Бесплатный учебный материал

Орбелян Константин Агапар онович Народный артист СССР Родился 29 июля 1928 году в городе Армавире. Отец - Орбелян Агапарон Султа нович (1892-1938). Мать - Атарбекова София Михайловна (1900-1991). Брат - Орбелян Гарри Агап аронович (1920г.рожд.), вице-президент по внешнеэкономическим связям Торгов ой палаты города Сан-Франциско, глава совета по международной торговле в городе Сан-Франциско. Музыкальные способности открылись у Константина в раннем детстве. Стар ший брат Константина, Гарри, часто музицировал на пианино, подбирал по сл уху мелодии модных тогда песенок. Каково же было его удивление, когда мла дший пятилетний братишка запросто наигрывал музыку, услышанную им в исп олнении Гарри. Способного мальчика отдали в школу для особо одаренных де тей при Бакинской консерватории. Но проучиться Константину удалось оче нь недолго. Наступил 1936 год. Начавшиеся в стране кровавые репрессии не обо шли стороной и дом Орбелянов. Арестован, а позже расстрелян отец. Через дв а года, в 1938 году, арестована и приговорена к 10 годам сталинских лагерей мат ь. Ее реабилитировали лишь в 1953 году. Гарри и Константин остались одни, в од ночасье став изгоями общества, "детьми врагов народа". Тут же Константина исключили из "престижной" школы. Из большого города братья перебрались в село в Нагорном Карабахе. Нужно было как-то выжить. Гарри устроился препо давателем в школе, а 11-летний Константин подрабатывал, аккомпанируя гимн астам из спортивного общества "Буревестник". В 1940-м Гарри призвали армию. Ещ е через год началась война. В 1942 году Константина взяли пианистом и аккордеонистом в джаз 8-го авиацио нного корпуса, где сложился неплохой по тем временам музыкальный коллек тив. 14-летний музыкант стал воспитанником военного оркестра. Однажды джа з приехал на гастроли в Ереван. Армянские джазовые музыканты "открыли" дл я себя молодого импровизатора. На талантливого музыканта обратил внима ние и решил пригласить к себе в коллектив основатель и руководитель эстр адного оркестра Армении Артемий Айвазян. Начало их совместной работы Ор белян всегда вспоминает с юмором. Вызванный телеграммой от самого Айваз яна, Константин поспешил явиться к маэстро как был, в не самом презентабе льном виде. Будучи, ко всему прочему, достаточно дерзким по характеру, с хо ду высказал несколько критических замечаний по поводу последнего выст упления оркестра Армении. Айвазян, выслушав юношу, по-своему принял вызо в и без всяких предварительных репетиций и подготовок "вытолкнул" Орбеля на на эстраду в очередном концерте. Однако Константин не только не расте рялся, но и доказал, что может играть и импровизировать в достаточно слож ных условиях. Орбеляна пригласили в коллектив оркестра. У Айвазяна, став шего его "другом детства", молодой Орбелян прошел хорошую школу. В те годы эстрадный оркестр Армении считался одним из лучших советских ансамбле й, отличительной чертой которого были профессионализм, яркая театрализ ованная форма выступлений и ориентация на армянскую национальную музы ку. Как считает сам Орбелян, именно тогда был заложен прочный фундамент е го будущей деятельности. С 1945 года Константин Орбелян начинает пробовать себя не только как пианис т, но и как композитор. Для оркестра он делает обработки народных песен и с очиняет свои, первая из которых - "Колыбельная". Как к одному из лучших джаз овых исполнителей к Константину приходит известность и слава не только в Армении, но и за ее пределами. В 1948 году во время гастролей с оркестром в Мо скве Орбеляна поддержали звезды музыкального мира того времени - А.Цфасм ан и В.Людвиковский, ставший позже другом Константина. В том же году Орбел ян получает приглашение в знаменитый джаз Утесова. Как ни заманчива была такая перспектива, Константин отказался в пользу предложения Айвазяна занять должность дирижера в эстрадном Оркестре Армении. Несмотря на закрытость СССР в те годы, кое-что о джазе все же просачивалос ь. Константин, как и многие меломаны тех лет, рискуя свободой, все же нелег ально провозил пластинки с западной музыкой. Подпольно слушая Глена Мил лера и Мишеля Леграна, млодой музыкант учился у них новым мышлению и испо лнительскому стилю. Увлечение Орбеляна джазом и фортепианными импрови зациями, расцениваемое тогда как насаждение чуждой идеологии, стало соз давать все больше трудностей в работе. Константина стали обвинять чуть л и не в идеологической диверсии, требуя "остановить деятельность чуждой с оветскому народу американской джазовой музыки". Тогда же, оказавшись на родине своих предков, Орбелян открыл для себя сокровища духовной жизни А рмении: поэзию Аветика Исаакяна, полотна Мартироса Сарьяна и, конечно, му зыку Арама Хачатуряна. Знакомство с каждым сочинением Арама Ильича стан овилось событием в профессиональной и внутренней жизни Орбеляна. Произ ведения мастера стали путеводителем в большую музыку, раздвинули рамки понимания искусства. В 1948 году Константин познакомился с композитором ли чно. Арам Ильич заинтересовался талантливым юношей, очень поддержал Кон стантина и потом долгие годы всегда следил за его успехами. Тогда же друз ьями Орбеляна стали молодые армянские композиторы Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян - представители гремевшей на всю страну самобытной национальной творческой школы. Все эти обстоятельства подв ели Константина к принятию достаточно смелого решения - круто изменить с вою жизнь. Молодой человек, находящийся на гребне известности, решает ос тавить все это ради дальнейшей учебы. В 1952 году Константин Орбелян ушел из эстрадного оркестра Армении и поступ ил на 1-й курс музыкального училища имени Р.Меликяна в класс композитора Э. Мирзояна. Совмещая работу с учебой, Орбелян устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и балета. В результате появились три балетные м иниатюры Орбеляна: "В полет", "Памятник" и "Мы за мир". Миниатюры (балетмейсте р В. Варковицкий) стали пользоваться большим успехом и много лет не сходи ли со сцены. В 1954 году с отличием окончил училище и поступил в Консерватори ю. В том же году Орбелян организовал на радио инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза. Снова - кардинальный пово рот в жизни Константина. В 1955 году Орбелян попробовал себя в новом жанре. Вм есте с А. Арутюняном они сочинили музыку к кинофильму "Сердце поет". Песни фильма сразу стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получил и лестную оценку А.Хачатуряна. В 1956 году Константин Орбелян закончил нача тый еще в училище Струнный квартет. Произведение обладало такой выразит ельностью, зрелостью и цельностью, что заинтересовало имевших репутаци ю особо взыскательных музыкантов квартета имени Комитаса. На проходивш ей в Москве декаде армянской литературы и искусства (1956) они с блеском испо лнили орбеляновский Квартет, который по праву был признан одним из лучши х достижений армянской музыки. В том же году на Международном конкурсе VI В семирного фестиваля молодежи и студентов в Москве жюри, возглавляемое Д. Шостаковичем, за эту работу присудило Константину Гран-при и золотую мед аль. В то время оркестр Армении, руководимый А.Айвазяном, переживал кризис. Ко ллектив нуждался в притоке свежих идей и энергичном руководителе, спосо бном реанимировать оркестр. Возглавить коллектив предложили Константи ну Орбеляну. После долгих колебаний Константин все же согласился и в 1956 го ду был назначен дирижером и художественным руководителем Государствен ного эстрадного оркестра Армении. Трудно было вначале. Орбеляну пришлос ь преодолевать устоявшиеся в коллективе стереотипы. Приходилось вводи ть императивный стиль руководства. Фактически полностью был обновлен с остав оркестра - с 18 оркестрантами пришлось расстаться. Четыре месяца ушл о на подготовку новой программы. А.Бабаджанян и А.Арутюнян предложили ор кестру Армении свои новые сочинения. Специально для оркестра Орбелян со чинил пьесу "Дилижан" и "Концертный джаз-марш", с первого исполнения полюби вшийся слушателям и ставший "фирменным" знаком коллектива, всегда исполн яемым в конце и начале выступления. Константин также сделал самостоятел ьную джазовую обработку песни "Гарун Ереван" А.Хачатуряна и полностью пе реложил на джаз "Танец с саблями" А.Хачатуряна. "Ударным" номером стал Жак Д ювалян, приглашенный Орбеляном темпераментный певец из Франции. В резул ьтате новая программа оркестра с триумфом выдержала испытание гастрол ями в Москве, Тбилиси, Баку. 1957 год стал для Константина знаменательным. Молодой музыкант стал членом Союза композиторов СССР. Первым реализовал принципы сплава средств сов ременного джаза и национального мелоса. В том же году во время гастролей произошло личное знакомство Орбеляна с Мишелем Леграном. В 1957 году на сво й день рождения Константин получил самый дорогой подарок в своей жизни. Удивительным образом нашелся его брат, Гарри Орбелян, считавшийся погиб шим на фронте. В конце 1960 года Орбелян решил ненадолго оставить оркестр, загруженность д елами которого не давала возможности закончить учебу. За год, отведенный для подготовки дипломной работы, Орбелян написал Симфонию. Для любого м узыканта это - высший вид творчества, и для Константина это событие стало самым счастливым в композиторской жизни. Характерная орбеляновская му зыка, - горячая, энергичная и одновременно нежная - покорила как музыканто в, так и слушателей. Симфония Орбеляна много раз звучала в Ереване, Москве . В 1962 году была отмечена высшей премией Всесоюзного фестиваля-конкурса м олодых композиторов в Москве. Была исполнена и записана Государственны м симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Позже исполн ялась во многих странах мира. После окончания в 1961 году консерватории Константин Орбелян вернулся к ра боте с оркестром. Армянский джаз начал выходить на международный ринг. В 1966 году состоялся первый выезд за рубеж в составе культурной программы Д ней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году коллектив оркестр а был горячо принят в Польше. В то время Орбелян сочиняет джазовую инстру ментальную музыку "новой волны". Его "Полифонический прелюд" для 4-х тромбо нов и альт-саксофона вошел в репертуар больших джаз-оркестров, в том числ е знаменитого чешского коллектива под управлением Карла Влаха. Пьеса Ор беляна получила премию на конкурсе джазовых композиций, проводившемся в 1964 году на радио Чехословакии. Параллельно Константин Орбелян не забыва л и о серьезной музыке. В 1968 году появилась "Праздничная увертюра" для симфо нического оркестра, позже удостоенная премии Всесоюзного конкурса на л учшее симфоническое произведение. В 1969 году Орбелян создал балет "Бессмер тие" (Хореографическую симфонию), - неожиданное для автора шлягеров траги ческое произведение - повесть о войне. Балет был поставлен в 2-х редакциях: на сцене Театра оперы и балета имени А.Спендиарова (г. Ереван) в 1969 году (дири жер А.Восканян, хореография М.Мартиросяна) и в 1975 году (дирижер А.Катанян, хо реография А.Асатряна). Вторая редакция была приурочена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и сохранилась в репертуаре театра до сих по р. Постановка была горячо принята московской и ленинградской публикой в о время гастролей театра. Ереванский спектакль, включая всех его создате лей и автора музыки, был отмечен I премией на Всесоюзном конкурсе музыкал ьных спектаклей, посвященном 30-летию Победы (1975). В 1978 году Тбилисский театр о перы и балета осуществил свою постановку "Бессмертия". С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в С ССР и за рубежом. Коллектив выступал на лучших концертных площадках мира вместе с популярными джазовыми коллективами. Часто выступления носили по-настоящему соревновательный характер. Впервые такое испытание армя нские музыканты выдержали в 1973г. в ФРГ во время Дней советской культуры. Им пришлось в течение шести часов подряд играть по очереди с одним из самых известных коллективов - оркестром Кёльнского радио и телевидения под уп равлением Вернера Мюллера. Публика и пресса были единодушны: армянские д жазисты переиграли зарубежных коллег. В 1975г. Государственный эстрадный о ркестр Армении первым среди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза - в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших гор одах Америки: Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе. Заключительный концерт прозвучал в "Линкольн-центре " в Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из Еревана сразу распространились по стране. "Армянский оркестр развеивает миф о запреще нии или подпольном существовании советского джаза" ("Нью-Йорк Таймс"); "Под руководством К.Орбеляна оркестр вместе с солистами продемонстрировал спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного творчест ва и произведений мировых джазовых композиторов, таких как Дюк Эллингто н, Рэй Чарльз и др. Оркестровки на оригинальные темы биг-бенд-джаза во всех отношениях равны лучшему из того, с чем постоянно встречаются оркестры Вуди Хэрмана, Стена Кентона, Каунта Бейси, или Теда Джонсона - Мэла Льюиса" (" Сан-Франциско экземинер"). Известный джазовый критик Джон Вассерман, наз вав выступление армянских музыкантов "джазом с восточным колоритом", отм етил, что "выступление в культурном отношении было таким же важным, как, на пример, выступления Большого Театра или Ленинградского Кировского бал ета, если даже не более значительным". Завершились американские гастроли оркестра грандиозным апофеозом. В честь армянского джаза был устроен пр ием в Организации Объединенных Наций, на котором присутствовали звезды американского джаза. В 1976 году джаз Армении получил приглашение на гастроли во Францию. Турне Н ицца-Марсель - Лион завершилось 11 концертами в таких престижных залах Пар ижа, как "Плиель" и "Театр Елисейских полей". "Восточный колорит" орбеляновс кого джаза обеспечил ему огромную популярность и в странах Востока. Орке стр посетил почти все его регионы. Во многих странах побывал не один раз. Е го очень полюбили в Индии, Египте, Шри-Ланке, Афганистане, Ираке, Кувейте, С ирии, Ливане (только в Бейруте - 44 концерта в переполненных залах). Побывал о ркестр и в Африке: в Кении и Эфиопии. Способность Орбеляна в считанные час ы приготовить музыкальный номер любой национальной культуры, вплоть до обработок эфиопских мелодий, весьма непростых для европейского джаза, п риводила в изумление. Эфиопы долго не отпускали армянский джаз, аплодиру я тому, как уверенно музыканты воспроизводили знакомые эфиопам с колыбе ли песни. Оркестр много гастролировал и в странах бывшего социалистичес кого содружества. Не раз принимал участие в фестивалях: Балтийские стран ы в ГДР, "Золотой Орфей" в Болгарии. 11 лет подряд Константин Орбелян был член ом жюри "Золотого Орфея". Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом фестивале в Белграде в 1977 году. Соперниками армянских музык антов были одни из самых именитых американских коллективов - джаз-ансамб ли трубача Фредди Хаббарда и пианиста Джорджа Дюка. Выступления оркестр а Орбеляна стали своего рода сенсацией. В итоге Государственный эстрадн ый оркестр Армении увез с Белградского фестиваля Гран-при. И еще трижды о ркестр становился лауреатом международных джазовых фестивалей: в Поль ше, ГДР и ФРГ. За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного о ркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил оркестр-долгожи тель. Прежде всего, он сумел создать команду единомышленников. Из биг-бен да прошлых лет оркестр Армении превратился в современный джазовый колл ектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неу ловимого направления, как джаз. Все это - благодаря своевременно проводи мым Орбеляном внутренним реформациям коллектива, модификациям инструм ентального состава, постоянным обновлениям репертуара и изменению ман еры исполнения. А также за счет жесткого отбора исполнителей, чувствующи х природу джазовых импровизаций. Константин Орбелян каким-то особым чут ьем умеет угадывать одаренных исполнителей. Недаром за оркестром закре пилось название "банк талантов". За это время оркестр стал популярным и пр иобрел международную известность. Расширился репертуарный диапазон: о т несложных обработок народных песен и танцев до развернутых инструмен тальных композиций высокого класса и самого современного уровня. Музык анты исполняют произведения Бадди Рича, Каунта Бейси, Теда Джонсона, А.Ха чатуряна, А.Айвазяна, А.Бабаджаняна, А.Арутюняна, и многих других. Коллекти в объездил с гастролями все республики и регионы бывшего СССР: Сибирь, Да льний Восток, Прибалтику, Поволжье, Закавказье, Северный Кавказ, Украину, Белоруссию, Молдову и т.д. Только в Москве в Центральном концертном зале "Р оссия" оркестр Орбеляна выступал 14 лет подряд. Зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью деятельности коллектива. Государственный эстрадн ый оркестр Армении побывал в разных концах планеты, выступил в 40 странах м ира. Помимо концертной деятельности Константин Орбелян плодотворно работа л и как композитор. В 1972 году появился парафраз "Падающих звезд" (другое наз вание - "Восход солнца") Бада Рича. В то же время Орбелян много эксперименти ровал с разными джазовыми стилями, в том числе в тогда новом направлении джаз-рока - "Рассвет над Севаном", "Приезжайте в Зангезур" (композиции в армя нском стиле, 1981), "Москва Олимпийская" (1980), "Сновидение" (импрессионистский джа з, 1982), "Вокализ" (др. название "Вариации для голоса с оркестром", 1982) - джазовая ко мпозиция в стиле "би-боп"; "Реактивный двигатель" (американский "горячий дж аз", 1986). Все эти произведения по праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой инструментальной музыки. Это - серьезный джаз. В 1989 год у, через 30 с лишним лет, к 50-летию оркестра и как дань уважения к А.Айвазяну Ор белян восстановил по памяти (партитура не сохранилась) "Армянскую рапсод ию" А.Айвазяна. С тех пор она снова стала звучать в концертах. В репертуар о ркестра Армении добавилось новое произведение Орбеляна - "Ноктюрн". Кажд ый раз его исполнение неизменно вызывает бурный восторг слушателей. Среди разнообразия испробованных композитором музыкальных направлен ий определенную часть занимает и его песенное творчество. В разное время лауреатами известного телевизионного конкурса "Песня года" стали орбел яновские "Сто часов счастья", "Шум берез", "Аревик", "Галисес". Международными премиями были отмечены "Люблю тебя, моя Москва" (Венгрия), "Галисес" (лауреат фестиваля шлягеров в Чехословакии и в ГДР). В Чехословакии была издана пл астинка популярных песен советских композиторов, озаглавленная "Шум бе рез". Известной французской фирмой "Шарль дю Мон" издана пластинка с песня ми "Мой Ереван", "Ереван и весна в моем сердце". Орбеляном написаны "Мир влюбл енный и танцующий", "Петь - значит жить", "Сто часов счастья", "Шум берез", "Спаси бо жизни", "Любовь не стареет", "Ты не тот, кто нужен мне", "Помните!" - и некоторые другие. В особую категорию можно выделить и работы композитора в написа нии музыки к кинофильмам. В особенности "Путь на арену" и "2-Леонид-2". Константин Орбелян является лауреатом многочисленных всесоюзных и меж дународных конкурсов. Неоднократно его приглашали в качестве члена жюр и на международные джазовые конкурсы. В 1979 году за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Ко нстантину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР. Конст антин Орбелян - член Союза композиторов СССР (с 1957 года); член правления Сою за композиторов СССР (с 1968 года); секретарь правления Союза композиторов А рмении (с 1983 года); председатель Совета по эстрадной музыке Госконцерта СС СР (1987); секретарь Ассоциации мастеров эстрадного искусства; вице-президе нт правления Всесоюзного музыкального общества; член Художественного совета по эстраде Министерства культуры СССР. Константин Орбелян награжден орденами Дружбы Народов, "Знак Почета" и бо лгарским орденом Кирилла и Мефодия. С середины 90-х годов стало сложнее работать. Есть обстоятельства, против к оторых бороться трудно. Распался СССР, армянские музыканты больше не при езжают с Москву. Да и в самом Ереване не до музыки. Тяжелое экономическое п оложение, люди сидят без света и воды. В 1992 году Константин Орбелян уехал в город Сан-Франциско. В настоящее время работает там и пишет музыку. За пос леднее время им созданы инструментальные и вокальные сочинения для джа за. Орбелян "соскучился" и по большой музыке, называя ее "ежедневным, ежеча сным бюллетенем человеческого настроения". Список литературы Для подготовки данной работы были испол ьзованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий