Образовательный электронный материал

Неоевгеник а – история становления, основные направления, перспективы развития. Введение. Врачебная практика испокон веков основывалась не только н а знании определенных биологических, антропологических, физиологическ их законов, но и на определенных моральных принципах, главный из которых - «Не навреди». Сегодня новые технологии, с одной стороны, неизмеримо расш иряют возможности человека, а с другой - ставят нас перед ситуациями, кото рые выходят за рамки морального опыта человечества. Человеку приходитс я делать непростой и чрезвычайно ответственный выбор, который определя ет судьбу либо его самого, либо его родственников. В связи с этим вопрос о нравственности знания и его применения встал с небывалой остротой. Факторы становле ния неоевгеники. История становле ния генетики. Различные отвлеченные представления о наследственност и и изменчивости высказывались еще античными философами и врачами. В бол ьшинстве своем эти представления были ошибочными, но иногда среди них по являлись и гениальные догадки. Так, римский философ и поэт Лукреций Кар, с уммируя все воззрения Демокрита и Эпикура, поведал, в своей знаменитой п оэме «О природе вещей»: о «первоначалах» (наследственных задатков), определяющих передачу из по коления в поколение признаков от предков к потомкам, и происходящем при этом случайном комбинировании («жеребьевке») этих признаков, отрицая во зможность изменения наследственных признаков под влиянием внешних усл овий. Однако научное познание наследственности и изменчивости началось лишь спустя столетия, когда было накоплено множество точных сведений о насле довании различных признаков у растений, животных и человека. Число таких наблюдений, проведенных преимущественно практиками-растен иеводами и животноводами, особенно возросло в период с середины 18 до сере дины 19 века. Наиболее ценные данные были получены И. Кельрейтером и А. Герт нером (Германия), О. Сажрэ и Ш. Ноденом – «Генетические и конституциональн ые факторы» (Франция), Т. Найтом (Англия). На основании межвидовых и внутрив идовых скрещиваний растений они обнаружили ряд важных факторов, касающ ихся усиления разнообразия признаков в потомстве гибридов, преобладан ия у потомков признаков одного из родителей. Сходные обобщения сделал во Франции П. Люка (1847-1850), собрав обширные сведения о наследовании различных признаков у человека. Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и нас ледственности вплоть до конца 19 века не было. Делалось немало попыток выяснить, как передаются признаки наследственности из поколения в поколение. Молекулярно-генети ческий подход. Современное развитие эво люционной теории Ч. Дарвина. Появление эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка, а затем Ч. Дарв ина во второй половине 19 века усилило интерес к проблемам изменчивости и наследственности, т. к. эволюция возможна только на основе возникновения у живых существ изменений и их сохранения у потомков. Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биолог ической эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющ их факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводит ся к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способно сти человека, а все социологические положения должны находиться в соотв етствии с естественными законами. Ч. Дарвину, в главных его работах: «Происхождение видов пут ём естественного отбора» (1859 г.), «Изм енение домашних животных и культурных растений» ( 1868 г.), «Происхождение человека и половой отбор» ( 1871 г.), удалось раскрыть такие факты, к оторые при их обобщении, как оказалось, имею т универсальное значение. Идея эволюции, а также исторический метод были взяты на вооружение всем естествознанием. Представления о роли изменчивости и отбора в становлении новых форм жив ого претерпевали изменения с течением времени. В настоящее время различ ают три типа изменчивости: Наследственная изменчивость – это изменчивость, обусловленная возник новением новых генотипов (аналог «неопределённой изменчивости» Ч. Дарв ина). Ненаследственная изменчивость – это изменчивость, котора я отражает изменения не генотипа, а фенотипа под влиянием условий внешне й среды (аналог «определённой изменчивости» Ч. Дарвина). Онтогенетическая изменчивость – это изменчивость, отраж ающая изменения в ходе индивидуального развития всего организма (онтог енеза). Современный эволюционизм – это не только дарвинизм в его изначальном в иде, а многогранное комплексное учение, сформировавшееся за годы, прошед шие со времён создания теории Ч. Дарвина. В 1930-1940 г одах появилась на свет новая синтетическая те ория. Она представляла собой синтез дарвинской концепции естественног о отбора с генетикой и экологией. Существует два основных отличия синтетической теории эволюции от теор ии Ч. Дарвина. Это, во-первых, признание в качестве элементарной единицы эв олюции не организма и даже не вида, а местной популяции и, во-вторых – выд еление двух типов эволюции: микроэволюции и макроэволюции. Микроэволюция обозначает совокупность эволюционных процессов в попул яциях сопровождающих изменением генофонда и образованием новых видов она доступна для непосредственного изучения в лабораторных условиях. И зучение микроэволюции возможно посредством наблюдения за изменениями животных и растений в природе. Макроэволюция (или филогенез) – это эволюционные преобразования, проте кающие в течение длительного исторического периода и приводящие к обра зованию надвидовых таксонов. Изучение макроэволюции в лабораторных ус ловиях невозможно, вследствие её исторической протяжённости. Филогене з требует дополнительных источников исследования. Такие данные предос тавляли дополнительные смежные дисциплины: сравнительная морфология, палеонтология и эмбриология. В настоящее время учёные перешли на изучение эволюционных процессов на молекулярно-гинетическом уровне. Объектами и зучения учёных стали белки и нуклеотиды, изъятые как из ныне живущих орг анизмов, так и из геологических слоёв залегания ископаемых. Главной проб лемой макроэволюции является расшифровка последовательности филоген еза и наследственных связей между организмами. Эта наука развивается, до стижения в этой области знаний непосредственно связаны с прогрессом в о бласти молекулярной биологии и генетики. І. Открытия, сделанные в области молекулярно й биологии и молекулярной генетике. 1. Открытие генетической роли нуклеиновых кислот. Начало генетике как науке было положено чешским учёным Г. Менделем, который скрещивал между собой различные сорта гороха и набл юдал за изменениями их окраски, формы, вида и других признаков. Мендель ус тановил, что у получаемых гибридов в первом поколении одни признаки пода вляют другие. Каждому из наследуемых признаков Мендель поставил в соотв етствие материальную частичку живого, передаваемого из поколения в пок оление, - элементарную носительницу информации, и назвал её геном. Изучая поведение и характер взаимодействия генов по их проявлению в потомстве, Мендель открыл свои знаменитые законы скрещивания генов и сделал докла д в 1865 на собрании Брюнского общества естествоиспытателей и, напечатанны й на следующий год в трудах этого общества. Но в течение почти 35 лет в мире н е было, ни одного учёного, который мог бы по достоинству оценить работу уч ёного и продолжить его исследования. Они были «настолько хорошо забыты н аукой», что в 1900 году три исследователя – де Фриз в Голландии, Корренс в Ге рмании и Чермак в Австралии, проводя свои исследования по делению клеток , вторично, не зависимо друг от друга, открыли законы Менделя. Их поразило сходство его результатов с результатами, полученными ими. Но, не смотря на то, что обнаружив позже статью учёного, они уступили приоритет открытия законов н аследственности их первооткрывателю – Менделю, датой рождения генети ки принято считать 1900 год. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых х арактеризовался преобладающими в то время направлениями исследований . Границы между этими этапами в значительной мере условны – этапы тесно связаны друг с другом, и переход от одного этапа к другому становился воз можным благодаря открытиям, сделанным в предыдущем. В начале XX века было установлено, что описанные Менделем генетические фа кторы находятся в хромосомном клеточном я дре. Параллельно с генетиками биохимики изучали химический состав ядер жив ых клеток. Впервые молекулы ДНК были выделены из ядер живых лейкоцитов ш вейцарским биохимиком Ф. Мишером во второй половине прошлого века. Имя М ишера прославила и увековечила в истории науки его статья, опубликованн ая в 1871 голу в «Журнале медицинской химии», издававшемся в Берлине. Именно в ней он описал выделение «нуклеина» из клеток гноя – лейкоцитов и лимф оцитов. Название новому веществу Иоганн образовал от латинского «нукле ус», которое означает ядро (орех), поскольку вещество действительно выде лялось из клеток ядра. А. Коссель обратился к нуклеину Мишера и, начиная с 1855 года, за шесть лет выд елил и определил структуру четырёх оснований кислой фракции Мишера. Он о бнаружил, что в состав нуклеиновых кислот входят пуриновые и пиримидино вые основания, а также простейшие углеводы. Химиков уже не удивлял тот фа кт, что в биополимерах кислое и щелочное «уживаются» бок обок. Гуанин Кос сель назвал «сарцином», поскольку его много в «саркосе» - мясо по-греческ и. Аденин он нашёл в большом количестве в желтке яиц. Сахар тимусной кисло ты, в отличии от рибозы, содержащий на одну молекулу кислорода меньше ста ли называть «безкислородным», или дезоксирибозой. Так родились известн ые теперь всему миру – ДНК и РНК. Коссель выделил также из хроматина разл ичных тканей белок со щелочной реакцией – «гистон». Из гистона он выдел ил аминокислоты гистидин, тирозин и лизин. Так, прямо в лаборатории, рожда лась научная терминология современной биологии. Косселя по праву счита ют создателем физиологической химии. Коссель за исследование нарушени я нуклеино-кислотного обмена и отложения оснований ДНК и РНК в суставах при подагре был награждён Нобелевской пре мией. А далее в дело вступил Фебус Теодор Левин, учёный от бога, которого считаю т американским биохимиком, на самом деле, он уроженец России. В начале 1900 го да в лаборатории П. Левина в США был расшифрован углеводный компонент эт их нуклеиновых кислот. Был определён порядок расположения частей нуклеотида – мономера нукл еиновых кислот, а также места присоединения основания и фосфора к сахарн ому кольцу. Левен и немец Фёльген опубликовали цепочную схему строения н уклеиновых кислот, историческая правда заключается в том, что цепь была одна. Фёльген сделал в 1914 году самое большое открытие, но оно оказалось не в остребованным из-за начавшейся войны. Сугубо химическая реакция Фёльгена с использованием анилинового краси теля фуксина из каменноугольной смолы приводила к тому, что тимусная кис лота (ДНК) давала характерное тёмно-розовое окрашивание, в то время как др ожжевая (РНК) – нет. Если бы тогда коллеги обратили на это удивительное от крытие внимание, природа гена могла быть открыта на три десятилетия рань ше. В установлении роли ДНК в клетках также было несколько этапов. Особенно усиленно разработкой этого вопроса занима лись американские учёные О. Эвери, К. Мак-Леоду и М. Мак-Карти. В 1944 году им уда лось установить, что свободная молекула ДНК обладает трансформирующей активностью, т.е. способностью переносить свойства одного организма к другому. Это бы ло революционное открытие, родившее новую науку, изучавшую вопросы насл едственности на молекулярном уровне. Центральное место в этой науке отводилось исследованию роли ДНК. ДНК, являясь «хранительницей» материальной основы генетической информации контро лирует биосинтез белка в клетках и отвечает за изменчивость клеток. Имен но молекула ДНК отвечает за передачу наследственной информации от одно й клетки к другой. 2. Открытие молекулярных механизмов генетической репродукции и биосинтеза белка. Рождение новой нау ки – молекулярной генетики связывают с опытами двух американцев Дж. Бил да и Э. Тэйтума. В 1941 году они установили прямую связь между состоянием гено в (ДНК) и синтезом ферментов (белков). Появилась знаменитая фраза: «Один ге н – один белок». Позже было выяснено, что основной функцией генов является кодирование с интеза белка. В 1952 году Дж. Билд, Э. Тэйтум и Дж. Ледерберг были удостоены Нобе левской премии за эти исследования. А в 1962 году Нобелевская премия была присуждена Ф. Крику и Дж. Уотсону за уст ановление молекулярного строения ДНК. На повестку дня был вынесен новый вопрос, каким образом записана генетич еская программа и как она реализуется в клетке. Согласно модели Уотсона – Крика генетическую информацию ДНК несёт пос ледовательность расположения четырёх оснований: А, Т, Г, Ц. Необходимо был о выяснить, как всего четыре основания могут кодировать порядок располо жения в молекулах белка целых двадцати аминокислот. Решил эту, казалось бы, неразрешимую задачу русский по происхождению аме риканский физик-теоретик Г. Гамов. Он предложил для кодирования одной ам инокислоты использовать сочетание из трёх нуклеотидов ДНК. Эта элемент арная частица наследственного материала, кодирующая одну аминокислоту , получила название «кодон». В 1961 году гипотеза Г. Гамова была подтвержде на американским экспериментальным исслед ователем Ф. Криком и др. Так был расшифрован молекулярный механизм считывания генетической инф ормации с молекулы ДНК при создании белков. 3. Изучение молекулярных основ обмен а веществ. Существует три типа обмена веществ (метаболизма): катабол изм или диссимиляция, амфоболизм, анаболизм или ассимиляция. Все три ти па метаболизма к настоящему времени полностью расшифрованы. Не последнюю роль сыграла при этом фундаментальная для всего естествознания идея единства состава и механизмов функциони рования живой природы независимо от уровня организации, представляющи х её структуру. Эта идея получила название концепция биохимического еди нства и возникла ещё во второй половине прошлого века, но получила своё р аспространение благодаря голландским микробиологам А. Клюйверу и Г. Дон керу в 1926 году. В настоящее время накоплен богатый фактич еский материал о том, каким образом осуществляется регулировка метабол изма в клетках. Изучается специфика биокатализа (ферментного катализа) и разрабатываются теоретические механизмы действия различных ферменто в. Открыты так называемые аллостерические ферменты, в которых имеется дв а центра связывания с молекулами, т.е. вещество, вступающее в данную реакц ию, а другое вещество – распознающий конечный и промежуточный продукт р еакции. Второй центр, связываясь с продуктом реакции, изменяет свою конф ормацию (пространственную структуру), что влияет на скорость биокатализ а. Поэтому эти ферменты названы ещё иначе: регулирующие ферменты или эфф екторы. Невозможно перечислить все достижения в области регуляции метаболизма клеток. Эта область постоянно развивается и пополняется новыми научным и открытиями, каждое из которых не перестаёт удивлять совершенством мех анизмов регуляции процессов обмена веществ , осуществляемых на макромо лекулярном уровне. 4. Открытие молекулярно-гинетич еских механизмов изменчивости. На молекулярно-генетическом уровне существует нескольк о механизмов изменчивости. Среди них – мутации генов – механизм непоср едственного преобразования самих генов, находящихся в конкретной хром осоме при сильном внешнем воздействии. При этом механизме порядок распо ложения генов в хромосоме не изменяется. К другому типу механизмов можно отнести рекомбинацию генов, располагаю щих в конкретной хромосоме. При этом сами гены не изменяются, а происходи т перемещение генов с одного участка хромо сомы на другой или же обмен генами между двумя хромосомами. Это так назыв аема классическая рекомбинация генов, которая имеет место главным обра зом у высших организмов при половом размножении. При этом общий объём ге нетической информации остаётся неизменным. Однако, существует ещё один тип изменчивости генов – нереципрокная рек омбинация или неклассическая рекомбинация генов, при которой происход ит увеличение общего объёма генетической информации. Этот тип изменчив ости возникает за счет включения в геном клетки новых, привнесённых извн е генетических элементов, которые носят название трансмиссивные (перен осимые) генетические элементы. Начало изучения этого механизма изменчивости было положено в 1952 году, ког да П. Ледерберг и Н. Циндер открыли явление трансдукции (латинское - Переме щение) генов. Суть этого явления состоит в возможности переноса молекул ДНК не в «голом виде», как при трансформации, а в составе вирусов бактерий. В последнее время этот вид рекомбинации был тщательно изучен. Было обнар ужено несколько трансмиссивных генов, различающихся структурой генома и способом связывания с хромосомой клетки-хозяина. Среди них – плазмид ы – сложные генетические элементы в виде двухцепочной кольцевой ДНК, ши роко распространённые в клетках живых организмов, в том числе и высших. Это самые активные переносчики генетической информации. Именно им мы «о бязаны» тем, что после длительного использования каких-либо лекарств, на ступает «привыкание» к этим лекарствам. Патогенные бактерии, с которыми мы боремся медикаментозным путём, связываются плазмидами, придающими э тим бактериям устойчивость и новое лекарство перестаёт действовать на бактерии, они на него не реагируют. Мигрирующие генетические элементы мо гут вызывать как структурные перестройки в хромосомах, так и мутации ген ов. Эти проблемы были затронуты известным генетиком В.П. Эфроимсоном. Так ег о исследования описывал в журнале «Наука и жизнь» в конце 1974 года Б. Медник ов: «В.П. Эфроимсон после тщательного анализа м ножества фактов создал стройную теорию возникновения многообразия (по лиморфизма) генных комплексов у человека. Согласно Эфроимсону, главную р оль в этом играет отбор в системе «паразит – хозяин». Вирусы и бактерии, п аразитические простейшие, вроде малярийного плазмодия, а также (да прост ит читатель!) гельминты в разных конкретных условиях проводили у разных популяций человека селекцию тех или иных форм гена. Инфекционные болезн и – мощный фактор отбора, способный широко распространить мутантный ге н». Возникла новая наука – генная инженерия, целью которой стало создание н овых форм организмов, в том числе и высших, наделённых свойствами ранее у них отсутствующих. Теоретическую основу этой науки составляет создание рекомбинантных (г ибридных) молекул с новыми (нужными) свойствами. Наука вторглась в самое святое – создание новых живых организмов и науч илась управлять этим процессом. І І. Становле ние неоевгеники как н ауки. Предпосылкой становления неоевгеники («позитивной евгеники») была евгеника. В отличие от ев геники, которая представляла проекты реконструкции генной структуры ч еловека с целью улучшения породы человека, неоевгеника пытается найти о пору в идее «всепоглощающей» заботы о человеке и человечестве, о достоин стве и будущем человечества. Так, в трудах Мёллера есть программа планируемой евгеник и, которая дает возможность «неограниченного прогресса генетической к онструкции человека, соответствующего его культурному прогрессу».(3) Это должно стать дополнением к идее формирования нового человека социалис тического типа, так сказать, биологическое ускорение решения этой пробл емы. История неоевгеники началась ещё в XIX веке, когда Ф.Гальтон ввёл термин «евгеника». 2. 1. Принципы евгеники Сэр Френсис Гальтон (1822-1911), один из оригинальных философов вто рой половины XIX – начала XX века. Двоюродный брат Ч. Дарвина. У н их был один дед Эразм Дарвин, который считал, что развитием-эволюцией орг анического мира управляет «невидимая рука», не уточняя, правда, чья. Гальтон, изучив географию, этнографию, метеорологи ю во время путешествий в Африке, Судане, Испании и добившись определённы х успехов в этих науках, он поставил цель прило жить математику ко всем явлениям жизни – от биологии до социологии. Работая в Кембриджском университете, он не вылезал из архи вов, собирая биографические материалы. Особенно подробно им была изучен а проблема наследственности и обобщена в с пециальной монографии. В 1869 году выпустил книгу о гениях в университете, озаглавил её «Наследственный гений и англи чане в науке». Она была существенно дополнена при переиздании в 1892 году, ко гда произвела не меньший фурор, чем «Происхождение видов». Следует отмет ить, что ко времени выхода в свет ее второго издания наука была «беременн а» переоткрытием законов Менделя, поэтому зёрна гальтоновских мыслей у пав на благодатную и подготовленную всем развитием почву. Своё новое направление учёный обозвал по-гречески «евгеника», или «благ ородство» в дословном переводе, подразумевая, конечно же, улучшение чело веческой природы в смысле физического и ду шевного здоровья, а также повышение интеллектуального уровня. (Последне е американцы позднее назовут коэффициентом или индексом интеллектуаль ного развития (КИР), а сокращённо всем известное IQ ). Гальтон ее назначение определял как «…изучение факторов, находящихся п од социальным контролем и могущих совершенствовать, или ухудшать свойс тва расы, как физические, так и нравственные». (1) Исследование законов эволюции и в первую очередь факторов наследствен ности была главной его задачей. Ф. Гальтон, выдвигая эту теорию, преследовал гуманные цели – улучшить на следственные качества – здоровье, умственные способности, одарённост ь. Он считал, что нужно добиваться того, чтобы на Земле жили наиболее совер шенные расы, но если природа этого добивается слепо, медленно и безжалос тно, то человечество это может осуществить сознательно, быстро и с любов ью. Он был далёк от применения какого-либо насилия, считая, что «…человек м ожет не только физически улучшить условия своего существования, но, при более глубоких биологических познаниях, и пересоздать к лучшему самого себя.».(2) В середине XIX века Гальтон генетики не знал, поэтому подходил к вопросам чисто статистически, попытавшись у становить зависимость роста потомства от роста родителей. В 1907 году Гальтон опубликовал в Оксфорде работу «Вероятность, или основы Евгеники». В этой книге он пытался оценить – с «евгенических» позиций, в о сколько раз ребёнок богатых родителей «ценнее» отпрысков пролетарие в. Таков был в то время уровень развития и понимания генетики и биологии ч еловека. В России, поначалу, идеи Гальтона вызвали интерес. В конце лета 1927 года «Кра сная газета» писала, предполагается поставить искусственное осеменени е обезьян спермой человека, а также комсомолок спермой самцов – на пото к. Это было связано с попыткой профессора И. И. Иванова, прославившего ещё до революции попытками межвидового осемен ения и, мечтавшего скрестить человека с обезьяной. Закончилось все для п рофессора раскрытием обмана. Идеи Гальтона отражали возможность совершенствования человека, однако расисты поняли её по-своему. Фашистские расисты интерпретировали «евге нику» в своих интересах – чтобы улучшить арийскую расу, необходимо физи чески уничтожить народы других рас, в том числе славянские народы и евре ев. В связи с дискредитацией термина «евгеника» в настоящее время высказыв ается сомнение в пользовании им в том смысле, который вкладывал в него Ф. Г альтон. Таким образом, Ф. Га льтон является создателем учения об индивидуально-психологических раз личиях между людьми, или, иначе говоря, дифференциальной психологии. Гал ьтон игнорировал социальную сущность человека – в этом его ошибка. Им д авалась антропологическая характеристика человека в целом как существ а биологического. 2. 2. Понятие новоевгеника. Постоянное стремление к самосовершенствованию и новым д остижениям было присуще человеку, на протяжении всей истории. Одним из в ыражений этого устремления и является Неоевгеника, новое направление в науке. Но что такое неоевгеника или новая евгеника? В словаре иностранных слов Н.Г. Комлева дано такое определение: «Неоевгеника ( гр. neos – новый, eugenes – хорошего рода) – это наука и об щественное движение, ставящие своей целью управление появлением насле дственных изменений в ходе онтогенеза (путем методик медицинской генет ики) и последующее создание благоприятной среды для исключения заболев аний, нетрудоспособности или смертности». (4) Следует отметить что «новоевгеника» пока это лишь гипоте тическая отрасль знаний. Собрано еще недостаточно знаний для того, чтобы можно было сказать, что «неоевгеника» утве рдилась как наука. На сегодня, «новоевгеник໠– это отрасль знаний, рассматривающая вопро сы развития, совершенствования человеком природы, т.е. контролируемой эв олюции. Отрасль знаний, предполагающая сознательный контроль над проце ссами в природе (в т.ч. и человеческой). Особые надежды в развитии новой науки возлагаются на неоевгенику, котор ая связана с экспериментами по клонированию, с медико-генетической конс ультацией, с проектом «геном человека». Существуют также ортодоксальны е проекты по созданию «общества будущего», по обретению человеком бессм ертия. Совершенствовать человеческую природу можно по-разному: наследственно (генетические манипуляции, клонирование) и не наследств енно (отдельно взятого человека; среду, в которой он находится; его взаимо отношения со средой – меры социального характера; либо отдельные сторо ны образа жизни). 3. Классификация новоевгеники (по связи другими науками): 3.1 Экологическая неоевгеника (экологическ ая генетика) – занимается созданием и совершенствованием экологическ их систем, сюда включаются актуальные вопросы последствия внедрения но вых видов в экологическую систему, также вопросы генетической манипуля ции с отдельным видом (или группой видов) для её более эффективного функц ионирования. Создание благоприятной среды для исключения заболеваний, нетрудоспособности или смертности. В течение целого века, да и по сей день ведутся ожесточённые споры о том, ч то имеет больший «вклад» в развитие челове ка как личности – натура, то есть гены, или «нуртура», то есть питание и вс ё то, что обозначается словосочетанием «окружающая среда». В нью-йоркском издательстве «Викинг» вышла книга Армана Леруа «Мутанты », основная мысль которой проста и выражена была в духе последних концеп ций геномики нового миллениума. Леура считал, исследование и изучение му тантов помогает понять, каким образом человек обретает нормальную форму тела и разума. Ведь геном реализуется в раз ных условиях среды, не стоит сбрасывать со счетов и питание человека. И вс ё же главным в этом процессе являются гены. В качестве демонстрации их действия Леруа приводит пример французског о аристократа и известного художника Анри де Тулуз-Лотрека, у которого б ыло врождённое поражение нижних конечностей. 3.2 Неоевгеника и генная инженерия (клониров ание) – рассматривает вопросы создания более совершенных новых видов, л ибо модификации имеющихся. Если обратиться к истории, то можно найти материалы, где говорится о клон ах богов и героев. Например, в мифе о Кадме, б рате финикийской царевны Европы, засеявше го зубами убитого им дракона поле, на котором вырос сонм железных воинов. Европу, как гласит другой миф, увёз за море на Крит превратившийся на врем я в быка всемогущий громовержец Зевс, «клонировавший» из своей плоти дву х дочерей: одна вылупилась у него из бедра, а другая – богиня мудрости и п окровительница греческой столицы Афина – непосредственно из головы. Не прошёл мимо темы бесполого размножения людей и Ветхий завет, авторы к оторого во втором варианте сотворения человека в книге Бытия «создали» Еву из ребра Адамова. Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу, которую смело и непривычно для т ого времени озаглавил «Половой отбор и происхождение человека». Лишь ве к спустя Оксфордский зоолог профессор Дж. Гердон сумел доказать на лягушках, что организмы не только растений, но и п озвоночных животных можно получить в ходе клонирования бесполым путём. Это оказалось самой настоящей революцией в биологии, однако понадобили сь усилия сотен учёных и ещё более четверти века, чтобы «родилась» овечк а Долли, то есть был создан клон высшего млекопитающего существа. Бум, нач авшийся в мире после «получения» Долли, привёл к клонированию самых разн ых животных. На Гавайях в местном университете была клонирована мышь, получившая имя Кумулина, потому что ядра для неё взяли из кумулятивной, то есть «накопит ельной» клеточной массы, окружающей яйцеклетку после её выброса из разо рвавшегося пузырька-фолликула. Затем клонировали бычков, лошадь, кошку и многих других. 22 декабря 2004года. западные СМИ сообщили о рождении котёнка, незадолго до эт ого клонированного в Сан-Франциско. Хозяйка котёнка, 40 летняя стюардесса, рассказала, что он, как и его генетический отец очень любит воду, когда его принесли домой. Он тут же полез в ванну. Обратим внимание на то, что клонирование человека постоянно осуществля ется в самых естественных условиях. Здесь речь идёт об однояйцовых близн ецах, то есть близнецах, развивающихся после полного первого деления зиготы, в результате чего возникают два зар одыша. В редких случаях полным может быть и второе деление, тогда образую тся четыре «клона». В 1978 году на Западе наделал много шума роман Д. Рорвика «По образцу и подоби ю: Клонирование человека», о богатом сумасброде, решившем «самокопирова ться». Как не странно в июне того же года в лондонской клинике Джека Глатт а родилась Луиза Браун – первый «тест-тьюб бэби» - ребёнок из пробирки, «с озданный» усилиями Патрика Стэптоу и Роберта Эдвардса из Кембриджског о университета. Так был сделан первый шаг к реальному клонированию! Ещё через три года, в начале 1981 года, профессор Л. Шеттлз из Колумбийского у ниверситета в Нью-Йорке впервые получил три клонированных зародыша-эмб риона человека, однако пресвитерианская церковь запретила ему продолж ать опыты. В начале 1984 года в Австралии у 29-летней женщины с целью получения ребёнка и з пробирки были взяты четыре яйцеклетки, однако беременность не наступи ла. С согласия женщины оплодотворённый эмбрион подсадили в матку другой бесплодной женщины, которая и родила здорового ребёнка. Через три месяца в Лос-Анджелесе в клинике Дж. Бестера оплодотворённую я йцеклетку внесли сначала на неделю в матку одной женщины, а затем «верну ли» в матку генетической матери, у которой была взята яйцеклетка. Родилс я нормальный ребёнок. Это были первые два случая «полусуррогатного» мат еринства. «Бомба» полностью суррогатного материнства, то есть вынашивания плода из абсолютно генетически чужеродных половых клеток других людей, взорв алась 4 января 1985 года в северном Лондоне, где 28-летняя Ким Коттон, жена муниц ипального рабочего, родила девочку, отправленную, самолётом в США её «приёмным» родителям. А в середине апреля того же года в одной из больниц штата Мичиган Шэннон Б офф стала второй в мире и первой в Америке суррогатной матерью. По постан овлению суда Бофф считалась «женщиной, выносившей ребёнка», но не матерь ю. Она, действительно, не была генетической матерью. Без преувеличения можно сказать, что человек окончательно стал человек ом, когда впервые задумался о возможности своего бесполого размножения, или клонирования. И всё же человек до самого последнего времени не рассм атривал клонирование как реальный способ размножения и реализации своих генетических программ. Клонирование – само по себе не является самоцелью. Главное – возможность получения массы стволовых клеток, с помощью которых можн о будет лечить людей. 3.3 Неоевгеника и генетико-медицинская консультация – уже работающее направление по профилактике наследственны х заболеваний. Д. Тэрнбилл и его помощница М. Херберт из английского университета Ньюка сле обратились к местным властям за разрешением на проведение операции ядерного трансфера. Свой запрос они обосновали необходимостью лечения будущего плода женщины, у которой имеется мутация в так называемой митох ондриальной ДНК. Суть произошедшей мутации заключалась в том, что урацил – одна из «букв » ген-кода – заменился на другую – на цитозин. Эта замена нарушает считы вание генетических команд при синтезе белка. Единственная возможность помочь будущим матерям – «вытащить»ядро из их яйцеклетки с «больной» ц итоплазмой и перенести в здоровый цитом другой яйцеклетки, полученной о т другой женщины. После рассмотрени я вопроса британский парламент дал разрешение на участие в рождении реб ёнка трёх биологических родителей – одного отца и двух матерей. При это м у одной будет взято ядро, а у другой цитом яйцеклетки. Нечто подобное был о осуществлено южнокорейскими учёными из университета Сеула, где подоб ного разрешения на такую операц ию не требуется. Ребенок на заказ. В 1990 году в Лос-Андже лесе, рассказывал журнал «Таймс» в статье «Рождённая, чтобы спасти»: у Эй ба и Мэри Айала родилась девочка, Марисса. В самом факте рождения ещё одно го ребёнка в семье, где уже было двое детей, нет ничего удивительного. Дело в том, что ребёнка «родили» специально, причём «заказали» именно девочк у. На это их побудило то, что у их старшей дочери Анисы за два года до этого была обнаруже на лейкемия, вылечить которую химиотерапией не удалось. Когда встал вопр ос о пересадке костного мозга, иммунологи после тестирования пришли к вы воду, что мозг от её младшего брата Айрона слишком «чужероден». Врачи пре дложили супругам родить девочку. И вот Мариса была зачата, а внутриутроб ное исследование её антигенов показало, что её костный мозг будет совмес тим с иммунной системой сестры. Такие операции становятся всё более востребованными. Во-первых, наследственные заболевания. В настоящее время изучена лишь де сятая часть генома наследственных заболеваний. В малярийных районах Африки, четверть населения имеет гомозиготное сос тояние патологически изменённого гена гемоглобина. Мутантные «порции» гена люди получают как от отца, так и от матери, что при водит к довольно ранней гибели таких мутантных индивидуумов – они не до живают, чаще всего, даже до тридцати лет. Другое наследственное заболевание человека, так называемая, «кистозна я фиброза». Оно также проявляется при гомозиготной комбинации мутантны х генов отца и матери ребёнка, страдающего от многочисленных кист в слиз истой дыхательных путей. Раньше такие дети погибали в 5 – 7 летнем возраст е. Знаменитая болезнь Тэй-Сакса, поражающая нервную систему, также носит на следственный характер, особенно у евреев-ашкенази - «выходцев с севера». В 2004 году, более чем через 10 лет после первого открытия, Жозеф Закани из Жене вского университета нашёл ген, управляющи й эмбриональным развитием позвоночных и, в частности, формированием кон ечностей и пальцев. Именно эти гены были поражены у многочисленных жертв трагедии, разыгравшейся во многих странах Европы и Америке, где беремен ные женщины принимали талидомид, успокоительное средство, разработанн ое одной из западногерманских фармацевтических фирм и применявшееся д ля подавления чувства тошноты. Тогда родились свыше восьми тысяч младен цев с различными уродствами, а главное – без ручек и ножек. Талидомид, как выяснилось, блокирует синтез ДНК. Отсюда и уродства. Во-вторых, социальные проблемы. Женщины в развитых странах из соображени й карьеры всё чаще «откладывают» первую беременность и рождение ребёнк а. Но к сожалению, с возрастом количество нормально функционирующих мито хондрий в яйцеклетках из-за накапливающихся мутаций снижается, что може т приводить к заболеваниям и бесплодию. Современные биомедицинские технологи, в частности, генетические тесты, выполняемые на стадиях внутриутробного развития плода (пренатальная д иагностика) либо даже до того, как развивающийся в пробирке эмбрион пере саживается в матку женщины (преимплантационная диагностика), позволяют не просто определять пол плода на ранних стадиях беременности, но и импл антировать будущей матери эмбрион желаемого пола с определенными гене тически подобранными характеристиками. В большинстве стран мира не допускается использование вспомогательных технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка за исключ ением необходимости предотвратить наследование заболевания, связанно го с полом. Люди начинают больше о ДНК и требовать проведения генетических анализо в в спорных социальных ситуациях, для идентифицирования останков родст венников 3.4 Биомеханическое направление неоевгени ки стало возможно, после открытия стволовы х клеток. В 1916 году А.А. Максимов описал «блуждающие клетки в покое». Бластами он называл эмбриональные и другие клетки. Которые не встали ещё на путь специализации, или дифференциа ции, а также и стадии развития зародыша-эмбриона. Эпохальное открытие Ма ксимова заключалось в том, что полибласты превращаются в различные типы клеток крови и соединительной ткани, активно участвующих в «разрешении » воспаления, за изучение которого И.И. Мечников был удостоен Нобелевско й премии 1908 года. Второе его открытие, сделанное Максимовым сводилось к тому, что клетки в соединительной ткани пожизненно сохраняют пролиферативный потенциал – способность размножаться – и переход к дифференцированному состоя нию. Максимов называл эти клетки «клетки стволов кроветворения», или ств оловые клетки. Так благодаря русскому учёному, задолго до начала употреб ления его в официальной научной литературе родился этот термин. Первые стволовые клетки были выделены в начале 90-х годов. В настоящее время выделены самые разные стволовые клетки. Три основных и х класса включают эмбриональные – из морулы и бласта, гемопоэтические – костного мозга и нервные – из определённых зон головного мозга. Выде лены так же и более «мелкие» классы дифференцированных стволовых клето к: печени, и кожи, сетчатки глаз, обонятельных нейронов слизистой носогло тки, а также некоторые другие. Из стволовых клеток можно вырастить клетк и практически любого органа или ткани, которые могут развиваться в любом человеческом организме, что в перспективе может позволить лечить многи е серьезные заболевания. Для получения больших количеств эмбриональных стволовых клеток исполь зуется технология терапевтического клонирования. Развивающийся эмбри он извлекается на 14-м дне своего существования, т.е. до внедрения в стенку м атки, а затем из него выделяется культура стволовых клеток, которые сего дня пытаются использовать для заместительной терапии – восстановлени я утраченных функций различных органов. В 1993 году о навой сенсации было рассказано в статье «По образу и подобию». С татье был дан подзаголовок «Клонирование человеческих эмбрионов», и в ней рассказывается о том, что Джерри Холл из вашингтонского университета Им. Дж. Ваши нгтона впервые удалось клонировать зародыши человека, Для этого исполь зовался высоко специфический фермент «проназа», полученный биотехноло гическим путём. Холлу помогал Р. Стилман, которому было поручено культив ировать 17 эмбрионов, находящихся на стадии 2 – 8 клеток. В результате иссле дователи получили 48 зародышей, о чём они и сообщили в Монреале на встрече коллег. Правда эмбрионы в конечном итоге пришлось уничтожить. Благодаря открытию стволовых клеток стало возможно биомеханическое на правление неоевгеники, которое включает: - создание искусственных органов и тканей и, возможно, систем жизнеобесп ечения: эксперименты со стволовыми клетками – создание органов генетически идентичных данному конкретному челове ку; - создание альтернативных, искусственных органов – кожного зрения, иску сственные почки, сердце, мышцы. - надежды также связываются с компьютеризацией человека – возможность прямой связи с компьютером посредством специально имплантированного о ргана, уже создаются устройства дистанционного управления техникой на основе биотоков человека. Также используются устройства - Биологическо й Обратной Связи, для повышения эффективности обучения саморегуляции. Новый метод открывает возможности клонирования человека. Вряд ли кто будет возражать против медицинского клонирования и возможн ости получения достаточно большого количества стволовых клеток, котор ые при «обратной» пересадке не будут вызывать реакцию отторжения. 3.5 Социальная неоевгеника – рассматривает вопросы социального (правового) регулиров ания евгенического движения. Защита прав испытуемых. Проведение любого биомедицинского исследования с участи ем человека всегда сопряжено с определенным риском, минимизировать кот орый и призваны многочисленные документы, регламентирующие подобную д еятельность и принятые целым рядом международных организаций: ЮНескО, В ОЗ, Советом Европы, Европейским союзом, Всемирной медицинской ассоциаци ей (ВМА), Международным советом медицинских научных обществ (CIOMS) и др. Ключевым нормативным актом стала Хельсинкская декларация ВМА «Этическ ие принципы медицинских исследований с участием человека в качестве ис пытуемого», принятая в 1964 г. Впоследс твии, по мере расширения масштабов исследований и развития механизмов и х этического сопровождения, декларация неоднократно перерабатывалась ; последние существенные изменения были внесены в 2000 г. Основные положения декларации нашли отражен ие в национальных законодательствах многих стран мира. Одним из последних юридических документов, призванных регулировать би омедицинские исследования, обязательным для соблюдения во всех госуда рствах, ратифицировавших его, стала Конвенция Совета Европы о защите пра в и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и мед ицины. Конвенция по биоэтики принята в 1997 год у. По состоянию на апрель 2006 г. докуме нт подписали 33 из 46 входящих в Совет Европы стран, а 19 из них уже ратифициров али его. Из числа ведущих европейских государств к конвенции не присоеди нились Великобритания, Германия и Россия. С точки зрения Великобритании, некоторые нормы, предусмотренные докуме нтом, в частности, касающиеся проведения исследований на человеческих э мбрионах, представляются слишком «жесткими». В начале октября 2004 года бри танский парламент принял решение, согласно которому, причём только по ме дицинским показаниям, разрешается, чтобы у ребёнка было трое биологичес ких родителей, в число которых входят две би ологические матери. Мировая общественность не обратила должного внима ния на это решение, хотя оно открывает зелёный свет клонированию человек а. Следует заметить, что в этом случае используется тот же метод ядерного переноса – нуклеарного трансфера, – что и при «получении» овечки Долли, мышки Кумулины и многих других уже клони рованных близких нам организмов млекопитающих. Германия, наоборот, считает, что предложенные меры не защищают должным о бразом права и достоинство тех «подопытных», которые не в состоянии дать юридически значимое согласие (дети, лица с психическими заболеваниями и пр.). Не вполне ясно, почему Россия до сих пор не присоединилась к конвенции, хо тя на разных уровнях (в том числе, в Государственной думе) неоднократно го ворилось о необходимости такого шага, а законодательство страны в полно й мере соответствует духу конвенции. Между тем юридическое регулирование подобной деятельности необходимо , поскольку биомедицинские исследования превратились сегодня в настоя щую индустрию, где пересекаются и вступают в противоречие интересы самы х разных сторон. 3.6 Неоевгеника и психология (педагогика) – включают решение психологических вопросов, связанных с внедрением нео евгенических технологий в повседневную жизнь. - Проблемы личностных особенностей, обучения и воспитания «генетически х улучшенных» людей; - Вопросы о том, как человек будет относиться к тому, что он «создан» или «м одифицирован»; - Профилактика психических расстройств (тревожности и др.), связанных с не оевгеническими нововведениями. Количество и разнообразие которых, ско рее всего, будет только увеличиваться, в свя зи с НТР появились новые «болезни» - технофобии, боязнь перелётов. - Да и как человек «развитый», либо человек с искусственным органом будет смотреть на жизнь, мир в целом, каким будет его восприятие? Относительно восприятия получены интересные данные в экспериментах по искусственному кожному зрению, а именно, наблюдаются явления свойствен ные и обычному зрительному восприятию (различные эффекты и иллюзии – ил люзия движения и др.). 3.7 Неоевгеника и этика . Врачебная этика – учение о морали, нормах нравственного поведения и общ ественном долге врача. Трудно, пожалуй более чётко определить суть враче бной профессии, чем это сделал А.П. Чехов: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Зарождение биоэтики. Зарождение биоэтики нередко связывают с событием, произо шедшим в конце 60-х годов ХХ века. Тогда в одной из больниц Сиэтла (США) появи лся первый аппарат диализа «искусственная почка». Поскольку он был един ственным на всю клинику, со всей остротой встала проблема выбора: кому из пациентов дать доступ к спасительному прибору, а кому нет. Врачи отказал ись брать на себя ответственность и предложили создать комиссию из уваж аемых граждан, которая взвешивала бы все «за» и «против» и выносила свой вердикт. Тем самым одна из норм восходящей к Гиппократу корпоративной вр ачебной этики, предполагавшая, что все вопросы, связанные с лечением пац иента, находятся в исключительном ведении самих врачей, была пересмотре на. Так было положено начало открытой дискуссии относительно этических пр инципов, в которую включились не только врачи и ученые, но и политики, свящ еннослужители, юристы, журналисты и рядовые граждане. Тема оказалась шир е, чем предполагалось, в частности, речь шла не об одном лишь доступе к дос тижениям медицины, но и о защите прав и достоинства человека перед лицом новых биомедицинских технологий, которые могут использоваться не толь ко во благо человека, но и во вред ему. Проблем связанных вообще с новыми технологиями множество: - Это и вопрос о последствиях применения евгенических тех нологий, вопрос о том, собственно кто будет решать, какие технологии «хор ошие», а какие «плохие». - Вопрос о гарантиях свободы личности (проблема личной свободы). Методы регуляции подобных проблем разнообразны (правовая, воспитатель ная (образовательная) и др.). Тут важно и осознание самим учёным своей отве тственности перед обществом, не смотря на то, что человеку свойственно в ообще уходить от проблемы. Многие проблемы уже решаются, и не только в узком кругу «обр азованных» исследователей, но и на уровне мирового сообщества. Этика пер емещает акцент с того, что улучшать на то, как улучшать, опираясь на «прием лемые» методы и направления исследований. Неоевгеника и религия. Медицина во все времена была связана с религией, религия с в рачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у исто ков жизни и смерти. «Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулат ом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признава ть существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» - так очер тил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов. В современном мире религиозный фактор занимает видное ме сто, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закон омерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как т аковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламент ируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни. В контексте анализа природы и функции религии особую важность приобрет ает проблема соотношения религиозной и естественнонаучной истины. Вопрос о клонировании эмбрионов в ме дицинских, научных и религиозных сферах, в разных странах решается по-ра зному. Конвенция по биоэтике Совета Европы не допускает создания человеческих эмбрионов специально для проведения исследований, а допо лнительный протокол к ней, принятый в 1998 году, запрещает клонирование чел овека. Однако конвенция не затрагивает исследований, выполняемых на изъ ятом у человека биологическом материале, а также на эмбрионах in vitro, хотя и р аспространяется на эмбрионы in vivo. В России действует принятый в 2002 г. закон «О временном запрете на клонирование человека», впл оть до 2007 г. запрещающий репродуктив ное клонирование эмбрионов. Эта технология воспринимается многими как унижающая челов еческое достоинство, ведущая к инструментализации человеческого сущес тва, как покушение на таинства рождения и смерти. «Клонирование человека, – утверждает, наприм ер, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – аморальный, безумный акт, ведущий к разрушению человеческой личности , бросающий вызов своему Создателю» Пересадка органов . Благодаря пересадке органов и тканей в мире были спасены сотни тысяч жизней. Однако успех операции и дальнейшего восстановления организма во многом зависит от «свежести» трансплантируемого органа: ч ем меньше времени проходит с момента смерти донора, тем выше вероятность того, что трансплантация окажется успешной. Поэтому остро стоит вопрос: как определить, жив человек или уже мертв? Серьезные опасения вызывает и коммерциализация данной отрасли. Как изв естно, состоятельные пациенты готовы платить огромные деньги за необхо димый им орган. С другой стороны, в некоторых странах мира (например, в Инд ии) буквально на поток поставлено получение органов (чаще всего - почки) от неимущих, тех, кто готов, рискуя здоровьем, продать часть собственного те ла. Православие - от живого донора, если трансплантация не у грожает его жизни; допускается посмертный забор органов для трансплант ации, если было получено предварительное согласие пациента или его родс твенников Католицизм - если нет альтернативных вариантов лечения Буддизм - только от живого донора, если он добровольно принес такой дар бо льному и не получал денег . Иудаизм - от живого донора, если он добровольно жертвует органом и переса дка не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента; от умершего д онора, если соблюдена презумпция согласия; ортодоксальные иудеи могут о тказаться от пересадки органов, если процедура не освящена раввином; в л юбом случае тело донора не должно быть изуродовано. Мусульманство - только от живого донора, исповедующего ислам и давшего д обровольное согласие; допускается использование органов умершего доно ра, если он был мусульманин, а после смерти мозга искусственно поддержив ались дыхание и кровообращение Иск усст венное оплодотворение Православие - разрешается оплодотворение жены спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными, хот я некоторые священники выступают против искусственного оплодотворени я; в некоторых случаях допускается оплодотворение спермой донора при со гласии мужа Протестантизм - оговаривается лишь, что деятельность врача должна быть к омпетентной и гуманной Иудаизм - если другие способы забеременеть оказались бе зрезультатными, разрешено оплодотворение спермой законного мужа Мусульманство - разрешено оплодотворение спермой законного мужа с согл асия обоих супругов Прерывание беременности Этические вопросы, связанные с преимплантационной диагн остикой и неоевгеникой, сопрягаются с проблемами искусственного преры вания беременности. С точки зрения некоторых религий, человеческая жизн ь начинается с момента зачатия, а потому аборт воспринимается как самое настоящее убийство. Другие же полагают, что плод становится человечески м существом на определенных стадиях внутриутробного развития, а значит, к оплодотворенной яйцеклетке, зародышу и эмбриону можно относиться как к биомассе, с которой позволительно проводить любые манипуляции. Такая п озиция тем более привлекательна, что эмбриональный материал все активн ее используется в медицине, косметологии и т.п. Православие - против искусственного прерывания беременности на любых с роках; аборт допустим только при прямых МЕДИЦИНСКИХ показаниях - угрозе жизни матери; не признаются исследования эмбрионов, т.к. считается, что ре чь идет об убийстве невинных младенцев Католицизм - против искусственного прерывания беременности на любых ср оках; аборт допустим только при прямых МЕДИЦИНСКИХ показаниях - угрозе ж изни матери; против исследований эмбрионов Буддизм - запрещает искусственное прерывание беременности Иудаизм - запрещает искусственное прерывание беременности Мусульманство - допускается аборт до первой недели четвертого месяца бе ременности, когда, как считается, у эмбриона появляется душа Право на смерть. Имеет ли человек, пораженный неизлечимым, мучительным н едугом, право на смерть? Помощь в добровольном уходе из жизни безнадежно больному - убийство или милосердие? Можно ли отключить от системы жизнео беспечения человека, лежащего в коме, - ведь функционирование организма можно искусственно поддерживать десятилетиями? Эти вопросы вновь и вновь встают перед медиками, да и не только перед ними , периодически получая громкую огласку. Таким образом, смерть человека становится не просто естественным событ ием, но и контролируемым процессом, ходом которого можно манипулировать , используя мощь медицинских технологий. Во многих странах мира стремление узаконить те или иные формы доброволь ного ухода из жизни тех, кто в силу тяжелой и неизлечимой болезни обречен на страдания, неуклонно возрастает. Вслед за Голландией эвтаназия стала юридически допустимой в ряде американских штатов, сходные тенденции пр ослеживаются в Дании, Швейцарии, Великобритании. Характерно, что в каждо м таком случае законодатели идут навстречу общественному мнению, котор ое относится к эвтаназии все более одобрительно. В России активная эвтаназия, т.е. удовлетворение просьбы больного об уск орении его смерти, запрещена законом. Однако, как показывают данные соци ологических исследований, и в нашей стране отношение к эвтаназии станов ится все более терпимым. Заключение. «Нужно широкое биополитическое движение, сходное с эко логическим движением, но перенесенное на почву телесно-духовного бытия человека. Основная цель биополитического движения – борьба с безответственным вмешательством науко-техники в человеческую природу, защита ценностей жизни и гуманизма». Ни биоэтика, ни биополитика, ни контроль над познанием и наукой в частнос ти не решают проблемы, особенность большинства подобных проблем в том, ч то, будучи универсальными, они не имеют универсального решения. Это проб лемы выбора, самоопределения и образа жизни. « А нравственное состояние современного н аучного развития, не более чем частный случай и эпизод общего нравственн ого состояния современного мира, один из многих, общего духовного кризис а, общей неспособности нашего мира к производству каких бы то ни было здо ровых плодов ». « Ссылаясь на Священное писание, можно сказ ать, что человек отведал плод с древа познания, прошел через вавилонское столпотворение, где каждая дисциплина говорит на своем собственном язы ке, непонятном для других, и оказался на ковчеге коммерции, обреченном на катастрофу. Будем надеяться на лучшее разумение, на лучшее взаимопонима ние для безопасного плавания на борту нашего общего ковчега, надеясь, чт о он не закончит свое путешествие как корабль дураков ». Перспективы развития. Неоевгеника является комплексной «наукой», её деформиро ванное развитие (какого-либо одного направления, в ущерб другим), может сл ужить источником множества проблем, поэтому гармоничное и последовате льное развитие всех направлений поможет своевременно и адекватно их ре шать. Перспектив же у данной «науки» много… Джерри Холл сказал в ответ на вопрос о перспективах нового метода «обработки» зародышей: «До тех пор, пока наше общество не разрабо тает определённой этической, моральной и законодательной процедуры, которая регулировала бы применение этог о метода, мы не собираемся переносить клонированные эмбрионы в матку жен щины». Литература 1. Энциклопедический словарь ру сского библиографического института Гранат. – М., 7-е изд. – Т. 12.- С. 472. 2. Н.Г.Комлев: Словарь иностранных слов. 2006 3. Т.И. Греков: Библия и медицина о здоровье и болезнях. Изд. Дом Нева. 2005. 4. Л. Н. Грошев : Концепция современного естествознания. 1999 г. 5. С.Я. Чикин: Врачи философы. М. Медицина, 1990. 6. М.С. Шойфет: 100 великих врачей. М. Вече, 2004. 7. И.Э. Лалаянц: Тайны Генетики. Люди и клоны. М. Вече, 2005. 8. Сассон А. Биотехнология: свершения и над ежды. М.: Мир, 1987. 9. Фролов И.Т. Философия и история генетики: поиски и дискуссии. - М. -Наука,-1985. 10. Баев А.А. Геном человека: некоторые этико- правовые проблемы настоящего и будущего. Человек, 1995. - №2.- с.5.

Приложенные файлы


Добавить комментарий