Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества


Доклад по теме:
Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества
Воспитатель: Ерёмина Т.В.
Г.Вышний Волочёк
        Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
расширение, обогащение и активизация словаря;
воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
формирование правильной разговорной речи.
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи(интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор -  сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Виды устного народного творчества.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.    
    Впервые дети встречаются с устным народным фольклором еще в раннем детстве, когда песенки пели им мамы и бабушки. Соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, ребенок приближается к миру прекрасного. Напевное выделение гласных звуков, медленный темп развивают у детей фонематический слух, интонационную выразительность:
А баиньки, баиньки, купим сыну валенки,
Наденем на ножки, пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.
Колыбельные песни позволяют детям запоминать слова, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Их можно использовать в образовании однокоренных слов: сын – сыночек, котя – котенька – коток, зайка – заюшка – зайчонок. Свои впечатления от знакомства с колыбельными песенками дети в дальнейшем отображают в сюжетно – ролевых играх.                                            
Большое значение для развития словаря и активизации речи имеет и пальчиковая гимнастика с использованием пестушек.
Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Пестушки хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их начинают применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду —
бултых в воду!
Потешки используются в планировании занятий и режимных моментах, в работе по развитию моторики, в виде пальчиковых гимнастик и физкультминуток.  
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!                              
                                                                            Топ-топ, топотушки,
                                                                            Пляшет зайка на опушке,
                                                                            Пляшет ежик на пеньке,
                                                                            Пляшет чижик на сучке,
                                                                            Пляшет пёсик на крылечке,
                                                                            Пляшет котик возле печки,
                                                                            Пляшет мышка возле норки,
                                                                            Пляшет козочка на горке.
Выполнение упражнений  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями, подготовке руки к письму.
Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики носят подражательный, игровой характер.Например при прочтении потешки « Из – за леса, из – за гор , едет дедушка Егор», предлагается детям прищелкивая языком, поцокать, как лошадка ( подготовка для артикуляции звука Р).
После чтения потешки « Уж ты Котя- коток, Котя серенький лобок»- можно предложить детям показать как Котя- коток будет лакать молоко (быстро выбрасывать и втягивать язык), или такое упражнение : как Котя – коток лакомится пирогом ( облизывание языком верхней и нижней губы), а также можно попросить показать какой широкий язычок у собачки и какой узкий у котенка. Когда читаем потешки про ревушек, такие как: « Не плачь , не плачь, куплю калач», «Что ты плачешь, «ы» да «ы», слезы поскорей утри» и др., предлагается детям погримасничать- упражнения для лица ( изменение мимики) : сделать лицо весёлое, сердитое, плаксивое, доброе, спокойное. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую и др. 
На формирование гласных звуков используются потешки: « Ладушки, ладушки», « Наши уточки с утра», «Баю- бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай» и многие другие.На произнесение звуков « Т-Д», такие потешки как: « Дождик, дождик полно лить», Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши- ка на лужок», « Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом» и др. На произнесение звуков: К- Г-Х используются потешки: «Гуси, гуси, га-га-га»,« В печи калачи, как огонь горячи», «Катя, Катя маленька», «Наши уточки с утра» и др.
Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.   Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
На болоте стоит пень –
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Небылицы (перевёртыши) – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой..Небылицы открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик – овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях подразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло».
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, её интонационная выразительность, чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова» и т.д. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать и менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.
При повторении ребенком чистоговорок обращается внимание на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил те слоги, которые в них даны. Например, при воспроизведении чистоговорки «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» ребенок должен четко произносить звук «а».
Удивительно поэтичны русские загадки , просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей, формируют представление о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Разгадывание загадок способствует развитию мышления, формирует способность к анализу и обобщению: «Сидит девица в темнице, а коса на улице», «Пришел Яшка – белая рубашка, где он пробегает – ковром устилает».
Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями.
В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции необходимо использовать поговорки и пословицы:
Пословицы:
-Поспешишь – людей насмешишь.
-Наш пострел везде поспел.
-Тише едешь – дальше будешь.
Поговорки:
-Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
-Люди пахать, а мы руками махать.
-Глаза завидущие, руки загребущие.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.
Что на уме, то и на языке.
Чужим умом умен не будешь.
Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.
Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы молодежи – наших предков (молодец ищет «приветливую невесту», «и пряху, и ткаху, и в дом домовницу»).
Народные игры, хороводы с текстовым сопровождением позволяют проговаривать слова в разном темпе, с различной интонацией, развивают словесное творчество детей:
Игра «Девица-девица».
Участники: девица-водящий и группа детей.
Дети. Девица-девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас!
Чем чаще дети будут играть в эту игру, тем сильнее будут проявляться эмоции и мимика.
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.  
Тара-бара,
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить.
Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка… Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.
Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Сказки также можно использовать для развития звуковой культуры речи. Например, после рассказывания сказки « Волк и семеро козлят» предлагается показать малышам, как воет волк ( вытянуть губы в трубочку и произнести звук «у-у-у»). А после рассказывания сказки « Теремок», проводится такое упражнение: « Закроем - откроем домик» - учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы ( подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ).
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
Солнышко! Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.   Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.
Матушка репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
       Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
         
        Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию.
— Яму копал? — Копал.
— В яму упал? — Упал.
— В яме сидишь? — Сижу.
— Яма сыра? — Сыра.
— Как голова, цела? — Цела.
— Значит, живой? — Живой.
— Ну, я пошел домой.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
     
         Русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Литература:
1. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду./Книга для воспитателей детских садов / А. П. Усова. 3-е изд. М. Просвещение, 1972. -78 с.
2.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.
3. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий