справочник для подготовки к ГИА

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени»
      Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века  временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени»  это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
Противоречивость  главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.
4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».
5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
      В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:
1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
23-й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.
4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.
      Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.
УРОК . «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
      На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.
      Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч,  отвечал он,  у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
      Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 12-й глав подчеркивают его положительные качества?
      Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
УРОКИ . «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера
      На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.
      Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
      Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
      Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Докажите, что глава «Фаталист»  это философское произведение.
      Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь  расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.
УРОК . «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа
      В центре урока  раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.
1-я группа. Печорин и Максим Максимыч
Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
2-я группа. Печорин и Грушницкий
Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
Какова композиционная роль образа Грушницкого?
3-я группа. Печорин и Вернер
Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
4-я группа. Печорин и Вулич
Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?
      Мужские образы романа  двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
УРОК  «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина
      Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
      Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
1-я группа. Печорин и Бэла
Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
      2-я группа. Печорин и девушка-ундина
Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
Какова композиционная роль ее образа?
3-я группа. Печорин и Мери
Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
Каков композиционный смысл образа Мери?
4-я группа. Печорин и Вера
Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
      Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
      Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
 

УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Литературная критика об образе Печорина
      На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.
      Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума  это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Жизнь Печорина  это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина  свобода, переходящая в индивидуализм.
Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
«Герой нашего времени»  социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
УРОКИ 3536. Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий