Методика обучения детей по народному танцу


Методика обучения детей по народному танцу

“Народный танец” как предмет возник в конце XIX в. В Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и др. Среди исполнителей “характерных танцев” были свои знаменитости: Ф. Кшесинская, В.Гельцер, А. Ширяев и др.
В 90-х годах XIX в. А. Ширяев по собственной инициативе сделал первую попытку создания характерного тренажа. Эти уроки позднее ввели в двух старших классах Петербургской балетной школы. Вначале на характерный танец смотрели, как на предмет второстепенный, но с течением времени отношение к нему изменилось, появились сторонники нововведение. Постепенно он сформировался в учебную дисциплину, его стали включать в учебные программы других хореографических училищ.
Воспитание исполнителя народного танца – процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.
Урок народного танца у станка, особенно в начале обучения, выстраивается не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определенную нагрузку на мышцы, суставы, связки. При составлении урока необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в классе и многое другое, что может повлиять на состояние обучающихся Каждый урок может включать 8 – 9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими; упражнениями на вытянутых ногах – с упражнениями на «присогнутых» и т.п.
Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, мелкие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к “веревочке”, раскрывание ноги на 90 градусов, большие броски.
Начинается занятие с приседаний, которые постепенно выводят в работу суставно-связочный аппарат, а заканчивается большими бросками. В урок могут включаться упражнения других разделов. Например, вместо маленьких бросков можно использовать каблучные упражнения, которые также используются на присогнутых ногах и в сочетании с подъемом пятки опорной ноги; дробное выстукивание можно чередовать с упражнениями с ненапряженной стопой или с зигзагами.
Разучивать в течение одного занятия весь комплекс упражнений урока нецелесообразно. Заменяя одну- две комбинации на новые, дополняя или усложняя еще три- четыре комбинации и оставляя без изменений, но закрепляя (отрабатывая) остальные можно получить хороший результат, сохранив при этом интенсивность проведения занятия. При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения по музыку, четко его метрическая раскладка. Желательно сохранить единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, т.к. затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Это особенно важно учитывать при проведении занятий в зимнее время года. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторения комбинаций также не допустимы, т.к. это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц, а порой- к их заболеванию. Для того, чтобы освободить мышцы, достаточно сменить одно упражнение на другое. Например, после исполнения маленьких бросков с большой нагрузкой на икроножную мышцу опорной ноги нужно предложить упражнение на прямой опорной ноги.  Для отдыха можно также исполнить одно- два танцевальных движения на середине зала. Разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный, аппарат - залог успешного проведения урока и достижения главной цели- формирование необходимых исполнительских навыков.
Учебные комбинации – это “кирпичики”, из которых вырастает “здание”
урока. Движения, выстроенные в определенной последовательности - это форма, которую необходимо наполнить содержанием. Причем недостаточно собрать в одной комбинации имеющийся в данном разделе материал. Нужно дополнить его другими движениями, каждый раз усложняя комбинацию. Однако основной комбинации должен быть главный элемент. Если это упражнение на развитие подвижности стопы, то основу комбинации должны составлять упражнения одного раздела, исполняемые в заданной последовательности, музыкальном ритме, темпе и характере какого-либо народного танца.
Главное здесь – направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации – от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16 – 32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.
Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер: 2/4), достаточно 8 – 16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к “веревочке” будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца,
где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т.п. Необходимо учитывать мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т.д. В сочетании учебной комбинации главным должен стать принцип – от простого к сложному.
Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.
Урок народного танца состоит из трех частей: упражнения у станка, движения и комбинации на середине зала, разучивание и композиционное построение учебных этюдов на танцевальном материале народных танцев.
Разучивание танцевальных движений и комбинаций на середине зала требует выработки устойчивости, например, при переводе тяжести корпуса с одной ноги на другую или при подмене ноги на подскоке, в прыжке и т.п., необходимо вначале разучивать у станка. К таким движениям относятся присядки, прыжки, “веревочки”, “голубцы”, и ряд других. Танцевальные ходы, различные хлопушки, вращения, дроби не нуждаются в предварительной обработке у станка и могут разучиваться на середине зала.
На основе отдельных элементов, движений постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые в дальнейшем усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса, головы, исполняются с продвижением в разных (основных и производных) направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
 Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия.
Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна
соответствовать движению, по характеру, стилю, национальной окраске. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Продолжительность занятия (урока) народного танца – 1 час 30 минут.
Условно время можно разделить следующим образом:
- упражнение у станка – 20 минут. Перерыв – 2 минуты.
- занятия на середине зала – 20 минут. Перерыв – 3 минуты.
- разучивание танцевального материала и композиционное построение этюдов – 45 минут.
Н.В.Гоголь, говоря о творческом использовании деятелями хореографии танцевального фольклора, писал: “Руководствуясь тонкой разборчивостью, творец балета сможет брать из них (народных танцев-прим. Автора) сколько хочет для определения характеров пляшущих своих героев”. Именно для правдивой реализации хореографических образов Гоголь призывал хореографов не отрываться от родной национальной почвы, впитывать ее образы и мироощущение, ее мудрость и фантазию, ее свежесть и глубину, но никогда не забывать о главном достоинстве истинного художника - о силе ее мощи художественного обобщения - главном оружии реалистического создания образа. Здесь все зависит от самого хореографа: будет ли он видеть в народном танцевальном искусстве архаичное и застывшее явление, или напротив, явление, развивающееся вместе с ростом духовной культуры всего народа.

Приложенные файлы


Добавить комментарий