Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны
тема: « Развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства»


Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В.Сухомлинский.

Вы замечали, что при слове «театр» у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то в даль Не правда ли, есть что-то волшебное в этом слове?
Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большое впечатление, если их не рассказывать, а показывать – разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а так же здание, где демонстрируется это искусство. Оттуда, из Древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, оттуда пошло и название Театр, что по-гречески звучит как «театрон», в переводе на русский – место для зрелища.
Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу – вот его первоначальные проявления и обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, стремились таким образом подчинить их своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драматического действия, ряженье, диалог. Основной особенностью таких представлений было то, что в них включались разнообразные выступления – от комических сценок до шуточного разговора со зрителями. Представления давались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей, в них обязательно участвовал затейник – скоморох. В XVII веке в России появляется еще один вид народного театра – кукольный. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии – веселый и хитрый человек, лукавый и насмешливый Петрушка:
Эй, мальчишка из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я – Петрушка!..
Остер колпачок,
Еще острей язычок.
Так появились разные виды театра: площадный театр, скоморохи, кукольный театр. Разные по жанру опера, балет, оперетта, театр пантомимы, драматический.
Какой же «театр» должен быть в детском саду? Ведь здесь дети, которые еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже наша задача – что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познаний.
С моей точки зрения театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Я считаю, таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающие формирования выразительность речи, интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания. Она так же является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки. «Чтобы веселиться чужим весельем, сочувствовать чужому горю, нужно перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» – Б.М.Теплов. А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате, ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б.Кабалевский так писал о значении театрального искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес». Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений. Занятия с детьми театрализованной деятельностью делают их жизнь интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально. Театр дает возможность выявить и развить в детях то, что заложено природой.
Цель занятий с детьми театрализованной деятельностью – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Работу над развитием творческих способностей детей средствами театрального искусства, я начала в 2001 году, взяв за основу программу «Театр – творчество – дети», авторы Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 году Государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Изучив программу Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович, разработала и внедрила в свою систему работы по теме: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
В работе с детьми по данной теме я наметила основные задачи:
Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр)
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Наблюдая за детьми ясельной группы в адаптационный период, я убедилась, какие они разные: смелые, стеснительные, капризные, веселые, общительные, замкнутые . Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживают отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь приходит игрушка. Я решила, что в адаптационный период мне поможет сгладить переживания детей кукольный театр. Я сделала театральную куклу-Петрушку своим помощником в работе с детьми. И действительно, кукла помогла мне установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок, особенно малыш быстрее идет на контакт, чем со взрослыми. Когда Петрушка разговаривает с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. Дети, которые избегают прикосновений скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой (зверюшкой, клоуном), чем со взрослыми. Затем Петрушка предлагает детям поиграть с ним. Дети с удовольствием с ним играют, забывают о своих комплексах. В знакомстве с куклой-Петрушкой я не использую ширму специально, чтобы дети видели мои руки, действия с куклами, и поэтому кукла могла присутствовать с детьми в любом уголке группы. Я заметила, что дети охотно отвечают на вопросы, просьбы, задаваемые куклой. Постепенно они становятся раскрепощенней, смелее. Я наблюдаю, как свободно малыш вступает в общение через игровой персонаж, он проявляет добрые чувства по отношению к игрушкам (приласкать зайчика, накормить куклу), участвует в разрешении проблемно-игровых ситуаций («Наш зайчик заболел»; «Мишутка потерял свои сапожки»; «У меня нет домика»)
Постепенно я меняю персонажей, вношу различных героев. Они присутствуют на занятии в режимных моментах, проговаривая различные стишки, потешки, напевая песенки. Таким образом, дети привыкают к театральным куклам, многие дети становятся жизнерадостнее, бодрее, увереннее в себе, проявляя дружеское отношение к сверстникам и взрослым. Малыши охотнее читают знакомые стихи, поют песенки для куклы, зверюшки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение, развивает память, интерес к окружающему.
Ведь именно малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому мне необходимо иметь в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия детей включать их в повседневный разговор с детьми.
Я считаю, что правильно подобранная потешка помогает не только установить контакт с ребенком, но и воспитывает положительное отношение к режимным моментам: умыванию («Водичка, водичка»), приему пищи («Умница Катенька, ешь кашку сладеньку»), одеванию («Вот они сапожки»), укладыванию спать («Спи, усни, дитя Сереженька»).
Как известно, чтение народных потешек, песенок сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Большую роль в развитии творческих способностей детей оказывает театр картинок (Фланелеграф).
Фланелеграф я использую для того, чтобы ребенок не только слушал потешку, сказку, но и видел их героев. Посадив ребят перед столом, на котором стоит фланелеграф, я предлагаю послушать потешку. Первоначально я использую этюды с картинками на фланелеграфе, к русской народной потешке «Наши уточки с утра». В процессе чтения потешки я выкладываю на фланелеграфе поочередно картинки с изображением птиц, согласно текста. Интонационно я выделяю характер каждой птицы: уточки добрые, гуси строгие, индюк важный, петушок храбрый.
Наши уточки с утра
Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда
Га – га – га! Га – га – га! и т. д.
Наблюдая за картинками, ребенок легче запоминает потешку. И при повторном чтении и выкладывании картинок, я предлагаю детям индивидуально или хором изобразить (используя средства образной выразительности) - интонацию.
-Как эта птица «говорит»? Этим самым я привлекаю к ответу детей хорошо говорящих и не очень, побуждая к речевой активности.
Затем я предлагаю прочитать потешку вместе с детьми по ролям, моя роль ведущего, а детям - роли птиц.
В игре «Найди свою маму» использую те же картинки и картинки с изображением птенцов этих птиц (утят, гусят, индюшат, голубят и.т. д.) Выкладывая на фланелеграфе какую-либо птицу и ее птенца, я предлагаю детям изобразить голосом, как поет мама (более низкое звучание) и как поет птенец (более высокое звучание). Эти упражнения способствуют развитию силы голоса.
При заучивании следующей потешки «Курочка-рябушка», я выкладываю на фланелеграфе картинку с изображением курочки, читаю несколько раз потешку, и потом задаю детям вопросы по содержанию:
- Кто пошел на речку?
- Зачем курочке водичка?
- Как цыплятки просят пить? (жалобно).
Если при чтении потешки «Наши уточки» дети повторяли отдельные слоги, использовали звукоподражание, то в потешке «Курочка-рябушка» проявляли умение производить ритм потешки, используя правильное дыхание (говорить на выдохе), отвечать на вопросы предложениями из текста. Именно через эту потешку я подвожу детей к тому, что с помощью мимики и голоса можно выразить свои чувства (цыплята плачут, радуются). Одну и ту же потешку я обыгрываю разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, куклы би- ба- бо, вносила шапочки персонажей. А какой интерес у детей вызывают пальчиковые игры и упражнения! Ведь некоторые дети приходят к нам еще с соской во рту, многие плохо говорят. Но желание участвовать во всем, что происходит на занятиях, играх дает малышу возможность быть активным участником во всех видах деятельности. Через такие пальчиковые игры, как «Вышла курочка гулять», «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Коза рогатая» и др., у ребенка развивается интерес к возможностям своей руки, что позволяет улучшить координацию движения кисти, а чувство ритма помогает ему улучшить звукопроизношение, запоминать и повторять знакомые фразы, предложения из потешки. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, развивает воображение. В своей работе я использую, как речевые, так и подвижные игры, которые способствуют обучению еще одному средству образной выразительности- позам. В игре «Петушки и цыплята», Женя был в роли петушка (мальчик стеснительный, робкий) а курочкой Настя - бойкая, подвижная, эмоциональная. В таком сравнении двух характеров детей, у Жени появилось желание преодолеть стеснение, обыграть свою роль ярче; громче произнести слова: «Ку- ка- ре- ку! Где маленькие цыплятки?» А Настя, увлеченная своей ролью «курочки», поддерживала интерес детей на протяжении всей игры. Наблюдая за детьми в играх, я сделала вывод, что именно такие игры способствуют раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умению детей действовать синхронно.
Организация игры - фантазии, в которой ребенок, подражая мне, может изобразить полет снежинки, осенних листьев, самолет, машину. Например, после чтения стихотворения «Идет бычок качается» показываю в начале сама, а потом прошу малыша показать, как идет бычок качается, как «Наша Маша громко плачет». Предлагаю изобразить, как петух машет крыльями, как лает собака, как облизывается кошка. В этих играх и упражнениях дети учатся овладевать таким средством образной выразительности, как пантомимикой. Естественно, малыши, увлеченные игрой, склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир театра, сказки, что такое добро и зло. Они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. Поэтому в ясельной группе я использовала такие виды театра:
- куклы би- ба- бо,
- театр картинок,
- театр игрушек,
- театр кружек,
- пальчиковый театр.
Что способствует развитию воображения, первоначальных творческих проявлений.
Научить детей импровизировать - дело далеко не простое. Главное , чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков окружающих их, разнообразие красок мира. Научить верить в себя- вот главная задача театрализованной игры. Немаловажно и расширить представление детей об окружающем мире, сформировать познавательный интерес, любознательность.
На занятиях театрализованной деятельности дети второй младшей группы учатся актерскому мастерству приобретают навыки в использовании средств выразительности, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию, учатся приемам кукловождения. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя, например, сердитой козы, гостеприимной белочки, добрых соседей зверюшек, что в последствии дает возможность разыграть любую сказку или инсценировку. И чтобы систематизировать этот процесс развития творческих способностей детей, я разработала и внедрила схему обучения театральному искусству, где используются многоразнообразные приемы обучения: пояснение, вопросы, упражнения, дидактические игры с текстом, чтение отрывков, анализ детских ответов, элементы драматизации, обыгрывания сюжета. Смена приемов мне позволяет разнообразить и деятельность детей, их внимание, сохранять положительный эмоциональный настрой.
1 этап- знакомство с художественным произведением, что способствует расширению представлений об окружающем, развитию познавательных интересов, любознательности ребенка.
2 этап- кукловождение с использованием различных видов театра, которое формирует диалогическую речь, информационную выразительность речи;
3 этап- индивидуальное эмоциональное обыгрывание героев с помощью различных этюдов (на развитие памяти, внимания), этюды на расслабление мышц лица и тепла, выразительность жеста, обыгрывание этюдов сказки (характера сказочного героя).
4 этап- драматизация произведения (распределение ролей, подбор декораций, костюмирование).
Прекрасный мир художественной литературы, народной или авторской, гостеприимно встречает малышей. Вместе с героями сказок они радуются, волнуются, горюют- постигают красоту человеческого общения. Простые, выразительные стихи, сказки, рассказы дают возможность детям сосредоточиться, обогащать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
Репертуар литературных произведений подбираю сама в соответствии с возрастными особенностями детей, ориентируясь на программу «Детство».
На первом этапе я знакомлю детей с художественным произведением. Как известно, дети 2-ой младшей группы не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать произведения художественной литературы, слабо осмысливают сюжет сказок, не всегда интересуются стихами. Мои наблюдения показали, что малыши с большим трудом припоминают 3-4 персонажа произведения, замечают смену настроения героев книги. При чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Ведь книга привлекает малышей прежде всего иллюстрациями. Однако, рассматривать их они могут не более 20 секунд. Немногие дети выражают желание узнать дальнейшее содержание книги. Поэтому на первом этапе ознакомления с художественным произведением я поставила цель - учить детей следить за развитием действий, событий в произведении, воспринимать рифменную основу и ритмический строй стихотворной речи, определять основных персонажей сказок и выражать свое отношение к ним, замечать изменение в настроении героев. Определять содержание книги по иллюстрациям, запоминать и воспроизводить в игре речь и действия персонажей. При знакомстве с произведением С. Маршака «Перчатки», я раскрываю различное эмоциональное состояние героев: радость, недовольство, огорчение; помогаю запомнить речь котят и кошки; при воспроизведении текста менять интонацию голоса в зависимости от настроения героев. При повторном чтении этого стихотворения, побуждая детей к общению, я задаю им вопросы: «Какие были котятки?», «Что случилось с котятами?». В беседе я часто повторяю вопросы: «Кто?», «Какие?», «Когда?», «Почему?», что заставляет ребенка думать, отвечать на них. Ответ позволяет детям представлять тот персонаж, ситуацию о которых идет речь. На мой вопрос «Какие были котята?», дети подбирают прилагательные (серенькие, пушистенькие). По представлению Ксюши их было три. Один котенок беленький с черными пятнышками на спинке, другой был желтенький, на грудке беленькая щерстка, а третий просто черненький. Почему плакали котятки?» «Что сказала им кошка- мама? Какая была кошка- мама? (строгая, сердитая, добрая). Радуясь финалу, Саша сказал: « Котятки были шустрыми, веселенькими». При повторном чтении предлагаю повторить строки обращения котят к маме, интонационно выделяя голосом в зависимости от настроения котят, кошки- мамы. Так, читая по ролям это стихотворение, дети постепенно запоминают его. В конце занятия я предлагаю детям поиграть в подвижную дразнилку «Кот и котята».
Тише, тише кот на крыше,
а котята еще выше,
кот пошел за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришел без молока,
а котята: «Ха- ха- ха!»
На следующем этапе «Кукловождение» я знакомлю детей с настольным (конусным) кукольным театром. Именно на этом этапе дети постигают основы актерского мастерства, основы кукловождения. Для этого в работе используются этюды. Этюды проводятся постоянно в каждой возрастной группе, особенно в период постановки спектакля. Прежде, чем начать работу над этюдом, я предлагаю детям поиграть с куклой, подержать ее в руке, хорошо рассмотреть, попытаться «оживить». Так на примере чтения стихотворения С. Маршака «Перчатки», я показала детям, как двигаются куклы (котята, согласно текста). Затем предлагаю детям провести куклу-котенка по столу. Если по тексту стихотворения «Потеряли котятки на дороге перчатки» кукла медленно идет, то ребенок ведет ее по столу не торопливо;
«И в слезах прибежали домой» (куклы «бегут», то ребенок быстро покачивая передвигает куклу). В основах кукловождения я ставлю важную задачу- это чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы. И если встретились две куклы, то одна слушает не двигаясь, а вторая в это время говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону, в такт речи «Мама, мама, прости, мы не можем найти перчатки!». Дети поочередно управляют куклами, а остальные ребята наблюдают. Естественно, активные дети опробируют все первыми, а стеснительные? На моих занятиях такие дети не безучастны. Они в данном случае, вместе со мной выступают в роли автора, или (увлеченные игрой кукловода) самостоятельно произносят слова с интонационной выразительностью. Именно в этот момент ребенок раскрепощен!
При этом я использую такой способ общения с детьми, как жест – предложение высказаться, показ рукой на ребенка, мимикой (глядя ему в глаза, на лице улыбка, восторг, «Ты сможешь! У тебя все получится!») и ребенок доверяется, он выполняет просьбу (повторить, показать). Ведь не каждый ребенок, тем более малыш, по представлению, по имени, может сразу выполнить задание (ответить на вопрос, повторить текст, движение) особенно, когда он увлечен игрой, он будет смущаться, растеряется, и может, а это главное эмоционально замолчать, «зажаться», хотя потенциал к театральной деятельности у ребенка очень высок и его нужно развивать.
Однозначно, ребенок заслуживает поименной похвалы, но уже в конце занятия. Ребенок тогда чувствует, что он превзошел себя, поборол страх, неуверенность в себе, и приобрел силу, веру, проявляет себя активнее в других видах деятельности перед сверстниками, зрителями.
Дети запомнили стихотворение, его ритм, приобрели умение обыгрывать с помощью кукол содержание стихотворения, проявлять интонационную выразительность.
Следующий этап. Индивидуально-эмоциональное обыгрывание героев стихотворения С.Маршака «Перчатки».
Я предлагаю детям вспомнить стихотворение. Кто главные герои? В какое время года котятки потеряли перчатки? Почему? Какое настроение было у котят, мамы-кошки? А давайте поиграем! Как правило, малыши чаще повторяют именно те движения, которые были показаны мною, но постепенно, при незначительной помощи, они начинают драматизировать сами. Этому способствует этюдный тренаж – работа актера над собой.
Так в начале занятия я детей подготавливаю к индивидуально-эмоциональному обыгрыванию героев через этюдный тренаж. Предлагаю поиграть в «котяток». Читаю стихотворение «Котятки», дети имитируют движения котят согласно тексту. (Этюд на выразительность жеста, позы, характера). Здесь стараюсь обойтись без показа, мимику дети самостоятельно придумывают, отмечая характерные черты котят.
Котята разные, одни спокойные по характеру другие очень подвижные, шумные, игривые (Настя Д.), веселые (Ксюша), серьезные, смешные, неуверенные и, конечно, шаловливые (Женя). Чтобы сконцентрировать внимание шустрых, развеселившихся «котяток» (детей), я предлагаю им пойти на прогулку. Дети охотно «собираются» и тут вдруг ситуация: закрыта дверь на замок. В данный момент я предлагаю ее «открыть» с помощью пальчиковой игры «замок». Затем вношу шапочку мамы-кошки и два игрушечных котенка. По считалке мы выбираем ведущую «маму-кошку», а остальные дети стоят по кругу. Дети читают стихотворение хором, при этом передают игрушку из рук в руки. На слова «Мама, мама прости!», те дети у кого остались игрушки, выбегают, (а стеснительные с места) произносят слова котят, интонационно выделяя настроение героев (в начале и в конце стихотворения). Таким образом, дети видят каждого ребенка, кто эмоциональнее обыграл роль котят, кошку маму. Естественно, подбадриваю тех детей, кто хотел, старался и не получилось обыграть персонажа, и того, кто обыграл эмоционально хорошо, используя средства выразительности (поза, жест, мимика). На четвертом заключительном этапе «Драматизация», я привлекаю внимание детей к перчаткам с коготками (для котят). Дети рассматривают их. Вопросом: «Кто потерял перчатки?» - побуждаю детей ответить предложением из стихотворения С. Маршака «Перчатки».
«Потеряли котята на дороге перчатки», предлагаю поиграть в сказку, определить роль котят, мамы-кошки. Где они живут? Где будет дорога? Какой наряд у мамы-кошки? Этим самым я привлекаю детей к подготовке к спектаклю, подбору декораций, костюмирования. Детям это очень понравилось, и они с удовольствием согласились посмотреть «сказку». Артистами дети были по очереди. Немаловажной задачей, я считаю работу не только над ролью артистов, но и зрителей. Ведь успешность спектакля зависит и от поведения зрителей. Для этого я проводила беседу о правилах поведения в «театре». Придумали с детьми билеты, пометили стулья соответственно схемам на билетах (ряд, место). Определились с кассиром, билетером. Диана взяла букет искусственных цветов: «Я их подарю артистам, я по телевизору видела, как артистам дарят цветы!».
Аналогично, таким способом мы разыгрываем не только стихи, но и сказки. Так на открытии театрального сезона в детском саду, дети моей группы показали сказку «Маша и медведь», с использованием кукол настольного плоскостного театра. Это был дебют юных артистов на «большой сцене» (в музыкальном зале при многочисленной публике). Я очень волновалась за них, а вдруг растеряются, засмущаются? Я - в роли автора, а дети управляли куклами. Мои волнения были напрасны. Дети вовремя в такт движения произносили слова с интонационной выразительностью. И конечно была группа поддержки - это основная группа сверстников, сидящих в зале. Они тоже волновались за своих товарищей на «сцене», следили за их движениями, движением кукол, и не меньше волновались и за себя. Ведь у них была одна общая роль- это озвучить лай собак в «деревне». Главное, вступить вовремя, не пропустить свое выступление. И каждый по-своему на перебой изображал лай собак (кто-то голосом большой собаки, кто-то маленькой, звонким или грубым голосом). Дебют прошел на ура! Дети с задачей справились, зрители тепло аплодировали, а это значит кукольный спектакль удался!
Не менее интересной была работа с детьми над сказкой «Гуси-лебеди». Усложнения были в том, что проводилась предварительная работа по ознакомлению с окружающим. Рассматривание иллюстраций, бытовых предметов (печка русская, ухват, знакомство с бытом людей). Прослушивание и подбор музыкальных произведений по характеру персонажей, просмотр мультфильма «Гуси-лебеди». В драматизации сказки учитывались индивидуальные возможности детей, объединение детей в группы, умение играть с партнером последовательность сюжетов, многообразие персонажей, слушание музыки, различать по характеру музыку, поддерживать диалогическую речь, выражать свои эмоции и чувства). Дима Б. – яркая личность, способный эмоциональный мальчик, но один на сцене теряется, «гаснет». А вот в группе «стае» лебедей он был лидером. Играл очень эмоционально сам, и следил, корректировал движения других «лебедей» мальчиков (малоэмоциональных).
Вот и закончился еще один год, ребята подросли. Они многому научились: приемам управления куклами, бутылочным театром, конусным, плоскостным. Охотно участвуют в театрализованных играх, играх-драматизациях.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать свое внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, сопровождая движение куклы песенкой, которую придумывают сами.
Продолжая работу над развитием творческих способностей детей в средней группе, я придерживаюсь поэтапного обучения.
С каждой возрастной группой детей я усложняю задачи обучения театральному искусству. Так, на первом этапе «Знакомство с художественным произведением» я убедилась, что в данном возрасте восприятие художественного произведения характеризуется фрагментарностью. При эмоциональной восприимчивости дети слушают чтение литературы с отдыхом, отвлекаясь, время от времени, мало внимательны к слову художественного текста. Они не умеют ясно и четко излагать свои мысли чувства относительно прочитанного им произведения. Поэтому, продолжая работу с детьми по восприятию художественной литературы, я поставила следующие задачи.
Учить детей:
Слушать чтение художественной литературы не отвлекаясь;
Представлять отдельные эпизоды произведения детской литературы, пространственное расположение в них персонажей и предметов;
Перечислять действия главного персонажа произведения, определять его настроение, оценивать поступки;
Связывать события, происходящие в произведении, в единый сюжет;
Сравнивать сказочные и реальные персонажи, их действия и речь в разных произведениях, стих и прозу;
Рассматривать иллюстрации в книгах, рассказывать об их содержании, сравнивать с текстом произведения, определять по позе действие персонажа;
Определять юмористический характер произведения;
Делиться своими впечатлениями о прочитанном, выражать свои чувства, мысли точно и обоснованно.
Для развития этих задач использую следующие приемы: пояснение, вопросы, организацию дидактических игр и упражнений с текстом по типу «Найди для слова пару» или «Кто это говорит?», словесное рисование на основе чтения детям отдельных эпизодов произведения, организацию игр-драматизаций или обыгрывание текста в целом и отдельных его частей.
Подбор литературных произведений данного возраста провожу сама, опираясь на рекомендации программы воспитания и обучения «Детство». Я стараюсь, чтобы эти произведения по содержанию были насыщены многообразием героев, их действиями, отмечались сменой обстоятельств, поступками и, естественно, речью («Зимовье», «Теремок», «Снегурочка») И, конечно, очень часто я использую поучительные мини-сказки («Лиса и козел», «Как утка лису вылечила» и др.), стихи («У зайчишек Новый год», «Добрая девочка», «Вот как я умею»), где подчеркиваются такие качества, как доброта, хитрость, жадность, хвастовство. На занятии «Расскажите стихи руками» детям особенно нравятся стихи И.Токмаковой «Ветрено», «Осенние листья по ветру летят», «Мы лепили кролика», потешки «Лисонька», «Зайчишка-трусишка». Эти игры-упражнения позволяют детям использовать пантомимические упражнения, согласовывать движения рук с текстом стихотворения, развивать моторику кисти рук, развивать воображение, умение представлять по описанию тот или иной предмет, героя, передавать его характер, настроение, повадки с помощью средств выразительности.
На этапе «Кукловождение» я знакомлю детей с театральной ширмой, с новым для них видом кукол на гапите (гапит это палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. И, чтобы облегчить ребенку управление куклой, делают их легкими и удобными. На занятиях знакомлю детей с приемами кукловождения, для этой цели предлагаю несложные упражнения – этюды с куклой, цель которых – научить ребенка сосредотачивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия.
Для того, чтобы «оживить» куклу, придать ей сказочный образ, а главное, увлечь малыша игрой с ней, я использую различные потешки, стишки. Так, обыгрывая девочку Машу, я читаю потешку «Ах ты, Катя, маленькая» (повадка куклы важная, спокойная, покачивая куклу, провожу по краю ширмы). При чтении потешки «Зайчик» привлекаю детей позвать зайчика «Зайчик, к нам скорей скачи!». Зайка им «отвечает»: «Раз – прыжок! Два – прыжок! Прыг, прыг, скок!». Тем самым обращаю внимание детей на способы передвижения зайчика на ширме. В последствии, этюды с куклами усложняются – они ведут между собой диалоги, устанавливается очередность героев, их выход, появление на ширме. Так, при показе кукольного спектакля «Путешествие в сказку “Теремок”» на детях лежит ответственность не только за манипулирование куклой (передать характерные движения героя) и умение вовремя произнести слова, реплики соответственно тексту сказки. Иногда дети импровизируют, проявляют самостоятельность в движении кукол, что при обсуждении поощряется. Так, при обыгрывании героев с помощью кукол на гапите в сказке «Зимовье» в обработке И.Соколова-Микитова, звери «испытывали» чувство страха. Я предложила детям самостоятельно продемонстрировать чувство страха на образах кота, петуха, разбойников, как они при этом выглядят. Конечно, получилось не у всех, но все же дети справились с заданием. При обыгрывании сказки «Снегурочка» для детей было сложно изобразить этюды с куклами «Дети в лесу», «Дети играют». Ведь в предыдущих сказках герои появлялись один за другим, а здесь группа «подружек» «гуляет в лесу», и они располагаются, двигаются в разных направлениях на ширме. Ведь вместе с куклой на ширме должен двигаться за ширмой и кукловод, стараясь на столкнуться, не помешать другому кукловоду переходить с места на место. Дети испытывали сложность, ведь здесь ответственность вдвойне и за себя и за куклу. Конечно, этому успеху способствовал этюдный тренаж. Мы с детьми сначала «гуляли» с куклами, собирали грибы, ягоды перед ширмой. Потом «собирали» ягоды все «подружки» Снегурочки одновременно, затем поочередно. И лишь тогда определяли, кто какие движения попеременно будет выполнять, добивались выразительности движения, жеста, интонационной выразительности. Тем самым формируется у детей навык слаженной работы, партнерства.
На этапе «Эмоционально-индивидуальное обыгрывание героев» я предлагаю не только имитации движений отдельного героя, но и умение чувствовать партнера, объединяться в группы, в единый сюжет, умение договариваться, распределять роли действия. Так, в этюде «Игры детей зимой» к сказке «Снегурочка» с помощью карточек распределили, кто будет «катать» снежный ком (туловище «снежной» бабы, голову), кто помогает поставить один ком на другой, роль одна, а желающих много! Я считаю, что для распределения ролей, обязанностей при постановке спектакля и кукольного представления лучший способ – это карточки. При выборе карточки с изображением героя сказки или зрителя дети спокойно и справедливо к этому относятся. Так как одним проигрыванием этюда, эпизода, сказки не обходится (много желающих). Поэтому приходится повторять 2-3 раза этюд, эпизод сказки, у кого лучше получится. Особенно важны эти карточки для распределения ролей между очень активными «артистами» и стеснительными (один поучает, другой учится). На этом этапе дети знакомятся с пантомимикой, умением общаться мимикой, жестами(этюд «Глухая бабушка», где бабушка (это я) спрашивает «А где мальчик Женя?», другой показывает мимикой, глазами, взглядом, жестами, где этот мальчик). Игра «Диктор» - я читаю потешку, а ребенок показывает пантомимикой движения, характеризующие потешкой героя (медведь, волк и т.д.)
Изобразить сказочного героя с помощью художественного слова детям легче. Гораздо сложнее проигрывать этюды на самоосознание. Для этого я проводила занятие на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений «Гномики на полянке». Учила средствами пантомимы изображать себя, свою внешность, движения, умения представлять ту или иную ситуацию.
На этапе «Драматизация литературного произведения “Снегурочка”» дети закрепили текст, с помощью карточек распределили роли в сказке. Дети проявляют навыки объединяться в группы, согласовывать свои действия, чувство партнерства, используют средства образной выразительности. И главное, ведущие роли играет каждый ребенок.
И, конечно, на протяжении всей подготовки к драматизации присутствует музыкальное оформление.
Так, к концу средней группы дети овладевают элементами художественно-образных, выразительных средств (интонацией, мимикой, пантомимой), используют их в индивидуальных и коллективных этюдах на заданную тему в инсценировках. Игры становятся более самостоятельными, меняется роль воспитателя. Основными приемами становятся совет, напоминание. Дети сами все чаще изъявляют желание играть в сказку. Играют группками, свободно передают движения героев, не просто ходят, а расхаживают, живут вместе с созданными ими персонажами. Подобные игры и ситуации в них способствовали созданию детского коллектива, возникновению и развитию в нем дружеских отношений, создали атмосферу радости и доброты.
Дети различают виды кукольных театров (настольный конусный, театр игрушек, театр бутылочных кукол, верховые куклы на гапите); знают правила поведения в зрительном зале.
У детей старших групп игра-драматизация стала неотъемлемой частью их жизни. Приобретенные знания детей, художественные навыки я направляю на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, уважения, взаимовыручки. Игра-драматизация в этом возрасте самостоятельны, носят творческий характер. Главным в игре-драматизации становится коллективная устремленная деятельность. Ребята сами распределяют роли, договариваются, кто играет сегодня, кто – зрители. Усиливаются симпатии детей к товарищам, партнерам по игре, развивается взаимопомощь, ответственность друг за друга.
Большое значение в создании дружного коллектива имеют выступления детей старших групп перед малышами. Дети мобилизуют свою изобретательность, у них повышается ответственность за каждого выступающего. Для показа кукольного спектакля малышам дети выбрали сказку «Волк и семеро козлят». Сказка очень знакомая, а вот какой вид кукольного театра использовать для ее постановки? Артем предложил слепить героев сказки из пластилина. Идея эта детям понравилась, они охотно слепили сказочных героев. Конечно, герои сказки получились очень разные не только по внешнему виду, как позже выяснилось, но и по характеру. Каждый ребенок дал характеристику своему козленку (шустрый, любознательный, прыгучий, спокойный и даже непослушный, капризный). Декорации леса, избы использовали из плоскостного театра. Естественно, в сказке каждый герой соответствовал своему темпераменту характера – т.е. кукловода-ребенка. Это было заметно, но дети поддерживали чувство партнерства в своих действиях, слаженность, умение придумывать диалог между героями. Так появился в старшей группе «Театр пластилиновых кукол».
Продолжая работу по развитию творческих способностей детей в старшей группе, особой темой я взяла знакомство со сценическим действием, обучение основам актерского мастерства на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых сказок.
Прежде всего, это игры – упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. придуманной ситуации. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда падает карандаш или кладет на место игрушку. Сделать тоже самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Поэтому я стараюсь развивать эту способность с помощью этюдов и упражнений на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие предлагаемыми обстоятельствами. Продолжаю детей знакомить с понятиями «жест», «пантомима», «мимика», их значение, рассказываю, как можно изменить себя с помощью мимики, жестов. Затем предлагаю с помощью мимики изобразить различное настроение, а с помощью жестов что-то сообщить, например, «иди сюда», «нельзя» и т.д. И, чтобы закрепить представление об этих понятиях, чаще всего предлагаю работу перед зеркалом, где ребенок может увидеть результат упражнений в различении понятий «жест» и «мимика», «пантомимика». Сложнее становятся скороговорки, мы произносим их быстрее (они способствуют развитию дикции). Очень нравятся детям такие игры, как «Дополни словечко», «Придумай рифму», «Сочини стихотворение».
Ребята уже приобрели какие-то навыки, им есть из чего создавать роли. Они сами придумывают мизансцены, используют интонацию, движение и жест согласуются. Это значит, что можно усложнять для обыгрывания детьми содержания сказок, произведений.
Я выбрала сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Познакомила детей с этой сказкой, детям понравилась. При распределении ролей всем хотелось быть и Гердой, и Вороном, и Снежной королевой, и Маленькой разбойницей. Система моих занятий такова, что все знают весь текст пьесы. И этот спектакль мы играли в разных составах, меняясь ролями. Есть и такой принцип: нет незначительных ролей, все роли важны, а если кому-то и не хочется играть данную роль? Был такой случай: при распределении и обсуждении ролей вместе с детьми, кто какую роль будет играть, Аня твердо заявила, что она хочет быть Гердой – главной героиней, хотя мы с детьми предложили ей роль льдинки (девочка была не очень разговорчивая, при выступлениях в главной, ведущей роли Герды стеснялась, движения скованы, терялась). В роли льдинки она участвовала с группой девочек-льдинок в танце, и, надо отметить, лидировала. Доводы-объяснения детей убедили Аню, что льдинка – это тоже важная роль, и что без нее не будут Снежной королевы, сказочности в спектакле. Позже я узнала, что роль льдинки самой Ане очень понравилась сразу, а вот Аниной маме нет (льдинка – это обыкновенная снежинка). Мама просила дать Ане другую роль, хотя бы зайчика, но только не снежинку. Естественно, эмоции мамы повлияли на выбор Ани. Мне пришлось много приложить усилий, чтобы убедить Аню и ее маму в том, что льдинка – это маленькая принцесса в царстве Снежной королевы, и что Снежная королева не может обойтись без льдинок. Они такие красивые, смелые и властные над всем живым (над травой, деревьями, птицами живыми, людьми). Мы долго рассматривали их формы, свойства таять и сверкать как самоцветы на солнце. Аня согласилась быть льдинкой, а мама не могла никак смириться, переживала, и лишь увидев финал спектакля, обрадовалась успехам Ани, подошла ко мне и поблагодарила, призналась, что она была не права в начале в замене роли для дочери, и что Аня справилась на ее взгляд лучше, ярче всех детей. Я этому была очень рада, а Аня и мама остались довольны. Но это огорчение было не последним для меня, особенно для детей. Детям очень хотелось быстрее показать спектакль, начались первые репетиции, заучивание текстов по сценарию и вдруг в группе появилась «ветряная оспа» (детская болезнь). Она беспощадно стала одолевать один за другим детей. Естественно, выпадали роли, эпизоды, сцены из спектакля. А это значит, что детская мечта участвовать в спектакле рухнула. Казалось, что старания мои были напрасны, хотя до конца декабря (новогодний утренник) оставалось время. По словам родителей, они вместе с детьми очень беспокоились, переживали за спектакль, роли. Но дети болели, и тогда, когда у болеющих детей стал проходить пик болезни, возобновились репетиции. Родители приводили детей в детский сад только на индивидуальные репетиции с разрешения педиатра. Все мои герои сказки были не по-зимнему в зеленую крапинку на лице. Но это детей не смущало, и спектакль прошел на «ура!». Сколько радости в глазах детей от участия в спектакле, а у родителей гордости за своих детей. Важную роль особенно сыграла красочность-выразительность костюмов, и за это особая благодарность родителям за их выдумку, фантазию, творчество, каждый костюм по-своему очень хорош. Мне очень повезло, что у моих воспитанников есть такие замечательные родители, которым не безразлична театрально-игровая деятельность их детей, их интересы.
К 8 Марта на праздник мам мы с детьми подготовили сказку «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского. Этот спектакль отличался музыкальностью, количеством танцев, хороводов и песен. Дети с огромным удовольствием играли каждый свою роль, стараясь изобразить в движениях танца характер героя, его повадки (подвижных тараканов, неторопливого жука, уставшего муравья, озорных блошек, смелого комарика, злого паука и добрую, беззащитную муху).
Не успела оглянуться, а дети уже в подготовительной группе. Они взрослеют. Так уж получается, что и лидерство, и личные пристрастия в этом возрасте проявляются ярко, конкретно, определенно. С этим надо считаться. У детей появляется больше самостоятельности, ответственности. И они любят проявлять эти качества. Но одно неизменно – они хотят играть! Самоутверждаться. На мое предложение детям провести, отметить новогодний праздник праздничным концертом – песнями, танцами, хороводами – все дети заявили в один голос: «Нет! Мы хотим сказку!». Беспокоясь о предстоящем празднике, родители тоже интересовались: «А какую сказку мы будем готовить к празднику?». Мы очень долго выбирали новогоднюю сказку. Были разные предложения, но выбор пал на сказку Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Принцы, принцессы, короли, королевы – это так заманчиво, красиво И даже среди персонажей есть Мышиный король! На эти роли всегда много желающих. Для королевских встреч нужны королевские поклоны – учимся это делать! Немаловажная роль «Хлопушек» - зачинщиц войны, мужественно участвующей в бою с мышиным войском, огоньков, проявляющих желание сразиться и победить в сражении. Зато в чествовании красавицы елки яркие огоньки подчеркивали торжественность праздника.
Дети настолько подросли, что в работе над ролями в массовке на репетициях предлагали самим находить средства выразительности (позы, жесты). Они четко и определенно обыгрывали свои роли, действовали по слову-сигналу не только индивидуально, но и группами. Дети легко создавали эмоциональную обстановку в спектакле (праздничность, торжественность в начале спектакля, проявляли «героизм», защищая Щелкунчика в бою с Мышиным королем и его войском. И снова радостное настроение, чувство победы, гордости и снова праздничность). Дети играли с восторгом, с азартом, как бы заявляя о себе – Мы все сможем! Вот так мы вместе с детьми приходили к этому замечательному чувству творческого состояния. Творчество есть созидание новых комбинаций из ранее известных элементов.
В моих спектаклях роли играют только дети. В редких случаях вводится ведущая. А вот в сказках для самых маленьких она необходима, так как им нужна подсказка и взрослый, помогающий держать ритм. Чаще в некоторых произведениях я упрощаю текст, но делаю это так, чтобы все-таки роль играл ребенок.

У детей старших групп игра-драматизация стала неотъемлемой частью их жизни. Приобретенные знания детей, художественные навыки я направляю на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, уважения, взаимовыручки. Игра-драматизация в этом возрасте самостоятельны, носят творческий характер. Главным в игре-драматизации становится коллективная устремленная деятельность. Ребята сами распределяют роли, договариваются, кто играет сегодня, кто – зрители. Усиливаются симпатии детей к товарищам, партнерам по игре, развивается взаимопомощь, ответственность друг за друга.
Большое значение в создании дружного коллектива имеют выступления детей старших групп перед малышами. Дети мобилизуют свою изобретательность, у них повышается ответственность за каждого выступающего. Для показа кукольного спектакля малышам дети выбрали сказку «Волк и семеро козлят». Сказка очень знакомая, а вот какой вид кукольного театра использовать для ее постановки? Артем предложил слепить героев сказки из пластилина. Идея эта детям понравилась, они охотно слепили сказочных героев. Конечно, герои сказки получились очень разные не только по внешнему виду, как позже выяснилось, но и по характеру. Каждый ребенок дал характеристику своему козленку (шустрый, любознательный, прыгучий, спокойный и даже непослушный, капризный). Декорации леса, избы использовали из плоскостного театра. Естественно, в сказке каждый герой соответствовал своему темпераменту характера кукловода-ребенка. Это было заметно, но дети поддерживали чувство партнерства в своих действиях, слаженность, умение придумывать диалог между героями. Так появился в старшей группе «Театр пластилиновых кукол».
Продолжая работу по развитию творческих способностей детей в старшей группе, особой темой я взяла знакомство со сценическим действием, обучение основам актерскому мастерству на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых сказок.
Прежде всего, это игры – упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. придуманной ситуации. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда падает карандаш или кладет на место игрушку. Сделать тоже самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Поэтому я стараюсь развивать эту способность с помощью этюдов и упражнений на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие предлагаемыми обстоятельствами. Продолжаю детей знакомить с понятиями «жест», «пантомима», «мимика», их значение, рассказываю, как можно изменить себя с помощью мимики, жестов. Затем предлагаю с помощью мимики изобразить различное настроение, а с помощью жестов что-то сообщить, например, «иди сюда», «нельзя» и т.д. И, чтобы закрепить представление об этих понятиях, чаще всего предлагаю работу перед зеркалом, где ребенок может увидеть результат упражнений в различении понятий «жест» и «мимика», «пантомимика». Сложнее становятся скороговорки, мы произносим их быстрее (они способствуют развитию дикции). Очень нравятся детям такие игры, как «Дополни словечко», «Придумай рифму», «Сочини стихотворение».
Ребята уже приобрели какие-то навыки, им есть из чего создавать роли. Они сами придумывают мизансцены, используют интонацию, движение и жест согласуются. Это значит, что можно усложнять для обыгрывания детьми содержания сказок, произведений.
Я выбрала сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Познакомила детей с этой сказкой, детям понравилась. При распределении ролей всем хотелось быть и Гердой, и Вороном, и Снежной королевой, и Маленькой разбойницей. Система моих занятий такова, что все знают весь текст пьесы. И этот спектакль мы играли в разных составах, меняясь ролями. Есть и такой принцип: нет незначительных ролей, все роли важны, а если кому-то и не хочется играть данную роль. Был такой случай: при распределении и обсуждении ролей вместе с детьми, кто какую роль будет играть, Аня твердо заявила, что она хочет быть Гердой – главной героиней, хотя мы с детьми предложили ей роль льдинки (девочка была не очень разговорчивая, при выступлениях в главной, ведущей роли Герды стеснялась, движения скованы, терялась). В роли льдинки она участвовала с группой девочек-льдинок в танце, и, надо отметить, лидировала. Доводы-объяснения детей убедили Аню, что льдинка – это тоже важная роль, и что без нее не будут Снежной королевы, сказочности в спектакле. Позже я узнала, что роль льдинки самой Ане очень понравилась сразу, а вот Аниной маме нет (льдинка – это обыкновенная снежинка). Мама просила дать Ане другую роль, хотя бы зайчика, но только не снежинку. Естественно, эмоции мамы повлияли на выбор Ани. Мне пришлось много приложить усилий, чтобы убедить Аню и ее маму в том, что льдинка – это маленькая принцесса в царстве Снежной королевы, и что Снежная королева не может обойтись без льдинок. Они такие красивые, смелые и властные над всем живым (над травой, деревьями, птицами живыми, людьми). Мы долго рассматривали их формы, свойства таять и сверкать как самоцветы на солнце. Аня согласилась быть льдинкой, а мама не могла никак смириться, переживала, и лишь увидев финал спектакля, обрадовалась успехам Ани, подошла ко мне и поблагодарила, призналась, что она была не права в начале в замене роли для дочери, и что Аня справилась на ее взгляд лучше, ярче всех детей. Я этому была очень рада, а Аня и мама остались довольны. Но это огорчение было не последним для меня, особенно для детей. Детям очень хотелось быстрее показать спектакль, начались первые репетиции, заучивание текстов по сценарию и вдруг в группе появилась «ветряная оспа» (детская болезнь). Она беспощадно стала одолевать один за другим детей. Естественно, выпадали роли, эпизоды, сцены из спектакля. А это значит, что детская мечта участвовать в спектакле рухнула. Казалось, что старания мои были напрасны, хотя до конца декабря (новогодний утренник) оставалось время. По словам родителей, они вместе с детьми очень беспокоились, переживали за спектакль, роли. Но дети болели, и тогда, когда у болеющих детей стал проходить пик болезни, возобновились репетиции. Родители приводили детей в детский сад только на индивидуальные репетиции с разрешения педиатра. Все мои герои сказки были не по-зимнему в зеленую крапинку на лице. Но это детей не смущало, и спектакль прошел на «ура!». Сколько радости в глазах детей от участия в спектакле, а у родителей гордости за своих детей. Важную роль особенно сыграла красочность-выразительность костюмов, и за это особая благодарность родителям за их выдумку, фантазию, творчество, каждый костюм по-своему очень хорош. Мне очень повезло, что у моих воспитанников есть такие замечательные родители, которым не безразлична театрально-игровая деятельность их детей, их интересы.
К 8 Марта на праздник мам мы с детьми подготовили сказку «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского. Этот спектакль отличался музыкальностью, количеством танцев, хороводов и песен. Дети с огромным удовольствием играли каждый свою роль, стараясь изобразить в движениях танца характер героя, его повадки (подвижных тараканов, неторопливого жука, уставшего муравья, озорных блошек, смелого комарика, злого паука и добрую, беззащитную муху).
Не успела оглянуться, а дети уже в подготовительной группе. Они взрослеют. Так уж получается, что и лидерство, и личные пристрастия в этом возрасте проявляются ярко, конкретно определенно. С этим надо считаться. У детей появляется больше самостоятельности, ответственности. И они любят проявлять эти качества. Но одно неизменно – они хотят играть! Самоутверждаться. На мое предложение детям провести отметить новогодний праздник праздничным концертом – песнями, танцами, хороводами – все дети заявили в один голос: «Нет! Мы хотим сказку!». Беспокоясь о предстоящем празднике, родители тоже интересовались: «А какую сказку мы будем готовить к празднику?». Мы очень долго выбирали новогоднюю сказку. Были разные предложения, но выбор пал на сказку Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Принцы, принцессы, короли, королевы – это так заманчиво, красиво И даже среди персонажей есть Мышиный король! На эти роли всегда много желающих. Для королевских встреч нужны королевские поклоны – учимся это делать! Немаловажная роль «Хлопушек» - зачинщиц войны, мужественно участвующей в бою с мышиным войском, огоньков, проявляющих желание сразиться и победить в сражении. Зато в чествовании красавицы елки честволись яркие огоньки.
Дети настолько подросли, что в работе над ролями в массовке на репетициях предлагали самим находить средства выразительности (позы, жесты). Они четко и определенно обыгрывали свои роли, действовали по слову-сигналу не только индивидуально, но и группами. Дети легко создавали эмоциональную обстановку в спектакле (праздничность, торжественность в начале спектакля, проявляли «героизм», защищая Щелкунчика в бою с Мышиным королем и его войском. И снова радостное настроение, чувство победы, гордости и снова праздничность). Дети играли с восторгом, с азартом, как бы заявляя о себе – Мы все сможем! Вот так мы вместе с детьми приходили к этому замечательному чувству творческого состояния. Творчество есть созидание новых комбинаций из ранее известных элементов.
В моих спектаклях роли играют только дети. В редких случаях вводится ведущая. А вот в сказках для самых маленьких она необходима, так как им нужна подсказка и взрослый, помогающий держать ритм. Чаще в некоторых произведениях я упрощаю текст, но делаю это так, чтобы все-таки роль играл ребенок.
слову-сигналу не только индивидуально, но и группами. Дети легко создавали эмоциональную обстановку в спектакле (праздничность, торжественность в начале спектакля, проявляли «героизм», защищая Щелкунчика в бою с Мышиным королем и его войском. И снова радостное настроение, чувство победы, гордости и снова праздничность). Дети играли с восторгом, с азартом, как бы заявляя о себе – Мы все сможем! Вот так мы вместе с детьми приходили к этому замечательному чувству творческого состояния. Творчество есть созидание новых комбинаций из ранее известных элементов.
В моих спектаклях роли играют только дети. В редких случаях вводится ведущая. А вот в сказках для самых маленьких она необходима, так как им нужна подсказка и взрослый, помогающий держать ритм. Чаще в некоторых произведениях я упрощаю текст, но делаю это так, чтобы все-таки роль играл ребенок.
Для того, чтобы ребенок проявлял творчество, обогащаю его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, даю необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности. Так, на занятиях, которые провожу я и педагоги дополнительного образования, дети получали знания, которые использовали в театрализованной деятельности. Например, на занятиях по математике, дети знакомились с ориентировкой в пространстве, на занятиях театрализованной деятельностью закрепляли эти знания – правая, левая рука, правый край ширмы, левый край ширмы и т.д.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, детей знакомили с животными, их повадками. Эти знания закреплялись во времяобразных игр, где дети передавали образы и характер животных в играх и этюдах. Для передачи точного образа помогали знания, полученные детьми на занятиях по изобразительной деятельности. Проводя игры на развитие памяти воображения такие, как «Маленький скульптор» («слепить» зайку, кошку и т.д.), «Художник» («нарисовать» солнышко, цветок и т.д.), дети использовали театр пантомимы, становились художниками.
Выученные песни и стихи на музыкальных занятиях, широко использовали с детьми в театрализованной деятельности.
На хореографических занятиях дети учатся передавать характер музыкального произведения, его образное содержание передавать через пластику движений под музыку, красиво двигаться, укреплять различные группы мышц.
Все это и дополняло содержание работы по театрализованной деятельности детей.
С поставленными задачами по театрализованной деятельности я справилась, и мне приятно, что мои выпускники принимают активное участие в различных мероприятиях не только детского сада, но и родного поселка, таких, как «День Победы», «День поселка», «День матери», «День пожилого человека», «День защитника отечества» и т.д. их выступления тепло принимались зрителями.
Вот и наступил тот момент прощания с детским садом! Впереди у детей школьная, интересная пора! Я очень рада, что мои выпускники продолжают развивать свои творческие способности в различных школьных кружках, таких, как «Умелые руки», «Золотой ключик», «В гостях у сказки», «Цветик-семицветик», «Волшебный калейдоскоп», «Волшебный клубок», «Зубренок».
Выпускницы 2001 года выпуска, Алина Соценко, Таня Бурачковская, Юля Бурачковская, являются активными участницами литературно-творческого объединения «Росинка», пишут стихи, их печатают не только в районной газете «Родное Предгорье», но и в школьной газете «Радуга» (ответственный редактор Светлана Чмыхало). Мои выпускники также являлись участниками и победителями в районных конкурсах «Лучший урок письма», в олимпиадах по русскому языку, математике, где занимали призовые места.

Продолжив работу по теме «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» я ставлю цель организовать семейный театр. Это творческое объединение нескольких семей и педагогов. Мой опыт работы показывает: в процессе театрализованной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театрализованная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий. Такая взаимосвязь, как «ребенок – родитель – педагог» особенно эффективно предупреждает возникновение проблемы «отцов и детей». Поэтому я считаю, что семейный театр является не только средством развития воспитательного потенциала семьи, ее приобщения к миру театра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и вобравших в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определенного жизненного уклада семьи.
Для работы с родителями по созданию семейного театра я выделила основные формы работы:
Проводить совместные занятия по театрализованной деятельности детей, родителей (знакомство с историей театра, театральных кукол, костюмов; изготовление декораций, масок, кукол; организация театральных постановок с участием родителей).
Индивидуальные занятия с детьми, родителями.
Организовать театральную библиотеку (литературу, оформить иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д.)
Создать мини-музей «Театральный»: театральные куклы, фотографии спектаклей
Наблюдая семьи воспитанников после выпуска из детского сада, я с радостью отмечаю, что они становятся организаторами театральных представлений в школе. В жизни детей и их родителей, я уверенна, навсегда останутся коллективные праздники, творческие занятия, семейные представления.
Список литературы:

Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. Программа «Театр – творчество – дети» // Дошкольное воспитание. 1986г. № 8-9.
Н.Ф.Сорокина. Играем в кукольный театр. Москва, 2000г.
Э.Г.Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2004г.
А.И.Буренина. Театр Всевозможного. Санкт-Петербург, 2002г.
Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская. Азбука общения. Санкт-Петербург, 1998г.
Л.А.Горбушина, А.П.Николайчева. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.
А.Д.Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, 1985г.
Ф.М.Орлова. Нам весело. Москва, 1973г.
Л.В.Артемова. Театрализованные игры дошкольников. Москва, 1991г.
Р.С.Сеф. В кукольном театре. Советская Россия, 1973г.
И.Медведева. Улыбка судьбы. «Линка-пресс», 2002г.
М.П.Безрукин. Сказка как источник творчества детей. Москва, 2001г.
Т.И.Бабаева. Младший дошкольник в детском саду. Санкт-Петербург, 2006г.
Е.Г.Приходько. Содержательные подходы к личностно-ориентированному взаимодействию педагогов с детьми. Краснодар, 2005г.
Ю.В.Филипова. Общение. Дети до 5 лет. Ярославль, 2001г.
Н.Л.Кряжева. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000г.
Е.В.Рылеева. Вместе веселее! Москва, 2000г.
Н.В.Клюева. общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000г.
С.В.Крюкова. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Москва, 1999г.
В.М.Минаева. Развитие эмоций дошкольников. Москва, 2000г.
В.И.Логинова. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». Санкт-Петербург, 1999г.
Т.Н.Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам. Москва, 1982г.
С.И.Семенака. Учимся сочувствовать, сопереживать. Москва, 2003г.










13PAGE 15


13PAGE 14215





Приложенные файлы


Добавить комментарий