Методический электронный материал

Преда ния и легенды Предание - то, что дошло до наши х дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того вре мени. "Преданья старины глубокой..." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, опис анных в "Руслане и Людмиле". Слово "легенда" в сознании современного человека еще более связано с вым ыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает де йствительность. Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды - это жанры устного народного творчества. Пр едания - рассказы исторического содержания, народная и историческая про за. Легенды - рассказы религиозного содержания. Различия между преданиям и и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всег да может провести четкую грань между ними. Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это расс каз, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX сто летия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-св оему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории. Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно реч ь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним). В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в пр еданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние време на жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, най денные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из фи нских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачь и атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: на пример, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин - колдун и т.д. Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства. О свойских царях и щедрых разб ойниках. Почти во всех преданиях в цент ре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Ата ман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широк о известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, з авоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюж етов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не изв естные по архивным документам или другим источникам. Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная ж изнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых с мертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Ра ссказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедног о крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев лови т рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами. Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибат ься, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особе нность преданий: они не только закрепляют исторические события в народн ой памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. П оэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий вс тречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной мест ности. Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и о своены новые территории, как возникли те или иные географические назван ия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающег ося человека. Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием мес тного значения (которого в действительности могло и не быть). Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи. Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, к оторые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойни чьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили. Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нере дко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбле нное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев. Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в котор ой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых и звестных героев-силачей - Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии. Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жан рами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, истори ческими песнями, сказками, народными верованиями. Как Христос хлеб собирал Слово "легенда" на латыни буква льно значит "то, что следует читать". Первоначально так называли жития свя тых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочес тивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительн ые и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходи т что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на са мом деле. В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бе сы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не огова ривается. Это или священное время - когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно. Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения со ответствия христианским нормам жизни - как их понимает народная традици я. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия "пра вдоподобно" или "неправдоподобно" к ним неприменимы. В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ход ят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты стр оятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках челове к, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлител ьно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю. Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказк и рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случа й, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль. Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Сред и письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу л егенд и некоторые библейские события. Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные п оверья. Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконоп иси. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия - "Чудо Георгия о зм ие" - связан с легендой, а не с житием этого святого. Это изображение, где Свя той Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было настолько попу лярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы. Легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная ку льтура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что предст авляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная м олва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями. Список лит ературы Для подготовки данной работ ы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий