Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК ПНШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
Приказ №______
от ________2012



Рабочая программа

учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Ершовой Татьяны Анатольевны



«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Начальное общее образование, 4 класс
(базовый уровень)

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________
______________2012

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
__________
_____________2012




2012-2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) и авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А..
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» - формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых четырех лет обучения, а так же в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы. Вместе с тем необходимо показать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи. Конкретные задачи, помогающие реализации всех идей курса «Литературное чтение», сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Задачи:
формировать грамотные представления о взаимоотношениях фольклорных жанров и произведений авторской литературы;
формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» понятие художественного образа;
формировать умения младших школьников различать жанры литературы;
помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы.
Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы.
Программы 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.
Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.
Итогом четвертого года обучения должны стать:
начальные умения анализа литературного произведения;
умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);
первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;
эстетическое переживание ценности художественных произведений.
Программа рассчитана на 102 учебных часа в год, что соответствует 3 часам в неделю.
Сроки реализации рабочей учебной программы: 2012 – 2013 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Устное народное творчество
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями торговлей или ратными подвигами свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
участие воображения и фантазии в создании произведений;
диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
способности критично относиться к результатам собственного творчества;
способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян.
Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*.
Зарубежня волшебная сказка: «Алтын-сака – золотая бабка».
Былины:
а) Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей разбойник»;
б) Новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы XVIII первой половины XX в.
В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);
А. Пушкин «Везувий зев открыл», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами», «Сквозь волнистые туманы»;
М. Лермонтов «Парус»;
Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь»;
А. Фет «Это утро, радость эта»;
И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство»;
Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»;
В. Хлебников «Кузнечик»;
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;
Б. Пастернак «Опять весна»;
А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;
Л. Андреев «Петька на даче»;
М. Волошин «Зеленый вал отпрянул»;
В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею», «Обида»;
А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины XX в.:
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни», «Памяти друга»;
С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;
Н. Рыленков «К Родине»;
Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;
Д. Самойлов «Красная осень»;
А. Кушнер «Сирень»;
В. Соколов «О умножении листвы», «Все чернила вышли»;
Д. Кедрин «Все мерещится поле с гречихою»;
К. Паустовский «Теплый хлеб»*;
Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;
И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;
В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;
Л. Улицкая «Бумажная победа»;
М. Вайсман «Шмыгимышь»;
С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;
Б. Сергуненков «Конь-мотылек»;
С. Маршак «Как поработала зима!..»;
А. Пантелеев «Главный инженер».
Зарубежная литература:
древнегреческий «Гимн Природе»;
древнегреческое сказание «Персей»;
Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);
С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);
Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные».

* Примечание. Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматию.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем
Всего
часов


Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире.
15


Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре.
10


Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
16


Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.
10


Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.
10


Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.
8


Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.
17


Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество.
16

Итого
102


Разделы выделены на основе авторского методического пособия.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать/понимать:
содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:
читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Учебник: В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Малаховская О.В. Литературное чтение. Хрестоматия. 4 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение: 4 класс. Методическое пособие – 3-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2010.





























Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока
Тема урока
Дата проведения
Примечание



План
Факт


Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире


Древние представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами.





Древние представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами.





«Персей». Древнегреческое сказание. Особенности сюжета.





«Персей». Древнегреческое сказание. Отношения человека с миром природы.





Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.





Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.





Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное).





Особенности героя волшебной сказки.





Особенности героя волшебной сказки.





Русская сказка «Сивка-Бурка». Особенности сюжета волшебной сказки.





Русская сказка «Сивка-Бурка». Характеристика героя волшебной сказки.





Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». Отражение древних представлений о мире.





Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». Характеристика героя волшебной сказки.





Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах.





Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Особенности сюжета волшебной сказки.




Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Проникновение элементов истории в жанры устного народного творчества.





Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Отличие былин от народных сказок.





Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Приметы народного юмора.





Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Характеристика эпического героя.





Образы богатырей в живописных произведениях. И. Билибин «Илья Муромец и Святогор», М. Врубель «Богатырь», В. Васнецов «Богатыри».





Былина «Садко». Проникновение элементов истории в жанры устного народного творчества.





Былина «Садко». Связь былины с волшебной сказкой.





Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Сохранение жанровых и сюжетных связей с народной сказкой.





Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Характеристика героя волшебной сказки.





Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Ценность нравственного совершенства и силы любви.




Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека


Василий Жуковский «Славянка». Выразительность художественного языка.





Василий Жуковский «Славянка». Выразительные средства авторской поэзии: приемы антитезы (контраста), звукописи.





Василий Жуковский «Весеннее чувство». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.





Давид Самойлов «Красная осень». Выразительные средства авторской поэзии: приемы олицетворения, сравнения.





Николай Заболоцкий «Сентябрь». Выразительные средства авторской поэзии: приемы олицетворения, сравнения.





Николай Заболоцкий «Оттепель». Выразительные средства авторской поэзии: прием сравнения.





Николай Заболоцкий «Оттепель». Выразительные средства авторской поэзии: прием звукописи.





Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды». Выразительные средства авторской поэзии: приемы олицетворения, сравнения.





Иван Бунин «Детство». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.





Владимир Набоков «Обида». Жанровые особенности рассказа.





Владимир Набоков «Обида». Выразительность художественного языка.





Владимир Набоков «Обида». Анализ характера героя.





Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею...». Представление об образе поэта через его творчество.





Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!». Жанровые особенности рассказа.





Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!». События в рассказе, раскрывающие характер героя.





Борис Сергуненков «Конь Мотылёк». Выразительность художественного языка.




Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас


Леонид Андреев «Петька на даче». Жанровые особенности рассказа.





Леонид Андреев «Петька на даче». Драматизм рассказа.





Леонид Андреев «Петька на даче». Прием контраста.





Леонид Андреев «Петька на даче». Сложность характера героя и развитие его во времени.





Антон Чехов «Ванька». Жанровые особенности рассказа.





Антон Чехов «Ванька». Драматизм рассказа.





Сравнительный анализ героев рассказов Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька».





Антон Чехов «Мальчики». Жанровые особенности рассказа.





Антон Чехов «Мальчики». События в рассказе, раскрывающие характер героев.





Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.




Пытаемся понять, как на нас воздействует красота


Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Жанровые особенности рассказа.





Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Анализ характера героя.





Людмила Улицкая «Бумажная победа». Драматизм рассказа.





Людмила Улицкая «Бумажная победа». События в рассказе, раскрывающие характер героев.





Связь произведений литературы с живописными произведениями. Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо «Девочка на шаре».





Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!». Сравнительный анализ героев авторской сказки.





Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Мир ценностей героев.





Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Красота и смысл окружающего мира.





Владимир Соколов «О, умножение листвы». Борис Пастернак «Опять весна». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.





Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага». Чувства и переживания главного героя.




Приближаемся к разгадке тайны особого зрения


Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа.





Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа.





Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки.





Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки.





Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи.





Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Герой сказочной повести: развитие характера во времени.





Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философское содержание сказочной повести.





Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Раскрытие авторского отношения к героям и событиям.




Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда


Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Связь произведений литературы с живописными произведениями.





Произведения и герои рассказов Марии Вайсман.





Мария Вайсман «Шмыгимышь». Жанровые особенности рассказа.





Мария Вайсман «Шмыгимышь». События в рассказе, раскрывающие характер героя.





Особый язык художников и поэтов: П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунк «Крик», М. Шагал «День рождения», Ф. Марк «Птицы», В. Хлебников «Кузнечик».





Особый язык художников и поэтов: П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунк «Крик», М. Шагал «День рождения», Ф. Марк «Птицы», В. Хлебников «Кузнечик».





Анна Ахматова «Тайны ремесла». Картина мира, создаваемая поэтом.





Анна Ахматова «Перед весной». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.





Александр Кушнер «Сирень». Выразительные средства авторской поэзии: приемы сравнения, звукописи.





Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Связь смысла стихотворения с избранной стихотворной формой.





Афанасий Фет «Это утро, радость эта». Выразительность художественного языка.





Фёдор Тютчев «Как весел грохот». Выразительные средства авторской поэзии: прием звукописи. Охватная рифма.





Михаил Лермонтов «Парус». Связь смысла стихотворения с избранной стихотворной формой.





Максимилиан Волошин «Зелёный вал». Выразительные средства авторской поэзии: приемы олицетворения, сравнения.





Самуил Маршак «Как поработала зима!..». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.





Самуил Маршак «Как поработала зима!..». Парная, перекрестная и охватная рифма.





Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки) «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя». Связь смысла стихотворения с выбранной стихотворной формой.




Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество


Алексей Пантелеев «Главный инженер». Жанровые особенности рассказа.





Алексей Пантелеев «Главный инженер». Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира.





Алексей Пантелеев «Главный инженер». События в рассказе, раскрывающие характер героев.





Алексей Пантелеев «Главный инженер». Прием контраста.





Анна Ахматова «Памяти друга». Тема и основная мысль произведения.





Анна Ахматова «Памяти друга». Выразительные средства авторской поэзии: приемы олицетворения, контраста, звукописи.





Николай Рыленков «К Родине». Тема и основная мысль произведения.





Николай Рыленков «К Родине». Выразительные средства авторской поэзии: прием контраста.





Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!..». Выразительность художественного языка. Деление текста на смысловые части.





Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится». Лексические повторы.





Древнегреческий Гимн Природе. Лексические повторы.





Государственный Гимн Российской Федерации. Жизнь древнего жанра гимна во времени: жанровое и лексическое сходство.





Особый язык художников и поэтов: Карл Брюллов «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту».





Плиний Младший «Письмо Тациту». Выразительность художественного языка.





Александр Пушкин «Везувий зев открыл». Деление текста на смысловые части.





Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.





15

Приложенные файлы


Добавить комментарий