Бесплатный учебный электронный файл

Коранические муд рости в меняющемся мире Руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа, пр офессор М. Вагабов 'Нет опасности больше невежества, нет нич его достойнее изучения мудрости, прожигающей мрак невежества - от этого зависит благосостояние мира'. Р. Бэкон (1210-1294). Ч еловечество шагнуло в двадцать первый век и третье тысячелет ие по григорианскому исчислению в своей истории. Поистине живущие на зем ле современники являются свидетелями величайшей смены времени. Если ок инуть взором прошлое человечества - с чего оно началось и чего пока ещё до стигло - поражает воображение. Человек начал свою деятельность с изготов ления примитивных каменных орудий и в современных условиях достиг уров ня создания космических кораблей и других величайших творений совреме нной цивилизации. Все эти успехи появились не сами по себе, в готовом виде или в результате озарения, как божий дар, а достигли в результате целеуст ремлённости, беспрерывной работой и умом, и мускулами, шаг за шагом годам и, веками и тысячелетиями. Таков магистральный путь общественного прогр есса. Как человек стал разумным (homo sapiens) и с этого периода начинается разумная ист ория общества. Он пытается разрешить драму своих взаимоотношений с прир одой путём создания мирообъясняющих систем. Но задача была одной из самы х труднейших, бесконечных, противоречивых, но в то же самое время она неук лонно развивалась по восходящей спирали, постепенно шаг за шагом - от нез нания к поверхностным знаниям и от них к более глубоким знаниям, от наивн ых религиозно-мифологических восприятий мира к научным знаниям. Таков д иалектический путь развития, который ни перед чем не преклоняется. Хотя человечество в этом направлении, на сегодняшний день и достигло величай ших успехов в познании природы, но процесс по своей сущности бесконечный и ничем не ограниченный. Архимедовой осью в данном процессе на объектив ной основе выступают разум и знания. Передовые мыслители всех времён и н ародов Востока и Запада, Юга и Севера отмечали исключительную роль этих столпов человеческого гения. Но весь этот путь был тернистым, проходил о н в самой бескомпромиссной борьбе идей различных мировоззрений и взгля дов на решение тех или иных естественнонаучных глобальных проблем. И, не смотря на различные мировоззренческие подходы к их решению, разум и знан ие постепенно, по спирали неуклонно подымались всё выше и выше. Весь этот процесс по своему существу закономерен, сложившимся на базисной основе определённой эпохи разум правит миром. Еще в глубокой древности Гераклит из Эфеса (6 в. до н.э.) разум считал 'божест венным' законом 'логос', что 'мышление есть величайшее превосходство, и муд рость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу при роды, поступать согласно с ней'. Проблемы разума и знания занимали, и до си х пор занимают, наиважнейшее место и выступают в качестве постоянных вел ичин в духовной жизни общества. Свидетельством данного тезиса являются известные на весь мир исторические памятники литературы, истории, филос офии, тексты священных писаний национальных и мировых религий, в которых этим вопросам уделяется особое внимание, возводят их в ранг божественны х истин. Объём небольшой статьи не позволяет автору подробно остановить ся на анализе проблемы разума и знания в историческом процессе, поэтому ограничимся на фрагментарном показе их исторической роли в мусульманс ком мышлении и миропонимании в контексте прошлого и современного путём показа общей преемственной связи. И это совершенно неслучайно и есть кра йняя необходимость акцентуации нашего внимания на рубеже веков на отме ченных проблемах, и направить их в русло современных запросов, востребов анных реалиями нашей жизни. А реалии наших дней таковы, что они вызывают тревогу и озабоченность. Поэ тому ещё раз хочется обратить внимание на республиканскую интеллигенц ию, чтобы её представители особое внимание уделили образованию и учёбе п одрастающего поколения в условиях современной сложной идеологической обстановки в Дагестане, да и во всём мусульманском мире. На проблемы разу ма и знания исключительное внимание уделяется в мусульманской литерат уре, начиная от священных текстов (Коран и Сунна), кончая теологической и ф илософской литературой. Избранник Аллаха Мухаммад провозгласил фундам ентальную идею, что ислам пришёл на смену устаревшей истине, ставшей заб луждением перед истиной новой и вечной. На этой фундаментальной основе п остроено всё здание мусульманской идеологической системы: догматики, т еологии и философии. В частности, американский исследователь Франц Розе нталь в своей книге ' Торжество знания ' упоминает, что в Коране корень сло ва 'знать' (ильм) вместе с производными от этого словами ' знание ', ' наука ' вс тречаются около 750 раз, т.е. необычайно часто, составляя около 1% его словарн ого фонда. Для аргументации идеи о том, что в Коране значительное место уд еляется разуму и знаниям следует привести, хотя ограниченное число аято в. Так, ' Разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? (39;12); ': слепой , глухой и зрячий, слышащий. Разве сравняются в примере? ' (11;26); ' Возвышает Алла х тех из вас, которые уверовали и тех, кому дано знание, на разные ступени ' (58; 12). Процитированные кораническими аятами далеко не исчерпываются бази сные откровения Корана о разуме и знании. В некотором смысле нельзя не со гласиться с мнением известного французского востоковеда Максима Роден сона, который отмечал: ' Коран-это священная книга, в которой рационализм з анимает большое место'. Значительное место проблемам разума и знания уделяется в хадисах П ророка и его асхабов. Так, например, Мухаммад считал религиозным долгом к аждого мусульманина: 'Ищи знания, даже если оно так далеко как Китай '. Он не однократно увещевал своих последователей, что знания открывают дороги в рай. Учённые предстают в хадисах как наследники пророков. На самом видн ом месте мечети Улугбека Мухаммада (1394- 1449) - внука Тимура в Бухаре начертана надпись: 'Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусул ьманки'. Проблемы знания занимают вводную часть всех тафсиров и хадисове дческих сборников. Более того, мусульманские мыслители писали специаль ные труды, посвящённые проблемам знания. Так крупнейшие древнегречески е философы Платон и Халиф Омар ал Хаттаб рекомендовали претендующему на руководство (правителю) человеку, прежде всего, приобрести знания. Четвё ртый из праведных халифов Али ибн Абу-Талиб ( 600-661) писал: 'Самое большое бога тство - разум, самая большая нищета - невежество'. Проблема разума, знания и науки уделяют внимание представители всех без исключения направлений и эпох мусульманской теологической и светской мысли. В отличие от доступных высказываний Корана и хадисов о проблемах разума и знания (хотя и здесь много спорного, противоречивого и неясного), в мусул ьманской теологической мысли с его множеством направлений, течений и пе рсоналий, эти проблемы выражены сложно и противоречиво с помощью абстра ктно-умозрительных логических конструкций. Знание в Коране - это знание ' веровательное', неотделимое в самом простом смысле веры, оно, как бы, прида ток веры её инструмент. И даже содержащиеся в Коране рациональные доказа тельства всемогущества Аллаха (чудеса, творения, о которых свидетельств уют движения небесных светил, атмосферные явления, разнообразие животн ого и растительного мира, так целесообразно приспособленное к потребно стям простых людей)- 'знамения, для обладающих умом'. (3 , 187) ориентированы на у м, достаточно доверчивых, увлекаемых с помощью этих объяснений в примити вную веру послушания. Канонический подход к решению проблемы веры и знан ия был обусловлен с учётом духа времени и потребностями религиозного ма ссового сознания, под влиянием общекультурного уровня последователей нового вероучения ислама. Естественно в Коране освещены те идеи о разуме и знании, которые были дос тигнуты в тех исторических условиях, в арабском обществе народным масса м. Они по своему существу носят оптимистический характер, вселяют лучи н адежды. Совершенно с иных позиций подходили к решению этих вопросов посл едователи мусульманской схоластической теологической мысли в последу ющие века. Прежде всего, следует подчеркнуть, что проблемы разума, знания и науки оставались наиболее центральными в духовной жизни мусульманск ого мира, начиная с первых шагов теологии ислама и остаются таковыми до н аших дней. Начавшийся в средние века и не завершившийся по сей день, проце сс отделения знания от религиозной веры продолжается. Одни из них продол жают отстаивать старые позиции, а другие же к их решению подходят с модер нистских тенденций в духе нового времени. В средневековом мусульманском обществе к проблемам разума и знания был и самые различные подходы, идейные споры продолжались между представит елями различных школ и направлений веками, особенно с конца 8 в., когда в ми ре ислама начинается процесс размежевания между двух сфер: веры и знания между традиционализмом и реализмом. В частности, крупнейший мусульманс кий теолог Мухаммад ал - Газали (ум. 1111г.) пояснил: ' Честь (или ' благородство ' - ш араф) знание (или ' наука' зависит от благородства его объекта малум), а ранг учёных - от ранга знания. Не может быть сомнения в том, что самое главное и в ысокое из всего подлежащего познанию есть Бог, Создатель, Творец, Подлин ный, Единственный. Поэтому знания о Нём, которое есть наука о (Его) единств е (таухид), будут наиболее замечательными, славными и совершенной област ью знания. Это есть 'необходимое знание', приобретение которого обязател ьно для каждого сознательного человека (акил) '. Эта же идея в более сжатой форме сформулирована у персидского мистика Худжвири (ум. между 1072-1077гг.) и из ложена так: ' Целью человеческого знания должно быть знание бога и его зап оведей'. Ханбалиты (представители наиболее консервативного мазхаба) вве ли в обиход ставший знаменитым тезис ' била кайфа ' (' не спрашивать, как '): вер а должна обходиться без разума. Мусульманская теология не ставила перед собой задачу оправдания веры р азумом. Прежде всего, это объясняется тем, что не нуждалась в каких-либо до полнительных доказательствах, такой подход к решению проблем мусульма нские теологи считали аксиоматической. В тех исторических условиях ана логичный метод к решению данной проблемы можно считать вполне оправдан ным, ибо теологи представляли не иную, а свою теологизированную эпоху и е ё потребности, за рамки которой они, естественно, не могли выйти или не жел али. С дальнейшим социально-экономическим и духовным развитием мусульманск ого общества возникают другие концепции в постановке проблемы веры, раз ума и знания. В этот период (9-12 вв.) центром мировой цивилизации становится мусульманский мир с его крупнейшими достижениями во всех сферах эконом ической и культурной жизни. Появились здесь крупные города (Багдад, Каир, Кардово, Дамаск, Герат, Самарканд, Бухара, Нишапур и др.) с известными библи отеками, 'домами науки', происходит расцвет науки (астрономии, математики, медицины, химии). На этом базисе возникают новые теории и воззрения на мир . Появляются новые идейные течения, школы и направления, представители к оторых в отличие от чисто теологического подхода решения проблем веры и знания делают первые попытки объяснения спорных и неясно выраженных ме ст Корана с позиции рационалистических истолкований. Зачинателями рац ионалистического направления истории исламской мысли, бесспорно, выст упают му'тазилиты, которые составляли оппозицию в определенных вопроса х ортодоксальной суннитской мысли. Они отдавали предпочтение при подхо де к решению теологических споров с суннитским правоверием разуму как и сточнику познания и веры. Один из основателей му'тазилизма Васил ибн Ата (700-749гг.) утверждал, что во вне шние обстоятельства человек помещен Богом, но поведение человека в них з ависит только от него самого. О полной свободе воли говорили ан-Наззам (ум .845г.) и др. Му'тазилиты говорили, что божественный дар, которым обладает человек и к оторый он обязан употребить на познание пути благочестия, - это разум. Пос ледний позволяет человеку знать, что он должен делать в данной ему земно й жизни, чтобы получить справедливое воздаяние после смерти. Знамениты а л-Джахиз (775-868гг.), му'тазилит по убеждениям, выдвигал разум в качестве судьи при толковании шариата и хадисов. 'Клянусь жизнью - писал он в 'Послании о к вадратности и округлости', - глаза ошибаются и органы чувств лгут, только р азуму принадлежит достоверное познание:' В другой раз он повторял, предп очитая наделять своего сына знаниями, а не деньгами: ' Питайте его сладост ью знания и приучайте к почитанию мудрости, дабы стало стяжение знания п реобладать в нем над стяжением денег '. В этом плане главной заслугой му'тазилизма в истории исламской мысли явл яется разграничение не только божественного, абсолютного от знаний чел овеческого, ограниченного, т.е. вводится теоретическое разделение знани я теологического и знания мирского, светского. Не отрицая богословных ре лигиозных традиций, му'тазилиты утверждали, разум - человеческий, хотя и м енее совершенный, чем божественный, - в качестве арбитра в решении споров по вопросам шариата и спорные вопросы отдавали на суд разума, а никак пре допределено сверху. Му'тазилитское учение в середине 9 века при трех хали фах ал-Ма'муне, ал-Му'тасиме и ал-Васике явилось признанной идеологией мус ульманской империи. Особое отношение к проблемам веры, разума и знания сложилось в арабо-мус ульманской философии - ал-фалсафа. Возникшая на базе модели античной фил ософии она сыграла выдающуюся роль не только в прогрессе мусульманской цивилизации, в истории мировой науки, но благодаря деятельности предста вителей ал-фалсафа античная философия Платона, Аристотеля и др. стала до стоянием человечества. Халиф Ма'мун в 832 году учредил в Багдаде 'Дом мудрос ти', который сыграл исключительную роль в развитии научной и философской мысли в мире ислама. Особый вклад в развитие естественнонаучной и филос офской мысли внесли также выдающиеся мыслители, как ал-Кинди, ал-Фараби, а р-Рази, ибн-Сина, ибн- Баджа, ибн-Туфеиль, ибн-Рушд, ибн-Халдун и другие. Они вы ступали за пропаганду научных знаний, за просвещение народа, обосновали теорию 'двойственной истины', и тем самым, хотя в какой-то мере, попытались освободить науку от духовной диктатуры религиозно-теологической мысли ислама. Рационалистический идеализм средневековых мусульманских фило софов является важнейшим этапом истории освобождения мысли от канонов религиозных представлений. Арабо-мусульманская философия средних веко в к философскому мышлению присоединила и опытную практику, касающуюся п рироды. Но великие мыслители вынуждены были творить в рамках своего теол огизированного общества в духе требований божественной вечной истины и политической власти. Несмотря на ограниченность их философских взглядов, их заслуга в секуля ризации общественного сознания огромна. Хотя идеи, выдвинутые представ ителями средневековой мусульманской философии, являлись для той эпохи самыми передовыми, гуманистическими по своему существу, но они не стали, как правило, достоянием широких народных масс. Они были доступны только узкому кругу мыслящих представителей мусульманского общества, сыграли в основном фрагментарную роль в общественном сознании. Наоборот, наступ ившие последующие века застоя истории мусульманского общества потерял и свою значимость. Это было связано с полосой социально-экономического з астоя, наступившим с 13 века. Экономический кризис в свою очередь послужил причиной в стагнации духовной культуры и естественно научной мысли в ар абских странах. На смену ей в духовной жизни стало доминировать религиоз но-мистическая философия ал-Газали, с ее центральными идеями 'возрождени я веры', изложенными в своем главном сочинении 'Ихиа'улул ад-дин' (Воскреше ние веры). В суннитском исламе (особенно среди последователей шафиндског о мазхаба) взгляды ал-Гзали 'худжжат ал ислам' ('доводы ислама') стали господ ствующими идеями вплоть до наших дней. Превращение обскурантских идей а л - Газали и его сторонников, господствующих в мусульманском массовом со знании объясняется тем, что в халифате естественнонаучные идеи не получ или и не могли получить в тех условиях со стороны власти имущих - это во-пе рвых, а во вторых, философы во многих вопросах стояли на иных позициях, чем мусульманские ортодоксы - властители массового сознания через мечетск их минбаров. В этой бескомпромиссной борьбе теология взяла вверх над фалсафой в тече нии нескольких веков. Однако это вовсе не означает, что мусульманская фи лософия и естественнонаучные открытия бесследно исчезли и не стали дос тоянием человечества. Они не только сохранились, но и получили своё даль нейшее развитие европейской общественной мысли, особенно у представит елей эпохи Возрождения и послужили идейным источником в идеологическо й борьбе между рационализмом и схоластической философией в Западной Ев ропе. В отличие от мусульманского Востока, здесь победила не теология, а н аоборот, рационалистическая философия. Важную роль в этой борьбе сыграл а теория ' двойственной истины ' ал-Фараби, ибн-Сины, ибн-Рушда, достижения е стественнонаучной мысли средневековых арабо-язычных мусульманских уч ёных. Неслучайно А.И.Герцен, отмечая заслуги ибн Рушда, писал: ' Аристотель был схоронён под развалинами древнего мира до тех пор пока аравитяне (иб н Рушд) не воскресил его и не привёл в Европу, погрязшую во мраке невежеств а '. Застой развития естественнонаучной мысли в мире ислама был продолжи тельным. Теология безраздельно господствовала долгие века. Только с сер едины 19 в. в процессе решения проблемы веры, разума и знания наступает нов ый этап в истории исламской мысли, так называемый реформационный период . Он был обусловлен социально-экономическими изменениями, связанными с п роникновением в мусульманский мир капиталистических отношений. Потреб ности, порождённые новыми социально-экономическими условиями, постано вили перед мусульманскими богословами и интеллектуалами задачу о необ ходимости нового осмысления целого ряда важнейших вопросов ортодоксал ьного ислама и в какой-то мере созвучно согласовать их с духом нового вре мени. В частности один из ведущих представителей эпохи мусульманской реформ ации Муфтий Египта Мухаммед Абдо (1849-1908) выдвигал идею необходимости рефор мирования ислама, приспособления его к задачам и духом времени. О пробле мах веры и знания он утверждал ' Одним из принципов ислама является рацио налистический взгляд на учение религии '. Вера в авторитет без разума: хар актерна для безбожника, потому, что верующим становятся только тогда, ко гда религиозное учение осознаётся разумом. Ведь в Коране сказано: 'Тот, кт о, не размышляя, следует примеру отцов, предков, глух, нем и слеп' (2,17). Другой п редставитель современной арабской философии Камаль ал Хадж писал: ' Пони мание веры есть вера в разум '. В мире ислама к проблеме веры и разума не сущ ествует единомыслия. Среди учённых есть крайне расходящиеся мнения, орт одоксалы выступают против модернистов ислама и т.д. Одни из них остаются на фундаменталистских позициях исламской ортодоксии. Так, в 1966г. в Каире б ыла опубликована книга доктора Абд ал-Махмуда ' Ислам и разум ', где рацион ализм в истории исламской мысли рассматривается как продукт 'сатанинск ого' мышления. Другие выступают за либерализацию и модернизацию ислама в духе нашего времени. Проблема веры, разума и знания в современной мусульманской философской и естественнонаучной мысли занимает огромное место, не меньше, чем в усл овиях средневековья, если не более. Это вполне объяснимо и причина заклю чается в том, что вопросы веры и разума на сегодня объективно стали наибо лее острейшими проблемами общественной жизни мусульманских стран. Вед ь они - проблемы сущности и существования. В одних странах с республиканс кими режимами проблемы веры и знания решаются в соответствии духа време ни, в модернистском аспекте, либерально, а в других странах на идейной осн ове строгого исламского фундаментализма и обскурантизма. Но мусульман ский мир, особенно в современных условиях, не может существовать изолиро ванно от всего остального мира. В современном мире происходят такие глоб альные процессы, вне сферы которых не остаётся ни одна страна. В орбите эт их же процессов находятся и мусульманские страны. Информация без границ становится всеобъемлющей, особенно в последние годы. На рубеже новой эры всё дальше и глубже развёртывается процесс интернационализации жизни человечества. Данный процесс выступает как один из определяющих факторов современно го развития и происходит он независимо от желания жителей планеты, на об ъективной основе единения мировой экономики, под воздействием НТР, на ба зе миграции населения, развития средств массовой информации и коммуник ации, массового туризма и т.д. Всё это в конечном итоге приводит к постепен ному снятию существующих, традиционных перегородок в области экономич еской и духовной жизни различных, в том числе конфессиональных, стран к с тановлению нового типа мышления, новых способов мировидения, рождается планетарная цивилизация. Наша земля является единой лодкой в мировом ок еане. Но данный процесс интернационализации общественной жизни не разв ивается на гладкой основе, происходит через противоборство, над умами со временников ещё сильно как кошмар, довлеют архаичные традиции прошлого. Локальные войны, конфессиональные противостояния, религиозный террори зм, проблемы разделённых народов, пограничные споры пока ещё как не доса дно создают определённые трудности на путях толерантности. Но они соста вляют мелкие камушки на великом магистральном пути единения народов ми ра, где краеугольным камнем является мудрость, прогоняющая мрак. Не смот ря на такое сопротивление со стороны отдельных консервативных и обстру кций сил, идея единства общества становится наиболее необходимой целек упной, безальтернативной формой развития человечества. В сферах влияния современных тенденций интернационализации жизни чело веческого общества находится и мусульманский мир с социально-экономич ескими и идеологическими проблемами, среди которых особое место занима ют проблемы веры и знания в исламе. Секулярные процессы охватывают всё б ольше стран ислама и широкие сферы жизнедеятельности людей. Постоянно п огашаются силы противостояния Запада Востоку или наоборот, они превращ аются в исторические анахронизмы в наши дни. Выше мы изложили канву своего видения проблемы веры и знамя ислама в кон тексте прошлого и современного. Разумеется, что всё это далеко недостато чно фрагментарно, вопрос должен стать предметом специального монограф ического исследования коллектива авторов. Но тем не менее из изложенног о можно сделать некоторые прагматические на наш взгляд и обобщающие выв оды об отношении ислама к проблеме веры, разума и науки. Коран на этот вопр ос отвечает однозначно: ' Аллаху принадлежит власть над небесами и землё й и тем , что между ними. Он творит то, что желает : ведь Аллах над всякой вещь ю властелин! '(5,20); ' Он - тот , кто сотворил небеса и землю в истине; в тот день , ка к он скажет: ' Будь ' - и она бывает(6,72 и сл.) В этих изречениях Корана имеется гл убокий философский смысл, к изучению которого надо подходить на софистс кого всеотрицания. Такой подход оказался бы антидиалектическим и метафизическим. Коран яв ляется священным текстом, положившим начало новой религии и соответств енно новому мировоззренческому подходу к своей действительности. Для п оследователей ислама Аллах-это реальность, творческое начало всего сущ его. Без восприятия подобного символа ислам вряд ли стал бы такой могуче й силой в истории. В этот период не могло быть иного мышления или понимани я. Коранические идеи не только тогда, т.е. в 7в., но для последователей ислама и до сих пор остаются истинами в божественной инстанции. Ни кто не вправе осуждать их за подобное восприятие. Это дело совести, тем более для людей той далекой эпохи. Ведь в самом Коране по этому вопросу чётко сказано: ' И с кажи: ' Истина - от вашего Господа: кто хочет, верует, а кто хочет, пусть не вер ует '(18, 28). Разумеется не верующим угрожает адский огонь в будущем, а не наказ ание непосредственно в этой жизни. Прежде всего речь идёт о совести чело века. Есть выбор - хочешь, верь, не хочешь, не верь, Аллах рассудит. Такова су дьба священных текстов и других религий. В принципе они проблем бытия и п ознания решали тоже, таким образом, в течение многих веков. С иных позиций воспринимаются коранические представления в современном мире, в услов иях НТР и в космическую эру. Оставаться на мировоззренческих позициях архаизма той далёкой среднев ековой эпохи сегодня нереально и рутинно. Кроме того, оставаться на пози циях архаизма - это вовсе не вытекает из самой сущности Корана, в которой я сно говорится: 'Разве сравняются те, которые знают и те, которые не знают?'. С ловом коранический дух - дух оптимистический в отношении мудрости, знани я и науки. Хотя Коран в эти понятия вкладывает трансцендентальное начало , характерное для своей эпохи, но стремление в целом к знаниям остаётся до минирующим элементом его доктрины во все времена, но всё зависит от того, кто и с каких позиций занимается толкованием этих изречений Корана. Возн икновению величайшей средневековой арабо-мусульманской цивилизации ч еловечество обязано Корану и его многократным идеям о мудрости, знании и истине. Жажду к знаниям и науке и их возвышения и почитания мы прослеживаем в мус ульманском предании, в его многочисленных авторитетных сборниках, сост авленных крупнейшими мухадисами и известными мусульманскими авторами . В частности, основатель маликитского мазхаба Малик бен-Анас (713-759), когда к нему обратился халиф Рашид ал - Хурани: ' О, Малик! Я прошу как милость, чтобы ты приходил каждый день ко мне и к моим двум сыновьям-Эмину и Ма`муну и учи л нас преданиям '. На эту просьбу Халифа мудрец ответил надменно: ' О Халиф! Н аука по существу своему возвышена и вместо того, чтобы идти к кому бы то ни было, она требует, чтобы к ней приходили все '. Как правило, при дворцах хали фов, вельмож и наместников в качестве визиров, советчиков постоянно жили крупнейшие мыслители как ибн-Сина, ибн-Туфейль, ибн-Рушд и многие другие. Бесспорно в мире ислама дух ценности науки и знания, как в любом обществе, несмотря на определённые гонения, преследования со стороны отдельных п равителей и мусульманских обскурантов воспринимали с оптимистическим пониманием. Передовые мыслители и учёные озаряли лучами надежды жизнь м усульманского общества и сравнивали их с яркими звёздами, освещающими п уть в будущее. Вместе с тем следует ещё раз особо отметить, что отношение и слама к разуму, знанию и науке, согласно священным источникам в целом выр ажено оптимистически, конструктивно в прямой зависимости от места, врем ени и условий. Но подобное отношение не может быть и не является постоянн ой величиной. Новые времена соответственно порождают и новые подходы. Ес ли не считаться с этими изменениями и оставаться на прежних позициях это равносильно духовному крушению. На рубеже веков и тысячелетий нельзя до пускать прерыв непрерывного в диалектическом соответствии, в генетиче ской связи прошлого и настоящего. Оптимистический дух Корана в отношени и мудрости и знания не только должен быть сохранён новыми поколениями, н о и возведён в ранг наиважнейших обязанностей каждого человека, особенн о подрастающего поколения. Список литературы Для подготовки данной работы были испол ьзованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий