Образовательный электронный материал

Содержание Введение. Начало чтения – о знакомление с книгой. Сплошное , текстуальное чтение. Составление плана , его достоинства. Тезисы. Изучение прочитанного. Конспекты. Составление рефератов. Чтение как средство воспитания памяти и мышления. Список литературы. Книги-корабли мысли , странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Френсис Бэкон Самостоятельное чтение имеет две основные задачи : понять и раскрыть в процессе чтения выразительные средства языка книги и через них проникнуть в обла сть то го предмета мысли , который входит в содерж ание книги. Содержание книги – это главная ее ценность . Но содержание всякой хорошей книг и многослойно , сложно , сжато в форму текст а , словесное выражение которого во многом оп ределено особенностью язык а , на котором написана книга. Выдающийся русский общественный деятель 19 в ека Б . И . Танеев рекомендовал , читая , работа ть не столько с книгой , сколько над из учением того предмета , о котором говорит к нига : “Надо изучать предмет сочинений, а не сочинения ” , - писал он. К . Д . Ушинский отмечал , что люди без разумной подготовки “читают...книгу и – и ли вовсе не понимают того , что ... читают , или влагают в него свой собственный , ча сто странный , уродливый смысл и нередко по черпают подтверждения живущим в них пр едрассудкам , вместо того , чтобы освободиться о т них”. Читатели различны , а книги разнообразны , каждый конкретный случай и пример работы с книгой – своеобразен и достоин особ ого внимания. Большое значение имеет изучение богатого методического опыта , при меров и выска зываний великих людей , выдающихся деятелей ку льтуры о книгах и о чтении , так как эти гении человечества , новаторы науки , лите ратуры и искусства стремились в полной ме ре раскрыть силу книги , многообразие возможны х методов работы с ней. Сохран ившиеся исторические документы с видетельствуют о том , что люди , жившие за несколько тысяч лет до нашего времени , читали книги и умели работать с ними. Древнеегипетские папирусы призывают любить чтение и уважать книгу. Александр Македонский , даже находясь в дальних походах , писал из Азии в Мак едонию о присылке ему книг и получал их в большом количестве , увлекаясь главным образом произведениями Эсхила , Софокла и Эв рипида. Ученый древности Плиний Старший много времени уделял чтению , выписыванию из книг и с обиранию кнтг для личной библиот еки. А . С . Пушкин постоянно общался с кн игами , в поисках нужной ему литературы раб отал в библиотеках , рылся в архивах , разыс кивая необходимые ему первоисточники , с увлеч ением приобретал книги и журналы . В 1832 году на пере возку его личной библиотеки из Михайловского в Петербург потребовалось 12 подвод . В последние минуты жизни мысли А . С . Пушкина были обращены к книгам . “ Прощайте , друзья !” - эти последние слова по эта относились к любимым книгам , молчаливым спутникам его не д олгой жизни. А . М . Горького называли “книгожорой” за его ненасытную жадность к чтению книг. Оскар Уайльд любил книги , как любят цветы , перебирал их , как драгоценные камни... На пути в глубину сокровищ , заключенны х в книгах , читатели всех времен и нар одов показывают нам примеры и образцы применения разных методов работы с книго й. Основы наиболее типичных методов будут рассмотрены ниже. Нач ало чтения – ознакомле ние с книгой Ройся в книгах при всяк ом удобном случае . Старайся перелистать и пересмотреть на своем веку как можно больше книг. Н. А . Рубакин Ознакомление с книгами посредством беглог о просмотра – первый шаг в работе с ними . Этот этап важен хотя бы потому , что иногда чтение и ограничивается перво начальным ознакомлением . На этом этапе вы и расстаетесь с книгой до новых встр еч с ней . Предварительный просмотр озн ачает, что предназначенный для чтения материал перед началом чтения просматривается (не чи тая !) только один раз и оценивается. Просмотр книг – распространенный метод работы , требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесо о бразного порядка в их применении. Беглый просмотр книг позволяет получать разнообразные сведения о существующей и но вой литературе , своевременно и достаточно пол но знакомиться с ее содержанием. Предварительный просмотр книги может бы ть разным : ознакомление с аннотацией , в ведением (предисловием ), оглавлением , с отдельными выводами , иногда чтение “первых попавшихся” абзацев книги , иногда некоторых разделов... Книгу , которую вы сейчас читаете , можно , конечно , тоже читать не подряд . Осо бенно это касается лиц , знакомых с основами работы над книгой. Если современный читатель при многолетней и усердной работе с книгой успеет це ликом прочитать за 60 лет своей работы каки х-либо 5-6 тысяч книг среднего размера , то по знакомиться посредством б еглого просмотра он сможет за это же время с с нес колькими сотнями тысяч книг. В опытных руках книга , даже при ее беглом просмотре , может рассказать очень много . Для получения какой-то определенной инф ормации уделить больше внимания требуется тог да , когд а вы захотите понять лишь о сновные мысли текста . Это помогает решить , нужно ли читать текст . Кроме того , предвар ительный просмотр позволяет оценить текст и определить , с какой целью нужно его п рочитать . Тогда можно решить , следует ли ч итать весь текст или только его отдельные части . Предварительный просмотр поможет определить , когда це лесообразнее всего читат ь данный текст . Сколько времени потребуется для его прочтения ? Можно ли его читать прерываясь или его нужно прочитать “на одном дыхании” ? Надо ли его чи тать в первую очередь или можно отложить на время ? И наконец , можно решить , каким образом следует читать данный текст , т . е . нужно его читать быстро или медленно , есть ли необходимость прочитывать его разл ичные части с неодинаковой скоростью . Ответы на вс е эти вопросы помогут ч етко определить цель чтения намеченного текст а. При ознакомлении с книгой и перелистыв ании ее могут привлечь внимание некоторые места , которые впоследствии могут быть изуч ены подробно . Но нельзя доверять памяти та кие находки . Всегда нужно стараться как-т о заприметить нужное , даже случайно вдруг найденное . Пожалуй , особенно настойчиво надо о тмечать именно такие места : ведь однажды о бнаруженное не так легко может быть найде но вновь , когда появится необходимость. Следует иметь в виду , что первым условием продуктивного применения этого мето да является умелое наблюдение книги в цел ом и в ее частях... Всякое наблюдение постольку плодотворно , п оскольку оно подчинено определенной цели . Соз нание цели создает установку психофизиологическо г о характера , которая мобилизует сложные рефлекторные связи , облегчает и ускоряет ум ственный труд читателя. Второе условие – привычный и целесообразный порядок просмотра , выражающий ся в последовательности действий , он может у каждого читателя иметь индивид уальные способности и должен быть изменяем в зависимости от характера и содержания прос матриваемой книги. В основном нужно придерживаться следующег о порядка : а ) внимательно прочитать титульную страниц у , на которой напечатано название книги , ф амилия авт ора , место и год издания , наименование издательства , иногда указано , кто является редактором книги , кто автор предис ловия или вводной статьи к данному произв едению . По этим данным можно судить об общем характере и о цели каждого конкр етного текста ; б ) на йти в книге “Оглавление” (и ли “Содержание” ) и ознакомиться с ним , так как в нем отражен как простой и общий , так иногда и более или менее сл ожный логический план произведения , то есть дается ответ на вопрос , о чем и в какой последовательности написано в к н иге ; в ) прочитать (или бегло просмотреть ) “Пр едисловие” или “Введение” , которое имеется в большинстве случаев в книге , чтобы предст авить себе ее содержание , понять ее назнач ение и цель , которую преследовал автор , ис точники и характер сведений , которые им еются в книге . По меткому определению К . А . Тимирязева предисловие является “ откровенной беседой автора с читателем”. В предисловии внимательный читатель найде т указание о важнейших вопросах , которые р азбираются в книге , а иногда – и сове т , как следует изучать данное произведени е ; г ) получив из предисловия информацию о содержании книги и ее назначении , следует затем непосредственно познакомиться с основн ым текстом произведения , прочитывая некоторые отрывки из него , абзацы , перелистывая и , мо жет быть , п о нескольку раз возвращаясь к просмотру наиболее ценных и интересных разделов ; д ) перелистать быстро страницы текста и обратить внимание на длину абзацев . Известн о , что каждый абзац представляет собой еди нство мысли и в нем развивается одна определенная идея . Принято считать , что н аличие большого числа коротких абзацев являет ся выражением многих идей и относительно малого количества подробностей . В длинных абз ацах , количество которых в тексте не так велико , содержится относительно немного идей , которые, однако , излагаются более д етально . Конечно , это простое правило имеет исключения , но все же оно , несомненно , яв ляется ценным указанием для правильного подхо да к чтению текстов . Можно прочитать перво е и последнее предложения первого и после днего абзацев те к ста . Это связано с тем , что именно из этих частей те кста можно почерпнуть больше информации , чем при бессистемном просматривании материала . И звестно , что из всего объема материала , ко торый нам надо изучить , от 55 до 85% приходится на абзацы , содержащие об ъ яснения проблемы , причем основная идея обычно выраж ена в одном ключевом предложении . В 60-90% таки х абзацев ключевое слово стоит в начале . Конец абзаца также заслуживает на шего пристального внимания . В то время как ключевое предложение содержит основную м ысль , последнее – повторяет или резюм ирует ее . (Само собой разумеется , что этот метод должен в каждом конкретном случае применяться не схематично , а дифференцирован но ). е ) далее следует определить , сколько вр емени будет длится чтение текста . Для этог о мо жно подсчитать количество слов в нескольких строках различных частей текста и вычислить среднее количество слов в строке . Умножьте это число на количество строчек на странице . Если вы далее опре делите общее количество слов в странице , т о сможете установит ь , сколько времени потребуется для ее прочтения ; ж ) цель чтения следует формулировать к ак можно яснее и точнее . При этом необходимо решить : должен ли текст быть прочитан ; для чего его нужно читать ; на что в тексте следует обратить о собое внимание ; когда т екст должен быть прочитан ; как нужно читать данный текст. з ) наконец , очень в ажно просмотреть “Заключение” , “Послесловие” , “Выв оды” , “Резюме” к данной книге , обыкновенно находящиеся в конце всего текста ; автор з десь кратко формулирует или в сжатом виде п овторяет основные тезисы , изложенные подробно в его произведении. Рассмотренные выше этапы предварительного просмотра не должны восприниматься , как догма , которой нужно следовать в любом случае . Так , нет смысла детально просматривать к ороткие тексты , нап ример те , которые чи татель использует для упражнения в чтении , или те , тематика которых заранее известна . В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие , подзаголовки и сам текст . Подобный предварительный просмотр должен занять не более неско льких секунд. Техника предварительного просмотра испо льзуется и для повышения степени понимания и запоминания . Многие читатели повторно про сматривают текст для того , чтобы более осн овательно понять его . Уровень понимания в этом случае повышается лишь на 8%. значител ьно лучшие результаты достигаются с помощью следующего метода : начните с предварительног о просмотра , после этого поставьте себе вопросы , на которые получите ответы в ходе последующего чтения . Прочитав текст , пр осмотрите его еще раз в обратном нап равлении , запоминая основные мысли и самые важные детали. В результате первоначального ознакомления с книгой наблюдательный читатель заметит в ней : а ) порядок подчиненности проблем , тем , в опросов , логический распорядок изложения , характер и структу ру построения книги , соверше нство или недостатки в разделении ее соде ржания , отраженные в наименовании глав и р азделов , - все , что относится к “архитектонике” сочинения ; б ) так называемы “аппарат” книги – иллюстрации , таблицы , примечания , комментарии , ук азатели имен , предметные указатели , карты , библиографию... в ) непонятные слова и выражения : термин ы , знаки , специальные обозначения можно , по примеру некоторых читателей , составить предвари тельно , для выяснения , список новых для се бя терминов и т . п ., чт обы затем приступить уже подготовленным к работе с данной книгой ; г ) издательские данные о книге : место и год издания , наименование издательства , ти раж и т . п. Внимательный читатель заметит и характер построения абзацев , достоинства и недостатки редакт ирования , стиля и языка автора , особенности изложения предмета – все эт о , вплоть до характера оформления книги , д ает вдумчивому наблюдателю свою информацию. Сплошное , текстуальное чт ение Книга – волшебница . Книга преобразила мир . В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли . Мир без книг – мир дикарей. Н. А . Морозов Сплошное чтение текста книги , с начала до конца (или в пределах более и ли менее крупной части ее ) – наиболее распространенный метод работы с книгой. В большинстве случаев он обеспечивает большую глубину , целостность и связность восп риятия , чем при первоначальном ознакомлении п осредством беглого просмотра. При сплошном чт ении можно заметить , узнать и оценить подробности , мелкие осо бенности содержания книги , ее стиля , языка и построения текста в целом. Иногда только такое цельное восприятие позволяет правильно понять замысел автора книги и то , насколько удачно он раскрыт. Гегель , имевший обыкновение делать при чтении многочисленные и большие выписки из книг , указывал , что только цельное познание всего написанного автором дает возможность его правильно понять. При сплошном чтении важно не только найти основную мысль , н о и быст ро понять подробности . Рациональное чтение по дробностей текста является комплексным процессом , при котором нужно не только овлалеть теми методами , о которых говорилось выше , но и усвоить некоторые новые . Прежде вс его нужно предварительно просмотре т ь текст , чтобы узнать , есть ли необходимость читать его подробно . Быстрое определение основной мысли абзаца поможет вам найти о тносящиеся к ней подробности. Читатель должен развить у себя новые качества : во-первых , умение быстро и точно отличать основную м ысль от подробност ей ; во-вторых , умение правильно связывать подро бности с основной мыслью . Поэтому надо при выкнуть при чтении абзацев рассматривать осно вную мысль и подробности как некую структ уру , в которой подробности определенным образ ом связаны с осно в ной мыслью : о ни или развивают , или объясняют ее . Часто большие и малые подробности могут отличаться друг от друга функционально . Малые подробно сти так же относятся к большим , как по следние к основной мысли. Малые подробно сти служат для объяснения больш их подр обностей. При сплошном чтении внимательно прочитыва ют все разделы , параграфы и главы , в по следовательности их расположения в книге , не делая пропусков , учитывая оттенки смысла ( обозначаемые особыми выделениями в тексте посредством другого шрифта ) ; при этом надо не допускать поверхностного понимания , в случае неясности – перечитывать или дополнительно просматривать цельные части те кста – предложения , абзацы , параграфы. Читатель , может быть , заметил , что написав кому-либо письмо и перечитывая на писанное , можно иногда заметить невольно допущенную небрежность – ошибку , пропуск б уквы или слова и т . п . Таким же обр азом , пересматривая некоторые места текста пр и сплошном чтении , мы часто замечаем допущ енные нами небрежности восприятия... Следует такж е стремиться к законче нности восприятия при чтении , не прерывая его на середине абзацев , параграфов... Это помогает читателю наиболее полно и правильно понять суть представлений и по нятий о книге. При сплошном чтении нужен строгий и непрерывный самокон троль , чтобы избежать прерывности , неточности восприятия текста. Известно , что иногда одно пропущенное слово , предложение , фраза могут изменить смысл воспринимаемого абзаца , параграфа . Пропуск ря да абзацев может изменить смысл раздела и ли главы , так как обычно автор пишет с расчетом на внимательное прочтение его произведения в целом. Вольные пропуски текста при сплошном ч тении могут изменить логический порядок рассу ждений – доводов , аргументов , привлеченных к доказательству того или иного тезиса. Ход м ыслей читателя в связи с этим должен соответствовать ходу мыслей писателя (автора ), поэтому , нередко , не прочитав до конца текст , нельзя судить обо все м произведении в целом. При этом , конечно , надо и можно чит ать книгу по частям , с перерывами для отдыха , для обдумывания , для просмотра ил и чтения дополнительных источников или пособи й , на привлечение которых к работе натолкн уло чтение основной книги. Следует предупредить читателя о необходим ости настойчивой борьбы с неоправданными пере рывами в процессе ч тения , так как м анера часто отрывать глаза от книги стано вится вскоре дурной привычкой , которую можно назвать “узелковым чтением” ( отводя глаз а от текста , читатель возвращается к разор ванной строке и как бы снова связывает текст в этом месте мысленным “уз елк ом” ). Перерывы в восприятии может вызвать неожиданная мысль или внешние отвлечения , и читатель с невоспитанным волевым вниманием поддается таким воздействиям , теряет связность в осмысливании текста , или читает далее , не заботясь о восстановлении смысла, или же теряет время на повторное чтени е и осмысливание. Любовь к законченности и к предельному усовершенствованию всякого выполняемого дела характеризует собою высокий уровень культуры умственного труда. Воспитание в детском возрасте навыков вниматель ного чтения являлось постоянной заботой педагогов в разные периоды развития народного образования. Так , еще И . Т . Посошков советовал :” И все школьники читали бы книги несп ешно , но с самым вниманием , дабы чтомое мог разумети и памятствовати . И кой уче ник невнятно будет читати , то той учи тель , кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен , непрестанно их понуждал и вра зумлял , как их вразумительно читать и чего не дознают , толковал бы им . И кои книги кто читает , от тех бы книг спраш ивал их по одинкам и вн и мал бы , каково кто памятно сказывает , и той учитель в памятную б книгу записывал , кто каков есть”. Н . Г . Чернышевский рассказывал , что с детских лет отец воспитывал у него при вычку доводить до конца всякое начатое де ло , в частности , дочитывать до конца к нигу , которую однажды решено было проч итать. “ При этом главное , - пишет Н . Г . Чернышевский , - надобно развивать в себе люб овь к чтению”. Приобретению навыков законченности чтения помогает коллективное (например , семейное ) чтение , повышая требовательно сть к работе , по зволяя обсуждать прочитанное с целью более глубокого его понимания. Н . Г . Чернышевский , вспоминая о своем детстве , рассказывал , что вечерами семья соб иралась за общим столом , мать занималась в язанием , а кто-нибудь из детей по очереди чита л книгу , причем отец следил за тем , чтобы читали разборчиво , внятно и обязательно заканчивали чтение начатой книги. Иногда книга оказывалась очень скучной , все слушали и немилосердно зевали , но н астойчивость отца достигала своей цели . Зато перед тем , как приступить к чтению другой книги , активно обсуждали , стоит ли браться за работу с ней , тщательно просматр ивали книгу , потому что , если чтение ее будет начато , то неизбежно придется доводит ь дело до конца. Альберт Эйнштейн , в юности , занимаясь с амообраз ованием , в то же время давал уроки студенту Цюрихского университета Морису Соковину . Помогая своему ученику разбираться в достижениях науки , молодой Эйнштейн увлекался совместным чтением и долгими б еседами с учеником о прочитанном. Они прочитали в месте “Опыт философии науки” Ампера , ряд статей Гельмгольца , лекцию Риман а “О гипотезах , лежавших в основании геоме трии” , трактаты Дедекинда и Клиффорта , “Науку и гипотезу” Анри Пуанкаре , с энтузиазмом читали классиков художественной литературы - “Антигон у ” Софокла , “Андромаху” Расина , “Рождественские рассказы” Диккенса , “Дон-Кихота” Сервантеса. Совместное чтение усиливает впечатление о т книги , так как читатель воспринимает ее содержимое не только “своими глазами” , но и “глазами другого”. Эмерсон , подче ркивая значение умственно го общения , высказывал следующее сравнение : “д уша другого человека подобна луне , через к оторую мы рассматриваем самих себя”. Много ценного дает дружеское общение з а книгой . Так , например , В . Брюсов , вспоминая о К . Бальмонте , пише т , что они “без конца читали друг другу свои стихи и стихи любимых поэтов . Он мне – Ш елли и Эдгара По , я ему Верлена , Тютчев а , которого он тогда не знал , Каролину Павлову . Эти вечера и ночи останутся навсе гда в числе самых значительных событий в моей жизн и . Я был один до встречи с Бальмонтом и стал другим пос ле знакомства с ним”. Перечитывание книг также является одним из важнейших средств для углубления процесс а сплошного чтения и повышения его продук тивности . При этом большую пользу приносит как перечи тывание книг в целом , так и перечитывание избранных читателем наиболее трудных для усвоения или наиболее ценных , содержательных глав , разделов , параграфов , абз ацев... Особенно большой эффект дает перечитывани е произведений художественной классической лит ературы. В . Г . Белинский отмечал , что повторное чтение , во-первых , служит критерием талантливост и произведения , которое способно доставлять в новь и вновь такие же приятные минуты , какими мы насладились при первом чтении . Во-вторых, повторное чтение обог аща ет сознание читателя . Пушкин и Гоголь , - вот поэты , о которых нельзя сказать : “я уж читал , но которых чем больше читаешь , тем более приобретаешь” , - говорил он. Повторное чтение является необходимым усл овием более полного понимания произведения , с редс твом воспитания чувств и достижения глубокого эстетического восприятия. В рецензии на “Мертвые души” Н . В . Гоголя В . Г . Белинский писал , что “Мер твые души” не раскрываются вполне с перво го чтения , читая их во второй раз , чита ешь будто бы новое , никогда н е вида нное произведение . “Мертвые души” трубуют изу чения. О произведении М . Ю . Лермонтова “Герой нашего времени” В . Г . Белинский пишет : “сколько раз читали мы эту книгу , пора бы уже было ей надоесть ; ничуть не бывало : все старое в ней так ново,так с вежо, как будто мы читаеи ее в пе рвый раз и предшествовавшие чтения не тол ько не ослабили эффекта нового , но еще как будто усилили его . Так , доброе вино от лет становится все крепче и букет истее”. Ученый – натуралист Б . М . Житков г лубоко характеризует значени е перечитывания не только художественных , но и научных произведений : “при перечитывании в различном возрасте художественных творений крупных писател ей , - указывает он , - особенно такого ранга , к ак Шекспир , Гете или Пушкин , читающий обык новенно находит в н и х не только новые красоты , но и новые мысли , ранее е им не замеченные , несмотря на их зна чительность . Так бывает (хотя здесь процесс открытия и восприятия нового менее ярок ) и при чтении работ крупных ученых . Полн ому восприятию идей общего значения могут м е шать и поверхностное , мало напр яженное чтение , и недостаточный образовательный уровень читающего . К тому же и изложени е статей , богатых мыслями , бывает обыкновенно простым , безупречным логически , но лишенным подчеркиваний и комментариев”. Чтобы при сплош ном чтении не от влекать свое внимание на выписывание тех или иных мест текста , рекомендуется между соответствующими страницами делать закладки или же отмечать на полях книги простым к арандашом (если книга принадлежит читателю ) те места текста , к которым с л едуе т вернуться. Иногда на особых листках бумаги , отдел ьно , записывают – сверху интересующие читате ля темы , а ниже , по мере чтения , - номера тех страниц , на которых имеется соответст вующий материал. Вольтер , по свидетельству его биографа Ваньера , приме нял следующие методы чтения книг : “Когда он получал какой-либо новый труд , он имел обыкновение быстро просматр ивать его , читая лишь несколько строк на каждой странице . Если он замечал , что в нем содержится что-либо , заслуживающее внима ния , он отмечал это м есто закладко й ; кроме того , он весьма внимательно переч итывал ее , иногда даже два раза , когда книга казалась ему интересной и хорошо на писанной , и делал на полях заметки . Эти заметки были чрезвычайно любопытны . Г . Вольт ер обладал поразительной памятью . Со т ни раз он говорил мне : “Посмотрите в иаком-то сочинении , в таком-то томе , приме рно на такой-то странице , нет ли там то го-то ? - и редко случалось , что он ошибался , хотя и не раскрывал эту книгу лет двенадцать – пятнадцать”. Работая с книгами , надо соверше нств овать процесс просмотра и сплошного чтения , “на ходу” исправляя ошибки своего восприят ия , внимания , мышления. Надо вновь и вновь перечитывать то , что было прочитано слишком поспешно или небрежно , надо постепенно увеличивать скорос ть сплошного чтения , воспринимая слова не в отрыве друг от друга , но в их смысловых связях и сочетаниях , иногда “одни м ударом взгляда” схватывая точно , сосредоточ енно и внимательно целую фразу , уже знаком ую пословицу , поговорку , афоризм , крылатое выра жение посредством их “узн а вания”. Изучение прочитанного. Изучение прочитанного следует признать са мым важным и основным методом работы с книгой. Высокая требовательность к себе и к организации процесса чтения - основное условие плодотворного изучения. При этом следует : -правильно прочитать , т . е . активно орган изовать процесс чтения в свете научной ор ганизации умственного труда , целесооразно применя я различные методы работы с книгой ; -правильно и глубоко понять прочитанное ; -активно и вдумчиво разо браться в прочитанном ; -записать необходимое , применяя различные в иды записей ; -прочно запомнить необходимое ; -усвоить глубоко то , что обогащает теор ию и практику , помогает творчески относиться к жизни. Изучение предмета чтения предполагает инт ерес чи тателя к дальнейшему развитию т ех мыслей , которые он воспринял в книге , а также к практической проверке и прим енению жизненных положений , освещенных автором. Изучению прочитанного помогает усвоение и применение основных логических навыков чтени я , а именн о : во-первых , в каждом прочитанном предложении находить логическое ударение , “ключевое слов о” , вносящее смысл в данную фразу , помогаю щее определить направленность выражаемой мысли ; надо учиться , во-вторых , работать над аб зацем или их совокупностью , учи тывая т от факт , что авторы , особенно в классическ их трудах , вдумчиво редактируя написанные ими произведения , стремились начинать с абзаца , с красной строки , каждую самостоятельную , б олее или менее законченную мысль . При этом среди нескольких предложений , с остав ляющих абзац , в большинстве случаев имеются предложения вводные и заключительные , главные и вспомогательные . Основной тезис , выраженный в соответствующем предложении , автор в др угих предложениях доказывает , иллюстрирует пример ами , поясняя главную мыс л ь , которая при выписывании и будет предста влять собою то , что называют “главной цита той”. Умение быстро находить , даже при перво начальном просмотре текста , “главную мысль” , “ главную цитату” является важным логическим на выком чтения ; во многих случаях для раскрытия г лавной мысли автор пишет несколько небольших абзацев ; понимая такое построение текста , читатель должен среди нескольких абзацев , пос вященных одному вопросу , находить абзац , главн ый по смыслу. Читатель , углубленно изучающий то или иное прои зведение , достигнет хорощих резул ьтатов , если он вооружен знанием логики , п риемов анализа и синтеза , обобщения и умоз аключения в виде выводов . Оперирование поняти ями , суждениями и умозаключениями , умение мысл енно восстановить сокращенное выражение умозакл ю чения (энтимемы ), знание теории дока зательства , логических ошибок , понимание принятой автором последовательности дедуктивного или индуктивного рассуждения – все это помогает вдумчиво разобраться в изучаемом произведени и. Внимательное чтение предисловия и ли введения , продумывание выводов или заключения , обращение особого внимания на выделенные в тексте иным шрифтом слова или строки помогает глубже понять смысл прочитанного и разобраться в нем. В прцессе изучения надо самостоятельно систематизировать , кла ссифицировать , сводить в таблицы имеющиеся сведения , иногда строит ь графики , составлять схемы... Главное – это воспитание самостоятельног о и ясного суждения о прочитанном , настойч ивое выяснение непонятного , неясного. Содержание книги надо разграничить на составные смысловые части , разобраться в их соотношении и сделать основные выводы . Это содержание надо затем в главных детал ях восстановить , вскрывая их взаимную связь , чтобы определить смысл целого , значение и ценность произведения не только самого п о себе , но и в отношении того нового , важного , полезного , что оно дает для решения более общей проблемы . При этом надо понять , что дает книга для форми рования научного мировоззрения читателя , усоверше нствования его понятий , представлений , обогащения его мыш л ения и памяти , а та кже для творческого изменения , улучшения жизн и , практики , действительности... Изучению определенного произведения иногда содействует ознакомление с историей его со здания , с методами работы автора над ним , знание особенностей творчества , условий возникновения данного труда. Систематичность изучения характеризуется упор ным и настойчивым повторением трудовых услови й , она связана с воспитанием усидчивости , трудоспособности , с умением ритмично и целесо оразно организовать свой труд и отдых. Лукреций Кар отмечает в своей поэме “О природе вещей” : “ Ибо все то , что хотя и легк о , но упорно долбится, Все ж уступает всегда и , в конце концов , поддается, Разве не видишь того , как , падая ка пля за каплей, Точит каменья вода и насквозь , на конец , пробивает”. При изучении произведений огромное значение имее т мировоззрение читателя , определяющее собою его “точку зрения” на предмет , так как в случае ошибочного толкования прочитанного возникает “цепная реакция” неправильных мыслей. Здесь ум естно вспомнить глубокое з амечание Д . И . Писарева , отметившего тот фа кт , что “ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах , а ошибка в словах вызывает ошибку в делах”. Изучению помогает перечитывание . “Кто хоче т серьезно изучить какой-нибудь предмет , - совет ует В . И . Танеев , - тот должен прибега ть к более или менее частому повторению выдающихся произведений . Перечитывание во второ й , третий или четвертый раз хорошей книги или хоть главы из нее приносит больш ую пользу уму и памяти”. Основное значение при изуч ении име ет мышление читателя . Оно должно быть логи чески правильным – определенным , последовательны м , непротиворечивым и обоснованным. Само изучение классических произведений в оспитывает читателя – его ум , память , мыш ление. Особое образовательное и восп итательно е значение имеют философские произведения . Их изучение активизирует мысль , организует само стоятельность , и логичность мышления , вводит в историю развития человеческой мысли , прошедш ей удивительно сложный и трудный путь иск ания истины... Самостоят ельное изучение основных прои зведений того или иного автора полготавливает читателя к изучению других трудов этого автора и приводит к пониманию их вза имной связи. Изучению трудов одного автора в их связи или изучение ряда книг разных ав торов , но объеди ненных одной темой , общ ей проблемой и т . п ., позволяет читателю установить связи в содержании круга произв едений и подойти к подлинно систематическому изучению предмета. Сос тавление плана , его до стоинства План – это схемат ичес ки записанная совокупность коротко сф ормулированных мыслей- заголовков . По образному выражению , - это “скелет произведения” . Примеро м плана к книге , правда , очень общего , отмечающего лишь узловые разделы . является об ычно оглавление . Проглядывая его , не чит ая самой книги , можно получить предста вление об ее содержании и схеме построени я . План как форма записи обычно значительн о более подробно передает содержание частей текста , чем оглавление книги. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда , для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей. Планы могут быть подразделены на прост ые и сложные . Сложный план в отличие от простого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты , которые детализируют или разъясняют их содержан ие. План может быть записан в виде схе мы , отражающей взаимосвязь положений. Удачно составленный план прочитанной книг и говорит в конечном итоге об умении анализировать текст , о степени усвоения его содержания. План имеет ряд достоинств , которые выд вигают его наравне с конспектами и тезиса ми , во вполне независимую , самостоятельную фор му записи. Самая краткая запись. Именно благодаря этому план легко , переделывая , совершенствовать как по существу , так и по форме , при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета. Отражает последовательно сть изложения и обобщает. Никакие другие формы записи , кроме плана , не могут в такой яркой форме отразить последовательность изло жения материала. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения . В этой запи си есть уже элементы обобщения , которые мо гут быть наиболее развиты в тезисах и конспектах. Восстановливает в па мяти содержание источника. План , составляемый в процессе чтения , помогает легче уяснит ь содержание прочитанного , способствует ускоренной проработке материала. План позволяет воспроизвести в па мяти когда-то прочитанные источники , при этом он напоминает лишь самое главное , существ енное. Заменяет конспекты и тезисы. Иногда подробно состав ленный план может заменить такие виды записей , как конспекты и тезисы . При х орошем владении материалом бывает , что в р аботе можно и нужно ограничиваться одним планом . Он поможет обобщить знакомый материал , систематизировать его. Помогает составлению записе й. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику , можно составить и другие , уже более подробные и самостоятельные записи – конспекты и тезисы . На основе и с помощью плана он и составляются без особых усилий . Причем , совершенно не обязательно с оставлять боле е сложные виды записей одновременно с пла ном . Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени , он поможет созданию конспекта или тезисов. Улучшает сделанную з апись. Путем составления , нап ример , подробного плана к конспек ту мо жно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста , улучши ть запись , сделав ее логически четкой и последовательной. Ускоряет проработку книг. План в черновом ви де , составленный попутно с чтением , может быть рекомендован для ускоренной проработки материала. Помогает при длитель ной работе над источником. План , составляемый к крупным произведениям , которые прорабатывают пр одолжительное время , позволяет рационально , без большой потери времени перед возобновлением работы во спроизвести в памяти прочитанн ое ранее. Организует самоконтроль. С помощью плана чи татель сам контролирует степень усвоения текс та (при самоконтроле подробные ответы на в опросы плана говорят о хорошем усвоении ). Сосредоточивает внимание и стимулирует зан ятия. План настолько помогае т сосредоточиваться даже при сильно рассеянно м внимании и умственном утомлении , что его можно рекомендовать как стимулирующий вниман ие фактор . В этом случае обычно нет на добности составлять план ко всему материалу . Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста , как работа , кото рая не ладилась и шла вяло , начинает п родвигаться быстро . Процесс попутного с чтени ем составления плана не позволяет отвлекаться , заставляет вникать в работу , в смысл читаемого , отобража т ь его в виде заголовков содержания . А если читающий все же отвлекся , можно бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно рас крыть их содержание . Потерянная было связь быстро восстановится . А при новом сплошном чтении книжного текста не тольк о теряется время , но и повышается утом ляемость. Тезисы Заключение должно повторить дело трактата и в сокращеньи обнять его снова , чтобы читатель мог повторить самому себе. Н. В . Гоголь В словах Н . В . Гоголя хорошо перед ана суть тезиса. Тезис – заключени е трактата (что ?), Тезис – сокращенно формулирует трактат снова (как ?), Тезис – для повторения (для чего ?). Тезис в записи – это положение , вбирающее в себя существо значительной части текста , то , что доказы вает или опровергает автор , то , в чем о н стреми тся убедить читателя , вывод , к которому он подводит читателя. Тезис - это доказываемое положение или утверждение . В отличие от выписок , м огущих содержать только иллюстративный или фа ктический материал , тезисы всегда должны имет ь доказательства рассужден ием , другими сло вами , идеи тезисов могут быть защищены. Какие же качества ставят тезисы на особое место среди других видов записей ? 1. Тезис ы , как никакая другая форма записи , позвол яют обобщить материал , дать его суть в кратких формулировках , раскрывающи х все произведение. Конспект , как и план , заставляет читате ля следовать за автором книги , нередко эти м сковывая творческую инициативу . Тезисы , напр отив , дают возможность раскрыть содержание кн иги , активно разобраться в нем , невзирая н и на его последователь ность , ни даже на отдельные его положения. 2. Проце сс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе , всесторонне продумать его , объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг. 3. Ни одна запись так хорошо не помогает составить д оклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту. 4. Тезисы ценны , а часто совершенно необходимы для критич еского анализа книги . Суть вопроса ими осо бенно акцентируется , заостряется . Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мы сли мыслям других или же мысли и убеждения ряда исследуемых авторов . Обратите внимание – именно убеждения . Ведь порой а втор может незаметно , четко не формулируя , проводить определенную мысль . Цель исследователя – выявить ошибочные суждения и сделать нужные в ы воды , хотя бы они явно и не были сформулированы автором. Умение правильно тезировать материал хара ктеризует уровень подготовки читателя , понимание темы , степень овладения материалом и мето дами самостоятельной работы над книгой. Вопрос о выборе типа записи , в частности тезисов , разрешается в каждом отд ельном случае самостоятельно , с учетом конкре тных возможностей читателя и особенностей мат ериала. Конспекты Конспект – это систематическая , логически связная запи сь , объединеняющая план , в ыписки , тезисы или , по крайней мере , два из этих типов записи . Следовательно , одновре менно конспект должен содержать : или тезисы , выписки и планы, или тезисы и выписки, или выписки и планы. Конспектом , написанным одним читателе м , могут пользоваться другие – он более универсален , чем иные вид ы записей . Тут меньше риска заблудиться в чужих мыслях , чем при работе с “чужим и” записями других типов (с выписками , пла нами и даже тезисами , не говоря уже о набросках “для себя” ). По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько леи после их написания . Конечно , конспекты при этом допол няют новыми материалами , совершенствуют , уточняют , изменяют в соответствии с требованиями и запросами сегодняшнего дня. Связу ющим звеном при составлении к онспекта должна быть внутренняя логика изложе ния . Составляя конспект , нельзя путать связнос ть логическую и связность стилистическую . Нередк о случается , что , стремясь к связност и , строгую , краткую , наглядную форму изложения , с вязующую текст лишь логически , замен яют неяркой , пространной формой , со всеми словесными связками . Стремиться к форме связн ого пересказа нужно , но не в ущерб дру гим , более важным качествам конспекта – я сности и краткости. В отличие от тезисов , содержащих т олько основные положения , и выписок , которые отображают материал в любых соотношениях глав ного и второстепенного , конспекты при обязате льной краткости содержат не только основные положения и выводы , но и факты , и доказательства , и примеры , и иллюстрации. Действительно , то , что в начале кажется второстепенным , может со временем оказаться ценным и нужным . С другой стороны , утв ерждение , не подкрепленное фактом или примеро м , не будет убедительным и плохо запоминае тся. Поэтому при составлении конспекта за писывают не одни лишь основные положен ия . Даже не всегда нужно избегать повторен ий , если повторение хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому , метко и более выразительно , освещает его . Это тот “аромат стиля” , который помогает глубже р азобрат ь ся в материале и лучше его запомнить. На страницах конспекта может быть отра жено отношение самого конспектирующего к тому материалу , над которым он работает . Но надо так организовать текст , чтобы после , при использовании своей записи , легко можно было ра зобраться , где авторское , а где личное , “читательское” понимание вопроса. Вообще важно различать два возможных э тапа работы : над составлением конспекта и по конспекту. Не следует забывать , что иногда даже ценное дополнение , внесенное в текст записи , пр и невдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи , может привести к недоразумению. Конспекты можно условно подразделить на 4 типа : плановые , текстуальные , свободные , тематич еские. Тут важно запомнить не названия типов конспектов (их мож но называть по-разно му ). Важно понять суть каждого из них и их специфику. Плановый конспект легко получить с пом ощью предварительно сделанного плана произведени я . При этом план или специально составляет ся для написания конспекта , или используется ранее с оставленный в качестве самосто ятельной записи . Каждому вопросу плана в т акой записи отвечает определенная часть консп екта . Однако там , где пункт плана не тр ебует дополнений и разъяснений , он не сопров ождается текстом . Это одна из особенностей стройного , я сного и короткого плана-конс пекта. Являясь сжатым , в форме плана , пересказ ом прочитанного , этот конспект – один из наиболее ценных , помогает лучше усвоить м атериал еще в процессе его изучения . Содер жание книги закрепляется в памяти уже при создании консп екта . Он учит последова тельно и четко излагать свои мысли , работа ть над книгой , обобщая содержание ее в формулировках плана. При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро , он краток , прост и яс ен по своей форме . Эти преимущесива делают его нез аменимым пособием при быстрой подготовке доклада , выступления. Однако работать с ним , если пройдет много времени с момента его написания , трудно , так как по нему не всегда легк о удается восстановить в памяти содержание источников . Существенную помощь зде сь мо гут оказать отметки в книге , сделанные при ее чтении. Самым простым плановым конспектом являетс я вопросно-ответный конспект . В этом случае на пункты плана , выраженные в вопросительно й форме , конспект дает точные ответы. В процессе разработки , а ин огда и при последующей переделке плановый конспек т может стать схематическим плановым конспект ом , т.е . конспектом , отражающим логическую струк туру и взаимосвязь отдельныз положений , приче м во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменен а посл едовательность изложения материала. Текстуальный конспект – это конспект , созданный в основном из отрывков подлинника – цитат . Текстуальные выписки тут связан ы друг с другом цепью логических переходо в , могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектир ующего или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источ ник дословных высказываний автора , а также приводимых им фактов. Такой конспект научной книги поможет о пределить ложность положений автора или выяви ть спорные моме нты , которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту . В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлин нику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспе ктов при изучении ма териалов для сравнительного анализа положений , высказанных рядом авторов. Текстуальный конспект в большинстве случа ев – пособие , используемое для ускоренной проработки произведений . Хотя при создании текстуального конспекта и требуетс я опред еленное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки ), это т тип конспекта не является трудносоставимым , если оценивать его по той работе , кот орая затрачивается на написание его. Существенный недостаток текстуального ко нспекта заключается в том , что он н е активизирует резко внимание и память (ес ли , конечно , он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения ). Этот недостаток особенно может проя виться , если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше . Бывает так , что учащийся написал конспек т , а материала глубоко не проанализировал , не запомнил содержания произведения , не усвои л его . Ему помешало автоматическое переписыва ние цитат , которым он занимался в процессе первонача л ьного чтения материала . Читателю могли “помешать” и выписки , сделанны е давно , если он перед переработкой выписо к в конспект вновь не обратился к кни ге. Иногда текстуальный конспект при последую щей разработке его или даже в процессе создания “переходит” в свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта в том , что он представляет собой сочетание выписо к , цитат,иногда тезисов , часть его текста м ожет быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самосто ятельно четко и кратко формулировать о сновные положения , для чего необходимы глубок ое осмысление материала , большой и активный запас слов . Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества . Можно сказать , что свободный конспект , пожалуй , наиболее полноценный в ид кон спекта , если учесть ту пользу , которую изв лекают хотя бы уже из самого процесса составления конспекта. Он в высшей степени способствует лучше му усвоению материала . Здесь читатель на д еле демонстрирует свое умение активно использ овать все типы запис ей : планы , тезисы , выписки . Забота тут одна – понять , осмы слить , записать четко , логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить. С чего начать составление конспекта ? Н е нужно думать , что составление конспек тов – этих синтетических записей – возможно только при овладении методикой составления их частей : выписок , планов и т езисов . Конечно , начинать тренироваться лучше с выписок , затем овладевать умением составлят ь планы , тезисы и уже потом переходить к конспе к там. Но жизнь дает и ообые установки : ст уденты , скажем , на первом курсе неплохо ов ладевают конспектами , не проходя последовательно всей цепочки . И тут есть своя логика . Если читатель , не имея навыка , составляет плохой план или плохие тезисы , а зате м пыта ется ими заменить серьезную книг у – это кончается , как правило , конфузом . Но если к такой книге сразу же с оставляется конспект , то в большинстве случае в по этой записи можно будет восстановить содержание источника . И тут нет никакой мистики : план , как изв е стно , дае т некий ключ к раскрытию содержания выпис ок ; тезисы с цитатами , поясняющими их поло жения , уже доказательны и т.п . Наконец , даже хорошо тренированный читатель не всегда сразу правильно выбирает для работы с кон кретным источником именно ту запись , к оторая окажется полезнее других ; выбрав же конспект , он поневоле применит в раб оте в нужном объеме те записи , которые окажутся наиболее плодотворными , подходящими дл я данного случая. Пять советов. 1. Запис и должны быть убористыми , компактными , т.е , на страниц е нужно размещать как можно больше текста . Это улучшит его обозреваем ость : глаз сразу “схватит” больше строк те кста. 2. Запись полез но разделять . Рациональная неоднородность записей – важное их достоинство. 3. Интервалы ме жду строками надо выдерживать достаточны м и для вписывания новых строк (даже ошибки в записях исправляют , перечеркивая неверное и надписывая сверху правильное ). 4. Текст следуе т записывать только ручкой . Карандашами польз уются лишь для отметок , для выделений при последующей работе. 5. Записи полезно да тировать. Составление рефератов Реферат по существу является связным и кратким пересказом конс пекта одного или нескольких произведений. В тексте реферата могут быть представл ены цитаты и тезисы , рецензии , таблицы , диа граммы и т.п. как элементы связного пе ресказа на определенную , основную тему. Рефераты надо перечитывать , редактировать , улучшая их язык , слог , стиль , а перед в ыступлением с рефератом громко и отчетливо прочитать записанный текст , добавляя к нему , в порядке импровиза ции , некоторые ком ментарии , расшифровывая некоторые положения , сообщ ая новые факты , сравнения , выводы . Такая “р епетиция” помогает усовершенствовать реферат и в живой форме доложить итоги своей раб оты с источниками , показать степень овладения изучаемым пре д метом , вопросом , темо й. Рекомендации для составления рефератов. 1. Рефер ат следует записывать лаконичным литературным языком , рассчитанным на определенный круг ч итателей. 2. Реферат не начинать с повторения его названия , которое пишут в виде заголовка реферата. 3. Максимально использовать существующую в данной области зн ания терминологию. 4. При первом применении новых терминов объяснять их зна чение , избегать сложных придаточных предложений и тех фраз , без которых можно обойтись. 5. Строго соблю дать единообразие условных обозначений и сокращений , оформления цитат и примечаний. 6. Вместо детал ьных таблиц , схем , сложных чертежей , подробных статистических данных помещать их краткую словесную характеристику и формулировку выводо в , которые следует из них сделать. 7. Заканчивать рефер ат кратким общим выводом по сущес тву предмета. Чтение как средст во воспитания памяти и мышле ния Память и мышление неразрывно связаны между собою : нельзя думать последовательно , забывая предыдущие мысли и не припоминая того , что необход имо для формирования суждений и умозаключений . Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора , но и со поставить с нею мысли других авторов об этом предмете и , оценив их правильность , прийти к собственному суждению о прочитанн о м. Это суждение читателя может быть истин ным или ложным . Оно будет истинным в т ом случае , если читатель располагает более верными основаниями для своего суждения , зн ает более того , что знает автор по дан ному предмету , - или же оно может быть ложным , если читатель не соглашается с автором , вовсе не вступая с ним в с пор , а просто из нежелания думать по э тому вопросу или в силу “мысленного капри за” , простого своеволия или прямого обращения не к рассуждению , к разуму , но к с воим чувствам , страстям , желаниям, вовсе не считаясь с теми доводами , которыми автор обосновывает свои тезисы. Суждение может быть ложным в случае , если читатель нарушает в процессе мышления законы логики и диалектики. Как уже упоминалось , работая с книгой , приходитс я : читать ; понима ть ; разбираться в прочитанном ; записывать ; запоминать ; усваивать (ассимилировать ). Так как ни одно из этих действий не может быть осу ществлено без участия памяти и мышления , т о естественно , что они в процессе чтения воспитываются , развиваются , соверше нствуются... Чтение предполагает наличие читателя и автора , которые взаимно относятся друг к другу , как бы беседуют между собою . Неда ром говорят , что чтение хороших книг – это беседа с лучшими умами человечества. Иногда чтение книги превращается в мол ч аливый спор с ее автором , - в таких случаях проявляется уменье читателя спорить , спорить , т . е . правильно , логично мыслить . Читателю при этом помогает изучение таки х пособий , которые учат доказывать истинность своих убеждений , если они верны , истинны , и о п ровергать ложные доводы , р аспознавать у себя и у других ошибки мышления. В результате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все боле е и более осведомленным , опытным , искусным в анализе сложных путей человеческой мысли , в ее взаимосвяз и с чувствами , пережи ваниями людей. Самостоятельное размышление о предмете по знания – один из необходимых и важнейших признаков самостоятельного чтения. Пробуждение подобной умственной самостоятельн ости не у всех людей происходит одинаково и в одном и том же возрасте . Во всяком случае , этому может и должна содействовать работа с книгой. Особенно плодотворно для воспитания мышле ния чтение таких книг , в которых оно п редставлено в наиболее непосредственном виде – в форме отвлеченных размышлений их авт оро в. Читателю полезно будет узнать и о некоторых простых приемах , которые содействуют воспитанию памяти и мышления в процессе чтения , прежде чем он сможет применять б олее сложные виды самостоятельного мышлен ия для изучения собственно философской литера туры. Во время чтения , во-первых , надо ясно понимать , что в любом тексте представлены две стороны его – то , о чем говори тся ( предмет мышления ), и то , что именн о говорится о предмете мышления . Надо прио брести навык различия этих двух элементов текста без осо бой остановки, как бы по ходу чтения , чтобы понимание “о чем” и “что” приходило само собою. Надо всегда уяснять себе , о чем и что говорится в каждой отдельной фразе , абзаце , в каждом параграфе , главе и т . д ., а затем – четко себе представлять и понимать , о чем и что именно говорится в статье , в прочитанной книге в целом и т.п. Например , в абзаце : “ ...Крупные работник и были также выдающимися мастерами раб оты , замечательными организаторами личного труда . Это были по длинные виртуозы в искусстве рационализации, выб ора техники и приемов личной работы . Сами они не раз подчеркивали , что главные причины их успехов не столько в физ ической работоспособности или природной ода р енности, сколько в методах работы , настойчиво совершенствуемых и пос тоянно применяемых” рассматривается вопрос о пр ичинах успехов в творчестве крупных работнико в умственного. Что же говорится в ответ на данный вопрос ? Утверждается , что главной причиной эт их успехов являлись настойчиво совершенствуемые и постоянно применяемые методы их работы. Второй прием воспитания логических навыко в чтения состоит в постоянной заботе чита теля не только о том , чтобы воспринять мысль , но еще и вникнуть в смысл этой мысли , зависящей от ее направленности , от определения автором , а затем и чит ателем , , ключевого слова (логического ударения ). Например , в предложении “Любовь к книг е прививается с детства” логическое ударение представлено в слове “детство”. В тексте оно не выделено при помощ и подчеркивания или иного способа (особый шрифт и т.п .), но читатель должен сам ос мысливать прочитанное , прочитанное , в уме опре деляя особый оттенок при восприятии мысли всего предложения. Приведем пример уже не предл ожения , но целого абзаца в книге писателя В . Лидина : “ С книгами , кот орые стоят на моих полках , у меня душевная внутренняя связь . Я знаю судьбу и историю почти каждой из них , и мне кажется , что, когда я беру в руки ту или иную книгу , она тоже знает меня , и нам ничего не нужн о объяснять друг другу”. Здесь в тексте вов се нет никаких выделений автором главного – особым шрифтом и т . п . Читатель д олжен сам остоятельно мыслить , осмысливать , понимать прочитанное , четко уясняя себе главн ую мысль , состоящую в верном и тонком наблюдении автора , выраженном в словах , что с книгами его личной библиотеки у него “душевная внутренняя связь” . Характер этой связи автор п оясняет во втором предложении данного абзаца. Прочитав законченный раздел книги , следует кратно сформулировать для себя его основ ную мысль , ради утверждения которой автор написал данный раздел. При этом полезно понять , что нового вы получили от чтения эт ой главы , какие новые мысли и чувства пробудило подобное чтение. Это осознание и осмысление в процессе чтения неотделимо от воспитания памяти и мышления , так как читатель припоминает пр очитанное и дает себе ясный отчет в е го смысле . А приобщение нового к тому , чем читатель уже располагал в своей памяти и в своем сознании , расширяет его кругозор и формирует научное мировоззрение . Известно , что “писатель , как и всякий другой художник , умеет увидеть в окружающей его жизни и показать нам то , чего м ы часто не замечаем , заставить задум аться над тем , что казалось совсем простым или не заслуживающим внимания”. Усвоению логических навыков чтения и , одновременно , укреплению и воспитанию памяти читателя содействует фиксирование найденных смыс ловых выделений , наприм ер , посредством подч еркивания слов или предложений в тексте (е сли книга собственная ) или посредством записи в форме логического плана , в котором отмечают то , о чем и в каком именно порядке говорилось в книге. Конечно , логический разбор текста и за писыван ие не происходит само собою , но именно в результате самостоятельного и в думчивого чтения. Потому что без известного самостоятельног о труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти , кто боится труда , тот сам себя лишает возможности найти истину. Раб отая над воспитанием своей памя ти и мышления , надо всегда учитывать неразрыв ную связь между ними. Можно сравнить мысль с наконечником ст релы , а память – с ее оперением : они взаимно помогают друг другу при полете. “ Что значит разумное заучивание , - сп р ашивал выдающийся русский врач и педа гог Н . И . Пирогов . - Не то ли , что оно не должно быть делом единой памяти , а разумным усвоением знания ... Все знают , что один разум , без памяти не может действовать . Нельзя составить ни одного силло гизма (дедуктивного умозаключения ), даже и энтимену (сокращенное выражение силлогизма ), без памяти . Кто забудет первую посылку или вторую посылку , тот и до заключения не доберется”. Хорошо поняв смысл прочитанного , полезно , а иногда даже необходимо выучит на пам ять некоторы е меткие выражения , сжатые формулировки , удачные сравнения. Заучивая на память избранные места из книг , мы укрепляем свою память и обог ащаем свои знания . Знание афоризмов , пословиц , поговорок , избранных отрывков из классически х и других поэтических и худ ожественны х произведений не только обогащает письменную и устную речь , но и совершенствует ум ственную деятельность , не говоря уже об эс тетическом воспитании читателя. Записывание , в свою очередь , помогает в идеть и слышать , совершенствуя так называемую “с енсорную культуру” (т . е . культуру работы органов чувств ), неразрывно связанную с воспитанием памяти и мышления. Хоть память крепкая - большое благо, Но все ж надежне й памяти бумага !” - - утверждал выдающийся мыслитель Востока Юсуф Хас Хаджиб. Л. Н . Толстой , имевший колоссальную па мять , всю свою долгую творческую жизнь зап исывал свои мысли и наблюдения , итоги чтен ия и пр. Он рекомендует “иметь при себе всегда каран даш и тетрадку , в которой зап исывать все замечательные сведения , наблюдения , мысли и правила , которые приходится приобре тать во время чтения , разговора или размыш ления , и вечером записывать их по отделам в особой книге”. Самостоятельность мышления и хоро шая память воспитываются в процессе чтения , изу чения классических произведений. “ Придерживайтесь чтения капитальных кн иг , оригинальных сочинений , родников великих и дей и благородных страстей” , - призывал Н . Г . Чернышевский. Он отмечал лаконичность язы ка клас сических произведений , уменье их авторов вкла дывать богатое содержание в немногие слова , передавать читателю как бы квинтэссенцию д остижений человечества. “ По каждому предмету капитальных с очинений очень немного , во всех остальных только повторяет ся , разжижается , портится т о , что все гораздо полнее и яснее закл ючено в этих немногих сочинениях” , - полагает великий русский ученый... Однако Н . Г . Чернышевский не упоминает о значении и тех книг , которые помога ют читателям понять , глубже усвоить и цел есооразно использовать классические произведе ния. Эту сторону вопроса освещает академик В . И . Вернадский. “ Классические произведения , - указывает он , - составляют культурное богатство человечества и сохраняют свое значение почти так же , как классики ху дожественной литературы ... для их пониманитя надо иметь комментари й. Понятия и слова в науке имеют свою историю , свою живую деятельность , и без учета их изменения во времени они буду т непонятны потомкам – читателям тем бол ьше , чем древнее . Такими классик ами явл яются произведения многих тысяч лиц , начиная от Аристотеля или Архимеда , Коперника или Галлилея и других и до наших современников – Д . И . Менделеева или И . П . Павлова. Знакомство с ними в подлиннике или в хорошем переводе является мощным орудием высшего образования , умственной культуры народа ... Эти труды не должны забываться , должны перечитываться от поколения в поколен ие , прежде всего молодежью , научное понимание которой слагается в студенческие годы”. Работа с книгой д олжна изменять и соверше нствовать мышлени е читателя , его сознание , его внутренний м ир , а следовательно , влиять и на его по ведение , культуру труда , быта , общественной дея тельности. Л ит ература : 1. А . П . Примаковский “ О культуре чтения . М етоды самостоятельно й работы с книгой в свете научной организации умственного труда ”. Издательство “Книга” , Москва , 1999 г. 2. Г . Гецов. “ Рациональные приемы работы с книг ой”. Издательство “Книга” , Москва , 1993 г. 3. Франц Лезер “ Рациональное чтение” Издательство “Педа гогика” , Москва , 1990 г. 4. О . А . Куз нецов , Л . Н . Хромов “ Техника быстрого чтения” издание 2-е Издательство “Книга” , Моск ва , 1993 г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий