Презентация Дымковская игрушка


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Д
ы
м
к
о
в
с
к
а
я
и
г
р
у
ш
к
а
Где родилась дымковская
игрушка?

в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек
из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково͕ что недалеко от Вятки͕ и родилась
дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки͕ слобода по
утрам подернута легким туманом͕ как бы дымком. Возможно͕ что и
название свое слобода получила из
-
за этого͕ а может͕ из
-
за того͕
что вился над каждым домом дым из русских печек͕ когда мастера
обжигали игрушки.
Деревня Дымково
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые
дали,
И село большое
Дымково назвали.
(
Народное творчество)
Как возник этот вид промысла?

Оказывается игрушечный промысел в Вятке͕ возник в глубокой древности.
Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским
весенним праздником «свистопляской
».
На гулянье͕ "Свистопляску"͕ люди
приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и
перекидывались расписными глиняными шариками
.
Так
и повелось͕ что "в Вятке
делают
игрушки
для
свиста
".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным
образом это были свистульки͕ которые использовали и старые и малые на
местном народном празднике͕ называвшемся когда
-
то Свистопляской͕ а позже

Свистуньей. Свист был главной особенностью͕ главным развлечением этого
праздника. Когда праздник кончался͕ глиняные расписные игрушки ставили на
окна.
А как сделать дымковскую игрушку?

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры
выполняется одним
мастером.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают
отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается͕ что она
делается не из одного куска глины͕ а из нескольких. Шарик глины
раскатывают в блин͕ из блина делают конус
-
готова юбка барыни. Стенки
конуса выравнивают
-
вертя заготовку в руках. Затем͕ смачивая водой͕
прикрепляют ручки
-
колбаски͕ шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки
разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем
украшают игрушку деталями
-
кокошник͕ муфта͕ сумочка͕ собачка͕ косички͕
шляпка и т.д.
Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в
течение 3
-
5 дней͕ иногда дольше͕
на воздухе. А затем обжигают.

В старые времена
игрушку
обжигали в русских печах.
Ставили прямо на дрова͕ либо на
железный противень.

Глина начинает разогреваться и
скоро становится как бы
прозрачной
-
светится ровным
красным цветом в огне. На этом
процесс обжига заканчивался͕ и
игрушки медленно остывали в
потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают
в
муфельных печах
при
температуре более 1000 градусов.
Такая высокая температура придает
глине еще большую прочность.
Печи довольно большие͕ в них
игрушки загружают партиями.
Обеливание
и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево
-
красной. Для
побелки в старину использовали раствор мела на молоке
-
окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и
образует
прочную яркую пленку.
Обеливание
-
это характерная черта Дымковской игрушки.
Сейчас
обеливание
производят с помощью темперных белил͕
которые наносят кистью.

Финальная часть процесса
-
роспись
.
Сухие краски растирались с яйцом͕ добавлялся перекисший квас или
уксус. Цветовая гамма была небогатая͕ только основные тона. Эти краски
как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено.
В XX веке стали использовали гуашь͕ также разведенную на яйце. Сейчас
используют яркие акриловые краски
-
очень стойкие.
Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали. Они блестят и придают
вместе с яркими красками
ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового
лоскута͕ намотанного на палочку) и лучинки
-
палочки для наведения глаз и бровей.
Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые
или хорьковые кисти. Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный
геометрический узор͕ сочетающийся с гладкоокрашенными частями.
Роспись начинают с изображения краской
двух прядей волос͖ тонкой лучинкой
-
«
глазничкой
»
-
наносят две точки глаз и
тонкие дуги бровей͕ другой палочкой из луба
-
«
пятнушечкой
»
-
печатают рот и два красных
кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На
втором этапе ровно закрашивают («мажут»)
желтой или красной краской головной убор и
другим насыщенным цветом
-
кофту. На
заключительном этапе свободной кистью
импровизационно
наносят узорочье на юбку͕
платье͕ передник͕ кокошник. Характер узоров
глиняной дымковской игрушки определился
обобщенной формой фигур͕ потребовавшей
условных декоративных элементов͗
кружочков͕ полосок͕ прямых и волнистых
линий͕ точек и штрихов͕ из которых
складывается геометрический орнамент.
Посмотри͕ как хороша
Эта девица
-
душа
Щечки алые горят͕
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
Голосисты эти птицы
И нарядны͕ словно ситцы!
(Народное творчество)
Барашек
-
свисток.
Левый рог

завиток,
Правый рог

завиток,
На груди

цветок.
(
Народное творчество
)
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
Что общего у всех этих игрушек?
Нравятся ли вам эти игрушки? Какая
больше всего? Почему?
Где расположен узор на дымковской игрушке?
Какие цвета использовали мастера для
росписи игрушек?
Какие узоры вы видите на игрушках?
С
п
а
с
и
б
о
з
а
в
н
и
м
а
н
и
е
!
Презентацию подготовила
Нечаева Ольга Александровна
п
едагог ГБОУ №21 г.Ломоносов

Приложенные файлы


Добавить комментарий