
Структурируя модель учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования, мы отметили важную развивающую функцию и одновременно привлекательность для учащихся видов и форм работы, выступающих под обобщенным названием - творческое музицирование. Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация-все эти виды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, стоящих перед педагогом и учеником в системе дополнительного образования.
Их привлекательность для ученика не в последнюю очередь объясняется тем, что они, как правило, не попадают под жесткие нормативы обязательной академической отчетности, а в большей мере отвечают желаниям и музыкальным потребностям ученика.
Проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности занимались многие педагоги, психологи, практики среди которых А.В. Луначарский, П.П. Блонский, К.Роджерс, П. Эдвардс, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенский, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац, Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик, В.Н. Шацкая и другие.
В своих работах они указывали на значимость развития в детях творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через приобщение к музыкальной деятельности, творческому музицированию: подборе мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.
Многочисленные исследования теоретиков подтверждают, что данные виды музыкальной деятельности имеют все основания трактоваться кК динамичные детерминанты познания музыки, развития художественной фантазии и воображения, активизации творческого потенциала учащихся, чем и обуславливается их приоритетная роль в широкой массовой музыкально – педагогической практике.
Мы убеждены, что последовательное обучение игре по слуху, чтению с листа, транспонированию является прямым путем к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов. Данные навыки необходимы музыкантам, а тем более баянистам для дальней работы с оркестрами, ансамблями и солистами. Именно поэтому это направление работы в обучении юных музыкантов мы считаем важным и актуальным.
Многочисленные методические пособия, учебники, самоучители игры на баяне обширно представляют такие направления работы как обучение нотной грамоте, приемам звукоизвлечения, элементарным игровым навыкам, техническому развитию, в частности работе над гаммами, арпеджио и аккордовыми последовательностями. Что же касается конкретных методических установок по активизации слуха и музыкально- теоретического мышления, развития творческой инициативы и самостоятельности, то они в пособиях чаще всего отсутствуют.
Учитывая это, мы разработали собственную модель начального обучения баянистов, основой которого является развитие навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования, через действенное творческое самовыражение учащихся класса баяна ДШИ.
Эта модель дает нам возможность успешно развивать в детях творческое начало, творческое отношение к музыкальной деятельности и музицированию, что является основой в воспитании юного музыканта не ремесленника, а творца.
В то же время мы рассматриваем работу в данном направлении как составную часть всего учебно – воспитательного процесса обучения в классе баяна, начиная с первых занятий.
Цель данной работы: показать систему работы по формированию навыков творческого музицирования с учащимися младших классов (класс баяна ДШИ).
Задачи:
Изучить психолого – педагогические подходы к данной проблеме педагогов, психологов и музыкальных практиков.
Раскрыть содержание и методику работы по развитию у учащихся младших классов (класс баян) навыков творческого музицирования: игры по слуху, чтения с листа, транспонирования, импровизации.
Показать динамику развития навыков творческого музицирования учащихся (подбор по слуху, чтение нот с листа, транспонирование, импровизация) на начало и конец исследования (2005-2007 учебный год).
Мы предполагаем, что систематическая и последовательная работа по развитию навыков игры по слуху, чтению с листа и транспонирования, через творческое познание, послужит основой для творческого самовыражения детей в импровизации при игре на баяне.
Система работы по развитию навыков творческого музицирования младших школьников, класса баян ДШИ
Организация и содержание обучения в классе баяна ДШИ
Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование приучают ученика осознанно и активно, то есть на основе прочных теоретических знаний и ярких музыкально- слуховых и слухо – двигательных представлений воспринимать и воспроизводить музыку, а так же проявлять творчество и импровизации.
Обучение данным видам музыкальной деятельности проводится нами с учетом уровня развития основных музыкальных способностей учащихся, их индивидуальных особенностей развития.
Составляя индивидуальные задания по каждому виду музицированя, мы учитываем уже имеющийся опыт, знания и умения учащихся, что позволяет наметить пути дальнейшего развития.
Знания полученные детьми на уроках музыкально-теоретического цикла по музыкальной грамоте, теории музыки, музыкальной литературе и сольфеджио учитываются нами при работе с детьми в инструментальном классе.
По нашему убеждению использование межпредметных связей ДШИ является важным условием стимулирования осознанности музыкально-исполнительской т творческой деятельности учащихся.
Обучение детей в классе баяна мы начинаем с формирования методических музыкально-слуховых и соответствующих им двигательных представлений.
Основными направлениями работы с первых уроков в классе баяна мы считаем: выявление у учащихся наличия слуховых представлений, систематизирование и дальнейшее их развитие, налаживание и укрепление слухо-двигательной взаимосвязи.
Подбирая музыкальный материал для работы, мы учитываем теоретическую и практическую подготовку учащихся их музыкальные вкусы, предпочтения.
Лучшим музыкальным материалом для формирования слухо - двигательных представлений в процессе игры по слуху, чтение с листа и транспонирование в начальных классах мы считаем несложные попевки и песенки, предложенные в сборниках «Первые встречи с музыкой! А.Артоболевский, «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, так как они систематизированы и подобраны по степени усложнения ладотональных и фактурных элементов.
Данное усложнение прорабатываемого от урока к уроку материала, развивает и укрепляет зрительно-слуховую и двигательную взаимосвязь, а так же самостоятельность к творческому мышлению.
Главной целью обучения мы считаем развитие слуховой и умственной деятельности учащихся, творческого самовыражения и самостоятельности, при которой ребенок не просто слушает и запоминает, а перерабатывает и осваивает новый материал практически.
Планируя уроки музыки в инструментальном классе, мы стремимся не допускать однообразия и структуры, так как это ведет к быстрому утомлению и потере интереса учащихся к содержанию урока.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик с первых уроков имеет возможность действовать активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера.
Мы убеждены, что только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «создании» музыки пробуждается интерес к искусству и желание его постигать.
Помимо работы над основным материалом на уроке, мы планируем проигрывание ранее усвоенного (по слуху и по нотам) репертуара, знакомство с новым материалом в процессе разбора, чтения с листа, теоретического анализа, транспонирование по слуху и по нотам.
При этом каждое из данных направлений работы включает в себя три последовательных этапа: объяснение нового материала, самостоятельное выполнение задания дома и контроль за качеством его выполнения в классе.
В процессе подготовки к уроку, мы ставим перед собой определенный круг вопросов: какие знания и навыки необходимо сформировать и закрепить у учащихся, какой основной и дополнительный материал можно использовать на уроке, а какой рекомендовать для детей данного класса.
На каждом уроке музыки в инструментальном классе мы стараемся создавать атмосферу доверия, доброжелательности, творческого сотрудничества, побуждать детей высказывать свои мысли, чувства, раскрывать себя в различных видах музыкальной деятельности.
Мы считаем, что интерес в обучении неразрывно связанный с чувством радости и удовольствия, которое доставляет ребенку четко организованный процесс постижения нового, возможность творческой самореализации в игре на музыкальном инструменте являются основой музыкального развития младших школьников в целом.
Важно поддержать ребенка при любом проявлении творчества, помочь ему укрепиться в мысли, что он может творить и его творчество будет воспринятым и понятым.
Это, по нашему убеждению является важнейшим условием в развитии музыкального творчества учащихся. Свободное и творческое комбинирование составных частей в единый урок музыки, дает нам возможность вносит в него любые контрасты, необходимые для поддержания интереса учащихся, создания атмосферы творческой заинтересованности.
Подготовка к уроку является для нас своеобразным творческим процессом, где объединение всех структурных компонентов направленно на творческую самореализацию каждого ученика в отдельности, что является залогом в решении одной из важнейших задач творческого развития учащихся.
Мы считаем, что только самостоятельное творчество детей на уроке может разбудить их дремлющие способности.
Много внимания на самом первом этапе обучения в классе баяна мы уделяем подбору мелодии и транспонированию по слуху, музыкальным импровизациям, развивающим творческую активность в ребенке.
Мы убеждены, что эффективность обучения в инструментальном классе ДШИ во многом зависит от того, насколько широко охватываются и прочно взаимодействуют между собой различные виды учебно-воспитательной работы, обучение, воспитание, самостоятельное творчество детей.
Опыт работы показывает, что игра по слуху, чтение с листа и транспонирование способствует развитию музыкальных способностей, инициативы и творческой самостоятельности учащихся, воспитывают необходимые навыки, активизируют теоретические знания и помогают применять их на практике и чем раньше ребенок станет приобретать эти навык, тем интенсивнее и целенаправленнее будет осуществляться его музыкальное развитие.
Методика обучения учащихся класса баяна игре по слуху, чтению с листа и транспонированию
Анализируя психолого - педагогическую литературу по вопросу формирования навыков творческого музицирования мы отметили, что многие представители музыкальной педагогики и психологии (Б.М. Теплов, Л.А. Баренбойм, А.П.Щапов и другие) обращают внимание на важность формирования музыкально-слуховых представлений музыкального слуха.
Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявления слуховых способностей. Такой способностью является подбирание и транспонирование, которое только и способно наладить связь между слухом и ориентировкой на клавиатуре.
Обучение детей в классе баяна на первоначальном этапе определяется нами как «донотный период» в течении которого, мелодии и пьесы разучиваются с учащимися не по нотам, а по слуху.
Развивая навыки игры по слуху, мы предлагаем детям с первых уроков подбирать простые мелодии в заданной тональности «от заданного звука), после подбирать музыку в новой тональности, то есть в виде транспонирования.
В процессе подбора и транспонирования по слуху мы акцентируем внимание на развитии музыкальной памяти учащихся, слухо-двигательной взаимосвязи, учим детей различать ритм, лад, тональность, интервалы и аккорды, закономерности развития мелодии и гармонии.
Художественное воспроизведение на инструменте по слуху даже простейшей мелодии требует наличия у ученика ее слухового представления и соответствующих навыков игры на инструменте. Практика показывает, что если у учащегося развиты слуховые представления мелодии, то не смотря на отсутствие навыков, он при желании сможет подобрать ее на инструменте.
Поэтому первоначальной задачей мы считаем содействие развитию и укреплению слуховых представлений учащихся с постепенным приобретением технических навыков игры.
Первые уроки мы посвящаем детальному знакомству с музыкальными данными учащихся поступивших в классе баяна -слухом и чувством ритма, обращая особое внимание на умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал. Для этого мы проигрываем на инструменте отдельные звуки, мелодические интервалы или небольшие попевки и предлагаем учащемуся запомнить и воспроизвести голосом без поддержки инструмента. Задания даются поочередно, отдельные звуки или интервалы предлагается пропеть на гласном звуке, попевки – со словами.
Мы убеждены, что представление о характере мелодии необходимо воспитывать у детей еще до подбора ее на инструменте, поэтому особое внимание мы уделяем развитию у начинающих музыкантов эмоциональной отзывчивости на музыку, умения мыслить музыкальными образами.
Уже с первых уроков мы учим детей различать и сравнивать темп, штрихи, разновидность лада музыки, подбирая для этого простой и доступный музыкальный материал, в виде детских попевок и простых песенок.
По мере накопления музыкального тезуариса, уже после нескольких уроков у детей обнаруживается «индивидуальный запас» музыкально – слуховых представлений, что позволяет нам подводить их к самостоятельному подбору мелодий на инструменте.
Поскольку в этот период учащиеся еще не владеют навыками игры на баяне, мы предлагаем им подбирать мелодию на фортепиано, правильно находя нужные звуки. Основным критерием оценки слуховых и ритмических представлений в данный период является точность воспроизведения мелодии, а критерием оценки музыкальной памяти – быстрота и прочность запоминания.
Если учащийся не может точно напеть услышанную мелодию, то развитие слуховых представлений мы начинаем с транспонирования простейших мелодических сочетаний, после проигрывания которых детям предлагается подбирать их от разных клавиш.
Одновременно с пением и транспонированием на фортепиано простейших мелодий и звукосочетаний, мы осуществляем обучение детей первичным навыкам игры на баяне. Для этого проводим игровое упражнение «Зеркало», суть которого заключается в точном нахождении заданного звука на клавишах баяна. Для этого ученик с баяном садится напротив педагога с инструментом. После кратких объяснений постановочных положений и приемов звукоизвлечения, мы исполняем на правой клавиатуре отдельные звуки, после чего предлагаем учащемуся, не глядя на клавиши своего инструмента, найти и исполнить заданный звук.
После освоения данного навыка, мы усложняем задание, меняя регистры (средний, нижний, верхний), длительность звучания (короткий, длинный), после вводим счет при выдерживании длительности. В процессе исполнения отдельных звуков со счетом, мы знакомим детей с записью длительностей звуков., что является началом усвоения нотной грамоты.
Научившись правильно находить и исполнять отдельные звуки, учащиеся приступают к разучиванию простых мелодий. При этом мы обращаем внимание на то, чтобы учащийся находил необходимые звуковые сочетания на слух, не глядя на клавиатуру.
Обучая транспонированию по слуху, в «донотный период» мы не объясняем учащемуся, что такое тональность, а указываем клавиши, от которых необходимо подобрать заданную мелодию. Для этого детям предлагаются разученные в первоначальной тональности мелодии в классе, транспонировать дома и исполнить на следующем уроке свободно и выразительно.
Работая над развитием ритмического чувства и навыком целостного « схватывания» нотного текста на основе записи длительностей усвоенных по слуху мелодий мы знакомим учащихся с простейшими ритмическими фигурациями, которые записываем в виде определенных схем.
В процессе подбора мелодии в классе и последующего их транспонирования дома учащиеся усваивают простейшие позиции правой руки и начальные приемы звукоизвлечения. Одновременно с дальнейшим подбором и транспонированием новых мелодий учащиеся на основе хорошо усвоенного по слуху материала овладевают элементарными навыками игры левой рукой, а затем и двумя руками.
С началом игры по нотам, для стимулирования интереса детей к творческому музицированию, мы подбираем музыкальный материал с учетом их пожеланий. Главным критерием отбора является доступность мелодии в техническом отношении, сочетание элементов нового с хорошо знакомым.
С окончанием «донотного» периода обучения меняется и структура уроков в классе баяна. Вместо целого урока, посвященного игре и транспонированию по слуху, данным видам деятельности теперь мы отводим 10-15 минут. Остальное время урока мы используем для работы над нотным текстом, обучению чтения с листа и транспонированию по нотам, работаем над художественным и техническим исполнением музыкальной пьесы.
На протяжении всего обучения мы стараемся привить учащимся потребность в игре по слуху, так как данный навык не заменим для игры в художественной самодеятельности, в школе и домашнем музицировании.
Работа по развитию слухо-двигательных представлений переходя из «донотного» периода, в период игры по нотам требует от учеников решения более сложных задач – самостоятельного подбора аккомпанемента к мелодии. Обучение детей данным умениям мы осуществляем на основе ранее освоенного музыкального материала, строящегося на трех-пяти звуках.
Первое знакомство с нотами мы проводим в определенной последовательности. На начальном этапе используем цвет как символ конкретной ноты, далее знакомим детей с размещением цветной ноты на нотоносце. После усвоения полученных знаний постепенно переходим к черной ноте с цветным штилем, учим детей сольфеджировать черные ноты на крупном нотоносце. Далее обучаем эскизному чтению нот с листа в ансамбле с педагогом, умению складывать из отдельных нот фразы и предложения, самостоятельно читать с листа несложные мелодии.
С началом игры по нотам процесс простейшего аккомпанемента постепенно приобретает все более осознанный характер. Для подбора аккомпанемента вначале обучения мы используем мелодии, строящиеся из звуков трезвучий основных ступеней лада, позже-мелодии, включающие в себя неаккордовые звуки проходящие или вспомогательные.
Обучение детей игре по нотам осуществляется нами в виде разбора и чтения с листа. В процессе разбора мы отрабатываем с учащимися каждый элемент детального текста в замедленном темпе с остановками, если это необходимо и поправками, для дальнейшего музыкального воспроизведения по нотам.
Обучение чтению с листа мы начинаем с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху простого музыкального материала, состоящего из трех нижних звуков мажорного лада с простейшим аккомпанементом.
В процессе зрительного анализа мы учим детей представлять звучание нотного текста как бы «внутри себя», при этом называть звуки, длительности, фиксировать знакомые по слуху мелодические и ритмические особенности, осознавать детали музыкальной речи, определять смену движения меха и аппликатуру.
Далее ученику предлагается проиграть пьесу с листа. После проигрывания с листа в классе, детям дается задание – транспонировать данную мелодию дома и исполнить на следующем уроке.
В процессе чтения музыкального материала с листа и последующего транспонирования , мы учим учащихся усваивать основные элементы музыкальной речи – длительности, размеры, штрихи, паузы.
Учитывая, что не только слуховое, но и зрительное восприятие той или иной тональности способствует формированию и развитию соответствующих тональных ощущений и представлений, мы с первых же занятий для чтения с листа используем широкий круг тональностей.
Усвоение учащимися тональностей мы проводим в три этапа:
Проигрывание в классе мелодии с листа в одной заданной тональности (до мажор);
Транспонирование дома этой же мелодии в новую тональность (соль мажор);
Запись и анализ на уроке мелодии транспонированной дома (в соль мажоре);
Прочтение с листа в тональности соль мажор новой мелодии и транспонирование ее дома в новую тональность (фа мажор) и т.д.
Проводя детальный анализ, мы учим детей осмысленно определять размер, лад, тональность, составные части мелодии (предложения, фразы, мотивы), устойчивые и не устойчивые звуки, динамику, фиксировать в музыкальных построениях мелодическую и ритмическую повторность (чередование басов и аккордов), проектировать движения и аппликатуру.
В процессе усвоения данных навыков мы подбираем для работы более сложный музыкальный репертуар, который позволяет подводить детей к пониманию более сложного ритмического и гармонического своеобразия музыки.
На данном этапе работы мы учим детей фиксировать мелодию не отдельными звуками, а законченными построениями, зрительно ощущать и внутренне чувствовать более или менее законченную музыкальную мысль.
Для того чтобы освоение структуры музыкальных построений проходило легче, нами используются песенные мелодии, в которых фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными фразами.
В процессе работы с учащимися младших классов по обучению чтения с листа, мы пришли к выводу, что анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой данного вида деятельности. Он активизирует музыкально – теоретическое мышление, приобщает баянистов к самостоятельному определению смены движения меха и аппликатуры, заставляет заново осознавать сведения из музыкальной грамоты, элементарной теории музыки.
Практика показывает, что когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании ученика, звуковысотные соотношения исполняются им значительно успешнее.
Развитие на данном этапе обучения слухо-двигательного представления и зрительно-слухового восприятия звуковых сочетаний определенного лада, позволяет нам перейти ко второй фазе обучения учащихся – транспонированию по нотам.
Для этого младшие школьники должны усвоить следующие правила:
При транспонировнии изменяется тональность воспроизведения, а каждой тональности соответствуют конкретные ключевые знаки;
При любом транспонировании лад остается неизменным, а изменяется только его высотное положение;
Аппликатура левой руки на клавиатуре баяна в любой тональности остается неизменной, правой – при транспонировании на полтора, три и четыре с половиной тона сохраняется, при другом транспонировании изменяется.
Процессы транспонировании по нотам на начальном этапе обучения осуществляются нами на знакомом музыкальном материале, при уже имеющихся более или менее определенных слуховых представлениях нотного текста.
Уже с первых шагов обучения транспонированию по нотам мы фактически переходим к транспонированию с листа, то есть исполнению музыкального материала с листа непосредственно в новой тональности.
На начальном этапе обучения мы учим младших школьников пошаговому алгоритму транспонированию по нотам в следующей последовательности:
Записать гамму в первоначальной и новой тональности, под звуками гаммы выставить цифровые обозначения ступеней, выделить опорные звуки лада;
Путем сравнивания гамм определить звуки мелодии, необходимые для ее воспроизведения в новой тональности;
Назвать звуки мелодии в новой тональности, а после просольфеджировать;
Мысленно наметить двигательную проекцию исполнения музыкального материала в новой тональности – определить примерную позицию рук и пальцев, аппликатуру;
После проигрывания педагогом ( а в последующем самостоятельно) в новой тональности гаммы и тонического трезвучия, проиграть данную мелодию согласно транспонированию.
После усвоения данного алгоритма транспонирования учащиеся постепенно переходят к мысленному анализу мелодии по выше представленной схеме и последующему самостоятельному транспонированию по нотам.
Полученные знания и навыки подбора мелодии по слуху, игры и транспонированию по нотам, учащиеся класса баяна ДШИ успешно применяют при исполнении музыкальных импровизаций, игре в ансамблях.
Обучая детей азам импровизации, мы решаем две взаимосвязанные задачи: выработку интонационного и ладового слуха и развитие творческой фантазии.
На первых этапах обучения мы предлагаем детям продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Детям предлагается из определенного «зернышка-интонации» вырастить законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации.
В последующем детям предлагается исполнить импровизацию мелодии с выходом за пределы привычного мажорно-минорного лада, когда мелодия может уходить во всевозможные, незавершенные интонации.
Обучая основам импровизации, на начальном этапе мы проводим с учащимися беседы о выразительно – изобразительной окраске различных интонаций, отображающих характер музыкальных произведений. После усвоения данных понятий учащимся предлагается попробовать самостоятельно поимпровизировать на заданную им интонацию. Мы побуждаем детей в импровизации «выплескивать» свое эмоциональное состояние, субъективно проживать свое настроение в музыке, а не выполнять техническое задание учителя.
«Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка», писал в своих трудах А.И. Астахов
Предлагая детям выполнить различные импровизации, среди которых ритмические, и связанные с исполнением (изменением темпа, характера, динамики) мы учим их самостоятельности в творческом самовыражении, поощряем любые проявления музыкального воображения и фантазии.
Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое интонация и как из нее «выращивается» мелодия является основой творческого музицирования.
Практикой доказано, что постепенно накапливая навыки творческого музицирования (игры и транспонирования по слуху и по нотам), самостоятельно импровизируя, и самовыражаясь в игре на музыкальном инструменте, ребенок внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях, стремиться к созданию чего-то нового, пусть пока еще не совсем совершенного, но созданного им самим. И наша задача помочь ребенку в этом не легком деле, поддержать его, научить и по достоинству оценить его творчество.
Диагностика развития навыков творческого музицирования (игры и транспонирования по слуху, чтения с листа, транспонирования по нотам, импровизации)
Педагогически компетентный подход к формированию навыков творческого музицирования требует от педагога необходимой объективной информации о предпосылках, ходе и результатах развития в процессе обучения каждого ребенка.
Для этого на начальном этапе обучения нами была проведена вводная диагностика вновь поступивших в классе баяна учащихся. Внимание при проведении исследования обращалось на уровень развития музыкального слуха, ритмического чувства и музыкальной памяти.
Исследование с данными детьми проводилось по трем направлениям: подбор мелодии по слуху, транспонирование по слуху и музыкальная импровизация. Детям предлагалось послушать простую попевку, построенную на 2-3 звуках, после чего пропеть ее и подобрать на пианино. Далее им предлагалось подобрать эту же попевку, но от другой клавиши, выполнить задание на импровизацию.
При исполнении импровизации детям давалось игровое задание: «Я начну мелодию, а ты закончи». При этом отмечалось умение детей продолжить начатую педагогом мелодию голосом, а после на пианино и заканчивая ее на устойчивом звуке – тонике.
Результаты выполнения задания оценивались нами по трех бальной системе: 3 балла (высокий уровень)-ребенок справился с заданием самостоятельно, 2 балла (средний уровень)-при незначительной помощи педагога, 1 балл (низкий уровень)-не смог выполнить задание.
Данные заносились в диагностическую таблицу и анализировались, после чего намечался план работы по развитию музыкально-слуховых и двигательных представлений учащихся.
В процессе систематической и планомерной работы по развитию навыков творческого музицирования нами была проведена промежуточная диагностика, где исследовался уровень развития навыков игры по слуху, транспонирования по слуху, чтения с листа, танспонирования по нотам и музыкальная импровизация.
Так как дети перешли с «донотного» этапа обучения на собственно нотный, нами были введены дополнительно два критерия: чтение с листа и транспонирование по нотам.
Как и при вводной диагностике, детям предлагается выполнить ряд заданий: подобрать несложную мелодию по слуху, транспонировать ее по слуху, сыграть несложную мелодию с листа, транспонировать ее по нотам, выполнить музыкальную импровизацию от заданного звука завершив ее на тонике.
Оценки выполнения заданий, так же как и при вводной диагностике выставлялись в соответствующие таблицы, после чего изучались и сравнивались.
Полученные данные использовались нами для координации учебно-воспитательной работы с учащимися данного класса.
В конце 2007 года нами была проведена итоговая диагностика исследования уровня развития навыков творческого музицирования.
Исследование проводилось по тому же алгоритму, что и предыдущие диагностики, но с незначительным усложнение заданий. Ученикам предлагалось подобрать и транспонировать мелодию по слуху с несложным аккомпанементом, прочитать незнакомую мелодию построенную на 5 звуках с листа, транспонировать ее по нотам, выполнить импровизацию на заданную интонацию.
Результаты выполнения заданий заносились в диагностическую таблицу, изучались и сравнивались.
По результатам вводной, промежуточной и итоговой диагностики нами была составлена сводная таблица динамики формирования навыков творческого музицирования, сделаны выводы о проделанной работе.
Анализируя и сравнивая результаты диагностики нами была отмечена значительная динамика развития навыков творческого музицирования, отмечено, что большая часть детей, не смотря на усложнение заданий справилась с ними самостоятельно, проявляя при этом интерес к творческой импровизации и транспонированию.
Заключение
В музыкальную школу приходят дети разных способностей, темперамента, интеллекта. У большинства из них одно желание-научиться играть на инструменте. И во многих школах, как правило, детей обучают путем постоянной тренировки и отработки технических навыков игры на инструменте, о есть натаскиванием. Но музыке по принуждению научить нельзя.
В своем стремлении изменить и кардинально улучшить стиль и результаты своей работы, мы обратились к психолого-педагогической литературе и в трудах выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов, нашли ответы на волнующие нас вопросы.
Из прочитанного нами был сделан вывод – необходимо сделать обучение развивающим, вовлекающим ученика в процесс творческого музицирования, ученик должен стать субъектом учебно-воспитательного процесса.
Для этого приоритетной целью обучения игры на инструменте мы определили развитие музыкально-слуховых и двигательных взаимосвязей путем творческого самовыражения ребенка, воспитания в детях творческого начала, интереса и желания заниматься музыкой.
Нами была продумана система обучения детей поступивших в первый класс по специальности баян.
На первый план мы вывили комплекс приемов и средств обучения, общим знаменателем которого послужило творческое музицирование в единстве его составляющих: игры по слуху, чтения с листа, транспонирования по слуху и по нотам, а так же музыкальной импровизации.
Исследовательская работа по развитию навыков творческого музицирования, проводимая нами в классе баяна, показала свою результативность.
Так на начало исследования дети показали следующие результаты: подбор по слуху, при помощи педагога выполнили 40% учащихся, не справились 60%, танспонирование по слуху- самостоятельно не справился один ученик, музыкальная импровизация 20% детей выполнили задание при помощи педагога, остальные не справились с заданием.
Данные вводной диагностики свидетельствуют о том, что у детей поступивших в класс баяна на данном этапе развития не достаточно сформированы музыкально- слуховые представления, на что и было акцентировано внимание при дальнейшем планировании работы.
Систематическая диагностика показала значительный рост по всем показателям, хотя задания детям давались с усложнением, с учетом полученных знаний и умений: подбор по слуху- самостоятельно выполнили 40% учащихся, с помощью педагога 60%, танспонирование по слуху- самостоятельно 20%, при помощи педагога 80%, музыкальная импровизация- высокий уровень показали 60% учащихся, средний 40%.
Исследование навыка чтения с листа и транспонирования по нотам показало, что при незначительной помощи педагога выполнили задание- 80% учащихся.
Дальнейшую работу по формированию навыков творческого музицирования младших школьников мы планировали и проводили с учетом результатов промежуточной диагностики. Не обходя вниманием другие виды музыкальной деятельности, акцент был сделан на развитии навыков чтения с листа и транспонирования по нотам.
При итоговой диагностике в подборе по слуху: высокий уровень показали- 80% учащихся, средний уровень-20%; транспонирование по слуху: высокий уровень-80%, средний-20%; чтение с листа- высокий уровень- 60%, средний-40%; транспонирование по нотам: высокий уровень-60%, средний-40% и музыкальной импровизации- высокий уровень показали 100% учащихся.
Просматривая динамику развития навыков творческого музицирования на начало и конец исследования, нами отмечен значительный рост по всем показателям.
Система работы по развитию навыков творческого музицирования, основой которого является развитие музыкального слуха, слухо- зрительных и двигательных координаций в единстве с развитием навыков игры на инструменте показала свою результативность.
Дети свободно и самостоятельно оперировали необходимыми музыкальными понятиями, проявляя творческое начало в выполнении заданий.
Обучение детей музыкальному исполнительству, через творческое самовыражение в подборе по слуху, транспонированию, импровизации послужило развитию в детях уверенности в собственных знаниях и умениях, самостоятельности и творческого подхода к любому виду музыкальной деятельности, развитию музыкального мышления и воображения.
Поставленные нами цель и задачи на начало исследования успешно решены. Предположение о том, что систематическая и последовательная работа по развитию навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонированию, через творческое познание, послужит основой для творческого самовыражения учащихся в игре на баяне подтвердилась.
Опыт работы показал, что приобретая навыки творческого музицирования, ученик постигает музыку как бы «изнутри», через собственный исполнительский опыт, не только слушая, но и воссоздавая музыкальные произведения в новом звучании, проявляя при этом творческую фантазию и вдохновение.
Коллектив ДШИ принял решение о продолжении начатой работы по развитию навыков творческого музицирования учащихся в последующих классах по специальности-баян.
Список литературы:
Агажанов А.П. воспитание музыкального слуха. Музыка, 1985 г.
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыков у детей. Питер, 1999г.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Москва, 1973г.
Ветлугина Н.А. Об изучении уровня музыкального развития детей. Просвещение, 1972г.
Майкапар С.М. Музыкальный слух. Москва, 1972 г.
Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. Москва, 1981 г.
Шахов Г. Транспонирование на баяне. Москва, 1974 г.
Яворский Б.Л. Психология художественного восприятия, Москва, 1984г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. 1985г.
Патрушин В.И. Музыкальная психология. Москва, 1997г.


Приложенные файлы


Добавить комментарий