Бесплатный учебный материал

Человек и революц ия (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») В романе “Доктор Живаго” Борис Пастерна к передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу стран у в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писа тель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Т ак и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духо вной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности ч еловеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого р омана, который условно можно определить как прозу лирического самовыра жения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутр енний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не событи я жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагру зка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи. В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круг а лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной б лизости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с же ной Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительни це домашнего очага, — это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары — это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру. Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, — это их отношение к революции, влияние перел омных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противник ом революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Ю рий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории : “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубий ство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, котор ой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жест окости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножа ли. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплы вали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принима л ее. Он был где-то между “за” и “против”. Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов ср ажающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попыт ку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеч еской точки зрения. Судьба доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь в ыбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезж ают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвов ать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лар а попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под ко нец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована н а улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неис числимых общих или женских концлагерей севера”. Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокру г него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, вн ешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный пр иступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...” Живаго та к и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в дух оте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрываетс я... Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалом у объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на гори зонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего др угого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше гово рят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отка зом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать. Список литературы Для подготовки данной работы были испол ьзованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий