Тема: «Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма»


МБУ ДО «Восходненская ДМШ»
Мероприятие фортепианного отдела «Музыкальная гостиная»
Тема: «Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма»
Подготовила и провела:
Преподаватель фортепиано
Сеитвелиева Эльвера Якубовна
Ноябрь 2016г.
Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма
Старинная двухчастная форма — одна из наиболее. распространённых во 2-й половине. 17 — 1-й половины. 18 вв. . Неконтрастна,   тематически   однородна,   в   основе   тонального   плана — формула T-D-S-T.
1-я часть — период , состоящий из двух предложений. Второе предложение   (обычно   секвентного вида) заканчивается в доминантовой тональности (V, III ступени).
Тематически 2-я часть подобна 1-й части, но тональное движение иное — от доминантовой через субдоминантовую (возможна каденция в середине 2-й части) к основной тональности. Применяется в частях сюит, прелюдиях (c-moll из 2-го т. «ХТК») и др. отдельных произведениях (инвенция C-dur И.С. Баха .    Неквадратность,  текучесть  изложения,  полифонические   приёмы роднят  Старинную двухчастную форму с полифоническими формами.   Вместе   с  тем  Стариннаядвухчастная форма . — предшественница  старинной  и  классической  сонатной  формы,  а также классических простых форм.
Старинная сонатная форма (18 в.; произошла от старинной двухчастной формы), состоит из двух разделов.
Первый — модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключительной. партией. Второй раздел — разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой — транспонированной в основной тональность ПП. 
Двухчастная форма
Давайте сразу разберёмся в маленькой путанице. Мы называем формы одночастными, двухчастными, трёхчастными и в то же время части этих форм называем не частями, а разделами. А частями называем законченные пьесы, из которых состоят циклы — произведения из нескольких самостоятельных частей, то есть как бы из нескольких пьес. Например, симфонии, сюиты или сонаты. Каждая часть такого цикла может быть и в двух-, и в трёхчастной, и вообще в любой форме.
Короче: музыкальные формы состоят из разделов, а части — это другое.
А теперь вы сами скажете, из чего состоит двухчастная форма. Правильно, из двух разделов. Чаще всего из двух периодов. В старинных двухчастных формах XVII–XVIII веков оба раздела строились на сходном музыкальном материале. Первый раздел модулировал в близкую тональность (чаще всего в тональность V ступени — доминанты). А второй «возвращал» музыку в главную тональность. Как, например, в Сарабанде немецкого композитора Иоганна Кунау, современника И. С. Баха. Только первый раздел модулирует здесь не в доминанту, а в параллельный мажор.

Начиная с XIX века двухчастные формы бывают двух видов — с репризой и без репризы. Вспомним, что реприза — это повторение первого раздела. Но если в двухчастной форме только два раздела, то где же поместится реприза? Или форма сведётся к простому повторению первого раздела? А вот и нет! Реприза в двухчастной форме занимает только одно предложение (последнее). И повторяет оно любое предложение первого периода. А в начале второго периода остаётся немного места для маленького развития или для появления нового музыкального материала. Знакомая музыка репризы неожиданно включается в развитие, поэтому репризу в двухчастных формах называют включением.
Вот схема. Серым цветом закрашено то место, где начинается развитие или появляется новый музыкальный материал.

Вот как это происходит в Старинной французской песенке из «Детского альбома» Чайковского:

Если вы внимательно слушали и смотрели в ноты, то могли заметить, что оба предложения первого периода абсолютно одинаковые. Поэтому нельзя сказать, какое именно из предложений повторяется в репризе.
А самые внимательные и те, кто уже играл эту пьесу, заметят, что последний каданс чуть-чуть отличается от кадансов обоих предложений первого периода. В нём появляется новый аккорд. Этот аккорд не только делает музыку красочнее, но и сообщает дополнительную устойчивость заключительному кадансу.
В этой пьесе Чайковский использовал мелодию французской песни XVI века. Полифонический склад первого раздела (и репризы) напоминает старинную музыку. Эту же мелодию композитор использовал и в опере «Орлеанская дева», действие которой происходит в средневековой Франции, а главная героиня — легендарная Жанна д’Арк.
Безрепризные двухчастные формы состоят из двух разных периодов. Такая форма типична для многих песен, состоящих из запева и припева.

Казалось бы, сделать эту форму очень просто. Возьми один период и приставь к нему любой другой. Но если действительно попробовать так сделать, получится что-то вроде игры в «чепуху». Музыка говорит звуковыми образами. В сопоставлении этих образов должен быть смысл. На самом деле очень трудно найти два разных периода, которые можно просто приставить один к другому и создать музыкальный образ.
Но иногда композиторам удаётся интересно использовать именно этот «рецепт». Как сделал, например, Чайковский в одной из пьес из «Детского альбома» — «Шарманщик поёт», где ему удалось именно «приставить» друг к другу две мелодии. Причём в первом разделе звучит подлинная итальянская мелодия. В одном из писем композитор писал: «В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится».
И приводит ноты этой песенки. А второй раздел Пётр Ильич придумал сам.

В первом разделе, где Чайковский обработал полюбившуюся песенку, он даёт ей простой вальсовый аккомпанемент, который звучит как лёгкий фон и подчёркивает напевность мелодии. Во втором разделе изображена «солирующая шарманка». Фактура здесь становится очень изобретательной. Аккорды в правой руке, «наступающие» на однообразную, «механическую» мелодию, придают ей «захлёбывающийся» оттенок. А в левой руке упрямо гудят две чередующиеся ноты. Как будто уличный музыкант крутит ручку старой, немного изношенной шарманки.

Приложенные файлы


Добавить комментарий