Бесплатный учебный файл

13 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет заочной формы обучения Контрольная работа По Музыкально му воспитани ю с методикой преподавания Тема : Характеристика детских музыкальных инструментов и введение их в урок музыки Студентки Микульските С.И. Специальности начальное обучение Курс 4 № зачетной книжки ЗНК-6-03-05__ г. Симферополь 2006 – 2007 уч. год. ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. Характеристика детских музыкальных инструментов. 2. Использование детских музыкальных инструментов на уроке музыки ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастл и вы. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в "создании" музыки пробу ж дается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкал ь ных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. И нструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокал ь но-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творч е ству, необходимо помнить следующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальн о му образу произведения; учитель помогает ученику найти прием исполнения. 1. Характеристика д етских музыкальных инструментов ТРЕУГОЛЬНИК - этим геометрическим термином н а зывается музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет с о бой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопред е ленной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокол ь чики. ТРЕЩОТКИ И сейчас же щетки, щетки Затрещали как трещотки И давай меня тереть, Приговаривать... Все мы с детства помним эти строчки знаменитого, ставшего классическим « Мойдоды ра» Чуковск о го, но вот что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Ясно только о д но: они трещат, что и следует из их названия. Трещотка представляет собой связку д е ревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффективный и н струмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин разм е ром 200 х 60 мм. Столько же изготовляется промежуточных деревянных прокладок между ними толщиной 5 мм. Эти прокладки необходимы для разъединения пластин. Без них пластины висели бы соедине н ными слишком плотно и удары друг о друга получались бы слабыми. В верхней части каждой пл а стинки на небольшом расстоянии от краев (около 10 мм) и одновременно в приложенной прокладке просверливаются 2 отверстия диаметром около 7 мм. Через все эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, и все пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем. Чтобы пластины всегда были плотно сдвинуты, при выходе из них на шнуре завязывается по 4 узла. Свободные концы связываются в кольцо. Оно должно быть не широким, способным пропу с тить в образовавшиеся полукольца кисти рук играющего. При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей тр е щотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инс т рументе самые разнообразные ритмы. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее укр а шают цветными лентами и цветами. БУБЕН Один из ударных инструментов, пришедший в симфон и ческий оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странах Древнего Вост о ка. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испа н ском каприччио Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе…Бубен - инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потр я хивая его или ударяя по коже и обручу. КСИЛОФОН В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им « Пляска смерти ». Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с ч е репом, глядящим пустыми глазницами, с заржавленной косой в руках. К ак же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из металлических пласт и нок, а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона – от до первой до до четве р той октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Конечно, в наши дни он никого не пугает. Очень эффектно звучат на ксилофоне быстрые скерцозные пьесы, которые нередко исполняют ксилофонисты в сопровожд е нии рояля. МЕТАЛЛОФОН В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименов а нием - металлофон. Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительными во з можностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослабл е нию звучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил свое назв а ние. ЛОЖКИ Это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпу к лыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие б у бенчики. Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и самостоятельные ансамбли и даже целые оркес т ры ложкарей. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «нак о вальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмич е ский рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или пров о дят ею глиссндо. БАРАБАН Это очень древний и очень распространенный инс т румент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, кот о рой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они з а метили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или к а кой-то обруч натягивать звериные шкуры. Существуют две разновидности барабана - большой бар а бан и малый барабан - уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому з а писывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке»- одной линейке, на кот о рой отмечен только ритм. Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях. Так, напр и мер, Бетховен в Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пуше ч ных выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми про б кой или войлоком. У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан - военный, походный инструмент. Однако он может стать д а же солистом симфонического оркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего прои з ведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистскогон а шествия. ГОРН С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его се й час не употребляют, так как играть на нем можно лишь самые простые мелодии, такие, как известные, наверное, всем пионерам сигналы подъема, общего сбора, отбоя и др. А вот как сигнальный инструмент горн у с пешно применяется и в пионерской жизни, и в армии. 2. Использование детских музыкальных инструментов на уроке музыки Примером использования на уроках музыкальных инструментов может служить "Семеро ко з лят" из оперы М.Коваля "Волк и семеро козлят". Детское творчество начинается с "обследования" звуковых возможностей инструментов, которые им предлагаю тся . Выбор сделан - бубен и треугол ь ник. Сначала нужно вспом нить (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инс т румент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). И тог – учитель иг рает на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают аккомпанировать своим маленьким орк е стром. Такое исполнение должно украсить музыку М.Коваля. Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня "Веселый музыкант" А.Филиппенко, "Дон-дон", "Камаринская", "Перепелочка", "Арагонская хота" М.Глинки, "Кузнец" И.Арсеева, "Скворушка прощается" Т.Попатенко. В третьем классе ребята знаком ятс я и музици руют на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях:. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина, "Воронежские ча с тушки" и др угие . На уроках можно применять дидактические игр ы. Например, “Найди сво й музы кальный инс т румент” используется во время ознакомления детей с симфоническим, народным, духовым оркес т ром, а также во время исполнения определенных за дач уро ка. У читель у сл овно закр епляет за каждым уч еником определенный музыкальны й и нст румент (треугольник , барабан, го рн, ксилофон, бубен). Далее для про слу шивания пр едлагают ся муз ыкальные произведения . Узнав зву чание сво го и н струмента, д е ти у сл овно и зображ ают игру на них . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творч е ский поиск, импровизацию побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятел ь ности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творч е ства переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детск о го "Я". Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состо я ние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо доверит ь ся бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатл е ния, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлен и ях, как внезапно раскрывается цветок. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В пр о цессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организова н ность. Наблюдая, что инструментальное муз ы цирование вызывает восторг, радость у учеников, жел а ние каждого попробовать свои силы, можно часто использовать эту деятельность для общего музыкального и тво р ческого развития. Список использованной литературы: 1. «Больш ая энциклопедии Кирилла и Мефодия». 6-е изд. - М.: 2002. 2. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – 2-е изд. – М.: Сов.композитор, 1986. – 88 с. 3. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М.: «Просвещение», 1981 4. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: «Просвещение», 1989 5. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М.: 1998. – 176 с., ил.

Приложенные файлы


Добавить комментарий