Обобщение опыта работы по хореографии: « РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».
( обобщение опыта работы)
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦРТДЮ г. Крымск
Быканова Елена Владимировна
Г. Крымск, 2015 год.
РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Содержание.
1.Литературный обзор состояния вопроса…………………… 3-4
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…… 4- 5
1.2 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………………………………….. 6
2. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта…… 7-8
3. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………….. 8
4. Условия возникновения и становления педагогического опыта……… ………………………………………………………………………….. 8-9
5.Педагогический опыт………………………………………. 9
5.1 Теоретическая база педагогического опыта……… 9-10
5.2 Актуальность и перспективность педагогического опыта 11
5.3 Новизна педагогического опыта…………………… 11
5.4 Технологичность педагогического опыта………… 11-12
5.5 Результативность педагогического опыта………………… 12
6. Литература…………………………………………… 12-14
7. Приложение……………………………………………… 14
7.1 Мониторинг развития хореографических способностей
Воспитанников……………………………………………… 14-18
7.2 Методические пояснения по организации занятий…… 18-20
7.3 Схема реализации внутренней дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в хореографии………………………………………………… 21-23
1.Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта.
Данная работа адресована педагогам дополнительного образования предметов художественно-эстетического цикла. Обобщение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в процессе хореографического обучения довольно актуально на сегодняшний день, так как имеет большое социальное значение. Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Детство – это начало формирования личности. Детство – это пора формирования нравственности, из которого произрастают потом навыки духовной жизни целого поколения. Н. А. Зотов отмечает, что уже в старшем дошкольном возрасте начинает закладываться нравственный фундамент личности на уровне простых норм нравственности, «того общечеловеческого минимума морали, который необходим в условиях человеческого общежития». В настоящее время идут активные поиски воспитательных систем, обеспечивающих целенаправленное развитие личности ребёнка. Среди актуальных воспитательных систем, на сегодняшний день, выделяют эстетическое воспитание. Оптимальным вариантом реализации эстетического воспитания является художественно-творческая, в том числе и хореографическая, деятельность. Хореография, веками испытанное средство воспитания и формирования нравственно-эстетической позиции детей, имеет для этого всё необходимое: силу эмоционального воздействия и соответственно, внушения и убеждения; а так же обладает уникальной возможностью корригировать личность. Хореографическое искусство, являясь социальным феноменом, выполняет функцию не только биологического и социального развития личности, но и функцию духовно-нравственного развития личности; способствуя, таким образом, формированию и развитию основ личностной культуры. Эстетическое воспитание с помощью выразительных средств хореографического искусства выступает как одно из важнейших средств преобразования нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения. Успешное развитие общества подразумевает аспект формирования чувства высокой гражданской позиции личности, совершенствования уровня культуры производства и управления им. Общественная жизнь человека характеризуется его прогрессивными экономическими, политическими и нравственными позициями и рассматривается при этом как нечто необходимое. Эстетическое воспитание добавляет в этот перечень ещё и эстетические ценности, что даёт возможность формирования целостного эмоционально-рационального отношения человека к окружающей его действительности, служит условием формирования творческой личности. Успешное развитие общества зависит от творческой активности людей. Одним из эффективных средств формирования творческой личности является вовлечение ребёнка в творческую хореографическую деятельность. Другим аспектом важности формирования эстетической культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства является способность личности успешно преодолевать некоторые негативные последствия научно-технического прогресса и не всегда контролируемого мощного информационного потока. Творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира. Творческая личность, ориентированная на эстетические ценности, имеющая высокую гражданскую позицию способна не только успешно участвовать в жизни общества, но и воздействовать на окружающую действительность, преображая её, улучшая тем самым жизнь этого общества и весь мир в целом.
Целью данной работы является систематизация опыта педагогической деятельности в работе над проблемой эстетического воспитания старших дошкольников (4-7 лет) в процессе хореографического обучения посредством анализа теории, практики и результатов деятельности.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи;
- изучить и проанализировать теоретические аспекты по проблеме эстетического воспитания;
- проанализировать и обобщить существующий опыт по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет);
- систематизировать педагогическую деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников;
- охарактеризовать технологию педагогической деятельности;
- проанализировать результативность опыта работы в динамике;
1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
В 2015 году собранный материал по внедрению в образовательный процесс развитие хореографических способностей через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения разработала картотеку игр и упражнений по физкультурно-оздоровительной работе , как дополнение к программе « Детское танцевальное творчество».
Система методической работы
Система методической работы включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами развитие хореографических способностей через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. Концептуальными основаниями деятельности методической службы по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию повышение качества здоровье с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.
Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы по данной проблеме.
Перспективный план работы
Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов по использованию хореографических навыков в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик .Организация семинаров, консультаций, проведение методических объединений.
изучение проблемы в научно-методической литературе.
Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
Организация выставки методической литературы.
Организация и проведение педагогических советов.
Подготовка публикаций для печати, картотек для педагогов.
1.3  Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Дидактические игры - игры, предназначенные для реализации целей обучения.
Мотивация учения - четко поставленная цель, направленная на получение достойного образования.
Интерактивность - специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Компетенции - это способности и умения позволяющие действовать эффективно.
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами
(в том числе и компьютерные методы).
Предметные результаты – это приобретенные учащимся конкретные элементы опыта в рамках отдельного учебного предмета.
Метапредметные результаты – это универсальные способы деятельности учащихся.
2. Ведущая педагогическая идея опыта.
    Хореографические способности – это качества танцора, позволяющие проявить себя как исполнителя. Не углубляясь в понятия их можно условно разделить на физиологические возможности тела (строение тела, гибкость, сила, выворотность, растяжка и т.д.) и эмоционально-волевые качества личности, помогающие проявить эти возможности (выносливость, артистизм и т.д.). Хореографические способности, по Тарасову Н.И., делятся на музыкальные, танцевальные и ритмические, а также внешние и профессиональные (устойчивость, выворотность, шаг, прыжок, гибкость, подъем). Такого мнения придерживаются ведущие профессиональные педагоги классического танца Ваганова А.Я., Базарова Н.П.. Все эти способности связаны между собой и находятся в единстве, углубляя связь музыки и танца во всех хореографических дисциплинах. Несмотря на данные учащимся от природы хореографические способности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень их развития. В моей педагогической деятельности я выбрала путь индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, что бы обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных и социальных интересов и потребностей в процессе обучения. Это отчасти помогает решать проблему как одаренных детей, для обучения которых необходимы особые условия, так и детей имеющих очень слабовыраженные хореографические способности, но сильную мотивацию к самореализации себя в этой сфере, так называемых «не способных к танцу» детей. Такое обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учётом субъективного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. Данное обучение возможно здесь только в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения, где дифференциация и индивидуализация рассматривается как раз в качестве средства реализации такого личностно ориентированного обучения, так как она способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности. Целевые ориентации здесь – 1) обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей (а у всех они крайне разные)  и 2) приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп и каждого учащегося в отдельности. То есть не педагог выбирает, чему научить детей, загоняя их в стандартные рамки, а сами воспитанники, обладая своим уровнем выраженности хореографических способностей, определяют, чему они хотят научиться у данного педагога. И он, уже учитывая их уровень развития и возможный потенциал, разрабатывает образовательную программу, предполагая не только дифференциацию содержания, но и дифференциацию организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия), темпов изучения материала и т. Д. для максимально эффективной реализации поставленных целей на конкретных детях.
3. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта:
- название группы: «Веснушки»
- возраст детей от 6 до 14лет
- количество воспитанников 60 человек
- адаптация детей : ежедневный контроль за состоянием здоровья детей ведет к положительной адаптации.
- коммуникативность детей группы: коммуникабельность, доброжелательность, умеют проявлять сочувствие, сопереживать.
- работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей). Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, лектории, круглые столы, викторины, досуги, праздники. Готовятся рекомендации, памятки.
4. Условия возникновения и становления опыта.
    Интенсивность изменений и преобразований современной действительности ставит перед педагогикой задачу формирования такой личности, которая способна творчески осуществлять профессиональную деятельность в рыночных отношениях. Дисциплины художественного цикла (в частности хореография) являются мощным фактором развития личности, они дают возможность самореализации ребёнка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала.    В настоящее время хореографическое воспитание становится всё более актуальным и приобретает системный характер, так как посредством танца можно осуществить как эстетическое, так в равной степени, и физическое воспитание, а также организовать досуг детей, что немаловажно для социальной сферы современного общества. Но каждый ребёнок обладает своим набором способностей и возможностей, необходимых для занятий хореографией. Основываясь на общедоступность и личностно-ориентированный характер обучения, в целях создания индивидуальных условий для реализации и развития хореографических способностей, потребностей и возможностей каждого желающего танцевать, был выбран путь индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Где происходит учёт индивидуальных особенностей учащихся, группирование учеников на основании этих особенностей, вариативность учебного процесса в группах, комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных) группах. То есть, образно говоря, стремясь к прекрасному, дети в моё объединение приходят абсолютно разные, а танцевать хотят все вместе. Это и подтолкнуло меня на поиск тех путей, при котором каждому ребёнку нашлось бы достойное место на сцене.
5.Педагогический опыт.
5.1 Теоретическая база опыта.
    Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также наблюдений за работой коллег показал, что научный подход к развитию хореографических способностей  учащихся через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей специально не рассматривался.     В основном отечественные педагоги рассматривают дифференциацию как принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся.    В теории развития способностей мне близка позиция Л.С. Выгодского. Он предложил метод определения зоны ближайшего развития как метод определения способности ребёнка. Суть метода – определение расхождения между результатом самостоятельного решения задачи ребёнком и решением той же задачи с помощью взрослого. То есть основная идея теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к обучению, роли взрослого в развитии способностей.     Очень интересен для раскрытия данной темы опыт И.И.Аргинской, которая предлагает в данном случае использовать стимулирующую, направляющую обучающую помощь, а так же указывает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, как ведущую идею в раскрытии личного потенциала ребёнка.     Особо следует рассмотреть проблему одарённых детей и детей со слабо выраженными хореографическими способностями (неуспевающих). Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное интегральное качество личности, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи. В структуре одаренности обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость. Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей. Под неуспеваемостью понимают итоговую (комплексную) неподготовленность учащихся по одному или нескольким дисциплинам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (полугодие, учебный год). При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли другие интересы и т. п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным дисциплинам или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим дисциплинам в течение длительного времени. К субъективным причинам неуспеваемости относят недостаточную готовность ребенка к обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, навыков); неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка; повышенный конформизм.    Все эти исследования представляют собой методологический и общетеоретический фундамент проблемы развития хореографических способностей учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и легли в основу моего опыта.
5.2 Актуальность и перспективность педагогического опыта.
    Дифференцированное обучение в настоящее время рассматривается в качестве эффективного средства обучения так называемых нестандартных детей, выходящих за пределы нормы: выше или ниже ее. Это дети с особыми образовательными потребностями (одаренные учащиеся, отстающие в учении дети и другие). Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к таким детям. В последнее время это осознается на государственном уровне. Вместе с тем решение подобных проблемы требует разработки для них специальных образовательных условий. В мировой образовательной практике предложены следующие пути реализации образования: обучение этих детей в классах с более высоким или с более низким уровнем и скоростью обучения; обучение их по индивидуальным программам.
5.3 Новизна педагогического опыта.
    Не смотря на большую популярность и многовековую историю хореографического искусства, данный подход к организации образовательного процесса в этом художественно-эстетическом направлении, на мой взгляд, не достаточно проработан. Сам вопрос индивидуализации и дифференциации образовательного процесса довольно широко освещён как зарубежными, так и отечественными педагогами в целом, и является, на настоящий момент, очень актуальным. А вот применительно в области хореографии это носит исключительно эпизодичный характер и проявляется в большей степени лишь в бальной хореографии. Большинство педагогов предпочитают использовать традиционную модель обучения. Где всем воспитанникам в одинаковой степени, не зависимо от их изначальных способностей и возможностей, предлагается одинаковое количество и объём дисциплин. Что обычно ведёт к отсеву менее талантливых, или вообще «не способных» к танцу исполнителей, или к «приравниванию» одарённых детей к «общей массе». Я же в своей работе предлагаю учащимся ознакомиться с основными направлениями хореографии и максимально применить полученные знания, умения и навыки, в соответствии с индивидуальной степенью их усвоения, на практике в постановочно-репетиционной работе.  
5.4 Технология педагогического опыта.
    В начале, в процессе и в конце обучения происходит изучение, анализ и классификация различных хореографических способностей  и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные как для группы, так и для отдельных учащихся.     Основными методами диагностики хореографических способностей здесь являются наблюдение за поведением на занятиях и исполнением заданий, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности, срез. Ход исследований отражается в мониторингах по дисциплинам и общему уровню профессиональных знаний, умений и навыков. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области. Большое значение здесь имеет фиксирование каждого положительного результата. Так как в объединении диагностика проходит открыто, каждый учащийся записывает баллы себе в дневник, в конце месяца подсчитывает. Определяется лидер в каждой группе по итогам месяца, происходит символическое награждение. Так же определяется лидер по итогам учебного года, который награждается дипломом «звезды танцпола». То есть чем лучше и больше заданий будет выполнено, тем больше баллов может набрать учащийся и соответственно победить в заявленной номинации. Педагогу это помогает точнее представить индивидуальную и групповую картины развития способностей, проанализировать эффективность выбранного хода обучения, скорректировать свою работу,  детей мотивирует на качественное выполнение большего объёма заданий, стимулирует к познанию и творчеству, а их родителям даёт представление об успеваемости своего ребёнка.
5.5 Результативность педагогического опыта.
Результативность заключается в решение проблем нравственно-эстетического воспитания. В результате участия детей в танцевальных композициях, концертах происходит приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, обогащение их духовного мира. Отмечается направленность опыта на использование репродуктивных методов работы, которые включают совместную деятельность педагога и воспитанников в создании и показе танцевальных композиций.
Дают возможность:
- участвовать в коллективных творческих мероприятиях;
- развивать танцевальные, артистические способности, восприимчивость к художественным образам, эмоциональное развитие личности, ассоциативное мышление; стимуляцию познавательных интересов;
- способствовать формированию интереса детей к танцам мировой культуры, к танцам своей национальности;
- способствовать накоплению художественного опыта и органичного включения личности в культурную среду;
- формировать чувства ответственности за порученное дело, активность и объективность в оценке себя и других, коммуникабельность, умение работать в коллективе, не теряя своей творческой индивидуальности.
Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы, о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу. За период работы по программе были использованы лишь некоторые методы нравственно-эстетического воспитания. И все они тесно связаны, взаимно обусловлены и взаимно проникают друг в друга. Воспитание творческой личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и нравственно-эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, нравственному восприятию мира, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Ребята, вовлечённые в программу, являются участниками, лауреатами и победителями муниципальных, региональных и всероссийских, международных конкурсов.  Результативностью опыта являются эффективность работы с детьми, выраженная в: 1) занятости всех учащихся в постановочно-репетиционной и концертной деятельности , где каждому воспитаннику находится своя соответствующая роль: солист, массовый исполнитель, постановка танца по половой принадлежности исполнителя, постановка танца с учётом специфических возможностей исполнителей и так далее; 2) сохранение основного контингента в течении четырёх лет работы объединения; 3) призовые места как коллектива в целом, так и отдельных солистов; 4)разнохарактерность репертуара коллектива.
6.Список литературы:
1. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.
2.Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003.
3.Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил. 6.Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С.
4.Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004.
5. Авдеев, В. М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В. М. Авдеев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – С. 235 – 240.
6. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л. – М., 1986.
7. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
8. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце, 1991г
9. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М., 1988.
10. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.Дубянская. – Л., 1986.– Изд. 5.
11. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.
7 Приложение.
7.1 Приложение 1
Мониторинг развития хореографических способностей воспитанников.
    Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.
    План мониторинга.
•    Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов.•    Обобщение результатов.•    Анализ и оценка достигаемых результатов.
    Объектом мониторинга являются хореографические способности.   Формы проведения  диагностики – тестирование,  наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления учащихся.
    Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля.
    Первичный контроль проводится в октябре (по окончанию набора детей в учебные группы). Его цель  – определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения.    В ходе проведения диагностики определяется:
•    уровень подготовленности детей для данного вида деятельности.•    выбор программы обучения•    формы и методы работы с данными детьми
    Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его цель  – подведение промежуточных итогов  обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется:
•    какова оценка успешности выбора технологии и методики•    анализируются результаты обучения на данном этапе
  Итоговая диагностика проводится в апреле – мае. Цель – определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей  детей в конце цикла обучения.
     Форма оценки результата воспитанника очень важна  должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
    В объединении принята балловая система отражения уровней развития хореографических способностей детей:
    для дисциплин «классический танец», «народный танец», «гимнастика», «постановочно-репетиционная работа концертных номеров», а так же для «концертной деятельности:
       высокий уровень  – 5 баллов       выше среднего – 4 балла       средний уровень – 3 балла       ниже среднего – 2 балла       низкий уровень -1 балл;
     для мониторинга профессиональных знаний, умений и навыков сумма баллов складывается из показателей: своевременный приход на занятие (п – 1балл), наличие регламентируемого внешнего вида (ф – 1  балл), эмоциональность исполнения упражнений (у – 1  балл), максимально эффективное исполнение каждого упражнения в течение занятий (в – 1 балл), максимально эффективное использование рабочего времени занятия (р – 1 балл). В итоге в конце занятия учащийся может набрать до 5 баллов.
    По итогам мониторинга на основе  сравнительного анализа констатирующей и контрольной части диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.
    Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы.
    На основе исследований определяются дифференцированные группы: по степени выраженности хореографических способностей (одарённые дети, дети со слабо выраженными способностями, дети – норма) и по склонностям к тому или иному виду танца (народный, классический, эстрадный). При необходимости производится перемещение учащихся из группы в группу на основе ярко выраженных  показателей  развития и успешности обучения.
    Самым распространенным методом внутригрупповой дифференциации и индивидуализации на занятии является выполнение учениками заданий разного уровня сложности. Кроме того, дифференцируются задания по степени самостоятельности учащихся, по уровню творчества, по объему учебного материала, по характеру помощи учащимся. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
    Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся, каждому из них предлагается выбрать свой, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей усвоения учебного материала. Кому то надо постоять и осмыслить упражнение, кому то много раз повторить всё упражнение, замедляя темп в «трудных местах», а кому то «отработать» только «неполучающийся» элемент.  Степень самостоятельности учащихся здесь различна. Для одной группы предусмотрена самостоятельная работа, для другой  – полусамостоятельная, для третьей  – фронтальная работа под педагогическим руководством, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (поэтапно проговариваю, а не показываю ребёнку то, что он должен исполнить).   Учащиеся сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством педагога. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников. Очень часто на занятиях используется работа учащихся в парах или тройках, где одному (более успешному в обучении) предлагается роль педагога, а другим (неуспевающим) – учеников. В зависимости от темпа обучаемости и упражнения, которое не получается, в разных подгруппах может варьироваться не только время выполнения, но и содержание заданий.  Далее, с целью контроля эффективности такого обучения, обязательно идёт проверка качества выполнения работы каждого из участников подгруппы (и учащего и обучающего) в виде обще группового просмотра исполнения упражнений, где каждый «педагог» представляет своего «ученика», и оценивается и качество исполнения, и качество обучения, или даже в виде мини соревнований между подгруппами. Анализируют, указывают на ошибки и достижения, оценивают результативность друг друга дети самостоятельно, но под педагогическим контролем.  Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют мне течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.
7.2 Приложение 2
Методические пояснения по организации занятий.
Занятия состоят из трёх частей: вводной, основной, заключительной.
    Вводная часть содержит организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и задач занятия, структуры и особенностей, сопровождающая беседа. При необходимости может быть проведена проверка знаний, небольшая разогревающая разминка. Основная часть является главной и занимает самое большое количество времени занятия. Здесь учащийся получает новые знания, переводит их в умения и навыки. Она строится по нарастающей последовательно и логично: от простых и лёгких упражнений к более сложным технически и требующих больших физических усилий. При этом в течение всего занятия упражнения с применением физических усилий чередуются с упражнениями на расслабление, что даёт некоторый отдых. Также необходимо чередование упражнений с различной нагрузкой для отдельных мышечных групп: рук, ног, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д. Темп движений должен быть сначала медленный с последующим ускорением. Все упражнения делаются на свободном дыхании. Обращается внимание на длинный и ровный выдох. Мышцы постепенно разогреваются и включаются в работу, а знания переходят в умения и навыки. Упражнения сопровождаются рассказами педагога об используемой на занятиях музыке, истории хореографии, значимости упражнения и т.д. Для закрепления изученного материала один из учащихся перед исполнением упражнения объясняет и показывает методику правильного исполнения данного упражнения (участвует в роли педагога). Но не стоит долгое время заострять внимание на одном комплексе упражнений, так как это может вызвать усталость и как следствие плохую усвояемость учебного материала и потерю интереса. В перерывах рекомендуется использовать совместные игры. Это позволит сохранить рабочую обстановку, снять усталость и переключить учащихся на другой вид деятельности, усвоить или закрепить необходимые знания, умения, навыки, то есть создать организованный отдых. Заключительная часть содержит подведение итогов занятия, его анализ, повторение изученного, домашнее задание, необходимые объявления, сопутствующую беседу, прощание.  Коррекционную работу с детьми, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы и степени выраженности хореографических способностей. С учетом результатов диагностики можно оказывать непосредственную (оперативную) помощь или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях и умения деятельности. Обычно это в тех случаях, когда, в общем, учащийся обладает довольно хорошим уровнем хореографических способностей, и у него не получается только какое то конкретное движение или танцевальная комбинация. В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Очень эффективным здесь оказывается видеозапись домашнего задания, когда на камеру мобильного телефона в медленном темпе записывается правильное исполнение движения или комбинации. А дома учащиеся легко могут себя контролировать и при необходимости обращаться к записи как к дидактическому материалу. Так же можно предложить в моменты самостоятельной работы на занятии поработать над «проблемным», но более важным на данный момент упражнением взамен обще группового задания, но не в ущерб индивидуальной траектории развития учащегося. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. К таким причинам можно отнести физиологическую неспособность к хореографии (например, излишняя полнота, не достаточная эластичность мышц ног, очень плохая координация движений и т.д.), нежелательные качества характера (лень, обидчивость, импульсивность), болезненность ребёнка. Важное направление работы по преодолению отставания в учении — это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала. В случае физиологической неспособности к хореографии необходимо поставить ребёнка в такие условия, где его низкий для всех уровень будет нормой. Например, довольно полной и рослой девочке, имеющей низкий уровень хореографических способностей по отношению к обшей массе учащихся группы, в постановке «Весёлые поварята» была придумана роль главного повара с минимальным набором движений, основанная больше на эмоциональности исполнения. Ребёнок находился в этом случае в рамках своей нормы и развивался по своей индивидуальной траектории обучения. Таким образом, к общим мерам преодоления неуспеваемости  можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его успехов.
    При работе с одарёнными детьми главное понять в какой области хореографии талантлив ребёнок. Это может быть как узкое направление в рамках одной дисциплины, так и охватывать все изучаемые дисциплины. Например, учащийся с лёгкостью выполняет все акробатические элементы гимнастики, при этом с трудом справляется с обще групповыми движениями танца. То есть, он может превосходно исполнить максимально сложный сольный номер или какой-либо трюк в общем танце, на чём и будет сделан акцент в работе с ним. Выбранное направление и является его индивидуальной траекторией развития и обучения. Учащемуся, одарённому во всех хореографических дисциплинах подойдут как сольные номера любой направленности, так и лидерские позиции в массовом танце, где он будет являться примером.  
7.3 Приложение 3
№ Название мероприятия Тема Дата
1 Выступление на педагогическом совете МБОУ ДОД ЦРТДЮ. «Совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования»
  Ноябрь
2013
3 Принимала участие в работе районного семинара заместителей директоров по воспитательной работе. «Программа воспитания и социализации личности школьника» Апрель 2013
4 Открытое занятие для родителей и администрации. «Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных движений» Апрель 2012
5 Открытый урок для родителей и педагогов. «Припадания в сторону. Подскоки по диагонали»
  Декабрь
2014
 
 
6  Выступление на методическом объединении своего учреждения. «Формирование мотивации к обучению хореографией». Январь
2015
7 Публикации на сайте  infoUrok.ru «Интегрированное занятие по хореографии», «Тема по самообразованию хореографического коллектива», «Урок ритмики в начальной школе», «Открытый урок по хореографии», «Программа по хореографии для младшего возраста».Публикация на сайте ИНТЕРТЕХИНФОРМ «Лучший открытый урок»
Публикация на сайте ВКОНКУРСЕ «Лучшая методическая разработка»
Публикация на сайте «Секреты Терпсихоры» Уроки хореографии в начальной школе 2015
Февраль
2015
Март
2015
Март
2015
8 Отчётный концерт объединения «Веснушки» для родителей и педагогов. «Планета Детства» Апрель 2015
7.4 Приложение 4
Схема реализации внутренней дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в хореографии.

    Так же принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса проявляются в возможности выбора учащимися, в зависимости от склонностей и интересов, посещения хореографических дисциплин, предусмотренных программой и выбора участия в том или ином танце. Например, ребёнку очень нравиться народный и классический танец, но он категорически не приемлет гимнастику (например, потому что растяжка это больно или возможности тела не позволяют добиться больших высот мастерства). Или наоборот, ему более по душе осваивать акробатические трюки, а ни как не оттачивать мастерство грации в классическом танце. На основе таких дифференцированных групп по интересам и идёт постановка концертных номеров. Например, «Буги-вуги» на основе лексики рок-н-ролла и джайва подходит только учащимся с быстрым темпом исполнения. В «Девичьих забавах» стоят только учащиеся, владеющие техникой исполнения элементов народного танца. В одном концертном номере могут сочетаться элементы разных танцевальных дисциплин. Например, в постановках «Весёлые поварята» и «Буги-вуги» основной является лексика эстрадного танца и добавлены элементы гимнастики для детей, которые могут их исполнить. Наивысшим показателем проявления индивидуализации и дифференциации в рамках постановочно-репетиционной работы, на данном этапе развития объединения, стал «Гопак». В нём нашлось место проявления способностей каждого учащегося: парная пляска двух единственных мальчиков с девочками, сольные мужские и женские элементы для талантливых исполнителей, и завершающая обще групповая пляска. Возраст участников данного концертного номера от 6 до 13 лет. Главным критерием при постановочной работе был уровень хореографических способностей каждого участника с целью их максимальной реализации.

Приложенные файлы


Добавить комментарий