Мастер-классТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников


Мастер- класс
для педагогов ДОу«Триз-технология в ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, Шиянова Анна Евгеньевна
1.Введение в проблему.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Перед тем, как объявить тему моего мастер-класса, я предлагаю поиграть

Игра «Жилье, дерево, фрукт». (подвести итог игры)
Обратите внимание, что ответы у большинства оказались одинаковыми – это яркий пример шаблонного мышления, (или психологическая инертность). Но есть другой вид мышления — нешаблонный, т.е. творческое мышление. Ему нужно учить с детства.
И вот сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Триз-технология в ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников»
Что же такое ТРИЗ? (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером, это прикладная диалектика, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Используются нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую я учу детей применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.
Основные этапы работы.
Итак, предлагаю перейти к практической части:
Сначала детей младшего и среднего возраста я учу выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других объектов, например:
Младший возраст: цыпленок желтый, как солнышко, круглый, как мячик, бегает быстро, как мышка).Средний и старший возраст: Принцип тот же, но тут уже учу детей составлять двух-, трехстрочные загадки по моделям. Чтобы было понятнее, давайте с вами сначала рассмотрим примеры составления загадок, а потом попробуем сами составить загадки по опорным листам.
( опоры для загадок разложены опоры заранее)
№1.
Составим с вами загадку по опоре №1. Загадка про детскую игрушку – волчок.
На что похоже? Чем отличается?
На балерину Неживой
На зонтик От дождя не укроет
На гриб Несъедобный
Получается загадка «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть нельзя. Что это?
А теперь, попробуйте сами составить загадку, пользуясь опорой и примером.
Когда дети усвоят этот способ составления загадок, я предлагаю им составлять загадки по вопросам «Какой (Что делает?)«а не» Что такое же?». Потом вы можете сами потренироваться в составлении таких загадок.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят отгадывать загадки, но придумывание своих загадок не оставит равнодушным никого. Я использую составление загадок, как на занятиях, так и вне занятий. В форме соревнования между несколькими группами детей. Даю как домашнее задание.
Далее я учу детей умению сужать поле поиска объекта в одномерном пространстве.
Рассмотрим эти игры.
Проводится игра «Да-Нетка» (линейная) или “Угадай, что я загадала”
Правила игры:
Использовать нечетное количество предметов.
Предмет, который находится в середине, должен чем- то выделяться (выше, ярче).
Ставить вопрос так, чтобы ответить на него можно было бы только «ДА» или «НЕТ».
Ставя вопросы, вы должны постоянно сужать поле поиска, как бы мысленно отсекая ненужное вам.
Первым вопросом вы должны выяснить, загаданный объект находится слева или справа (только в двух вопросах)
Дальше задавайте вопросы, используя слова «между», «слева», «справа», «рядом»
(перед педагогами на столе выставляется ряд из 7 или 9 любых предметов)
Такую линейную «Да-Нетку» осваивают дети младшего и среднего дошкольного возраста. Когда дети научатся играть в нее, я учи их производить поиск используя такие понятия как дни недели, месяцы года, размер, цветовая гамма, овощи-фрукты, животный мир.
Только к старшему возрасту я перехожу к другому виду «Да-Нетки». (на классификацию)
Проводится игра « Да-Нетка» (на развитие у детей классификационных умений)
( прежде, чем начать играть в эту игру, я прочитаю правила игры, после чего вы поймете, как угадать загаданный предмет.)
Правила игры:
1.Ставить вопрос так, чтобы ответить на него можно было бы только «ДА» или «НЕТ».
2.Ставя вопросы, вы должны постоянно сужать поле поиска, как бы мысленно отсекая ненужное вам.
3.Первым вопросом вы должны выяснить, загаданный объект относится к рукотворному миру или к природному. (только в двух вопросах)
4.Дальше следуйте опорным схемам.
(опорные схемы раздать участникам заранее)
Положите перед собой опорные листы.
я, как ведущая, исполняю роль компьютера, который может говорить только 2 слова «Да» и «Нет», а если вопрос поставлен неверно, компьютер «зависает» и выдает звук «З-З-З». Проводится игра.
Когда дети освоят и линейную «Да-Нетку», и на классификацию, я начинаю учить их играть в пространственную «Да-Нетку», когда загаданный предмет находится в комнате, в группе и т.д.На следующем этапе я учу детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Для этого существует целая система методов и приемов:
- обучение детей сравнению;
- Мозговой штурм;
- Поиск противоположностей (игры «Наоборот», «Перевертыши»);
-Решение проблемных ситуаций, из которых на первый взгляд нет выхода, т.е генерация идей по решению изобретательской задачи;
- Игры на решение внешних и внутренних ресурсов;
-Моделирование маленькими человечками;
-Сравнение систем.
Рассмотрим некоторые из перечисленных приемов поподробнее.
Игра «Цепочка слов» ( на сравнение систем)
Например: я произношу слово, обозначающее предмет или явление (сахар)
Первый участник называет любой признак этого объекта (какой?).
Следующий – другой объект, имеющий такое же свойство (что еще такое же?).
И так далее.
Как видите, игра учит детей сравнивать различные системы.
Игра «Угадай-ка» (сравнивать характерные и специфичные признаки объекта)
Например: в коробочке лежат несколько предметов, допустим кусочек льда и пластина с капельками воска. Ребенок, пощупав предметы, объединяет их признаки в признаки одного объекта (мокрый и холодный лёд, пупырчатая пластина – итого, ЛЯГУШКА).
Попробуйте и вы объединить признаки и свойства предметов в этой коробке в признаки одного объекта.
Далее я учу детей находить противоположные качества объектов и находить разрешение противоречий.
Например:
Мел должен крошиться, чтобы оставлять след на доске, и в то же время не должен крошиться, чтобы не пачкать руки. Помогите решить эту проблему. (принимаются разные варианты ответов)
А теперь, давайте проверим, как вы поняли этот прием, на примере такого объекта – «Педагогический фестиваль «Путь к мастерству »
( «Фестиваль» - это хорошо, почему? ( узнаем много нового)
«Фестиваль» - это плохо, почему? ( «далеко ехать» или «пропускаем свои занятия»)
Решаем противоречие: «Фестиваль» нужен, потому что мы узнаем много нового, и не нужен, потому что пропускаем свои занятия. (ответы)
Как решить эту проблему?
Когда дети уверенно освоили приемы разрешения противоречий, я предлагаю им изобретательские задачи.
Например: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета.
1. Какая проблема возникнет у нового зайца?
Дети отвечали так: На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .
2. Как помочь новому зайцу выжить?”
Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . .
Решение: Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.
Варианты изобретательских задач зависят от творчества воспитателя, можно придумать что угодно.
Еще один вид интересных игр – это…
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов, например «Фантазия» 
Ход: Коллеги. Представьте себе, на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки.
Итог.
Итак, сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приемами. Очень хотелось бы, чтобы вы использовали в своей работе ТРИЗ-технологию, так как с ее помощью можно проводить интеграцию различных образовательных областей. Для этого я приготовила вам набор игр на развитие творческого мышления.
В заключение, давайте подведем итог мастер-класса следующим образом:
Перед вами лежат листы бумаги, положите левую ладонь на лист, обведите ее карандашом. И на каждом пальце напишите, что вам понравилось и не понравилось.
Спасибо за совместное творчество!

Приложенные файлы


Добавить комментарий