Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.


Влияние малых форм устного народного творчества на
развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.
Народ - непревзойденный учитель речи.
Ни в каких других
произведениях кроме народных, не найти такого
продуманного по звучанию расположения слов.
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали: необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнить указанные функции, также всем хорошо известно, что развитие детей во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. И как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития.
А ведь ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях дома ребёнка остается одной из актуальных в теории и практике ранней педагогики и психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде развития. Известный отечественный психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в развитии ребенка. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Исследуя данную проблему, Н.М. Щелованов и его сотрудники установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.
Чем же можно снизить влияние депривационных факторов и разнообразить жизнь детей в доме ребенка. Одним из таких средств являются малые формы устного народного творчества (слово «фольклор» будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость»).
Немного истории. Впервые внимание на малые формы устного народного творчество было обращено в IXХ веке. В 1844 году издан небольшой сборник детских народных сказок. Детские сказки в особую группу были выделены впервые. Интерес к детскому фольклору вырос настолько, что многие газеты отводили целые полосы для публикации произведений детской народной поэзии. Тот факт, что пестуньи (няни) имели особый репертуар сказок для детей, говорит о понимании народом педагогической ценности сказок. Но если собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Начиная с 60-70-х гг. ХХ века шло довольно интенсивное освоение детского фольклора. Появляются публикации, статьи, диссертации, монографии, рецензии, сборники, разделы (главы) в учебных пособиях по устному народному творчеству и детской литературе. Однако на современном этапе довольно редко можно встретить публикации, рассказывающие о малых формах устного народного творчества, а, в особенности, об их использовании в работе воспитателя с детьми.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песенки, игровые приемы, танец.
Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав устного народного творчества. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. B фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских возможностей. Таким образом, малые формы устного народного творчества представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях малых форм устного народного творчества, поэзии пестования или как её ещё, называют, материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями», а может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии часто являются высокохудожественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования.
Установлено, что гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями в речевом развитии способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклонениями в речевом развитии. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.
Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяет воспитателю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.
У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга – речи. Различные неблагоприятные факторы влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка. Причины задержки в развитии речи детей различны: это и состояние его анамнеза, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и недостатки педагогических воздействий, и сложная адаптация к новым условиям жизни. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи специалистов. Как правило, на занятиях они малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться. Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние, важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. При задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Помочь воспитателю в решении этих вопросов может, опять же, применение различных форм малого устного народного творчества.
Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавляются интересы и устремления фольклористики, этнографии, педагогики и психологии детства. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению.
Коротко охарактеризуем каждый из этих жанров поэзии пестования:
1. Колыбельные песни.
Старинное значение этого слова шептать, заговаривать.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи, а также вызывают состояние психологического комфорта. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
2. Пестушки.
Это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках.
Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, это в чем-то напоминает физзарядку. В более позднем возрасте пестушки помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребёнком, помогают настроиться на занятие, показывают ребёнку как взрослый к нему относится.
3. Потешки.
Это песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками.
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки-приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно. Потешки как раз и создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки") и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению сначала действий, которые сопровождают, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую информацию. Потешки сменяются прибаутками.
4. Прибаутки.
Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.
Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение.
5. Сказки.
Сказка - элемент устного народного творчества, прозаическое, повествовательное произведение. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках с XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание.
Простота без пестроты - вот что такое сказка. Выточенная и отшлифованная поколениями, сказка не содержит вредного или даже просто лишнего. Сказка – это вымышленная история, героями являются обычные люди и животные. Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
сказочные инициалы, зачины; срединные формулы; сказочная концовка, финал;
кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды.
Клишированное описание портрета, формульные вопросы-ответы, места действия, действий, общефольклорные эпитеты.
Сказки бывают вечерние и дневные. Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении.
Дневную сказку нужно рассказывать самим, не прибегая к магнитофону или компьютеру. Для ребенка очень важно общение, живой контакт. Он должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица. Рассказывать нужно тихо, спокойно, не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки, дикция должна быть правильная. Жесты, мимика, тембр голоса имеют важное значение. Сказку рассказывают с большим чувством, расстановкой, с упоением. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет. Слушая, он создает в своем воображении образ героев. Сказки можно рассказывать по картинкам, иллюстрациям. Днем можно рассказать веселые смешные сказки, чтобы ребенок посмеялся, взбодрился, а перед сном сказка должна быть спокойной, умиротворенной, доброй.
Часто дети слушают одну и ту же сказку по несколько раз. И если малыш просит рассказать сказку уже в пятый или шестой раз, то не отказывайте ему, т.к. при каждом рассказе он улавливает все больше мелких деталей, и только при многократном слушании он добирается до глубинного смысла.
После рассказа сказки желательно ребенку позадавать вопросы (если малыш уже умеет разговаривать). Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе.
Следует отметить, что левое полушарие мозга созревает у ребенка позже, чем правое. Его работа базируется на деятельности правого полушария, которое является своеобразным собирателем образов и символов. Но добыть их можно лишь в процессе непосредственных контактов с другими людьми, во время игр и, при чтении сказок. Увы, в наш век технического прогресса педагоги не всегда осознают важность знакомства ребенка со страной фантазии. Психолог Т.Везель считает, что: "Не фантазирующий ребенок, не рисующий что-то свое, особое, гораздо более тревожен, чем не знающий основ грамоты".
6. Загадки.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится точное содержание отгадки. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
7. Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
8. Докучные сказки.
Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов.
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.
Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Немного теории. Только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившиеся к детскому фольклору, «говорят на разных языках», поэтому следующие жанры были выделены по совокупности признаков, рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре.
По давней традиции принято сопровождать все действия по уходу за малышом прибаутками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет взрослый, ухаживая за ребёнком, – все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что это гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких.
Сначала ребёнку читают сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, а уже в начале второго года жизни расширяют знакомство с художественным материалом, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами.
После чтения небольших произведений фольклорного жанра детям читают произведения, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет.
Первоначально основу составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например “бай – бай”, “дай – дай”; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием, звукоподражанием, словом.
В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку рябу. Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы, помогает ребёнку подойти к диалогической речи.
В чём же уникальность малых форм фольклора:
1. По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
2. Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития речи детей раннего возраста. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей.
3. У детей раннего возраста еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата, а малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению. По меткому определению К.Д. Ушинского, малые формы фольклора помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
4. Подойдут стихотворные тексты, взятые из устного народного творчества и для усвоения мелодики и грамматики языка.
5. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.
6. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.
7. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
8. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
9. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
10. В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В реализации данных задач прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтичность русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоконравственный, свободный дух России.
В ст. 14 Закона «Об образовании» РФ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
Словарь:
Депривация- (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации.
Аффективный- эмоционально окрашенный.
Литература: 1. Евсюкова А. Н. «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте». 2. Чернядьева Т. «Знакомство детей с малыми фольклорными формами».
3. КольцовА М. М., РузинА М. С. «Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».
4. «Каролина» программа для детей с особыми потребностями.
5. Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации».
6. Рыжовой Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы)»
7. Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня «Шаг на встречу». Интернет ресурсы:
1. festival.1september.ru/articles/525229/
2. «Народный фольклор как средство развития речи детей раннего возраста» http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3bd68b5c53b88521316d37_0.html
3. «Проблемы развития речи детей-сирот второго года жизни». http://coolreferat.com/Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2года жизни часть-4
4. http://nattik.ru/?cat=40
5. http://www.2mm.ru/razvitie/497
Материнский фольклор
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, младенец мой прекрасный, Ночь пришла, Баю- баю, за рекой
Баюшки, баю. Темноту принесла; Зайки водят хоровод:
Тихо смотрит месяц ясный Задремал петушок, Зайки, заиньки,
В колыбель твою. Запел сверчок, Не пора ли баиньки?
Стану сказывать я сказки, Уж поздно сынок, Вам под осинку,
Песенку спою, Ложись на бочок. Алёше - на перинку.
Ты дремли, закрывши глазки, Баю - бай, Лёшенька
Баюшки, баю. Засыпай скорёшенько.

ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ
Распеленав ребенка, пестуют:
Потягунюшки, порастунюшки, Куй, куй, ковалек,
Поперек толстунюшки, Подкуй чеботок:
А в ножки ходунюшки, На маленьку ножку
А в ручки фатунюшки, Золоту подковку.
А в роток говорок, Подай молоток
А в голову разумок. Подковать чеботок.
Учат осознанному движению руками:
Гуси летели, Уты, уты полетели,
Лебеди летели, На головку сели.
Гуси летели, Сели, сели, посидели
Лебеди летели... Да опять полетели,
Уты, уты, уты...
ПОТЕШКИ
Водичка, водичка, Большие ноги - Ладушки, ладушки!
Умой моё личико, Шли по дороге: Где были?
Чтобы глазки блестели, Топ, топ, топ, - У бабушки!
Чтоб смеялся роток, Топ, топ, топ, - Что ели?
Чтоб кусался зубок. Маленькие ножки, - Кашку!
Бежали по дорожке: - Что пили?
Топ, топ, топ, топ, топ, - Бражку!
Топ, топ, топ, топ, топ. Кашка масленька,
Бражка сладенька
Бабушка добренька.
Попили поели
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
ПРИБАУТКИ
-Федул, что губы надул? Я по лесу пройду, - Коза, коза,
Кафтан прожег. Я бруснику найду Где ты была?
Зачинить можно? Если нет лукошка, - Коней стерегла.
Да иглы нет. Соберу в ладошку. - И где кони?
А велика ли дыра? Прыгну через лужицу, - Они в лес ушли.
Один ворот остался! Голова закружится - - А лес тот где?
И в траву брусника… - Сгорел…
Тут её найди - ка!
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ
Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока - в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Аппетит приходит во время еды.
Без порток, а в шляпе.
Без сучка да без задоринки.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Береги нос в большой мороз.
Бери быка за рога.
Будет день — будет пища.
Будет тебе белка, будет и свисток.
В зимний холод всякий молод.
В каждой избушке — свои игрушки.
Век живи — век учись.
Ветер — дыхание природы.
Все полезно, что в рот полезло.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякий кулик на своем месте велик.
Всякой матери свое дитя мило.
Всякому овощу — свое время.
Выпил больше, чем смог, но меньше, чем хотел.
Где кисель — тут и сел, где оладьи — тут и ладно, где пирог с крупой — тут и мы с рукой.
Глаза страшатся, а руки делают.
Глухому две обедни не служат.
Делано наспех и сделано насмех.
Дело мастера боится.
Делу — время, потехе — час.
ЗАГАДКИ
Раньше всех встаёт, Мягкие лапки, Му-му,
Кукареку - поёт. А в лапках- царапки. Молока кому?
Живёт во дворе, поёт на заре, Прыгает ловко, Ко-ко-ко поёт,
На голове гребешок. Любит морковку. Своих деток
Кто же это?… (петушок) Зовёт.
Этот зверь в лесу живёт, Кто у двери нас встречает,
Любит ягоды и мёд. В тишине весь день проспав,
Может громко зареветь. И от счастья начинает
Как зовут его? …(медведь) Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
Скачет по дорожке Кто на улице гуляет
Зелёная квакушка. От ворот недалеко,
Тоненькие ножки, Лапкой землю разрывает
Зовут её…(лягушка) И кудахчет «Ко-ко-ко»?
Зёрнышко клюёт, Мохнатенькая, да усатенькая,
Песни поёт. Молочко пьёт, да песенки поёт.

Приложенные файлы


Добавить комментарий