«Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Орехово-Зуевского района.»



МБОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа №1»





(разработка конспекта открытого урока в свете требований ФГОС по Духовному краеведению Подмосковья с применением технологии учебного сотрудничества)

ТЕМА УРОКА:
«Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Орехово-Зуевского района»




учитель ДУХОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ПОДМОСКОВЬЯ: Пшеничникова И.Г.










2012г.



Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Орехово-Зуевского района

Тип урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике учебного сотрудничества.
Методические приемы: постановка проблемных вопросов для обсуждения, самостоятельный поиск, групповая и индивидуальная работа, самооценка.
Цели обучающие:
-дать сведения о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы, познакомить с храмами и иконами, находящимися в нашем Орехово-Зуевском районе, посредством исследования, творческого задания;
-совершенствовать умение устной и письменной речи, навык выразительного чтения.
Цели развивающие:
-развитие логического мышления и способность художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Цели воспитательные:
-воспитывать культуру общения в группе, интерес к искусству слова, воспитывать способность слушать, сопереживать.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран, компьютерная презентация проектов учащихся,Евангелие, учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» автор: Л.Л.Шевченко. Москва.2007г., иллюстрации икон, набор для групповой работы учащихся ( карточки с индивидуальными заданиями, оценочный лист).
Основные понятия: Богородица, Чудотворные иконы, Почитание святынь, Благословение, Духовные плоды, любовь, Долготерпение, Милосердие.
Идея урока:
Предварительное задание ученикам к уроку, выполняемое по группам (Краеведы, Историки, Художники):
-узнать историю храмов Орехово-Зуевского района, в названиях которых отражена жизнь Богородицы, приготовить презентацию своего исследования;
-изучить житие Божией Матери, познакомить с источниками о жизни Богородицы;
-исследовать списки-копии чудотворных икон, находящихся в храмах района, сделать фотоснимки, представить отчет в форме презентации.




Этапы работы над уроком.
1 этап. Погружение в проект. а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.
Для верующего человека церковь-место встречи с Богом. Душу свою христианин открывает перед Богом в молитве. А молитва совершается перед иконами. Но следует помнить, что молятся верующие перед иконой Тому, Кто на ней изображен, но не иконе. С особым благоговением относятся верующие к иконам Божией Матери. Почему? Во все века - вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений - христиане прибегали к помощи Пресвятой Богородицы. Называли её заступницей, верили, что Она, стоя у Престола Небесного, заступится за христиан. Глубокая любовь христиан к Божией Матери выразилась в почитании Её святых образов, в освящении храмов в Её честь.
б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса:
Как почитали Богородицу жители нашего края? Почему многие храмы Орехово-Зуевского района освящены в честь Пресвятой Богородицы?
в) Определяются направления работы, формулируются задачи:
1. Изучить материал о почитании Божией Матери христианами на Руси, об отражении этой традиции в почитании икон Богородицы.

2.Исследовать житие Пресвятой Богородицы.

3.Узнать историю храмов Орехово-Зуевского района освященных в честь Пресвятой Богородицы.

4.Рассмотреть и изучить списки-копии чудотворных икон Богородицы, находящихся в храмах Орехово-Зуевского района.

5. Раскрыть духовно-нравственные ценности и традиции почитания Богородицы в ваших семьях.
2этап. Организация деятельности.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на три группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. (См. Приложение 1). Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы – компьютерная презентация.






3 этап. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта. Создается сценарий презентации, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяется количество слайдов, назначение каждого из них и определяются основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. (См. Приложение 2)
4 этап. Презентация
Защита проектов по группам происходит на сдвоенных уроках.
























Ход урока:
1)Организационный момент
2)Целеполагание (слово учителя):
«Для верующего человека церковь-место встречи с Богом. Душу свою христианин открывает перед Богом в молитве. А молитва совершается перед иконами. Но следует помнить, что молятся верующие перед иконой Тому, Кто на ней изображен, но не иконе. С особым благоговением относятся верующие к иконам Божией Матери (слайд 1). Почему? Во все века - вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений - христиане прибегали к помощи Пресвятой Богородицы. Называли её заступницей, верили, что Она, стоя у Престола Небесного, заступится за христиан. Глубокая любовь христиан к Божией Матери выразилась в почитании Её святых образов, в освящении храмов в Её честь (слайд 2).
В красном углу стоят образа,
Тихо, внимательно смотрят глаза.
Матери Божьей, кроткий лик
Взглядом Своим прямо в душу проник.
Слышу слова: приходите ко мне
Все, кто нуждается, все, кто в беде.
Раскрою над всеми Святой Свой Покров,
Кто Мне молиться и верить готов.

Тема нашего занятия «Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. Наша работа на уроке пройдет в группах, каждая группа «Историки», «Краеведы», «Художники» провела поисковую работу, получив предварительное задание. В процессе урока ребята расскажут о своих поисках. На столах каждой группы лежит пакет, в котором находится следующий материал: алгоритм действия группы, иллюстрации, текст источника, учебное пособие. Оценивать работу в группах будут эксперты, которые должны в процессе работы заполнить карту урока (показать).
- Раскройте пакеты, посмотрите содержимое.
Учитель:

« Говоря о Богородице, нельзя пройти стороной сведения о ее жизни. Первыми своими исследованиями поделится группа « Историков (слайд 3).»
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:



Состав группы
Роли в группе
Материалы, подготовленные группой для защиты

1. Федоренко Юлия
руководитель, оформитель презентации
Компьютерная презентация

2. Киржаков Борис
оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков


3. Федотов Илья
докладчик


в) Ответы на вопросы оппонентов.
г) Самооценка и оценка работы группы №1 оппонентами по 5 бальной системе.

Ученики из группы «Историки»:
«Главные сведения о жизни Богоматери древнерусский читатель узнавал из   источников,   что   повествовали  о  Христе: канонических и апокpифических  Евангелий. Дева  Мария  родилась  у  супругов из Иерусалима,  Иоакима  и  Анны ,когда они уже потеряли надежду на рождение  ребенка.  Обрадованные  водители  посвятили девочку Богу, отдали  ее  в  возрасте  трех  лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор   одного   апокрифического   Евангелия   писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей (слайд 4-6).
Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее водители к тому времени умели, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца  Иосифа-плотника, обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а  не  как  муж.  Поэтому  Иосифа называют не мужем, а обручником Марии. Мария  и  после  замужества  не  изменила свои привычки: она часто приходила  в  храм  и  помогала Иеpусалимским девам делать большую завесу  для  святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет это, когда я мужа не знаю?" -  воскликнула  Мария.  Но сын Божий должен был родиться именно от чистой  девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству. Незадолго  до  родов  Пресвятой  Деве  вместе  с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в  переписи  населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на  ночлег  на  постоялом  дворе,  но там не было места. Тогда они воспользовались  укрытием,  где  прятались  пастухи. Там и родился Младенец  Иисус;  спеленав,  его  положили  в  ясли - кормушку для скота (слайд 7).
В  это  время  царю  Ироду  стало  известно,  что  в его владениях появился  чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался,  что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам  убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Однако Христос уцелел  благодаря  вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему  взять  Магию  и  ребенка  и  отправиться в Египет. Там святое семейство переждало гонения Ирода. Но  Марии  было суждено пережить своего сына, она

проводила его на казнь  и присутствовала  на распятии, а затем погребала его тело. Умирая   на   кресте,  Христос  завещал  любимому  ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она  узнала заранее (слайд 8-10).»
Учитель:
-Спасибо ребята! Давайте все вместе обратимся к тексту Евангелия от Луки гл1 ст.28-33и проверим свои знания о жизни Богородицы.
-Прочитайте и скажите, о каком событии из жизни Богородицы рассказывает Евангелие?
(ребята изучают текст и отвечают на поставленные вопросы)
Учитель:
«Изучение Священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья носят имя Пресвятой Богородицы. И наш Орехово-Зуевский район не является исключением (слайд 11). Ребята из группы «Краеведы» провели поисковую работу и сегодня поделятся результатами своих поисков».
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:
Состав группы
Роли в группе
Материалы, подготовленные группой для защиты

1.Ловкова Мария
руководитель, оформитель презентации
Компьютерная презентация

2. Кириллов Евгений
оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков


3. Мартынова Галина
докладчик


4.Эрназаров Алексей
докладчик



в) Ответы на вопросы оппонентов.
г) Самооценка и оценка работы группы №2 оппонентами.
Ученики из группы «Краеведов»:
«В ходе поисковой работы мы узнали, что из 45 храмов Орехово-Зуевского района (включая старообрядческие) 11 храмов освящены в честь Пресвятой Богородицы: 6 церквей Рождества Богородицы, 3 – Успения Пресвятой Богородицы и 2 храма – Покрова Пресвятой Богородицы.


Рождества Пресвятой Богородицы: деревня Гора, Красная Дубрава, Рудня-Никитское, Мисцево, Нестерово, Селиваниха (слайд 12-15).
Успения Пресвятой Богородицы: деревня Войново-Гора, Беливо, Красное (слайд 16-17).
Покрова Пресвятой Богородицы: село Старый Покров, Пашнево (слайд 18).
Учитель:
-Ребята в своем поиске вы назвали храм Покрова Пресвятой Богородицы и это не случайно, традиция глубокого почитания Богородицы на Руси приводит к появлению праздника Покрова Божией Матери. Обратимся к учебному пособию (стр.238) и прочитаем текст об истории возникновения праздника.
-Что сделала Богородица?
-Когда празднуется на Руси?
Запишите в тетрадь новые слова, встретившиеся в тексте.
Учитель: «Ребята третьей группы «Художники» исследовали и изучили иконографию наиболее почитаемых икон Богородицы в храмах района? Результаты своего поиска они любезно предоставили каждой группе. На ваших столах лежат художественные списки икон.
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:
Состав группы
Роли в группе
Материалы, подготовленные группой для защиты

1.Гыбин Илья
руководитель, оформитель презентации
Компьютерная презентация

2. Белова Елизавета
оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков


3. Мазжухин Андрей
докладчик



в) Ответы на вопросы оппонентов.
г) Самооценка и оценка работы группы №3 оппонентами.
Ученики из группы «Краеведов»:
« В ходе поисковой работы мы узнали, что 6 храмов Орехово-Зуевского района (слайд 19) освящены или почитают образы Пресвятой Богородицы.


3 церкви - Казанской иконы Божией Матери: деревня Запутное, Слободище, Губино (слайд20-22)
2 церкви - Ахтырской иконы Божией Матери: деревня Яковлево, Старый Покров (слайд 23-24)
1 церковь - Иконы Взыскание Погибших: деревня Савинское (слайд 25)
Учитель: «Душевность образа Марии, её близость к грешному и страдающему человеку стали причиной широкого распространения икон Богоматери, их встречается гораздо больше, чем икон с изображением Христа.
- в нашем учебном пособии в рубрике « Представление иконы» есть образы Богородицы. Рассмотрите и назовите, какие образы вы узнали? Какие увидели впервые? (ребята называют)
Подведение итогов (рефлексия):
Учитель:
«Говорить о Богородице можно бесконечно. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы - « древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на нас. Матерь Божия - Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери». Любовь к матери идет от самого сердца, а с чем вы обратились бы к матери Бога?
Давайте подумаем и послушаем песню Ж. Бичевской, посвященной Богородице (звучит песня «О! Всепетая мати»).
-Ребята! О чем говорили на уроке?
-Что понравилось?
Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока.
Эксперты подведите итоги работы в группах и оцените ребят.
Оценка работы учащихся и выставление оценок.
а) Заполнение на доске сводной таблицы (выписываются общее количество баллов выставленных каждой группе их оппонентами и в результате самооценки).
№ группы
Общее количество баллов


1
2
3
4
5
6
7
8
Рейтинговая оценка (среднеарифметическая)
Итоговая оценка

№1











№2











№3












Схема выставления оценок:
20 - 25 баллов – «5»
15 – 19 баллов – «4»
10 – 14 баллов – «3»
б) Подсчет рейтинговой (среднеарифметической) и выставление итоговой оценок (по одному представителю от каждой группы).
в) Анкетирование учащихся (См. Приложение 3)
Домашнее задание: Представить себя группой филологов и познакомиться с сюжетами литературных произведений русских писателей. Прочитать отрывок И.С. Шмелева «Лето Господне», «Покров» и ответить на вопросы.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочный лист проектной деятельности групп

Критерии выполнения и защиты проекта
Само - оценка
Оценка других групп




№ 1
№ 2
№ 3

1.
Качество:
Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры.





2.
Корректность текста:
Отсутствие ошибок, точность, законченность.





3.
Дизайн:
Разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию.





4
Взаимодействие:
Коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность.





5
Выступление:
Качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией.






Общее количество баллов




































ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отчет о работе группы №1
Житие Пресвятой Богородицы
Главные сведения о жизни Богоматери древнерусский читатель узнавал из   источников,   что   повествовали  о  Христе: канонических и апокpифических  Евангелий. Дева  Мария  родилась  у  супругов из Иерусалима,  Иоакима  и  Анны ,когда они уже потеряли надежду на рождение  ребенка.  Обрадованные  водители  посвятили девочку Богу, отдали  ее  в  возрасте  трех  лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор   одного   апокрифического   Евангелия   писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей . Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее водители к тому времени умели, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца  Иосифа-плотника, обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а  не  как  муж.  Поэтому  Иосифа называют не мужем, а обручником Марии. Мария  и  после  замужества  не  изменила свои привычки: она часто приходила  в  храм  и  помогала Иеpусалимским девам делать большую завесу  для  святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет это, когда я мужа не знаю?" -  воскликнула  Мария.  Но сын Божий должен был родиться именно от чистой  девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству. Незадолго  до  родов  Пресвятой  Деве  вместе  с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в  переписи  населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на  ночлег  на  постоялом  дворе,  но там не было места. Тогда они воспользовались  укрытием,  где  прятались  пастухи. Там и родился Младенец  Иисус;  спеленав,  его  положили  в  ясли - кормушку для скота .В  это  время  царю  Ироду  стало  известно,  что  в его владениях появился  чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался,  что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам  убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Однако Христос уцелел  благодаря 
вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему  взять  Магию  и  ребенка  и  отправиться в Египет. Там святое семейство переждало гонения Ирода. Но  Марии  было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь  и присутствовала  на распятии, а затем погребала его тело. Умирая   на   кресте,  Христос  завещал  любимому  ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она  узнала заранее.







Отчет о работе группы №2
Изучение Священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья носят имя Пресвятой Богородицы. И наш Орехово-Зуевский район не является исключением. Мы провели поисковую работу и сегодня поделимся результатами своих поисков.В ходе поисковой работы мы узнали, что из 45 храмов Орехово-Зуевского района (включая старообрядческие) 11 храмов освящены в честь Пресвятой Богородицы: 6 церквей Рождества Богородицы, 3 – Успения Пресвятой Богородицы и 2 храма – Покрова Пресвятой Богородицы.
Рождества Пресвятой Богородицы: деревня Гора, Красная Дубрава, Рудня-Никитское, Мисцево, Нестерово, Селиваниха .
Успения Пресвятой Богородицы: деревня Войново-Гора, Беливо, Красное.
Покрова Пресвятой Богородицы: село Старый Покров, Пашнево.





















Отчет о работе группы №3
Почитаемые иконы Пресвятой Богородицы в храмах
Орехово-Зуевского района
В ходе своей поисковой работы мы также обратили внимание на изучение иконографии наиболее почитаемых икон Богородицы в храмах района.
В ходе поисковой работы мы узнали, что 6 храмов Орехово-Зуевского района освящены или почитают образы Пресвятой Богородицы.

3 церкви - Казанской иконы Божией Матери: деревня Запутное, Слободище, Губино.
2 церкви - Ахтырской иконы Божией Матери: деревня Яковлево, Старый Покров.
1 церковь - Иконы Взыскание Погибших: деревня Савинское
Казанская икона Божией Матери
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля) говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног



Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет".Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Ахтырская икона Божией Матери

Из книги «Список церквей и приходов Владимирской епархии» мы узнаем, что в храме, из святых икон, особо чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери; икона эта в приходе и в окрестных селениях почитается явленною и чудотворною. В нескольких метрах от храма находится святой источник в честь Ахтырской иконы Божией Матери, на котором и в наши дни происходят исцеления.15 июля Православная Церковь совершает память Ахтырской иконы Божией Матери, которая почитается в орехово-зуевской земле.По преданию, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] была явлена 2 июля 1739 года. Благочестивый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Покровской церкви города Ахтырки Василий Денисов обрёл икону во время сенокоса на огороде около храма. После её обретения начались чудеса, икону перенесли в храм. Описание: Ахтырская икона Божией Матери была обретена 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом. В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в



реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. Тщательно изученив Материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
Икона Божией Матери ''Взыскание погибших''
 В Савинской храм назван в честь иконы Божией Матери  «Взыскание погибших».  А что же это за икона? С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось.  Известно  несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла свою милость людям, уже переступившим порог гибели.По преданию, икона прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных. В России наиболее ранним из образов Пресвятой Богородицы, называемых «Взыскание погибших», считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г. Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась же икона позднее. В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы анкеты:
1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?
2. С каким настроением я работал?
3. .Доволен ли я собой?
4. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
5. Что было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?
6. Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?
7. Были ли у меня затруднения в работе с группой?
8. Достиг ли я цели обучения?
9. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (практики, просто интересен)?
10.В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?























Литература:
1. Алексеев В.Н., Лизунов В.С., Моя малая родина.- О-З: Типография О-З. 1998. – 120-141с.
2.Алексеев В.Н., Жигунов В.В., Дорога к храму, Орехово-Зуево, 1999г, - с. 7
3.Альманах Богородский край, Лизунов В. С. Орехово-Зуево историческая Родина Морозовых №7 2001г
4.Алексеев В.Н., Лизунов В.С., Моя малая родина, -типография Орехово - Зуево.1998.- 141-148с.
5. Альманах Богородский край, Лизунов В. С. Орехово-Зуево историческая Родина Морозовых №7 2001г
6. Альманах Богородский край, Михайлов С., Из истории связей Егорьевского уезда Рязанской губернии и Гуслиц, №6 1997г
7.Орехово-Зуевский уезд Московской губернии (историко-экономи-ческий сборник). Орехово-Зуево, 1926.
8.Лизунов В. С. "Старообрядческая Палестина". Орехово-Зуево, 1992.
Казанская икона Божией МатериРисунок 4Казанская икона Божией МатериРисунок 715

Приложенные файлы


Добавить комментарий