Учебный электронный файл

Фольк лор Фольклор в переводе с английс кого языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают л юбое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования . Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное т ворчество. Из уст в уста Три слова - три характеристики , три качества: устное, народное и творчество. Устное... Это свойство определяет коренные особенности народн ого искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно непосредственно общаться с читателем. Произведение фольклора существу ет только тогда, когда слушатель находится рядом. Разумеется, теперь тек ст можно записать на бумагу или магнитную ленту, а исполнение запечатлет ь на кинопленку. Но что получится в результате? Примерно то же самое, что д ают фотография или кинокадр. А сам человек живет, меняется. Так живет и мен яется фольклорное произведение. Сколько бы раз ни печатали поэму "Мороз, Красный нос", в каждой кн ижке слово в слово будет воспроизведено то, что написал Некрасов. Текст з акреплен и может храниться сколько угодно. А всякое произведение устног о народного творчества имеет множество вариантов. Даже один и тот же ска зочник, как бы он ни старался быть точным, при каждом повторении сказки чт о-то изменит. Тем более по-другому передает ее следующий сказитель. Сказк а живет сотни лет и за это время проходит через тысячи и тысячи уст. Это от носится и к былине, и к частушке, и к песне, хотя тут есть важное сдерживающ ее начало - ритм, напев. Поэтому и говорят: из песни слова не выкинешь. Но зам енить, изменить можно. Фольклорное произведение живет, движется не только в простран стве; меняется не только в разной социальной среде, но и во времени. Так, на пример, об Иване Грозном превращались в сказки о Петр е I, а порой вообще утрачивали имя героя. Песни XVIII в. о русско-шведских войнах начинались словами: "Пишет, пишет король шведский государыне письмо". А в первую мировую войну распевали: "Пишет, пишет царь германский, пишет русс кому царю". Приемы-подсказки Повторять или заучивать со сл уха гораздо трудней, чем с помощью бумаги. Чтобы запомнить и пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал особые подсказки. Эти о тшлифованные веками художественные приемы и создают особый стиль, кото рый отличает фольклор от литературных текстов. Как начнет свой рассказ или стихотворение писатель? Никто это го не угадает, автор совершенно свободен в своем выборе. Но как бы ему ни х отелось, он не может повторить, например, начало стихотворения Пушкина: "М ороз и солнце, день чудесный!..". А как начать сказку, всякому известно: "В нек отором царстве, в некотором государстве-" или "Жили-были-". Каждый жанр имее т свой набор зачинов. В некоторых жанрах повторяются и концовки. Например, былины ча сто заканчиваются так: "Тут уму и славу поют-". В волшебной сказке дело почт и всегда завершается свадьбой и пиром с присказкой: "Я там был, мед-пиво пи л-". В русском фольклоре встречаются и другие самые разнообразные повторы. Вот пример одинакового начала строки: На заре было на зореньке, На заре было на утренней. Могут повторяться отдельные строки, фразы и целые эпизоды: Добрый молодец, красна девица- Во всех жанрах фольклора встречаются так называемые общие, ил и типические, места. В сказках - быстрое движение коня: "Конь бежит - земля дрожит". В бы линах: "Только видели доброго молодца поедучи-". "Вежество" (вежливость, вос питанность) богатыря всегда выражается формулой: "Крест-то он клал по-пис аному, да поклоны-то вел по-ученому". Есть формула красоты героя или героин и: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Повторяются формулы повеления: "В стань передо мной, как лист перед травой!". Повторяются определения - эпитеты: поле чистое, трава зеленая, м оре синее, месяц ясный, земля сырая, палаты белокаменные, молодец добрый, д евица красная. Эпитеты эти не зря называются постоянными - они накрепко с оединяются с определяемым словом, как бы каменеют и уже не расстаются с с уществительным, которое характеризуют. Восприятию на слух помогают и другие художественные приемы, н апример, так называемый прием ступенчатого сужения образов. И герой, и со бытие помещаются как бы в самую середину ярко освещенной сцены. Герой может выделяться и с помощью противопоставления. На пир у у князя Владимира все богатыри разгулялись: А как тут сидят, пьют, едят и хвастают, А только един сидит, не пьет, не ест, не кушает- Литература и фольклор В глубокой древности основно е место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, пе редававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы...). Постепенно стали складываться жанры, которые уже не имели пра ктического назначения, а служили для удовольствия, забавы и веселья, для выражения чувств и переживаний. Есть в фольклоре жанры продуктивные, т.е. такие, в недрах которы х могут появляться новые произведения. В XX в. в числе таких жанров - частушк и, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Е сть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Новых нар одных сказок не появляется, а старые по-прежнему рассказывают. Поют и мно гие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уж е практически не звучат. До последних десятилетий XX в. крестьяне составляли большинств о населения России. Поэтому когда говорили "народное искусство", то имели в виду крестьянское искусство. Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор, а з атем - городской. Есть и фольклор интеллигенции. Родились песни геологов, туристов, студентов, школьников. В фольклор вошли произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова и многих других поэтов. Взаимодействовать с литературой, использовать ее опыт фолькл ор начинал еще с XVIII в. Под прямым воздействием чувствительной романтичес кой поэзии возник новый жанр городского романса. Литература, в свою очередь, издавна училась у фольклора. За счет фольклора постоянно обогащается литературный и разго ворный язык. Ведь в произведениях устного народного творчества много ст аринных и местных (диалектных) слов. Не случайно Пушкин призывал: "Читайте простонародные сказки, м олодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка". "Русская литература". Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998. Список лит ературы Для подгот овки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий