Образовательный электронный материал

О высоком назначе нии поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих пе ред писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумы вается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, как ова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать А лександра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике. Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении "Пророк". Время написания — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, в ызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотв орения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пр орока Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир по гряз в беззаконии и пороках. "И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь". Ангел "удалил беззаконие" и "очистил грех" Исайи, пору чив ему миссию по исправлению людей. Пушкин дает в "Пророке" свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирич еский герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он н е равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. И менно к такому человеку является посланник Бога: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они з накомы нам по другим его произведениям. Так, в "Подражаниях Корану" мы встр ечаем тот же образ одинокого путника: И путник усталый на Бога роптал: Он жаждой томился и тени алкал. В пустыне блуждая три дня и три ночи... Концовка данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку: Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй... Мужественная энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят "П одражания Корану" с "Пророком", но последний гораздо шире и богаче по содер жанию. Можно отметить также некоторые черты "Пророка" в более позднем стихотвор ении Пушкина "В часы забав иль праздной скуки...". Духовное преображение по эта в этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным пре ображением пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих стра даний. Явление "шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести дар пр озрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обы кновенных людей, постичь великие тайны бытия: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он , — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход. И дольней лозы прозябанье. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над л юдьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты т ворческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность ви дения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взор ом может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафим а становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъ ема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, и стины. Взамен "грешного" языка серафим вкладывает в уста пророка "жало муд рыя змеи", а вместо сердца вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слыш ит голос, повелевающий ему: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей — И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Суровым и торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественно му и гражданскому назначению поэта и поэзии: Стихотворение "Арион", напис анное в 1827 году, воссоздает в аллегорической форме трагические события де кабристского восстания. Но если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в "Арионе" он проверяет жизнеспособнос ть своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со с воими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородн ом деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут... А поэт, несмотря на опа сность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. "Я гимны прежние пою", говорит пушкинский герой. Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкин а. Поэт предчувствует близкую гибель. Наступает время подвести итог свое й творческой деятельности, оцепить значение поэзии. Своего рода поэтиче ским завещанием Пушкина оказалось стихотворение "Памятник", записанное в 1836 году. По теме это стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы ра звивал Державин в своем стихотворении "Памятник". Но разные поэты по-разн ому оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин увере н, что к его памятнику "не зарастет народная тропа". Он пророчески предсказ ывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он засл ужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего т ворчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свобод ы. Концовка стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Он а должна быть "послушна" "веленью Божию", то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на "хвалу и клевету" невежественных глуп цов. Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стих отворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он пи сал : Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. А в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же выр ажения, когда Пушкин размышляет о славе: Что слава? шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца? Не надо думать, что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о "невеждах " и "глупцах". Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое пра во поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". И тут Пушкин высказался однозначно. Возьмем его стихотворение "Из Пиндемонти". Быть свободным, по Пушкину — значит стоять в стороне от общественных волнений, не отождест вляя себя ни с одной из социальных групп: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать: для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! Вот права... Муза поэта преданно и отважно служила с вободе, красоте, добру, справедливости. Это ли не сущность и роль истинной поэзии? Список литературы Для подготовки данной работы были исполь зованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

Приложенные файлы


Добавить комментарий