Эффективность воспитательного процесса младших школьников


Как повысить эффективность
воспитательного процесса
Каждый учитель начальных классов со стажем на собственном опыте испытал множество изменений, происходящих в системе школьного образования за последние пятнадцать лет. В этом нет ничего удивительного: существенные перемены в обществе,начавшиеся с перестройкой, повлекли за собой серьезные изменения и в образовании.
Нет сомнений в том, что они направлены на совершенствование системы и на благо ученика. Но, к сожалению, это реформирование если и привело к положительным результатам, то лишь во второстепенных направлениях. Главным является повышение уровня воспитанности обучающихся, от которого напрямую зависит и повышение качества успеваемости. К сожалению, ситуация, существующая в этих сферах, особенно в воспитании, оптимизма не вызывает.
Первостепенной фигурой в деле повышения уровня воспитанности школьника выступает, как известно, учитель. Именно на нем необходимо сконцентрировать усилия по реформированию школы. Важно создать ему условия для широкого совершенствования. Тогда важная работа по воспитанию и обучению школьников принесет, наконец, более значимые результаты, чем те, которые существуют сейчас.
Прежде всего, следует определиться, какой учитель нужен обществу: учитель предметник, знающий свой предмет, детскую психологию, а также основные правила приличия и этикета, т.е. дающий лишь механические знания, или учитель жизни, обладающий, кроме всего перечисленного, еще и той высокой степенью понимания окружающей действительности, которая позволяет называть такого учителя мудрым, иначе говоря, учителем жизни.Такой учитель должен иметь помимо специальных знаний еще и знание Основ Бытия, т.е. обладать знаниями о духовной сфере. Ему также необходимо иметь большой личный опыт в разных областях нашей жизни. Кроме того, он должен испытывать неуклонную потребность строить свою жизнь на основе гармоничного равновесия между миром физическим и духовным. Уверен, мало найдется тех, кто отдаст предпочтение первому типу учителя. Значит, будущее за учителем второго типа, но такие специалисты сами по себе не появятся. Их нужно вдумчиво, заботливо и бережно создавать и воспитывать государству.
Для этого должны быть подготовлены талантливые лекторы, которые будут понятно, интересно и призывно раскрывать перед учителями (на курсах повышения квалификации, а также в каникулярное время) широко представленные древней мудростью нравственные и другие аспекты Бытия, так или иначе затрагивающие жизнь человека.
В учебных заведениях, где готовят будущих педагогов, можно ввести предмет, знакомящий студентов с религиозными первоисточниками, трудами древних философов и их жизнью. Такое знакомство может пробудить интерес будущих учителей к философии и ее самостоятельному изучению.
Это позволит им составить более панорамную, объемную и жизнеутверждающую картину мира, чем та, которая существует в умах подавляющего большинства людей.
Вдумчивое изучение древней мудрости украсит и усовершенствует жизнь учителя, поможет ему в эффективном воспитании подрастающего поколения.
Конечно, источники древней мудрости должны быть внимательно отобраны, поскольку многие из них написаны аллегорическим языком, имеют сложную символику и требуют предварительных знаний. Потому чтение лишь буквы, но не духа таких текстов может скорее оттолкнуть, чем заинтересовать и принести пользу.
Несомненно, найдутся противники идеи изучения студентами и учителями древней философии, мотивируя это тем, что за исключением нравственного аспекта там присутствует невежество и сказки, не заслуживающие внимания в век торжества научной мысли и прагматизма. На это можно сказать, что, с одной стороны, действительно, не следует бездумно идеализировать древность только потому, что она древность: невежество и заблуждения существовали всегда. С другой стороны, именно в лучших образцах древней мысли следует искать истину и ответы на нелегкие вопросы, которые ставит перед нами современная жизнь. Поэтому именно на древнюю мудрость следует обратить свой пристальный и непредубежденный взор каждому, кто хочет преуспевать в жизни вообще и в профессиональной деятельности в частности. Е.П. Блаватская в своем труде «Тайная Доктрина» говорит: «Древние народы рассматривали религию и естественные науки, также и философию, как тесно и нераздельно связанные между собою»
Рамки данной статьи не позволяют привести примеры поразительных достижений древних в различных сферах человеческой деятельности. Малая часть их известна всем из истории и научнопопулярных документальных фильмов. Непредвзятому уму и этого будет вполне достаточно. Можно только искренне удивляться: откуда все это и многое другое могли знать в глубокой древности?! Значительное количество полезных открытий может дать нам древняя мудрость, если отнестись к ней непредубежденно и вдумчиво. Мы уверены в том, что общество, педагогика и каждый человек только бы выиграли от союза с ней. Древняя мудрость убедительно обосновывает причины для самоусовершенствования. Дает стимул для осознанного развития качеств, являющихся украшением достойного человека.
Полезно давать учителям и студентам педагогических учебных заведений знания о гигиене духа (или гигиене мысли). Существует гигиена тела, которой уделяется так много внимания государством в виде всевозможных санитарных правил и норм,
но каждый человек имеет также и душу, для убежденных материалистов можно сказать — психику, которая, к сожалению, находится в преступном небрежении. Пора наконецто увидеть связь между нравственностью и биологией, проникнуться твердым пониманием того, что мысль имеет решающее значение в любой сфере человеческого бытия.
Следовало бы разработать и ввести в педагогических вузах курс (или раздел, например, при изучении психологии) под названием «Психогигиена», где будет говориться (как текстами древней философии, так и текстами современной науки) о вреде саможаления, самооправдания, уныния, раздражения, грубости, лживости, лености и т.д.Здесь же должно быть показано жизненно важное значение нравственности, устремленности, преданности, терпимости, соизмеримости, уравновешенности, радости, добросердечия и прочих черт, составляющих не просто облик достойного человека, но и основу духовного и физического здоровья, а в конечном итоге — самой жизни.
Слушатели такого курса не только узнают много нового и полезного, но и смогут применить это в жизни, передадут часть полученных знаний ученикам. Было бы хорошо, если знания на эту тему преподавались бы непосредственно школьникам, разумеется, с учетом их возрастных особенностей.
Вероятно, следует задуматься о появлении нового предмета, который можно было бы назвать «Этика», но для его введения необходимо очень тщательно разработать программу и учебно- методический комплект, а также подготовить педагогов.
Правильно было бы ввести в школьный курс знакомство с жизнеописанием и изречениями великих философов и мудрецов. Это такой богатый воспитательный материал, что трудно понять, почему до сих пор он не реализован в школе, например, на уроках истории в IV–XI классах, причем не в виде нескольких скупых строк, а в виде раздела в учебнике.
Полезным нововведением могли бы стать специальные уроки о науке мышления, на которых ученики могли бы познакомиться с приемами развития памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, четкости и находчивости. На предлагаемых уроках первое место должны занимать развивающие задания, причем те, которые развивают мышление. Материалом к таким урокам могут служить задания математического, языкового, биологического, географического и исторического характера. Желательно, чтобы они носили занимательный характер.
Над этими вопросами полезно было бы задуматься талантливым ученым педагогам.
К сожалению, это очень непростая задача. Далее остановимся на необходимости приобретения учителем широкого личного опыта в различных сферах нашей жизни.
Для этого перескажем небольшой текст из книги Ж. Сент Илер «Криптограммы Востока» [2], где, на наш взгляд, убедительно, образно и ярко сказано о необходимости
приобретения каждым человеком личного опыта.
Древнему мудрецу показали изображение, сделанное художниками из дальней страны: на ладонях и на ступнях человека был нарисован раскрытый глаз, — и спросили: «Суеверие ли это? Можно ли видеть рукой или ступней?» Он ответил: «Истинно, научаемся видеть рукою и ногою. Будет ли знать сущность недвижный? Как сложится убеждение наше, если не приложим руки. Дух наш на земле переносится ступнями.
Мудрые люди дали это изображение, чтобы напомнить о сущности вещей».
Итак, возникают вопросы: сможем ли мы, учителя, хорошо знать такую многообразную и непростую жизнь, если не прочувствуем ее личным опытом? Как мы сможем успешно научить детей тому, о чем сами имеем весьма смутное представление, а порою и вовсе не имеем? Сумеем ли воспитать то, чего у самих недостает, зажечь огонь, который не сумели возжечь в себе, поделиться Светом, в котором сами испытываем недостаток?
Потому, помимо своего предмета, учитель должен в достаточной мере знать философию древних мудрецов, историю, современную жизнь, живую природу, искусство, ремесла, а также иметь возможность для полезных путешествий. «Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений», — призывает Агни Йога .Широкий поток знаний и умений, полученный педагогом через личный опыт, а не только тоненькая струйка специальных знаний будут способствовать успешному воспитанию и обучению школьников, а также поднятию учителя на высокий уровень, соответствующий требованиям нашего времени.
Одной из причин падения престижа учителя является более высокий уровень грамотности общества (по сравнению с несколькими десятками и более лет тому назад). Слово грамотность употреблено здесь неслучайно: если образованность предполагает определенную долю культурности, то под грамотностью понимаются только механические знания. Разрыв между уровнем грамотности учителя и среднестатистическим членом общества заметно сократился за счет повышения грамотности общества в целом и отставания в широком образовании и развитии учителя. Если рассмотреть историю воспитания и развития современного среднестатистического учителя от его детства до профессионального становления, то можно прийти к неутешительному выводу: уровень такого развития оставляет желать лучшего.
Поэтому государству необходимо как можно скорее устроить учителям «жизнь, полную достижений» и начать в полной мере помогать нам всесторонне развиваться и заниматься самосовершенствованием. Для того чтобы помочь учителю приобрести богатый положительный опыт и значительные познания, было бы правильно использовать время весенних и осенних каникул для организации лекций по философии, религиозным учениям и искусствам. Не будут лишними лекции по географии, археологии, естественным наукам, астрономии и т.д. Не помешают и серьезные знания из области основ безопасности жизнедеятельности, беседы о том, как вести себя в различных ситуациях в городе и на природе. Неплохо бы пройти курс выживания в условиях дикой природы и на практике поучиться многим хитростям этого непростого, полезного и интересного дела.
Правильно сделает государство, если в каждую школу нашей страны будет поступать периодическое издание (богато и качественно иллюстрированный журнал), в котором найдут отражение новейшие достижения научной мысли (прямо или косвенно связанные со школьными предметами и вопросами воспитания). Ведь не секрет, что учебники не в состоянии отражать бурное развитие современной науки, а запоздалость в этом деле нельзя отнести к разряду достоинств современного образования. Можно было бы предоставить каждому учителю возможность осуществить познавательные путешествия по России и за ее пределы. Многие ли из нас были в Москве, СанктПетербурге? Какие исторические места мы посетили, в каких известных музеях побывали? Можно было бы предложить учителю долевое финансирование в подобных поездках, где часть затрат берет на себя государство, например, оплата дороги в оба конца за счет государства, а проживание и питание за свой счет. Конечно, тут возможны и другие варианты.
В связи с этим мы считаем возможным сократить отпуск учителя с 8 календарных недель до 6 при непременном условии, что увеличившееся рабочее время он будет использовать для активной познавательной деятельности. Она не будет утомлять педагога, а станет разумным и полезным отдыхом от основной работы. Ведь всем известно, что лучший отдых — это смена деятельности. «Говорят, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят ленивые и неподвижные люди.
Поймите, труд, правильно распределенный по природе своей, не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, и никакая усталость не доступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Конечно, подразумевается большая
подвижность, которая развивается сознательным опытом. Когда врач предписывает разнообразное лечение, находятся время и возможность выполнить. Также можно найти разумную смену труда — это касается всех родов труда» .Будет нелишним ввести психологическую проверку для тех, кто впервые устраивается на работу учителем. Известно, что в милицию принимаются кандидатуры лишь только после различных проверок и тестов.
Ведь милиционер работает с людьми и имеет спецсредства, неадекватное применение которых может причинить серьезный вред людям. Однако учитель также работает с людьми, причем с той их категорией, которая наиболее психически пластична и беззащитна от негативных воздействий окружающей среды. Поскольку педагог, как и любой другой человек, обладает теми или иными несовершенствами души, то их наличие не может не проявляться на его окружении. Даже в случае умелого и тщательного внешнего сокрытия или неявного для окружающих присутствия подобных несовершенств их негативное воздействие тем не менее будет отражаться на школьниках на невидимом (подсознательном) плане. Последствия подобных воздействий редко можно усмотреть сразу, часто проходит немало времени между причиной и следствием, на первый взгляд никак не связанными между собою.Периодическая психологическая проверка нужна и работающим учителям, но не с целью выявления их психологических проблем и последующего увольнения, а для обнаружения, осознания педагогами подобных проблем и оказания им соответствующей психологической помощи.
Предлагаемые меры повышения государством качества воспитания на этом не исчерпываются. Это лишь первые шаги к выправлению сложившейся ситуации. Так как проблемы образования неразрывно и меры должны затрагивать все общество в целом.
Далее остановимся на том, что может сделать учитель для повышения эффективности воспитательного процесса. Основой тематического планирования воспитательной работы в школе является проведение концертов, конкурсов, викторин, дней здоровья, инсценировок, походов на различные шоу и т.д. Такие мероприятия требуют много ресурсов, но коэффициент полезного действия от них невысок. Мы не призываем к отказу от этих форм воспитания — они, бесспорно, реализуют свои развивающие и образовательные функции, но чаще всего они мало затрагивают глубокие
и тонкие струны человеческой души, не способствуют возвышению сознания и побуждению к движению вперед. Вышеназванные мероприятия должны занимать свое законное место в воспитании, но они не должны быть его основой. Большинство таких мероприятий не указывают и не разъясняют практичность следования добру и приобретения добродетелей, а если и делают это, то нечетко и малоубедительно.
Существует несколько определений воспитания. Каждое из них посвоему хорошо и правильно. Приведем краткое и емкое высказывание из Агни Йоги: «...воспитание есть питание всем возвышенным и утонченным» ]. Возникает вопрос: откуда черпать все возвышенное и утонченное? Ответ очевиден: из лучших образцов вековой мудрости!
Учитель может передать знания и умения ученику лишь тогда, когда он сам владеет ими, поэтому будущие педагоги изучают математику, филологию и другие важные и нужные науки, а также методику их преподавания. Но, к сожалению, их не учат мудрости, а без мудрого воспитателя ученику трудно достичь высокого уровня воспитанности и образованности. Без мудрого отношения к жизни во всей ее сложности даже высшее образование не дает людям счастья или становится ненужным. Высшее образование предполагает высокий уровень специальных знаний. Мудрость же является синтезом всех достижений. Если о мудром человеке можно сказать, что он хорошо знает жизнь, то о человеке с высшим образованием — что он хорошо знает лишь узкую специальность. Мудрость всегда предполагает высокую культуру, а высшее образование — нет. Даже интеллигентность не всегда является украшением человека с высшим образованием.
Значение мудрости в нашей жизни не возможно переоценить, поскольку она есть величайшее благо. Вот что сказал Платон о необходимости приобретения каждым человеком мудрости: «Мудрость во всем несет людям счастье, ибо мудрость ни в чем не ошибается, но необходимо заставляет правильно действовать и преуспевать… Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность эту и благополучие дает нам знание, должно, повидимому, вся кому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым».
Поэтому каждому учителю крайне необходимо ощущать потребность в познании вековой мудрости, заключенной в трудах всемирно известных философов, гуманистов и в религиозных учениях всего мира.
Такое познание поможет учителю расширить сознание, обогатить словарный запас, ощутить возвышенные чувства, приобрести внутреннее равновесие и познать самого себя, т.е. оно будет способствовать возвышению и утончению сознания, а значит, и самовоспитанию учителя.
Несколько лет тому назад издательским домом Ш. Амонашвили была выпущена серия книг «Антология гуманной педагогики». Она состоит из ста книг, каждая из которых посвящена какомулибо выдающемуся педагогу, ученому, мудрецу или основателю религии, имеющему прямое или косвенное отношение к воспитанию или педагогике. Это можно расценить как знак ободрения всем тем, кто видит в древней философии верного помощника в деле воспитания подрастающего поколения. По мере приобретения учителем знаний, почерпнутых из лучших образцов древней философии, естественным образом будут появляться возможности для их использования в воспитательном процессе как в урочное, так и во внеурочное время. Например, несколько коротких, четких и ярких фраз, сказанных к месту, на много действеннее громоздких мероприятий, о
которых говорилось ранее. К тому же, если эти фразы, как и любые другие действия учителя, несут на себе печать убедительности и привлекательности, а идеи, проповедуемые педагогом, проявляются в его поведении, то с течением времени положительные результаты воспитания будут очевидны. Проиллюстрируем сказанное эпизодом из жизни средневекового священнослужителя. Однажды он сказал молодому монаху: «Пойдем, брат, проповедовать в город». Они вышли из монастыря и, беседуя о возвышенных предметах, прошли весь город и снова вернулись в монастырь. Молодой
брат в удивлении спросил: «Отец, а когда же мы будем проповедовать?» В ответ он услышал: «Брат, разве ты не заметил, что мы все время проповедовали? Мы шли благопристойно, беседовали о достойнейших предметах, встречавшиеся смотрели на нас и получали мир и успокоение. Ведь проповедь заключается не только в самих словах,
но и в самом поведении».
Подчеркнем, что поводы для проведения таких воспитательных действий неоднократно возникают в течение дня, в разные мгновения школьной жизни. Главное — вовремя увидеть их и провести соответствующую работу.
Случается, что и в ходе урока возникают ситуации, вызывающие необходимость кратковременного прерывания занятия для проведения такой работы. Но, как правило, значительная часть подобных моментов реализуется в ходе изучения материала урока, заложенного в программе. Чаще всего это происходит на уроках чтения и окружающего мира.
Вот один из примеров, когда на уроке вводятся понятия героизм и подвиг.
На уроке чтения в I классе при анализе иллюстрации азбуки, на которой изображена морская звезда, ученица вдруг сказала, что в «Последнем герое» (была когда -то такая телепередача) ели морскую звезду.
Учитель спросил:
— Кто ел?
— Люди. Герои.
— Зачем?
— Не знаю. Они еще кого то ели.
— Это не герои. Съесть морскую звезду или какого-нибудь червяка — это не героизм! Герой — это тот, кто делает что то очень важное для людей, при этом не жалея себя, совершает подвиги. Какая польза в том, что кто то съест червяка?! Может быть, он получит много денег за это, но только если ему удастся выиграть. Если он проиграет, то окажется, что он зря ел червей. Героем также можно назвать того, кто сумел победить хотя бы одну свою плохую привычку; бросил пить, курить, перестал лениться, злиться, обижать других, обижаться по пустякам на других… Вот это — героизм! Вот это — подвиг! Это намного труднее, чем съесть 10 кг червей и морских звезд!1
Существует множество высказываний так называемой «житейской мудрости», например: «Не делай добра, не получишь и зла», «Наглость — второе счастье», «Боятся —значит, уважают», «Работа не волк, в лес не убежит», «Не соврешь — не проживешь»,
«Человек человеку — волк», «Цель оправдывает средства» и т.д. Многие такие «перлы остроумия», так же как и негативные ситуации, возникающие в школьной жизни, можно нейтрализовать приемом доведения до абсурда. Суть его состоит в следующем: какое либо неразумное действие или идея развиваются учителем с целью сделать их нелепыми, смешными и абсурдными.
Например, фраза «Наглость — второе счастье». Можно как бы согласиться и развить эту мысль в подробностях. «Да, правда, без наглости счастья не видать. Поэтому везде и со всеми надо быть наглым. Нагло разговаривай с мамой, нагло не слушайся папу, нагло обижай слабых, нагло нарушай правила дорожного движения, нагло не возвращай взятое в долг, а когда вырастешь и будешь работать — нагло откажись от своих обязанностей, и тогда ты обязательно станешь самым счастливым человеком на свете».На внеклассных мероприятиях большое внимание можно уделять чтению литературных произведений, в которых ярко выражен поучительный смысл и затрагиваются такие понятия и человеческие качества, о которых мало упоминается или вовсе не упоминается в учебниках для начальных классов. Большую помощь в этом педагогу могут оказать книги А. Лопатиной и М. Скребцовой. В них много прекрасных, полезных для воспитания литературных произведений различных жанров, принадлежащих разным народам мира.
Вот некоторые темы внеклассных занятий, взятые из этих книг:
• орел и пустыня (китайская сказка);
• три товарища (курдская сказка);
• предрассудки;
• христианство;
• буддизм.
Также полезно проводить работу по созданию «Копилки мудрости». Это может быть стенд, состоящий из трех разделов: «Золото сказок», «Самоцветы пословиц» и «Жемчуг мудрых мыслей». В первом разделе помещается небольшая поучительная сказка, во втором — пословицы, а в третьем — высказывания известных людей. Периодически содержание разделов следует менять.
«Копилка мудрости» может быть реализована и в виде коллективной работы, проекта: ученики самостоятельно или вместе с родителями ищут материалы для разделов.
Результат поиска вывешивается на стенд или создается альбом. Суть описанной работы по воспитанию младших школьников может быть выражена кратко: можно, конечно, занимать сознание воспитанников, но необходимо пробуждать у них стремление к движению вперед.
Следует учить школьников не только законам и знаниям физического мира, но и законам и знаниям духовного мира, поскольку они так же естественны и реальны, как общеизвестные законы физического бытия (закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии и т.д.). Это может быть достигнуто, если учитель будет: изучать труды известных философов, гуманистов, а также религиозные учения мира;
внимательно и зорко следить за соответствием своих слов и поступков на уроках с поступками в повседневной жизни; вырабатывать у себя духовный иммунитет, т.е. знать и соблюдать психогигиену,
постоянно развивать в себе неуклонное стремление к добру, воспитывать в себе отвращение ко злу; приобретать твердую уверенность в силе добра и его практичности, изучая специальную литературу и используя наблюдения из личного опыта;
при каждом подходящем случае указывать учащимся (соблюдая соизмеримость и целесообразность) на пользу и практичность следования по пути добра.

Приложенные файлы


Добавить комментарий