Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Если у вас талант, трудолюбие улучшит его,а если у вас нет таланта, трудолюбие восполнит этот недочет.Джон Рескин БРЮСОВ Валерий Яковлевич В русской литературе можно назвать двух авторов, которые, не будучи от природы гениальными, сумели за счет трудолюбия достичь в поэзии огромных вершин. В XIX веке таким человеком был Некрасов, в начале XX – наш сегодняшний герой – Валерий Яковлевич Брюсов.Валерий Яковлевич Брюсов Бальмонт: «Поэт, не преодолевший собственной бездарности».Бунин: «Усидчивый копиист французских модернистов и старых русских поэтов».Чулков: «Поразительное однообразие разнообразия».Белый: «В предрассветном тумане нам рисовались горные вершины. Но когда солнце взошло, перед нами оказался – солидный холм». Но несмотря на такие нелицеприятные отзывы, все современники признавали титаническую трудоспособность Брюсова в сфере литературного творчества.Современники о поэте Поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Учился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924) В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова).Литературная деятельность Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив».Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».Брюсов и символисты Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы:Тень несозданных созданийКолыхается во снеСловно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонкозвучной тишине…Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», - это было мнение многих современников автора этих строк. Брюсов никогда не претендовал на роль поэта эпохи, но стремился быть вожаком, наставником организатором литературных обществ. Так, увлекшись французскими символистами, Брюсов за год создает порядка двух тысяч стихотворений, публикует их под десятью вымышленными именами в трех коллективных сборниках «Русских символистов», таким образом утверждая, что на русской почве появилось самобытное символистское направление.Брюсов организовал такие журналы, как «Весы» и «Скорпион», постоянно занимался переводами, преподавал теорию литературы, говоря своим ученикам: «Вы оперу написать можете? Создать стихотворение не легче». Вот в чем видел Брюсов задачу искусства: «Искусство, может быть, - величайшая сила, которой владеет человечество. В то время как все ломы науки, все топоры общественной жизни не в состоянии разломать дверей и стен, замыкающих нас, - Искусство таит в себе страшный динамит, который сокрушит эти стены, более того – оно есть тот сезам, от которого эти двери растворятся сами».Именно у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. Искусство - величайшая сила Брюсов был экспериментатором в поэзии, стихотворцем-инженером, написал книгу «Наука о стихе», где ввел термин «ДОЛЬНИК», у него встречаются акростихи, примеры гипердактилической:Леший бороду Почесывает,Палку сумрачно Обтесывает.И гипергипердактилической рифмы:Холод, тело тайно Сковывающий,Холод душу Очаровывающий…От луны лучи Притягиваются,К сердцу иглами Притрагиваются.Многим известна его знаменитая монопоэма:О закрой свои бледные ноги Герои поэзии Брюсова так же сильны и целеустремленны, как и сам автор, оттого Брюсов часто обращается к историческим личностям: Ассаргадон, Клеопатра, Мария Стюарт, Наполеон. Обратимся к стихотворению «Юлий Цезарь» Они кричат: за нами право!Они клянут: ты бунтовщик,Ты поднял стяг войны кровавой,На брата брата ты воздвиг!Но вы, что сделали вы с Римом,Вы, консулы, и ты, сенат!О вашем гнете нестерпимомИ камни улиц говорят!Вы мне твердите о народе,Зовете охранять покой,Когда при вас Милон и КлодийНа площадях вступают в бой!Вы мне кричите, что не смеюС сенатской волей спорить я,Вы, Рим предавшие ПомпеюВо власть секиры и копья!Хотя б прикрыли гроб законовВы лаврами далеких стран!Но что же! Римских легионовЗначки - во храмах у парфян!Давно вас ждут в родном Эребе!Вы - выродки былых времен!Довольно споров. Брошен жребий.Плыви, мой конь, чрез Рубикон!«Юлий Цезарь» Что указывает нам в стихотворении на данную историческую личность? (Знаменитая фраза). Но разве Брюсов выступает здесь как историк? (Нет, он хочет провести параллели с 1905 годом). Действительно, Брюсов всегда стремился вписать день сегодняшний в исторический контекст, и современность для него связана, прежде всего, с образом города. На фоне чего здесь показан город? Он губит природу?).«Я люблю большие дома» Я люблю большие домаИ узкие улицы города, —В дни, когда не настала зима,А осень повеяла холодом.Пространства люблю площадей,Стенами кругом огражденные, —В час, когда еще нет фонарей,А затеплились звезды смущенные.Город и камни люблю,Грохот его и шумы певучие, —В миг, когда песню глубоко таю,Но в восторге слышу созвучия.1898 Безусловно, Брюсов известен преимущественно как поэт, но немало у него и прозаических произведений, с интересом принятых современниками: Романы «Огненный Ангел» (1908) и «Алтарь Победы» (1912), сборники рассказов и драматических сцен – «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913). После революции Брюсов отдается как раз прозаическому творчеству: создает фантастические повести и романы. Брюсов принимает революцию, активно сотрудничает с новым правительством, не пытается эмигрировать. Из-за этого он лишается старых друзей, обрывает прочные связи и умирает в одиночестве. Обращаясь к эпиграфу нашего занятия, можно утверждать, что Брюсов явил собой пример того, что гениями не только рождаются, но и становятся. Неслучайно Марина Цветаева говорила, что ей не будет покоя, пока в Москве не установят памятник Брюсову с надписью «Герою труда».Герою труда Напряженную работу творческой мысли мы видим и в портретах Брюсова. Закат ударил в окна красныее .Симфония тоски и золота,Огней и звуков слитый хор,Казалась в миг иной расколота:И такт, с певцом вступая в спор,Выстукивал ударом молотаНезримый мощный дирижерТо вал стучал в углы прибрежные,Ломая скалы, дик и пьян;И всё: заката звуки нежные,Сверканье ветра, и фонтан,Лепечущий рассказы снежные,Крыл гулким стуком Океан!Закат ударил в окна красныеИ, как по клавишам стуча,Запел свои напевы страстные;А ветер с буйством скрипачаУже мелодии ненастныеГотовил, ветвями стуча.

Приложенные файлы


Добавить комментарий