Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского Картинки с выставки

ГБОУ детский сад №2643

Конспект интегрированного музыкального занятия
Музыкально-театрализованное представление сюиты Модеста Мусоргского
«Картинки с выставки»


Подготовила и провела: музыкальный руководитель
Тетерина Ирина Николаевна

Программа:
1. Вступительное слово музыкального руководителя Тетериной И.Н.: «М. Мусоргский - композитор и пианист».
2. История создания сюиты «Картинки с выставки».
3. Прослушивание и просмотр хореографических постановок пьес сюиты: «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», Избушка на курьих ножках. Баба-яга», «Богатырские ворота».
4. Изобразительное творчество детей по мотивам прослушанных пьес сюиты М.Мусоргского.


Цели: познакомить детей с биографией и творчеством М.Мусоргского, В.А.Гартмана; приобщить детей к прослушиванию фортепианной музыки; расширить интерес и знания детей формы построения сюиты; расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке и изобразительном творчестве; развивать интерес детей к образно-танцевальному творчеству, развивать эмоционально - образное восприятие музыкального произведения опираясь на знания музыкальной выразительности: динамика ( тихо - громко), скорость ( медленно - быстро), ритма (марш-песня-пляска), диапазон звучания( высокие – низкие ноты); учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, учиться анализировать услышанную музыку; уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку); воспитывать интерес и любовь к родной природе; способствовать восприятию красивого в природе, в стихах, в произведениях художников.


Оборудование: на фланелеграфе представлены картины с изображением
портретов М.Мусоргского и В.Гартмана, картины В.Гартмана, Натальи
Туровой, светооформление во время прослушивания, краски и альбом
Для заключительного этапа, костюмы героев пьес ««Балет
невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках. Баба-яга».


Ход мероприятия
I. Основная часть
1. Вступительное слово муз. рук - ля Тетериной И.Н.
Биография и творчество Модеста Мусоргского.

Музыкальный руководитель. Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор - родился в 1839 году в Псковской губернии. В возрасте шести лет начал заниматься игрой на фортепиано под руководством своей матери. К этому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации, навеянные сказками няни.
Окончив Петропавловскую школу в Петербурге, от прапорщика дослужился до офицера Преображенского полка, вышел в отставку, где и всецело занялся музыкой.
В своём творчестве изображал и передавал прежде всего народные образы, исторически – народный быт и сюжеты. Модест Петрович Мусоргский является автором пяти опер (среди них «Борис Годунов», «Хованщина»), сочинений для оркестра, хоровой музыки, песен и произведений для фортепиано.

2. История создания сюиты для фортепиано «Картинки с выставки».
Музыкальный руководитель. Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга - художника Виктора Карловича Гартмана.

Гартман был человеком живым, увлекающимся, c богатой фантазией и воображением.
Выставка друга Мусоргскому настолько понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки».
Цикл состоит из десяти характерных пьес, объединенных связками - интермедиями
(«прогулками», как назвал их Мусоргский). Сюжеты пьес разнообразны и
характерны: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» - сказочные
картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в
Лиможе» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические. Финальная
пьеса «Богатырские ворота в Киеве» - музыкальная картина древнерусской
жизни. Цикл «Картинки с выставки» - новое оригинальное явление в мировой
фортепианной литературе, новый тип программной сюиты.

3. Прослушивание и просмотр хореографических постановок пьес сюиты: «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», Избушка на курьих ножках. Баба-яга», «Богатырские ворота».
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте представим , что мы с вами находимся на выставке В.Гартмана.
Дети, все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас...
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.


Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня
встретимся .
Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы?
Дети:(Ответы детей)



Музыкальный руководитель: в прошлом году мы с вами пели песню Струве «Веселый колпачок». Давайте вспомним образ и настроение гномика из этой песни.
Дети:.(Ответы детей)
В нашей песне крошечный сказочный человечек веселый, добрый, но иногда настроение у него портится. Герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.
Послушайте эту пьесу и подумайте :какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?
(Звучит «Гном» П.Мусоргского).
Дети:..(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

Дети:..(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется?

Дети:..(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе «ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нота: остановка.

Но вот снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немного медленнее и тише - словно гном засомневался, заосторожничал, прислушался к чему-то...К чему может прислушиваться гном в лесу?
Дети:..(Ответы детей)
В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.
Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома.
Давайте послушаем это произведение ещё раз и посмотрим картину Натальи Туровской .

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами все же находимся на выставке.
Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себяпроходящим от одной картинки к другой.
Как он это сделал? А вот как.
Прежде чем начать «показывать» картинки, композитор сочинил небольшое вступление, которое назвал «Прогулка».
Звучит небольшое вступление, которое назвал «Прогулка».
Музыкальный руководитель: Теперь мы с вами подходим к следующей картине, которая называется «Балет невылупившихся птенцов». Ребята, какими вы себе представляете невылупившихся цыплят.
Дети:.(ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ой, какие же они потешные! Как смешно потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками. Здесь почти вся музыка наполнена ими. Все время они звучат остренькие и будто дрожащие нотки. Понемножку, постепенно учатся прыгать и взмахивать крылышками маленькие, еще не до конца вылупившиеся птенчики.

Давайте послушаем и посмотрим исполнение танца ребят старшей группы. Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов».


Музыкальны руководитель: От одной картины к другой ведет нас композитор, сам с нами ходит по выставке.
Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика Баба-яга. Это «Избушка на курьих ножках». Какие сказки вы знаете с бабой- Ягой ?
Дети:(ответы детей)
Музыкальный руководитель: на фоне пьесы «Избушка на курьих ножках» звучат стихи:

На курьих ножках чудная избушка.
В лесу дремучем спрятана от всех.
Яга живет в ней - вредная старушка.
Не нравятся ей шум и громкий смех.

Сова хохочет, воют ночью волки.
Ломает ветки, проходя, медведь.
Боятся звери бабиной метелки.
Поменьше, все, стараются шуметь.

Яга ногами топает от злости.
Кричит, что надоели ей прыжки
И, что болят от сильной тряски кости.
Звенят на полках миски и горшки.


В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. В музыке чувствуются мощь, размах.

Ребята, какой характер и движения вы рисуете себе ?
Дети:.(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод в более камерном звучании наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшебства. И снова стремительный полет.
Давайте послушаем и посмотрим образ Бабы-Яги.

Музыкальный руководитель: Но теперь это уже музыка еще одной, последней, картины «Богатырские ворота в Киеве». Тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на эскизе Гартмана.
Ребята, внимательно послушайте регистры и какие инструменты они по звучанию напоминают.
Дети:.(ответы детей)

II. Заключительная часть.
Изобразительное творчество детей по пьесам сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами послушали пьесы фортепианного цикла «Картины с выставки». Скажите, пожалуйста, сколько пьес в цикле?
Дети:.(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Какие картины выставки В.Гартмана вам больше всего запомнились?
Дети:.(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Ребята, теперь мы отправляемся в группу, где вы красками передадите свои ощущения и картины во время прослушивания и просмотра музыки Модеста Петровича Мусоргского.
Дети отправляются в группы














15

Приложенные файлы


Добавить комментарий