Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий.Музыкальный руководительМАОУ Детский сад №79 « Гусельки»Захарова Евгения Владимировна Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию. Классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РДА:Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;Релаксационные методы;Коммуникативные методы;Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности. Данные методы направлены на коррекцию составляющих аутичной проблематики:нарушения социального взаимодействия и коммуникации;неадекватность функционирования эмоциональной сферы;отсутствие гибкого поведения в социуме;наличия стереотипного поведения. Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях с детьми аутистами: формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Мы не стараемся превратить этих детей в хороших исполнителей, а пытаемся с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации. Принципы построения занятий:1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия. 2) Постепенное усложнение материала:Построение занятия от простого к сложному: от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами:Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо–двигательным процессом. Рекомендуемая структура музыкального занятия с детьми аутистамиПриветствие как ритуал;Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);Коррекционно – развивающие упражнения ( основной блок);Прощание как ритуал Этапы основного блока музыкального занятияІ этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы. Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы. Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому мы стараемся сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык. Особенности обучения игре на музыкальных инструментах (из опыта работы музыкального руководителя КДОУКТ №168 «Особенный ребенок» Василевской О.О.)Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми.Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения.Для ребенка с аутизмом звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук.Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха.Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения.На следующих этапах работы с детьми мы придумываем графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначаем последовательность игры инструментов. (Метод визуализации очень важен при обучении детей с РДА.) Для визуализации длительности звука используем разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины. Используем также схематические изображения, выкладывая ритм на фланелеграфе: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска…), короткий звук – маленькая.Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает детям аутистам наглядно представить и отобразить этот ритм. Метод использования схематической партитурыПосле того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка. Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РДА со своими сверстниками: - игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;- танцы в парах, хороводе; участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.

Приложенные файлы


Добавить комментарий