Методический электронный материал

Содержание Вв едение 1. Возникнове ние ятрохимии 2. Сущность работ ятрохимиков 2.1 Парацельс – основоположник ятрохимии 2.2 Опыты Ван Гельмонта 3. Ятрохимия и болезнь 3.1 Гармония трех начал: сера, ртуть и соль 3.2 Польза сурьмы 3.3 Лекарства и яды 3.4 Олигоэлементы 3.5 26 средств Александра фо н Бернуса 4. Ятрохимия и техничес кая химия Заключение Список исп ользованной литературы Введение С начала XVI века умоз рительная алхимия стала постепенно вырождается. Новых произведений не появлялось, зато получали широкое распространение легенды о могуществе алхимико в прежних веков. Хотя алхимия и сохраняла своё название, в ней все большее и большее значение приобретали практические направления, связанные с р емесленным производством, перерастающем в мануфактуры. Развитие ремес ел было более надежным способом накопления богатств, чем туманные обеща ния алхимиков добиться превращение любого металла в золото. При этом и к ороли, покровители ремесленников, и сами ремесленники, объединявшиеся в цехи, стали понимать, что очень важно точно описать процесс так, чтобы его можно было воспроизвести. С появлением в XV веке кн игопечатания стали издаваться книги, в которых металлурги, стеклодувы, г ончары делились своими профессиональными секретами. В борьбе за создание лекарств на основе точ ных химических знаний зародилась новая наука, получившая название ятрохимия . Ятрохимия (Иатрохимия) (от греч. iatros – врач) - это направление в медицине, возникшее в начале XVI века в Западной Европе. Его представители рассмат ривали процессы в организме человека как химические явления, болезни как результат нару шения химического равновесия. Появление ятрохимических идей связано условиями жизни при феодализме. Голод, как следствие войн и неурожаев, был причиной эпидемий чумы , проказы, сифилиса, оспы. Во всемирной истории эпоха ят рохимии совпадает с периодом упадка феодализма. Алхимическая вера во вс емогущество философского камня в это время отодвигается на второй план. Руководящим началом в изысканиях ятрохимиков становятся служение меди цине, борьба с болезнями с помощью химических средств. В период ятрохими и с особой силой проявилась тенденция использования химических знаний в медицинских целях. 1 . Возникновение ятрохимии Развитие всех средневековых наук происходило под си льнейшим и мертвящим воздействием бесплодной схоластической философи и, не признававшей опытного исследования природы, довольствовавшейся к омментированием старых авторов и решавшей различные вопросы с точки зр ения соответствия мнению обязательных авторитетов (отцы церкви и главн ым образом Аристотель). Даже в начале XVII в. один из начальников иезуитского ордена, которому н екий монах хотел показать в зрительную трубу недавно открытые солнечны е пятна, отказался от этого, заявив: «Напрасно, сын мой, я дважды прочел все го Аристотеля и не нашел ничего подобного. Пятен нет. Они проистекают от н едостатка твоих стекол или твоих глаз». Когда новые открытия, которыми изобиловали XV и XVI вв., показали неопровержимо, что основные представле ния старых авторов не верны, то вся система должна была рухнуть. Крушение это произошло в XVI в. одн овременно с Реформацией. Реформатором алхимии был Парацельс. Личность Парацельса до такой степени окружена вымыслом, что невозможно установи ть биографические события с достоверностью. Источниками для биографии Парацельса служат, во-первых, его сочинения, в которых очень часто встреч аются автобиографические данные; во-вторых, воспоминания современнико в и сочинения его последователей и противников. Однако его собственные с очинения, написанные в преувеличенно хвастливом тоне, переполненные яв но неверными данными, могут быть материалом только для косвенных сужден ий [1]. Что же касается сочинений современников, то и они, написанные друзьями и ли врагами в пылу яростной полемической борьбы, дают яркое представлени е о буре, вызванной деятельностью Парацельса, характеризуют силу его лич ности, огненного темперамента, но ни в коей мере не могут претендовать на историческое беспристрастие. Насколько малодостоверны наши сведения о Парацельсе, можно судить хотя бы по тому, что сохранившиеся 35 его портрет ов очень мало походят один на другой. Таким было время появления ятрохимии (от греч. « iatros » — врач) — учения о лечении болезней с помощью химических препаратов, сырьем для получения которых служили в основном не традиционные лекарственные травы, а минер алы. Ятрохимию называли также «спагирикой», или «спагирическим искусст вом» (от греч. «стю» — разделяю и «агейро» вЂ” соединяю), целью которого бы ло разделение веществ на составные части и их соединение в новые веществ а. «Спагирическое искусство, — гласит врачебный трактат начала XVII в., — есть та часть химии, кот орая имеет своим субъектом природные тела — растительные, животные и ми неральные и производит соответствующие операции с конечной целью их пр именения в медицине». Термин «Спагирическое искусство» был введен знам енитым врачом и алхимиком Парацельсом. Сыграв положительную роль в борьбе с догмами схоластической средневек овой медицины, ятрохимия во 2-й половине XVIII веке перестала существовать как направление в медиц ине, но дало начало экспериментальной химии [3]. 2. Сущность работ ятрохимиков Парацельс утверждал, что задача алхимии – изготовление лекарств; при этом медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом орга низме три принципа – Ртуть, Сера и Соль, – находятся в равновесии; болезн ь представляет нарушение равновесия между принципами. Для его восстано вления Парацельс ввёл в практику лекарственные препараты минерального происхождения – соединения мышьяка, сурьмы, свинца, ртути и т.п., – в допо лнение к традиционным растительным препаратам. К представителям ятрохимии (спагирикам, как назыв али себя последователи Парацельса) можно отнести многих известных алхи миков XVI – XVII веков: А. Либавия, Р. Глаубера , Я.Б. Ван Г ельмонта , О. Тахения [4]. Андреас Либавий (1540-1616) просла вился первым в истории учебником химии – "Алхимия", – вышедшим в 1597 году. С оглашаясь с Парацельсом в том, что главная задача алхимии состоит в служ ении медицине, Либавий, тем не менее, считал, что трансмутация возможна, и её осуществление явится венцом науки. В то же время Либавий яростно крит иковал туманно-мистические элементы в учении Парацельса. Важную роль в р азвитии рациональной алхимии сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670), разраб отавший способы получения целого ряда неорганических веществ. Другой известный алхим ик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести изменения в ртутно-серную теорию, ут верждая, что все соли образованы двумя принципами – кислотой и щёлочью. Ещё один представитель иатрохимии Ян Баптист ван Гельмонт (1577-1664) был одн им из первых учёных, поставивших вопрос об истинных простых составных ча стях сложных тел [3]. Другими выдающимися деятелями ятрохимиче ского направления были Сала, Тюрке де Майерк, Ван Минзихт, Сильбий. Им удал ось изготовить различные препараты, важные для фармации. Среди них рвотн ый камень Андриана Минзихта и его е li х i г у it г i о li М insi с hti , составленный в 1631 году; ацетат аммония Раймунда Миндерера, известный в ме дицине как «миндереров спирта». Хлористый калий применялся как лекарст во Сильвием и был известен под названием «сильвиева приотиволихорадоч ная соль», натрия сульфат (глауберова соль) использовали как слабительно е. Неорганические соли аммония были получены и подробно описаны Либавие м, Глаубером и Тахением. Хотя неумеренное употребление этих средств прив одило к тяжелым последствиям, они рекомендовались врачами-ятрохимиками, а металличес кая сурьма даже прописьтвалась в виде вечных пилюль. 2 .1 Парацельс – основоположник ятрохимии ПАРАЦЕЛЬС (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон ГОГЕНГЕЙМ) (1493 - 1541) - швейцарский врач и астролог, профессор универси тета. Родился в Швейцарии. . В 1510 году Теофраст поступил в Феррарский универ ситет на медицинский факультет (Италия). Пребывание в Ферраре оказало бо льшое влияние на формирование характера и мировоззрения Теофраста. Зде сь он провел юношеские годы, когда особенно был обострен интерес к окруж ающим общественным явлениям, а социальные и научные идеи воспринималис ь как откровение. В Ферраре он познакомился с великолепными произведениями искусства, с гуманистическими тенденциями в науке и пол учил первые уроки свободного отношения к авторитетам, которым схоласти ческая наука предавала роль непогрешимости. Во время учебы Теофраст пос ещал соседние университеты Падуи и Болоньи и принимал активное участие в студенческой жизни. В Ферраре же из желания греколатинизировать свое р одовое имя он присоединил к нему прозвище Парацельс, т.е. «подобный Цельс у» [2]. Медицина Галена, обновленная сочинениями Авиценны и других арабских уч еных, преподавалась, в то время как церковная догма. Теофраст обладал глу бокими знаниями трудов арабов и древних, Галена же он изучил столь доско нально, что мог наизусть цитировать нужные места из его сочинений. Однак о схоластическое преподавание наук вызывало у него бессильный протест. Окончив обучение, доктор Теофраст фон Гогенгейм начал свое многолетнее странствование. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дани и, Швеции и России; считают, что он даже посетил Индию, когда был пленен тат арами и доставлен к хану, сына которого впоследствии сопровождал в Конст антинополь. В своих странствованиях он собрал много полезных сведений, п ричем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и от общения с цирюльни ками, пастухами, повитухами и предсказателями. Парацельс черпал знания о т великих и от малых, у ученых и среди простонародья. Проведя в скитаниях д есять лет, то, применяя на практике искусство врача, то, преподавая, по обы чаю тех времен - алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратил ся в Германию [6]. Этот знаменитый врач-естествоиспытатель прожил недолгую жизнь, всего 48 лет. Но за этот срок сумел прославиться в ве ках, прежде всего правилом дозирования лекарств, которое сам вывел и уст ановил. Несмотря на то, что к 1515 году Парацельс только получил звание врача , он был уже знаменит в Европе, а врачебно-философские постулаты лекаря, ти па - задача доктора в том, чтобы притупить страдания и путем долгих опытов найти для страдальца избавление - абсолютно не признавались его коллега ми по всему миру. Врачеватели XVI века отказывались верить в лекарства, полученные хим ическим путем, и по старинке использовали лишь лекарственные травы. И еще, Парацельс запомнился человечеству, как один из основоположников я трохимии: он отвергал учение о четырёх соках в организме человека и счит ал, что всё происходящее в нём, это химические процессы. Выделял лекарств а из растений, развил новое представление о дозировке лекарств и использ овал для лечебных целей минеральные источники. Пожалуй, никто не помнит, что Парацельс был тем первым, кто изобрел таблетку. С тех времен, таблетка слегка трансформировалась и деформировалась, но все же увлажнять и прес совать порошок придумал Парацельс [2]. Парацельс всю сознательную жизнь и врачебную практику посвятил пропаг анде гигиены и чистоты, будучи уверенным, в том, что мыло, которое, к слову с казать, именно он и начал варить первым, может не только уничтожить болез нетворные бактерии и очистить тело, но и стать настоящей панацеей от буш евавшей во времена Парацельса чумы. Первым, заговорив о гигиене, Парацел ьс убеждал непросвещенную, потную и грязную общественность в пользе при нятия ванн. Потеряв сына и жену, будучи сам тяжело больным чумой Парацель с продолжил свои опыты в ятрохимии, естествоиспытатель был уверен, что п равильное дозирование лекарств полученных химическим путем - это будущ ее науки. В этом, да и в остальном он оказался правым! Парацельс в посмертн ой записке написал всего три слова: борьба, жизнь, разум. Медицина и фармац ия эпохи Возрождения, как и все естествознание того времени, характеризо вались решительным устремлением к опытному знанию. Парацельс как человек был неуравновешенной личностью. Он предавался пь янству, временами страдал манией преследования, любил неологизмы и скве рнословия, верил во влияние звезд и талисманов. И между тем, этот человек б ыл предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он пр оизвел в медицине революцию. С точки зрения интересов, направленности мышления и деятельности, Парац ельс был естествоиспытателем. Он стремился познать природу, ее тайные си лы, и с помощью этих знаний изменять природу, в первую очередь, природу сам ого человека, чтобы победить силу болезней. Развиваясь в этом направлени и, Парацельс понял глубокую связь медицины и химии, и не только провозгла сил это, но и поставил перед собой задачу: на этой основе переделать все вр ачебное дело.Он впервые ясно и просто показал, что процессы, совершающие ся в живом организме, «суть химические процессы, и химии суждено сыграть огромную роль в решении проблемы здоровья человека». Парацельс одним из первых показал ложность пути алхимии, он попытался со здать новую науку ятрохимию — химию, подчиненную медицине и занимающую ся отысканием, исследованием и изготовлением лекарств. При этом, однако, он придерживался воззрения Василия Валентина о том, что в живом теле уча ствуют «элементы», входящие в состав всех тел природы, а именно - сера, рту ть и соль. В здоровом организме они находятся в известном равновесии, а ес ли же один элемент преобладает над другими или находится в недостаточно м количестве, то возникают различные заболевания. Так, преобладание серы в организме вызывает лихорадку и чуму; преобладание соли - водянку и расс тройство желудка, избыток ртути — параличи. Все химические процессы в организме — по Парацельсу — управляются вер ховным началом — археем. Архей вложен в него творцом для отделения поле зного от вредного и для препятствия действия яда. Теофраст учил: организ м — реторта, в которой происходят химические реакции. Отсюда и первосте пенное значение химии для лечения болезней: химия должна дать медицине э ффективные лекарства. Считая причиной хронических заболеваний, расстр ойство химических превращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввел в лечебную практику различные химические вещества и минеральные Однако следует отметить, что Парацельс не отрицал возможности философс кого камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Одной из величайших заслуг Парацельса была та, что он впервые ввел понятие о действующем начале как о химическом веществе. С целью лекарственного использования им изучали сь соединения различных металлов: ртути, свинца, меди, железа, сурьмы, мышь яка и др. Состав лучших лекарств Парацельса остался неизвестным. Это были таинственные средства. Между тем, Парацельс считал ся популяризатором такого вещества, как сурьма. «Сурьма очищает тело так же, как она очищает золото», - писал он. Широко применялась «золотая тинктура», которую ятрохимики назначали п ри проказе, водянке, эпилепсии, при сердечной недостаточности. Теофраст предложил также «железную тинктуру» - лекарство, содержащее соединения железа; лауданум — сложный лекарственный препарат, содержащий опий. «Ог непостоянный мышьяк» представлял собой арсенат калия. Парацельс широк о использовал сильнодействующие препараты: «Все есть яд, и ничто не лише но ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Наряду с химическими препаратами, Парацельс применял в лечебной практи ке и лекарства растительного происхождения. При выборе лекарственного растения он придерживался возникшего еще в древности наивного учения о сигнатурах, согласно которому форма растения, его окраска, вкус и запах м огут служить указанием на заболевание, при котором его следует применят ь. Например, при желтухе нужно использовать растения с желтыми цветками ( бессмертник, чистотел), растения с почковидными листьями — при заболева ниях почек. Колючий чертополох применялся при коликах в желудке и для от пугивания «нечистой силы», а сходство корней женьшеня и мандрагоры с фиг урой человека дало основание рассматривать их как панацею. Парацельс впервые ввел в медицинскую практику спиртовые извлечения из растений (экстракты и настойки). С помощью спирта или «воды жизни», незадо лго до этого полученного алхимиком Луллием, он попытался выделить из них «квинтэссенцию», т.е. лекарственное вещество в чистом виде. Галеновые пр епараты, получаемые с помощью других растворителей (воды, уксуса, меда), он считал недостаточно очищенными и поэтому мало эффективными. Однако пос ле смерти Парацельса его «квинтэссенции» также стали называть галенов ыми препаратами, так как они мало, чем от них отличались. Свои средства Пар ацельс называл спагирическими, но термин этот не удержался в позднейшей медицине и фармации. Парацельс глубоко верил в целительные свойства минеральных источников . Им было написано сочинение о целебных источниках Бадена, Вильдбада. Парацельс уделял особое внимание аптеке. В послании магистру г. Базеля о н раскрывал недостатки работы аптеки, требовал принятия мер по повышени ю образования фармацевтов, разоблачал недобросовестность врачей и апт екарей. От фармацевтов Парацельс требовал хорошего знания химии, так как аптеки, по его мнению, должны быть одновременно и хорошими химическими л абораториями. Теофраст и его последователи намного увеличили количест во лекарственных веществ, обосновали учение о дозе, усовершенствовали м ногие приборы и аппараты для изготовления и анализа лекарств. При изгото влении лекарственных средств Парацельс настоятельно рекомендовал пол ьзоваться весами. Великого врача с полным основанием считают одним из основоположником ф армацевтического анализа [6]. 2 .2 Опыты Ван Гельмо нта Голландский естествоиспытатель, врач Ян Бап тист ван Гельмонт родился в Брюсселе. В юно сти он изучал богословие, а затем обратился к медицине. В Лувене он получил теологическое и медицинское образ ование. Будучи в начале своей медицинской п рактики противником школы Парацельса, Гельмонт вскоре убеждается в пре имуществах ятрохимии и примыкает к ней. Жизнь и характер этого человека прямо противоположны всему тому, что мы знаем об основателе ятрохимии – Парацельсе. Гельмонт получил основательное образование, но отказался о т степени магистра, не придавая значения всякого рода отличиям. В против оположность беспутному пьянице Парацельсу Гельмонт – человек строго умеренного образа жизни. Некоторое время он занимался врачебной практикой и много путешествова л, но затем вернулся на родину, поселился в деревне и стал заниматься искл ючительно наукой. В своей работе Гельмонт, будучи горячим сторонником основной идеи ятрох имии – применения химических препаратов, отказывается от крайних взгл ядов Парацельса и его наиболее рискованных средств. В области химии Гель монт проводит интересные исследования и высказывает некоторые положен ия, далеко опережающие его время. Гельмонт в своих взглядах на строение материи делает шаг, на который не отваживался Парацельс. Он о трицает не только четыре элемента Аристотеля, но и три начала Парацельса . Сторонник эксперимента, он не может удовлетвориться приведением всего многообразия веществ живой и мертвой природы к трем воображаемым начал ам и полагает, что в состав всех веществ входят не предполагаемые носите ли определенных свойств, а реальные вещества. Этим утверждением Гельмон т положил начало учению о химических элементах. Однако все это не помешало ему уверовать в « философский камень» после того, как какой-то неизвестный алхимик произв ел при нем «превращение» ртути в золото. Весьма примечателен опыт Ва н Гельмонта с серебром: точно взвешенное количество серебра было раство рено в крепкой водке (азотной кислоте), раствор выпарен, остаток прокалён и сплавлен. Вес полученного серебра оказался в точности равным исходном у. "Серебро не теряет своей сущности оттого, что было растворено в крепкой водке, хотя оно исчезло с глаз и сделалось совсем прозрачным" – писал Ван Гельмонт. Этот опыт интересен и как один из первых примеров количественн ого исследования явления. Ван Гельмонт впервые провёл эксперименталь ные исследования процесса питания растений, которые стали основой для т. н. водной теории питания растений. Вырастив ветку ивы в бочке он установил, что почти 40-кра тное увеличение её в весе за 5 лет не сопровождалось сколько-нибудь значи тельным уменьшением веса земли. Несмотря на ошибочность, эта теория, рас сматривавшая жизнь растений как процесс, происходящий только под влиян ием материальных сил, нанесла удар религиозно-идеалистическому мирово ззрению. Ван Гельмонт одним из первых стал использов ать нитрат серебра (ляпис) для прижигания ран, воспалений и бородавок. Он п олагал, что в пищеварении решающую роль играет кислота желудочного сока , и поэтому предлагал лечить щелочами болезни, вызываемые избытком кисло т в желудке. Ввёл в химию термин «газ», произ веденного им от греческого слова chaos – хаос, что дает некоторое указание на существование у Гельмонта представления о хаотическом движении частиц [2]. 3 . Ятрохимия и болезнь Парацельс, внедряя химию в медицину, следов ал глубокому интересу к царству минералов (ведь он был врачом на рудника х), а также и духу времени, так как в XVI веке врачи обратились к ятронаукам. Эта наука о весьма древнем стремлении врач ей для всего, что относится к медицине, находить объяснение, теорию, систе му. Ятромеханику, которая тогда получила развитие, следует разделить на три части — на ятроматематику, ятрофизик y и ятрохимию, причем ятроматематическая часть зан имала особое место [4]. Общим для них всех являетс я стремление создать пригодную систему. Ятроматематика при этом самая д ревняя из них, но она не научна, хотя существует и в наши дни, так как ее след ует отождествлять с астрологией. Напротив, ятрохимия и ятрофизика всегд а основывались на науке и поэтому относятся к другой области. Ятроматема тика исходила из представления, что все происходящее во вселенной должн о оказывать влияние также и на жителей земли, т. е. на каждого человека, и чт о движения в макрокосмосе определяют судьбу микрокосмоса, т. е. каждого ч еловека. Сюда относился весь жизненный путь человека (также и его болезн и), и если кто-нибудь вступал в борьбу с этой верой, то астрология находила сторонников и покровителей в лице императоров, пап, полководцев, могущес твенных и рядовых людей. Развитие ятроматематики выразилось в том, что между макро- и микроорганизмом устанавливались параллелизмы, или ан алогии, причем знаки зодиака отождествлялись с частями тела, например, о вен — с головой, сердце как источник теплоты — с солнцем и т. д. Далее, так как врачи наблюдали ритм больших небесных тел, а с другой сторо ны — ритм человеческого организма, то для ятроастрологов было бесспорн ым, что определенные вмешательства, например кровопускание, дозволены только при о пределенном расположении небесных светил и что от него же зависит время сбора лечебных трав. Также и прием лекарств, в том числе и слабительных, эт их важнейших лекарств всех времен, был приведен в соответствии с правила ми, предписанными астрологией. В те времена врач должен был быть также и а стрологом; таково было требование времени. Перед назначением лечебных в анн тоже требовалось сначала запросить звезды, так как лечение, проведен ное при неблагоприятном положении светил, могло нанести вред, например, повлечь за собой бесплодие или отставание в росте [8]. С древних времен большое значение придавалось луне, ритм которой уже оче нь давно послужил основанием для ятроматематических выводов. Понятие к ритических дней возникло тоже в древности; его можно найти уже у Галена, и оно снова появилось в средние века, когда астрологи и ятроматематики сно ва привлекли к себе очень большой интерес. Учение о четырех соках, соотве тствующее учению о четырех темпераментах, ятроастрология привела в соо тветствие с движением планет, и это объяснило поведение людей того или и ного темперамента. Продолжая цепь этих мыслей, врачи связали появление болезней, особенно э пидемии, с небесными светилами. Так, Павел из Миддельбурга, врач, астролог и богослов, в 1484 г., основываясь на осо бенном положении Юпитера, Марса и Сатурна в созвездии Скорпиона, заранее предсказал вспышку инфекционной половой болезни, которая должна была и з Франции перейти в Германию. Пророчество это он обосновал астрологичес ки. Упомянутое выше астрологическое предсказание насчет сифилиса можн о найти и у других авторов: у Иоганна Мюллера из Кенигсберга и у Пауля Альм ана. Совсем иным было положение ятрохимии: она была построена на мало-мальски научной основе или на опыте. Ведь Парацельс, основатель ятрохимии, был вр ачом, руководствовавшимся своими наблюдениями . Само собой разумеется, что химические веще ства, особенно минералы, применялись с лечебной целью уже задолго до Пар ацельса. Ведь люди с ними сталкивались в природе, и больной человек путем наблюдения, случайно или умозрительно находил также и в царстве минерал ов вещества, казавшиеся ему пригодными как лекарства, причем косметичес кие соображения, возможно, преобладали над лечебными [7]. 3 .1 Гармония трех начал : сера, ртуть и соль Парацельс утверждал, что задача алхимии – и зготовление лекарств: "Химия – один из столпов, на которые должна опират ься врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и сер ебро, а в том, чтобы готовить лекарства". Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложени и веществ элементы разъединяются. Но в отличие от алхимиков Парацельс по дчеркнул вещественный характер трех начал: «серы» — начала горючести, «рт ути» вЂ” начала л етучести, «соли» вЂ” начала огне постоянства. Считая, что каждый из четы рех элементов Аристотеля должен состоять из этих начал, Парацельс писал : «Каждый элемент состоит из трех начал: ртути, серы и соли» [6]. Существенно новым в учении Парацельса было то, что о н таким же образом рассматривал состав всех тел, включая и человеческий организм. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Наруш ение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в орга низме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой. При избы тке ртути наступает паралич. А слишком большое обилие солей вызывает рас стройство желудка и водянку. Задача врача — выяснить отношение между основными элементами в теле боль ного и восстановить их равновесие. Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощ и определенных химических препаратов. Поэтому первоначальной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы к ак лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей ра зличных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу прио брел Парацельс, весьма успешно применяя ртутные препараты для лечения ш ироко распространенного в то время сифилиса [5]. 3 .2 Польза сурьмы Сурьма среди солнечных металлов играет не мен ее существенную роль, поскольку ее символом для алхимиков является Земл я, наша планета. Алхимия во многом является вдохновителем а нтропософической медицины: в свое время Рудольф Штайнер порекомендова л Александру фон Бернусу заинтересоваться алхимической медициной. Пос ледний, изучая алхимию, пришел к выводу, что в сурьме существует нечто так ое, что напоминает человеческую волю [3]. Сурьма является третичной формацией: ее месторождения находятся в зона х неподвижных первобытных скал: Од, Арьеж, Венде - скал, которые образованы породами новой формации; сурьма выражает, следовательно, соответствующ ее омоложение нашей планеты. Считается, что первым, кто описал сурьму, был Василий Валентин, который по святил ей целое исследование, названное "Триумфальной колесницей Сурьм ы". Произведение прокомментировано в конце XVIII века розенкрейцерами достаточно подробно для то го, чтобы можно было по достоинству оценить "почти вселенскую силу дейст вия сурьмы", как подчеркнул Александр фон Бернус. Вот один из этих комментариев: "Сурьма является предметом, из которого мо жно создать всю фармацию, поскольку она содержит рвотное, слабительное, кровоочистительное, успокоительное и мочегонное средства. Она являетс я apenens и obstmens , solvens и соа gulans , это бальзам, мазь и пластырь in summa summarum : она может применяться во всех состояниях cum maximo usu fructu . Это хозяйка над всем и болезнями и защитник человеческой природы. При условии правильного пр именения практикующим врачом, она действительно обладает virtus ubiquota " [4] Парацельс проявлял больш ой интерес к этому средству. Доктор Р.А.Б. Оостеруис замечал, что Парацельс , возможно, был первым врачом, обратившим внимание на следующее: гепатиче ским заболеваниям часто предшествуют болезни, которые он называл "камне образующие". Говоря о ревматиках, часто упоминают выражение "ржавые суст авы", подобно "трубопроводам с образовавшейся накипью". Парацельс исполь зовал сурьму и ее производные в лечении ревматизма и подагры, и добился в этом, как нам кажется. Значительных успехов. Равным образом, он приписыва л сурьме кровоочистительное действие и способность улучшать работу пе чени [6]. Безусловно, Василий Валентин и Парацельс были первыми, кто начал система тически применять сурьму. Однако этот металл иногда предписывался такж е и египетскими врачами, и греческими медиками, и арабскими врачами-алхи миками. Впоследствии его использовали Арнольд из Виллановы и Раймонд Лу лий. Применение сурьмы было прекращено в XIX веке, и повторному возвра щению этого средства мы обязаны Александру фон Бернусу. Он обращал, в час тности, внимание на ряд ценных характеристик сурьмы, которыми пренебрег ает современная медицина: так, входящие в состав этого металла органичес кие вещества чрезвычайно эффективны в лечении сонной болезни. Традиционно сурьма использовалась вначале как терапевтическое средст во, повышающее защитные силы организма. Возможно, именно по этой причине средневековые алхимики называли маленький шарик с сурьмой "пилюлей веч ности", активно используя его в терапевтических целях. В своих лекциях, по священных металлам, Вильгельм Пеликан настаивал на признании того, что " благодаря своим свойствам, сурьма обладает способностью приводить в дв ижение проходящие через кровь определенные структурные силы организма ". А Рудольф Штайнер отмечал в одном из своих выступлений, что "человек, в су щности, состоит из сурьмы, если абстрагироваться от всего того, что вноси тся в него извне". Посмотрим, как объясняет фундаментальную роль этого металла один из мед иков-антропософов Виктор Бот. Его объяснение представлено однако, уже в более современной терминологии, чем у его предшественников: "Сурьма, кри сталлизуясь в светящихся тонких иглах, обладает способностью к структу ризации, особенно в отношении белка. Мы можем говорить о том, что она дейст вует в организме подобно Я (мыслящему субъекту), который в течение опреде ленного времени может замещать самого себя, позволяя организму обрести новые силы. Ее соединение с серебром, называемое dyskrasite определяется больными, как "бьющее через кр ай" по своему воздействию, как на психику, так и на физическое тело". Если сурьма попадает в руки человека, незнакомого с ее эзотерическим и с вященным значением, этот металл перестает быть чем-то вроде панацеи (в то м числе и от истерии) и становится опасным ввиду своей токсичности [7]. 3 .3 Лекарства и яды В начале XVI столетия в состав ядов стали включать не только соли мышьяка, меди и фосфора, но и соки ядовитых растений, привезенных из Новог о Света. Иглы, духи, кольца с ядом, отравленные перчатки, белье, косметика — многое из того, что поражает наше воображение при чтении исторических романов, существовало в действительности. А.Паре в своем «Трактате о яда х и противоядиях» сообщал о флорентийских мастерах по изготовлению дух ов и женских украшений, содержащих яд. «Этих духов надо избегать как чумы », — писал он. В Италии уже в середине XIV в. аптекари имели право продава ть яды только тем людям, которых они хорошо знали. В Германии и Франции в XV в. продажа ядов была запреще на, однако вспомним: в известной трагедии В.Шекспира Ромео отправляется за ядом в аптеку. И хотя аптекарь говорит ему, что «за продажу ядов законы Мантуи карают смертью», деньги быстро склоняют его к нарушению закона. В рачи иногда были известны не столько своим врачебным искусством, скольк о рецептами противоядий, которые держали в строгом секрете. Изготовление ядов часто приписывали алхимикам. Их книги сжигали, и сами они нередко погибали. Человека могли преследовать только за один интере с к сочинениям по алхимии [5]. 3 .4 Олигоэлементы Морская соль содержит живой магнетизм, акти вность которого превосходно действует в борьбе с канцерогенными побоч ными эффектами химических препаратов. В состав морской соли входят нату ральный йод, который очень хорошо действует на щитовидку и при этом не пр едставляет, в отличие от йода, полученного химическим путем, никакой опа сности; бром, действующий на нервную систему, не ослабляя ее; многочислен ные олигоэлементы, играющие фундаментальную роль катализаторов в разв итии различных органических процессов, способных избавить от применен ия антибиотиков. Вот несколько способов их и спользования. Золото: действует на артр иты и артрозы, а также на ретикулярно-эндотелическую систему. И это, как на м кажется, подтверждают знания сакральной медицины о воздействии золот а на сердце и систему кровообращения. Мед ь: ее функция в фотосинтезе и, следовательно, в образо¬вании хлорофилла, с оотносится в отношении человека и животных с определяющей ролью в образ овании гемоглобина. Действует при анемии, повреждениях миокарда и кожи ( в особенности, в случаях фурункулеза и инфицирования раны), при нарушени ях нервной системы, при заболеваниях кишечника. Фтор: хорошо дейс твует на обмен веществ, в котором участвует кальций. Отсюда - его роль в пр офилактике кариесов зубов, а также в заживлении переломов. Кобальт: усиливает действие, оказываемое медью и железом, особенно реком ендуется при недостаточном питании в детском возрасте и анемиях. Бактер ицидное действие этого элемента повышает силу действия антибиотика пе нициллина и увеличивает защитные свойства клеток и тканей. Кремний: его очень много в человеческом зародыше, однако его процентное содержание уменьшается пропорционально возрасту. Кремний также в избы тке находится во фруктах, в неочищенных злаках (то есть, в их кожуре). Полез ен при старении тканей, атеросклерозе и т.п. Этот олигоэлемент используется также и в друг их видах терапии, более избирательной, а именно: олигометаллотерапии и л итотерапии. Конечно же, металлотерапия не без причины играла чрезвычайно важную рол ь в алхимической медицине. Однако было бы ошибочным считать, что алхимич еская медицина ограничивается исключительно металлами. Не будем забыв ать, что по своему содержанию эта медицина - вибрационная, и это проявляет ся в самых различных аспектах. Во все времена антисептические и заживляющие свойства морской соли исп ользовались для полоскания горла при лечении ангин, для полоскания поло сти рта при воспалении десен. Компрессы, смоченные соленой водой, помога ют при лечении панарициев, абсцессов, фурункулов и т.п. Добавленные в кофе две ложечки морской соли, растворенные в минимальном для достижения необходимого эффекта количестве воды и смешанные с поро шком глины, образуют очень эффективный пластырь, который нельзя снимать в течение дня. Один килограмм морской соли для ванны ребенку и два килограмма - для взро слого позволяют избавиться от физической и нервной усталости [7]. 3 .5 26 средств Александра фон Бернуса Немецкие врачи располагают спажирическими способами приготовления лекарств, разработанными Александром фон Берн усом. Их насчитывается двадцать шесть. Способы приготовления капель, бал ьзамов, мазей, масел и показания для их использования при хронических бо лезнях содержатся в брошюре, насчитывающей пятьдесят страниц. Эти неско лько средств позволяют лечить практически все доброкачественные и зло качественные заболевания. Врачи-алхимики опубликовали впечатляющи е выводы об излечении или улучшении течения заболеваний, которые считаю тся исключительно тяжелыми даже в наши дни. К ним относятся нервные забо левания (эпилепсия, нервно-мускульное перерождение, психические травмы ); гепатические заболевания (даже запущенный цирроз печени, заболевания пищеварительной системы, диабет и т.п.). Названия говорят сами за себя: Sanguisol (кровянистый) - исп ользуется везде, где речь идет о воздействии на кровообращение. Hepatic (гепатический) - сп ецифическое средство от всех болезней печени и желчного пузыря. Lymphatik (лимфатический) - п оказан в случае заболевания железистой системы, в особенности, лимфатич еских гланд и лимфатических узлов на коже. Cerebretic (церебральный) - пр именяется для лечения центральной нервной системы. Epidemik (эпидемический) - и спользуется во всех случаях инфекционных и эпидемиологических заболев аний. Matrigen I и Matrigen II - являются средствами лечения гинекологических забо леваний. Ophtalmik (глазной) - использ уется для внутреннего или внешнего употребления (компрессы, окутывание) как специфическое средство для лечения всех заболеваний глаз. Pulmonik (легочный) - приним ается при всех заболеваниях респираторной системы, а также при туберкул езе легких и астме. Создаваемые по законам с пажирии подобные лекарства не получили во Франции разрешения на их прим енение медиками, и это совсем не означает того, что они опасны для здоровь я. Подобные запреты скорее связаны с нежеланием лабораторий открыть сек реты технологии подобных лекарств. Этот фактор стал причиной того, что А лександр фон Бернус в свое время проиграл процесс, возбужденный им проти в одной из лабораторий, производившей поддельные лекарства. Официальна я химия не допускает возможности сублимирования щелочной соли. Алхимик и же для приготовления своих лекарств и дальнейшего продвижения по пути Великого Делания осуществляют сублимирование солей соединения калия. Следовательно, можно понять Александра фон Бернуса, который предпочел п роиграть процесс, но не открыть один из величайших секретов адептов алхи мии. Все сложности алхимической медицины аккумулированы в этом тупике. Л егализация для алхимика - синоним предательства [8]. 4. Ятрохимия и техническая химия Начиная с эпохи Возрождения, в связи с разв итием производства всё большее значение в алхимии стало приобретать пр оизводственное и вообще практическое направление: металлургия, изгото вление керамики, стекла и красок. В первой половине XVI века в алхимии выделились рациональные те чения: техническая химия, начало которой положили работы В. Бирингуччо , Г. Агриколы и Б. Палисси , и ятрохимия , основателем которой стал Парацельс . Совершенно новое понимание задач алхимии бы ло изложено в трудах основоположников технической химии Ваноччо Бир ингуччо (1480-1539) "О пиротехнии" и Георга Бауэра (1494-1555), более изв естного как Агрикола , " De Re Metallica ". Со чинения этих авторов представляли собой своего рода энциклопедии, посв ящённые минералогии, металлургии, горному делу, производству керамики, т .е. технологическим процессам, предполагающим химические операции с вещ ествами. Характерной особенностью трудов представителей технической х имии стало стремление к максимально ясному, полному и достоверному опис анию опы тных данных и технологических процессов. Именно в поисках способов сове ршенствования химической технологии Бирингуччо и Агрикола видели зада чу алхимии [2]. Парацельс же утверждал, что задача алхимии – изготовление лекарств; при этом медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Техническая химия и ятрохимия непосредственно подвели к созданию хими и как науки; на этом этапе были накоплены навыки экспериментальной работ ы и наблюдений, в частности, разработаны и усовершенствованы конструкци и печей и лабораторных приборов, методы очистки веществ (кристаллизация , перегонка и др.), получены новые химические препараты. В целом рациональные течения в алхимии – иа трохимия и техническая химия – достигли довольно значительных экспериментальных у спехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинае тся в середине XVII века. Не с ледует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означ ало конец "классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в на уке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжал и считать трансмутацию металлов возможной [3]. Заключение Главным результатом алхимического период а в целом, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, яви лось зарождение эмпирического подхода к изучению свойств вещества. Алх имический период стал совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием. Одним из самых важных достижений эпохи Возр ождения было обращение на новом уровне к античным наукам и искусствам, п ереосмысление природы и человека, возвращение к пониманию мира, как един ого организма, единого живого существа, тело которого состоит из звёзд. Ч еловечество античности существовало в мире, наполненном жизнью, в мире, который не разделялся на «живую» и «неживую» природу. Вселенная предста вляла собой гармонично устроенную систему, иерархию больших и малых, выс ших и низших существ, объединенных совместной деятельностью, в которой о ни сознательно и бессознательно участвуют. Они не страдали от чувства тр агической пустоты внутри и вокруг себя, как страдает человечество ХХ I в., которо е в бесконечной вселенной, в окружении миллионов других существ остаётс я одиноким. Античный человек чувствовал себя маленькой частью великого целого, частью общества, природы. И он, как и всё сущее, нёс в себе Божествен ное начало. Это древнее учение стало одной из фундаментальных теорий Пар ацельса и многих других алхимиков, астрологов, магов и натурфилософов эп охи Возрождения. Исследования средневеко вых алхимиков привели к накоплению большого фактического материала по природным органическим соединениям. В 16-17 вв. воззрения алхимиков получил и развитие в трудах ятрохимиков, считавших, что жизнедеятельность орган изма человека можно правильно понять лишь с позиций химии. Парацельс был истинным сыном эпохи Возрожде ния. Он был одним из тех, кого мы сегодня называем людьми - Титанами, творца ми Новой Эпохи и новой культуры. Список использованной литературы 1. Рабинович В.Л . Алхимия как феномен средневековой культуры. — М.: Наука, 1979. - 311с. 2. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузн ецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — М.: ВШ, 1991. - 656 с. 3. Всеобщая история химии. Ст ановление химии как науки. — М.: Наука, 1983. - 464 с. 4. Книга алхимии. История, сим волы, практика. - М.,Амфора, 2006 5. «Медицинская Энциклопеди я» М.: 1997г. – 965 с. 6. Гартман Франц «Жизнь Парацельса и сущность его учен ия» М.: «Новый Акрополь» 1997 г. – 233 с. 7. Марчукова С.М. «Медицина Возрождения». М.: 2004. – 237с. 8. Сорокина Т.С. «История медицины». М.: 1987. – 377с

Приложенные файлы


Добавить комментарий