Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок — творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Девина Нина Акимовна,


учитель русского языка и литературы

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск


Тема урока:


Пре
жняя Москва»

в комедии

А. С. Грибоедова
«Г
о
ре от
ума»»

(
Урок
-

творческая мастерская с элементами
синквейна в 9 классе
)


Цели:

1.

Образовательные:

раскрыть понятия

«типические образы»
, «говорящие
фамилии», «внесценические персонажи»
;
определи
ть
особенност
и
нравс
т
вен
ного

облик
а
фамусовского общества;
выявить специфику

конфликт
а

Ча
ц
кого с обществом Фамусо
ва; познакомить
учащихся
с таким
приемом раб
о
ты, как составление синквейна.

2.

Развивающие:

продолжить формирование критического мышления
уч
а
щихся
;
разви
ват
ь

умение анализировать драматическое произведение
через раскрытие социального конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума»;

продолжить формирование аналитических умений исследо
вания
художес
т
венного текста;

вырабатывать
умение
последователь
ного

монологич
е
ского ответа; формировать навыки

аргументирован
н
о
го

изл
ожения своей точки зрения с опорой

на текст художественного
произведения

в аспекте подгото
в
ки к ГИА по литературе
.

3.
Воспитательные:

продолжить формирование

умения понимать
социал
ь
ные проблемы, постав
ленные в
произведении;
подтолкнуть учащихся
к стремлению стать яркой, сильной личностью и быть верными своим
убежд
е
ниям;
вызвать потребность в осмыслении характера героя как спос
оба
позн
а
ния внутреннего «я» и способа

художественного постижения
характ
е
ра.

Методы и приемы работы на уроке:

составление синквейна,
творческое
чтение, наглядно
-
иллюстра
тивный, эвристический, прием аналитической
б
е
седы.

Репродуктивные материалы к уроку
:

мультимедийная презентация.

Эпиграф:

«В гру
ппе двадцати пяти лиц
, как луч света

в капле воды
,

отраз
и
лась
вся прежняя М
о
сква». И. А. Гончаров.


Ход урока:

Организационный момент:

проверка наличия текстов, различных
м
а
тери
а
лов к уроку, презентация учителем темы урока.

Я рада приветствовать вас в этот замечательный день.
Я

очень над
е
юс
ь
на вашу активность и творческий настрой. Именно на творческий, потому что
у нас

не
обычный урок
, а творческая мастерская и, забегая вперед, я вам
ск
а
жу, что сегодня мы
узнаем, что такое синквейн и попробуем его
с
о
став
ить
.

Вступительное слово учител
я

Ред
ко
, но все

же случается в искусстве
, что создатель одного
«шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром
Се
р
геевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала
наци
о
нальным достоянием России.

Е
ще в давн
ие времена русский народ
г
о
во
рил о Москве
, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее
стан
о
вится бег н
а
шего времени, тем сложнее представить себе, какой была
Москва два столетия назад, какие нравственные устои одухотворяли ее облик.
Литер
а
тура оставила этот след, воспев столицу в своих произведениях.

Так,

А.
С
. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь
России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую
галерею о
б
разов
обитателей дворянской М
осквы. С одной стороны, он
предоставил чит
а
телям возможность самим оценить быт и нравы московского
высшего общес
т
ва, а с другой


вложил некоторые комментарии в уста
главного героя и гла
в
ного обл
и
чителя


Чацкого:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был

бал, а завтра будет два.

Тот сват
ался
-
успел, а тот

дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Комментарий к теме урока

Что же это за Москва, о которой говорит Чацкий? Кто ее основные
предст
а
вители?
Именно об этом, ребята, мы сегодня с вами и

поговорим.
Тема
нашего

урока:

Прежня Москва»
в комедии

А. С. Грибоедова
«Горе от
ума»».

Но прежде чем перейти к нашему разговору, давайте попробуем
выя
с
нить, кто из вас был самым внимательным читателем и хорошо «знает в
лицо» все фам
у
совское общество».

Я предлагаю вам задание следующего
характера: сейчас я буду зачитывать вам
небольшие цитаты из комедии


небольшие х
а
рактеристики героев, ваша зад
а
ча


угадать, о ком идет речь.

1.

Английского клоба

Старинный верный член до гроба?
(Фамусов)

2.

И золотой мешок,
и метит в генералы?
(Скалозуб)

3.

С тех пор как числится по Архивам

Три награжденья получил?
(Молчалин)

4.

Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут?
(Загорецкий Антон Антоныч)

5.

Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену!
(Репет
илов)

6.


угождает всем людям без изъятия



Хозяину, где доведётся жить,


Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была?
(Молчалин)

7.

Кто слаб здоровьем


у него вс
е рюматизм

И головные боли?
(Платон Михайлович Горич)

А теперь хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку, который
послужит своеобразным толчком к нашему с вами разговору, на слова
Ивана
Александровича Гончарова: «В группе двадцати пяти лиц
, как луч
света в
ка
п
ле воды,
отразил
ась
вся прежняя М
о
сква».

Комментарии учителя к эпиграфу урока:

Как вы понимаете эпиграф? Что значит «отразилась вся прежняя
Мос
к
ва»? Означает ли это, что в комедии участвовали все жители города?

(Это
зн
а
чит, что в фамусовском об
ществе отразились типичные дворянские
общества того времени).

Работа над текстом комедии

Эвристическая беседа

Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных
прои
з
ведений русской литературы. Она не потеряла своей актуальности даже
в наше вр
емя, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение
чел
о
века и общества
-

эти проблемы существовали, и будут существо
вать
всегда. И сейчас среди нас есть

люди, точно сошедшие со страниц комедии
Грибо
е
дова «Го
ре от ума», нужно просто очень хорошо приг
лядеться.
Эти
образы являю
т
ся типическими для любого века и для любого поколения.

Как вы понимаете сочетание «типические образы»?

Давайте запишем
определение в т
етрадь.

ТИП (от греч.


образец, отпечаток, форма)


в произведениях
литер
а
туры и искусства


о
бобщенный образ, в индивидуальных приметах
котор
о
го воплощаются самые характерные признаки той или иной категории
лиц, пре
д
ставляющих определенные слои и категории общества
.

Так
, с
цена бала типи
ч
на для Москвы Грибоедовского времени,

а гости
Фамусова


сам
ые обыкновенные типичные люди московского общества
н
а
чала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести
знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей.
Здесь собир
а
ются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленн
ые
правила повед
е
ния являются законом. Ча
ц
кий со своей правдой и
критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей.
За глаза гости Фам
у
сова осуждают друг дуга. Но если сказать графине
-
внучке,
что она зла отт
о
го, что «в девках целый в
ек», или сказать Хлестовой, что она
вздорная, глупая стар
у
ха


за это можно прослыть и сумасшедшим.
Сцена
бала, как вы уже догад
а
лись, является куль
минацией всего действия комедии
(
действие 3
явление 4).

Ребята, давайте обратимся к ней и посмотрим какая же

на самом деле эта «прежняя Москва» в лицах. Н
а
поминаю вам о творческом
задании, которое ждет вас впереди, поэтому сов
е
тую делать записи
-
характеристики героев в ходе нашей беседы.

Кто первыми прибывают на бал в дом Фамусова? (Горичи Наталья
Дмитр
и
евна и Пл
атон Михайлович).

Какое впечатление производят на вас эти герои?

Изменился ли Платон Михайлович с момента последней встречи с
Чацким? Почему? (Платон Горич


давний знакомый Чацкого, бывший
вое
н
ный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены.
Ч
увствуе
т
ся, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и
искренне огорчен переменой, произошедшей со св
о
им старым другом. Он
хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувс
т
вием.

(
Зачитать
действие
3 явление 6,
стр. 108
)

Кто следующий прибывает на
бал? (князь Тугоуховский и княгиня с
шестью дочерьми).

Что этих гостей интересует в первую очередь?
(Первое, что интересует
княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она
у
з
нает, что кандидат в женихи небогат
, а

дочери говорят тольк
о о моде.)

Кого мы видим потом?
(графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка


злая ст
а
рая дева.).

Что говорит Чацкий о них? (
На
едкие замечания Чацкий отвечает не
менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками


Несчастные!
Должны ль упреки нест
ь от подражательниц модисткам?

За то, что смели
предпо
честь оригиналы спи
скам?
)

А кто такой Загорецкий? Что о нем говорит Хлестова?
Зачитайте.
(
Де
й
ствие 3 явление 10
)
.

Когда появляется сам Фамусов? Голова абсурдной машины под
назв
а
ние
м

«фамусовское общест
во»? (в 11 явлении)
.

Комментарий учителя

Принято считать, что прототипом Фамусова был родной дядя А. С.
Грибо
е
дова Алексей Федорович


«большой московский барин, славившийся
гостеприимством» Поэт о нем писал: «
Вот характ
ер, кот
о
рый

двадцать лет
тому наза
д

был господствующим, характ
ер моего дяди.

Историку
предста
в
ляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была
повсюдукакая
-
то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в
сердцах отсу
т
ствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но
всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви,
му
ж
чин в карты или иначе… у всякого была в душе бесчестность и лживость
на языке… Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресм
ыкался в
передних всех сл
у
чайных людей в Петербурге…»

По
хоже ли опис
ание дяди Грибоедова с описанием
образа Фамус
о
ва?

К
ак вы относитесь к Фамусову? Не вызывает ли он у вас невольную
симпатию и улыбку?

Особая фигура у Грибоедова


Репетилов. Вот, казалось б
ы, с кем
Ча
ц
кому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на се
к
ретные
собрания в Английский клуб.

Но почему

же не удалось Репетилову найти
этот самый общий язык с Чацким? (
Чацкий достаточно умен, чтобы понять,
что это пу
с
тые слова, за которыми нич
е
го не стоит.
)

Аналитическая беседа

по тексту произведения

Одним из ярких

худежественных

приемов, который использовал
Гр
и
боедов в своей комедии является прием говорящих фамилий.

Как вы
пон
и
маете этот прием?
Давайте зафиксируем определение в тетради.

ГОВОРЯ
ЩИЕ ФАМИЛИИ


художественный прием, при котором
ф
а
милия (иногда имя) персонажа передает важную черту его характера.

-

Какие фамилии, на ваш взгляд, в комедии являются таковыми?
Давайте
п
о
пробуем предположить, что означают фамилии представителей
фамусовск
о
го общества и проверить, совпадают ли и они с
сущностью
характера

этих гер
о
ев?

ФАМУСОВ

(от лат.
Fama



« молва»)


воплотилась способность скрыть,
выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от
о
б
щественного мнения, молвы и подчеркива
ет его «говорящая» фамилия.

РЕПЕТИЛОВ
(от фр.



«повторять»)


несет образ
псевдооппоз
и
ционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие
мысли и выр
а
жения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне
пустого чел
о
века, примеряющего на

себе «чужие взгляды и мысли».

ТУГОУХОВСКИЕ

-

следуя логике фамилии
, глух. Почти все его реплики
-

междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня
о
т
лич
а
ется злым нравом и язвительностью.

ХЛЕСТОВА
от «хлесткий»;

СКАЛОЗУБ
«скал
ить зубы
;

МОЛЧАЛИН

-

«молчание»
. Он молчалив, не высказывает своего мнения.
«В мои лета не должно сметь своё суждение иметь».

-

А теперь обратимся к фамилии главного героя. Как вы думаете, что
означ
а
ет фамилия Чацкого?

ЧАЦКИЙ

-

п
ервоначально она писалась как Чад
ский

(от слова «чад»)


ра
з
веиваются иллюзии, подвергаются сомнениям многие идеи. Второе
объясн
е
ние фам
и
лии: Чаадаев


прототип Чадского, даже их судьбы схожи,
они оба были об
ъ
явлены сумасшедшими
.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких переме
н, но
и не желающие даже слышать о них
-

вот

главная характеристика
фамусо
в
ского общества.

Чьи интересы оно охраняет? (недалекого умом дворянства,
привыкш
е
го жить на высшем уровне и привыкшие руководить и владеть
крестьян
а
ми).

Что больше ценит в людях и по
чему?

Цель в жизни Фамусова и его гостей?

Как относятся Фамусов и его гости к науке, образованию, воспитанию?
Подтвердите свой ответ цитатами из текста (д
ействие 3 явление 21, стр. 138).

Как Фамусов относит
ся к крепостным?

(действие 2 явление 5,стр. 65).

В драматургических произведениях возможно введение
внесценич
е
ских пе
р
сонажей.

ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ


упоминается

в речах
главных
г
е
роев
, находящихся на сцене, но сам на сцене не появляется.
Внесценические персонажи особенно важны для характеристики об
щества,
лиц, их упом
и
нающих.

Их мы видим и в комедии «Горе от ума».
Для чего Грибоедов ввёл в
текст внесценические персонажи?


Комментарий учителя

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит
де
й
ствие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью

внесценических
персон
а
жей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы
в по
л
ном объеме. Они д
о
полняют и расширяют ее.




Большинство внесценических персонажей представлены “веком
м
и
нувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почит
аются за
образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла
Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма
Петрович (“по
ч
тенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить...”) и
Максим Пе
т
рович:

Сурьезный взгляд, над
менный нрав. Когда же надо
подслужиться, И он сг
и
бался вперегиб
)
.

Почему же Чацкий не был понят и принят этим обществом?

(Пот
ому
,
что

Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает
неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чац
кого,
выдума
н
ный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они
просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он
нормал
ь
ный, и все, что он говорит, правда, то это значит
, что фамусовское
общество


это общество пустое, никчемное,
изжившее себя
. А этого
невозможно даже в мыслях пре
д
ставить
)
.

Итак,
ребята
,
сегодня перед вами словно кадры из киноленты под
н
а
званием «прежняя Москва» предстали образы окружения Фамусова, и
пр
и
шло время творческого задания под названием синквейн.

-

Может

быть, кому
-
то знакомо это слово? Нет? Тогда я расскажу вам о нем.

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», кажется, что это что
-
то
непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего
сложного.

Для начала


немного теории.

В начале
XX века форму синквейна разработала американская поэтесса
Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими
миниатюрами хайку и танка.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк. Данное с
тихотворение пи
шется по определённым
правилам: н
а первой строке записывается одно слово


существительное. Это
и есть
тема

синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных,
ра
с
крывающих тему сиквейна.

Третья строка


три глагола, описывающих
де
й
ствия
, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается
ц
е
лая фраза


афоризм
, при помощи кот
о
рого нужно выразить своё
отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение,
цитата, послов
и
ца или составленная самим учеником фраза в контек
сте с
темой.

Пятая стр
о
ка включает
слово
-
резюме
, которое даёт новую
интерпретацию темы, выр
а
жает личное отношение автора синквейна к теме.

Составляя синквейн,
ребята, вы сможете реализовать

свои
интеллект
у
аль
ные и
твор
ческие

способности.

Давайте попробуем
вместе составить синквейн на тему: «Фамусов».

А теперь я предлагаю вам составить синквейны на одного из
предст
а
вителей «прежней Москвы». (
** несколько учеников самостоятельно
пишут синквейн, **
два ученика пишут синквейн на одного и того же
персонажа, п
о
сл
е обсуждают, что у них получилось и составляют общий
синквейн
; *** 4 ученика составляют один синквейн, путем обсуждения и
анализа образа г
е
роя).

Проверка

выполнения

задания:

Готовы? Теперь давайте посмотрим, у кого что получилось?
(нескол
ь
ко
синквейнов

зачит
ываются

полностью, а
некоторые

без

первой
строчки, уч
е
ники должны догадать
ся,

о ком идет речь).

Ребята, вам понравилось составлять синквейн? Я думаю, что ни у кого
не возникло трудностей с этим интересным заданием. По секрету вам скажу,
что синквейн п
оможет вам и при подготовке к экзамену по литературе: вам
достаточно будет посмотреть на составленный вами синквейн и вы сразу
вспо
м
ните характеристику и сущность того или иного литературного героя.

А теперь
давайте сделаем выводы и сформулируем х
арактерн
ые черты
чиновничьего мира

комедии «Горе от ума»
и запишем их в те
т
радь.

Характерные черты:



чинопочитание, заискивание перед людьми вышестоящими;



пустословие;



недалекие умом;



привыкли

жить на высшем ур
овне,

руководить и владеть крестьян
а
ми
;



материальные це
нности превыше духовных.

Заключительное слово учителя


Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и
Чацкий в
ы
носит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в
этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением?

Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из
Мос
к
вы разочарованным. Его чувства растоптаны, его

сердце разбито, его
наде
ж
ды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское
общ
е
ство? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они
не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию,
вын
е
сли приговор сами
себе. И в наши дни в подобных кругах не любят
людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без
них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею
«ли
ш
них» людей. За ним п
о
следовали Онегин, Печорин и другие. Каждый
по
-
своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Домашнее задание
.


Работа

с

критическими статьями.

Оц
енка работы учащихся на уроке
.







Приложенные файлы


Добавить комментарий