ЛЕКЦИЯ По учебной дисциплине: «Мировая литература» Тема: «Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева»


ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЛЕКЦИЯ
По учебной дисциплине: «Мировая литература»
Тема: «Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева»
Для специальности: «Преподавание в начальных классах»
Количество часов: 2 часа
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БАРАНОВА Т.Н.
INCLUDEPICTURE "http://artpoisk.info/files/images/_thumbs/7523/516x0.jpg" \* MERGEFORMATINET
СИМФЕРОПОЛЬ, 2014
Дата: 26.10.2011г.
Тема: «Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева».
Цель: познакомить учащихся с биографией И.С. Тургенева, процессом формирования его мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородство, активную жизненную позицию; развивать эстетические чувства.
Вопросы.
І. Вступление. Великий художник слова.
ІІ. Основная часть. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
1/ Детские и юношеские годы писателя.
2/ Начало литературной деятельности. Сборник «Записки охотника».
3/ Испытание любовью.
4/ Тургенев и его романы. Герой и эпоха.
5/ Тургенев и украинская литература. Общественная и литературная деятельность Тургенева за границей. Последние годы жизни.
ІІІ. Заключение. Значение творчества И.С. Тургенева для последующих поколений.
Литература.
Живые страницы. И.С. Тургенев. Молодые годы. Начало творческого пути. В воспоминаниях, письмах, дневниках. – М., 1990.
Исаева Е.А. и др. Литература. 10 класс. Запорожье, 2010.
Левицкая Л.П., Ковалева Н.Я. Литература. Вторая половина девятнадцатого века. 10 класс. – Д., 2005.
Таланов А.В. Чудесный родник. – М., 2000.
Теплинский Л.В., Султанов Ю.М. Русская литература. Учебник 10 класс. – К., 2008.
Тургенев И.С. «Записки охотника». Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», «Стихотворения в прозе». Стихи.
Оборудование.
Компьютерное сопровождение: портретная галерея, дом-музей писателя в Спасском-Лутовинове Орловской области.
Записи романсов в исполнении Е. Образцовой и Б. Штоколова.
Выставка книг.
План и опорные конспекты по теме занятия.
Межпредметные связи: мировая литература, история, философия, музыка.
І. ВСТУПЛЕНИЕ.
ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК СЛОВА.
«Иван Сергеевич Тургенев пробуждал в читателях, как и Пушкин, добрые чувства, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты», - писал М.Е. Салтыков-Щедрин.
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) всю свою жизнь был художником – и не только художником слова. Он писал книгу своей жизни, его судьба подобна его романам, его жизнь – это главы его повестей.
Каждый из нас, как и он когда-то, пишет книгу своей жизни, но не каждый является художником.
Книга жизни великого человека всегда поучительна. Откроем же ее сегодня, перелистаем страницы, подумаем, поучимся, помечтаем, наверное позавидуем человеку, так верившему в «торжество света, добра и нравственной красоты». И может быть, частичка этой веры затеплится и в наших душах? И не погасят эту лампаду холодные ветры начала двадцать первого века?
Книга его жизни разнообразна. Вот дневники матери (их он будет читать всю ночь, запершись в ее кабинете после похорон Варвары Петровны (1850 год)) – это повесть уходящего крепостничества и материнской любви. Вот тургеневские письма Полине Виардо – невыдуманный роман о любви и привязанности, вот воспоминания современников, и в них – иной Тургенев – нежный и до отчаяния одинокий.
Он никогда не шел наперекор судьбе, он мирился с нею, она вела его по жизни, он чувствовал, наверное, с юных лет понимал ее слово, он чувствовал любое слово вообще, как живое существо – и он стал мастером литературы: мастером языка, стиля, рассказа. И это тоже книга его жизни.
Он знал многих великих людей своего времени, дружил с ними, порывал отношения – со многими. Каждая такая встреча – новая глава. Его бесконечные разъезды, «жизнь на двух стульях» - Россия и Европа – это своеобразные главы, поэзия странничества, это дороги его жизни, любви, быта. Все есть в книге его жизни, все смешано, переплетено.
Последняя глава этой книги – литература – и умрет последней.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С. ТУРГЕНЕВА.
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду. Имена его предков встречаются в описаниях исторических событий еще со времен Ивана Грозного. Но постепенно древнейший род беднел, мельчал, теряя одно за другим родовые поместья. Дед писателя служил при Екатерине ІІ и после четырнадцати лет службы ушел в отставку в чине прапорщика. Семейная история свято хранила предания о героических деяниях предков по отцу. Прадед писателя, Алексей Тургенев, на турецкой войне попал в плен к султану и бежал благодаря султанше, влюбившейся в него.
Военным был и отец – Сергей Николаевич, родившийся в 1793 году. С 17 лет служил кавалергардом и до встречи с будущей женой был в чине поручика.
Их родовое имение – село Тургенево Мценского уезда Орловской губернии. Неподалеку находилась усадьба Спасское, принадлежавшая Варваре Петровне Лутовиновой, богатой помещице.
Судьба ее сложилась трудно. Ее отец умер рано, отчим же невзлюбил ее и обращался так жестоко, что она бежала из родительского дома. Приютил ее дядя, Иван Иванович Лутовинов, живший в Спасском. Было ей тогда 16 лет. Она беспрекословно подчинялась его капризам, по воле деспота-дяди жила почти взаперти. Ее уделом было одиночество. Ей было уже почти 30 лет, когда внезапная смерть Лутовинова сделала ее одной из самых богатых невест в округе: несколько имений, сто тысяч десятин земли, тысячи душ крепостных крестьян.
С.Н. Тургенев попал в ее имение случайно: купить лошадей для своего полка. Деловой визит – и сватовство, видимо, по расчету. Варвара Петровна была старше на десять лет и вовсе не блистала красотой.
Молодой офицер произвел на Варвару Петровну неотразимое впечатление. И отец советовал ему: «Женись, ради бога, на Лутовиновой, а то мы скоро пойдем с сумой».
Они обвенчались в г.Орле в феврале 1816 года и поселились здесь же, в собственном доме. Здесь родился их старший сын, Николай, а 28.10.1818 года родился будущий писатель.
Вскоре отец вышел в отставку в чине полковника и переселился с семьей в Спасское-Лутовиново.
Все управление усадьбой Варвара Петровна взяла на себя. Возле дома были разбиты фруктовые сады, устроены оранжереи, теплицы.
Вокруг дома был великолепный парк: кусты сирени, жимолости, акаций, орешник, рябина, терновник… Старый пруд. Здесь были деревья всех пород: дубы, столетние ели, ясени, сосны, тополи, каштаны, осины, липы, клены. В укромных местах – ландыши, земляника, грибы, цикорий.
Это был какой-то обособленный мир. На закате жизни, вспоминая ранние годы детства, вспоминая, как один из дворовых, поэт в душе, уводил его в глушь сада читать стихи, Тургенев писал: «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира. Никто не знает, где мы, а с нами поэзия, мы проникались, мы упивались ею…».
Рано проявился интерес к охоте. Лесники, охотники из окрестных сел много рассказывали ему о мире природы. Рано научился стрелять из ружья, - к четырнадцати годам. Так зародилась в нем страсть к охоте, она же сблизила его с простыми людьми.
Отец мало занимался детьми. Был замкнут, холоден, будущее детей его не волновало.
Воспитанием детей занималась Варвара Петровна. Горести, выпавшие на ее долю в детстве, отразились на ее характере. Она была словно соткана из противоречий. По отношению к детям была то заботливой, сентиментально нежной, то тиранила их, наказывая за любую мелочь.
«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил позднее Тургенев – ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Редкий день проходил без розог».
Жестокость Варвары Петровны по отношению к крепостным не знала границ. Детей любила безумно, хотя и мучительно для них.
Детские и юношеские впечатления нашли отражение во многих рассказах, повестях, романах Тургенева. «Моя биография – в моих произведениях» (это и «Дворянское гнездо», и «Муму», и др.).
Бессердечие к крестьянам уживалось в матери с любовью к цветам, живописи, музыке, театру.
В имении устраивались спектакли, были крепостные актеры, музыканты, певчие, танцоры.
В домашней библиотеке было много русских и иностранных книг. Мальчик зачитывался книгами по истории, мифологии, описаниями путешествий.
В пятнадцать лет Тургенев поступил на филологический факультет Московского университета, получив прекрасное домашнее образование. Затем семья переезжает в Петербург, и он переводится на филологическое отделение Петербургского университета, который заканчивает в 1837 году. Затем уезжает «доучиваться» в Берлин; по пути едва не погиб (на пароходе, где находился Тургенев, случился пожар). В Берлинском университете изучал историю, философию, увлекался философией Гегеля. Посещал кружок философа и литератора Станкевича. Там же познакомился с Бакуниным, - будущим русским революционером-народником. В 1842 году сдает экзамен на звание магистра философии (при Петербургском университете). Мог стать профессором философии, а стал писателем.
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СБОРНИК «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
Еще в студенческие годы Иван Сергеевич начинает писать стихи. Переводит Шекспира, Байрона. Стихи музыкальные, язык поэтичный. Недаром многие его стихотворения стали романсами, даже народными песнями.
Послушаем же некоторые из них (чтение стихотворения «Баллада»). Это стихотворение, положенное на музыку композитором А. Рубинштейном, стало народной песней. Белый стих «Первый снег» - ритмичен и музыкален.
Тургенев мог стать поэтом. Почему же не стал им? Громадную роль в его творческой судьбе сыграл В.Г. Белинский, с которым Тургенев познакомился в 1843 году. Их дружба длилась пять лет и оборвалась лишь со смертью Белинского в 1848 году.
Белинскому не суждено было увидеть расцвет литературной деятельности Тургенева, но он следил за развитием его таланта, отмечая свежесть поэзии, оригинальность мысли, мастерство пейзажа. Белинский руководил писателями «натуральной школы», к ним примкнул и Тургенев. Его мечта – показать безнравственность рабства.
Как умный, европейски образованный человек Тургенев привлекался Николаем І к работе над проектом по отмене крепостного права (1842 год). Служил в Министерстве внутренних дел, но в 1845 году вышел в отставку, поскольку решил серьезно заняться литературой.
Когда весной 1846 года Белинский и Тургенев расстаются на летние месяцы, Белинский напутствует Тургенева: «Вы уж, пожалуйста, не увлекайтесь там охотой, а пишите…». Лето проводил в любимом Спасском. Со своим другом Афанасием Алифановым исходил он всю Орловскую губернию; Орловщина помогла ему проникнуть в сокровенные тайны природы, ибо только охотник «видит ее во всякое время дня и ночи, во всех ее красотах, во всех ее ужасах».
И вот строчки из поэмы, позже сожженной:
И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад…
Это эпиграф к рассказу «Лес и степь».
В январе 1847 года выходит рассказ для первого номера «Современника» - «Хорь и Калиныч». Рассказ вызвал единодушное одобрение и сразу же поднял автора в общем мнении. «Судя по «Хорю», Вы далеко пойдете», - писал Белинский Тургеневу, который в это время выехал в Берлин. Затем – «Ермолай и Мельничиха», «Однодворец», «Певцы» и другие рассказы. Сознательно изображены будничные явления, обыденные явления крепостничества. В «Записках…» - не только обличение крепостничества, в них – душа русского крестьянина. Это не раб, а человек, вернее, это раб, но в нем есть и свободолюбие, и глубокие нравственные чувства.
Такое обличение крепостничества было поистине открытием. «Мужика
можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а
можно и должно описывать во весь рост не только с любовью, но и с уважением и даже с трепетом», - писал Лев Толстой с уважением и даже трепетом.
«Если бы Тургенев вообще больше не написал ничего, кроме «Записок охотника», он все равно остался бы бессмертным в русской литературе» (Иван Франко).
В 40-е годы Тургенев пробует силы как драматург: наследует сатирические традиции Гоголя («Безденежье» - 1846 год, «Нахлебник» - 1848 год, «Завтрак у предводителя» - 1849 год; наиболее популярна в истории русского театра пьеса «Месяц в деревне» - 1855 год).
Когда Белинский тяжело заболел, Тургенев сопровождал его на курорт в Зальцбрунне. Они поселились вместе, но шли дожди, было холодно, и Тургенев продолжает работать над «Записками охотника». Маленькая комната рядом с комнатой Белинского превратилась в кабинет. И появляется «Бурмистр». «Что за мерзавец с тонкими вкусами!» - восклицает Белинский, слушая о помещике Пеночкине. Этот рассказ – ответ на вопрос Белинского: «Разве мужик не человек?».
Горькие события, которые пришлось пережить Тургеневу, наложили свой отпечаток на его творчество:
- 1848 год – смерть Белинского
- 1850 год – смерть матери
- 1852 год – смерть Гоголя.
Тургенев пишет статью о Гоголе, после которой его арестовывают на два месяца: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова? Потеря наша так жестока, так внезапна, что все еще не хочется ей верить…».
В 1852 году вышел в свет сборник «Записки охотника». За этот сборник Оксфордский университет присвоил Тургеневу степень доктора права.
ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ.
В 1843 году в Петербурге Иван Сергеевич Тургенев знакомится с Полиной Гарсиа-Виардо (1822 -1910), - известной певицей. Полине Виардо апплодировали во многих городах Европы. Прожила долгую и красивую жизнь, до краев наполненную любимым искусством. Исполняла народные испанские песни, арии из опер Боссини, Беллини и других выдающихся композиторов. Дебютировала в опере Верди «Отелло», стала петь в Итальянской Опере, директором которой являлся Луи Виардо. За него Полина вышла замуж в 1841 году. Муж Полины – старше ее на 20 лет, спокойный, просвещенный человек. Для Виардо писали музыку Брамс, Берлиоз, Вагнер, Шуман. Великий Гейне дорожил ее улыбкой, взглядом. Умела перенести слушателей в разные эпохи, страны. Редкий ум, разностороннее образование. Воля, требовательность к себе. «Из рода орлов, а не соловьев», - говорили современники. «Она была более чем певица», -
писала Жорж Санд. Под впечатлением от певицы Ж. Санд создала роман
«Консуэлло». Ж. Санд мечтала о том, чтобы П. Виардо возглавила оперную сцену. Во Франции – реставрация монархии, и Полине Виардо не могли простить республиканских убеждений. В других странах она выступала с большим успехом, чем во Франции.
Четыре раза выступала в Петербурге. Пела русские романсы: Даргомажского, Варламова на слова Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Оставив сцену, стала выдающимся музыкальным педагогом. Ее питомцы – из разных стран Европы. Тургенев в шутку называл их «интернациональной гвардией».
Прекрасны письма Тургенева к Полине Виардо: «Мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной» (1850 год).
ТУРГЕНЕВ И ЕГО РОМАНЫ.
ГЕРОЙ И ЭПОХА.
В 1854 году выходит повесть Тургенева «Муму». В 1856 году – роман «Рудин», в котором отражена психология и идеология дворянской интеллигенции, ее роль в жизни страны. Впервые появляется термин – «лишний человек». Рудин – человек мыслящий, честный. Мечтает о благе для Родины, но очень далек от реальной жизни. Первое испытание – и он «весь рассыпался». Лежнев от лица Тургенева говорит: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
Тургеневская «Ася» - замечательная повесть о любви.
В 1859 году выходит «Дворянское гнездо», имеющее драматический сюжет. Лиза Калитина и Лаврецкий – герои, вышедшие из «дворянского гнезда», и их психология близка автору. Оба приходят к выводу: отказ от личного счастья может стать нравственной необходимостью.
В 1860 году Тургенев пишет повесть «Накануне». Ее герой – Инсаров - болгарин, посвятивший жизнь освобождению Родины от власти Турции. Великая цель определяет его поступки. В нем нет раздвоенности прежних героев, а только воля и решительность. Инсаров готов пожертвовать даже любовью ради освобождения Родины.
«Тургеневские женщины» - красивы, целеустреленны, самоотверженны.
В 1862 году выходит роман «Отцы и дети», отразивший суровую реальность жизни, которая «есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
В 1861 году происходит отмена крепостного права. Нарастание революционных настроений не нравится Тургеневу, но и реакционная
политика самодержавия не поддерживается им.
В 1867 году выходит повесть «Дым». В ней автор осуждает группу генералов-аристократов, показывает моральное вырождение дворянства, духовную гибель Ирины.
Заканчиваются 60-е…- важнейший период жизни и творчества Тургенева. Вокруг него всегда было много людей; некоторым современникам казалось, что писатель никогда не уединялся в свой кабинет для работы. Он был знаком со всеми корифеями тогдашней литературы: от Некрасова до Толстого. И все же одиночество его будет поразительным – виной тому и характер, и убеждения либерала-писателя.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- КОРИФЕЙ – (ОТ ГРЕЧ. «KORYPXA», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ВОЖДЬ», «ПРЕДВОДИТЕЛЬ»), - ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ И
ИСКУССТВА.
- ЛИБЕРАЛ – (ОТ ЛАТ. «LIBERALIS», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «СВОБОДНЫЙ») – СТОРОННИК ЛИБЕРАЛИЗМА.
ЛИБЕРАЛИЗМ – ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, ОТСТАИВАВШЕЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ (ПАРЛАМЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, СВОБОДА ТОРГОВЛИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА; СВОБОДА ЛИЧНОСТИ).
Ожесточенная идейно-классовая, политическая и литературная борьба той эпохи выразилась и в расколе «Современника».
Сказывается личная неустроенность писателя: «Так жить нельзя. Полно сидеть на краешке чужого гнезда. Своего нет, ну и не надо никакого». «Ничейность» эта и любима им, и мучительна.
Власти постоянно давали понять, что в России он нежелателен. Да и любовь к Полине Виардо вела его по европейским дорогам. Герцен говорил, что Виардо «украла» Тургенева у России. В этом – лишь часть правды: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас не может без нее обойтись» («Рудин»). Россия жила в нем глубоко, но она и учила его более всего (так было когда-то с Гоголем). Чтобы писать о России, нужно было уехать из России.
В 1877 году выходит роман «Новь» - о народническом движении 70-х годов.
Народников отличают честность, преданность народу. Марианна говорит: «Мы пойдем в народ, - мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем, - я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки… И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье, счастье…».
Но, как истинный художник, Тургенев показывает трагизм народничества: идеализация крестьянства, вера в то, что крестьянству присущи социалистические убеждения.
Два последних романа отражали ожесточенную общественную борьбу 60-х – 70-х годов, - они отличаются идеологической заостренностью.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВ.
В романах глубоко исследуется современная жизнь. В них отразились:
- идейные искания 40-х – 50-х годов («Рудин», «Дворянское гнездо»);
- преддверие 60-х годов («Накануне»);
- революционно-демократический этап («Отцы и дети»);
- народничество («Новь»).
Тургенев – художник необычайно вдумчивый, наблюдательный. Трудно понять происходящее, участником которого являешься ты сам. Леонид Мартынов написал об этом так:
Событие свершилось, но разум
Его не освоил еще.
Оно еще пылким рассказом
Не хлынуло с уст горячо.
Тургенев великолепно умел оценить, рассказать, предугадать.
Герои его романов не оставляют нас безразличными, мы любим их, верим им.
Глубокий психологизм отличает романы. Писатель считал, что художник «должен быть психологом, но тайным». Читатель имеет возможность домысливать, восстанавливать недостающие звенья.
Большой мастер словесного портрета, пейзажей. Его стиль своеобразен. Талант Тургенева раскрывается в романах с особой силой, он своеобразен и самобытен.
ТУРГЕНЕВ И УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
(СООБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ)
ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРГЕНЕВА ЗА ГРАНИЦЕЙ.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
Тургенев внес огромный вклад в популяризацию русской литературы за границей. Он в совершенстве знал французский язык, а французскую литературу – лучше самих французов. Он расширял интерес Западной Европы к русскому языку, русскому искусству. Многие годы прожив во Франции, Тургенев подружился с Жорж Санд, Густавом Флобером, часто встречался с Мопассаном, Мериме, Золя, Доде, братьями Гонкурами. Ги де Мопассан вспоминал свою первую встречу с Тургеневым так: «Двери отворились. Вошел великан. Великан с серебряной головой, как сказали бы в сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода; и в этой сверкающей снежной белизне – доброе и спокойное лицо…». Французов поражали его ум, эрудиция, широчайшая образованность.
Венцом французской литературной жизни Тургенева стал международный литературный конгресс в 1878 году. Писатель был избран вице-президентом
конгресса, сидел рядом с Виктором Гюго – председательствовали по очереди. Речь Тургенева имела большой успех. Перед лицом всей Европы Тургенева наравне с Гюго возвели в сан патриарха литературы.
Именно благодаря деятельности Тургенева в 60-е – 70-е годы девятнадцатого века русская литература выходит на мировую арену.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
1879 год – приезд в Россию. В Петербурге с успехом идет пьеса «Месяц в деревне» (в главной роли – М.Г. Савина). Пьеса встречена зрителями, особенно молодежью, с горячей симпатией.
1880 год – присутствует на открытии памятника Пушкину в Москве. Растет недовольство вольномыслием писателя (в правительственных кругах). Летом 1880 года писателя торжественно чествовали в Англии, в Оксфордском университете, где ему была присуждена ученая степень доктора права.
Выходит сборник «Стихотворения в прозе». Они написаны в трудное время, но сколько в них тепла, света – и печали… («Senilia» - «Старческое», «Как хороши, как свежи были розы…», «Воробей», «Порог», «Русский язык» и др.). Нравственный облик писателя раскрывается в них с огромной силой.
В 1882 году Тургенев тяжело заболел. Болям в спине поначалу не придавал значения. Знаменитый в те годы врач Шарко определил невралгию, затем диагноз – грудная жаба, но – начинался рак спинного мозга, сковавший и разрушивший три позвонка.
В Буживаль весной 1882 года его уже перевезли в тяжелом состоянии. Там жила семья Виардо. Писатель был окружен заботой, вниманием. Почувствовал себя лучше, начал работу над повестью «Клара Милич».
Январь 1883 года – операция, но она не помогла. Начались сильные боли, спасал лишь морфий. Он безнадежно болен, но любовь к литературе в нем не умирает. Диктует Полине Виардо очерк «Пожар на море», задумал роман.
Умер 22 августа (3 сентября) 1883 года. Предчувствуя скорую кончину, в письме к своему другу – поэту Якову Полонскому пишет: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».
Незадолго до смерти просил друзей похоронить его в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским.
В сентябре 1883 года его прах перевезли в Россию. Случайно вышло, что гроб с телом Тургенева из Берлина отправили без сопровождающих. Полина Виардо ехала следующим поездом. Одинокий Тургенев одиноко возвращался домой…
27 сентября в Петербург прибыл траурный вагон, весь в цветах и венках. Россия встретила его с благоговением – он вернулся навсегда… Похороны приобрели характер крупного общественного события, вызвав тревогу в правительственных кругах.
ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ
ПОКОЛЕНИЙ.
Мы перелистываем страницы жизни Тургенева, думаем о нем, учимся у него. Его вклад в литературу огромен. Он дал на свои стихи, пьесы, рассказы, повести, романы – дал свою душу, свои мысли. Его творчество – бесценный подарок для каждого, кто учится думать о жизни, стремится ее познать, дорожит правдой. Великий писатель учит нас честности, благородству, призывает к милосердию. Его книги – тот чистый родник, из которого мы будем пить, пока человечеству нужны «добро, свет, нравственная красота». «Его миссия была исключительно умиротворяющей. Он был подобен Богу из книги Иова, который насаждал мир в вершинах» (Эне Ренан).
И для вас, будущих педагогов, призвание которых – «сеять разумное, доброе, вечное», творчество великого классика – неисчерпаемый источник этих вечных ценностей.

Приложенные файлы


Добавить комментарий