Учебный материал

Частушки Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устн ого народного творчества. Происхождение частушки Одни ученые считают, что часту шка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и пл ясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: ч астушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлог о века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развивать ся капитализм, складывались рыночные отношения. Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее худо жественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природ ы - этот прием называется психологическим параллелизмом. Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное со блюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются о чень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная чет ырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частуш ка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устн ого народного творчества. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родстве нников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, кр аковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и б олее строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка. В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специаль но созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня име ет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частуш ечных мелодий насчитывается очень немного. О чем она, частушка? Частушка - песенка молодежи. П оэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людь ми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночк а, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и роди телей, поминает при случае начальство. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но п о-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война ... Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и люб ви. В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яб лочко". Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. О дним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кт о-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин. Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Частушка в наши дни В современной деревне поют не мало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла с мысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, передел ываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у мен я", сегодня поют: "Без бензина, без огня...". В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только ме лодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушк и, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они су ществуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не с обирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая с атира. Поют частушки и школьники. Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На берез овой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы? Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные пе сенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами. Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "стра дать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России. Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, сл учается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные це пи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семе новна", такое сближение отдельных строф - почти правило. Эх, Семеновна, ты мне нравишься, Поцелуй меня, ты не отравишься. И продолжение: Поцеловалася, не отравилася, Любовью Сениной я заразилася. Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская ч астушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гу лянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму сво ю деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крес тьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок. Список ли тературы Для подготовки данной работ ы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий