Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Музыкальный инструмент (скрипка) 7 лет обучения.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.




2




Содержание



I
.Пояснительная записка









3


1.
1
.Цель и з
адачи программы








4

1.2
.Механизм реализации программы







5

1.3
.Формы и методы контроля, система оценок






7

1.4
.Требования к
исполнительской

программе

учащихся




8


II
.

Учебно


тематический план








14


III
. Содержание курса










15


3.1.Организация музыкальных интересов








15

3.2.
Развит
и
е

музыкальной грамотности







15

3.3.Работа над репертуаром



15


IV
. Требования к уровню подготовки выпускника





17


V
. Работа с родителями



18


5.1.Эстетическое воспитание учащихся в семье



18

5.2. Внеклассная работа



18


VI
. Программно


методическое обеспечение образовательного процесса


20


6.1. Материально


техническое обеспечение


20

6.2. Нотно


методическая литература




20

6.3.

Методические

разработки

преподавателя




21

6.
4
. Примерные экзаменационные программы учащихся





22


VII
. Список литературы и информационных ресурсов

24











3




I
.Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая п
рограмма «Музыкальный инструмент»
(скрипка) разработана на основе типовой программы
«Музыкальный
инструмент
(скрипка)

для

детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств»
Министерства культуры

(
Составители: З.Г. Кац, М.К.Кифер, В.А.Ревич,
К.К.Родионов,
М.В.Рейтих),
я
вляется составительской и
адаптированной, а так же
содержит элементы
авторства


з опыта многолетней работы преподавателя
),
включающие в себя:


-

повышение уровня качества обучения по предмету, позволяющее ученикам принимать
участие в конкурсах: муниципальных, всероссийских, международных, а так же в
интернет


конкурсах
;

-

усложнение репертуарного плана, позволяющее активизировать познавательную
деятельность учащихся, а так же профориентировать наиболее одаренных детей;


-

использование проблемно


креативного метода, направленого

на создание учащимися
личного креативного продукта

с помощью компьютерной программы «Сибелиус
»
.


Социальное предназначение программы



В развитии каждого ребенка музыка занимает одно из ведущих мест, являясь
источником духовного обогащения, кул
ьтурного и эстетического воспитания.
Прогрессивные родители понимают, что своевременное обучени
е, в том числе игре на
музыкальных инструментах
, чрезвычайно плодотворно для развития
творческих
способностей ребенка.

Дополнительное музыкальное образование игр
ает существенную роль в успешной

социализации учащихся, позволяющее по окончании курса

вручить свидетельство
социально


активной творческой личности.

В связи с
тем, что отношение к культуре на данном этапе меняется в лучшую
сторону, роль

искусства
оценивается государством как одно

из важнейших средств
формирования и развития ученика, возникает необходимость построения
дополнительного образовательного процесса по развивающим моделям обучения.

Применяемая
модель обучения, построенная на развитии и
направленная на
формирование творческой личности, является необходимой для данного этапа
современного общества.


В связи с этим
а
ктуальность


данной программы, в основе которой лежит
вышеизложенная модель

обучения
,

заключена

в
следующих видах деятельности
:


создание благоприятной атмосферы для раз
в
ития индивидуальных способностей и
личностного роста

через

обогащение духовного мира ребенка
;



доминирующая познавательная мотивация
;



творческая активность, позволяющая
выявлять и подготавливать наиболее
одаренных учащихся к возможности продолжить специальное музыкальное
образование

после окончания школы искусств, и направленная на успешную
адаптацию в социуме.


Новизна

дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальный инструмент»
заключена в использо
вании
интернет


ресурсов
:

в частности компьютерной программы
«Сибелиус» на уроках и во внеурочной деятельнос
ти, а так же в участии

во всероссийских
и международных интернет


конкурсах.


Как
обобщение
практической деятельности
, данный опыт представлялся
на
городской педагогической конференции «Инновационные

технологии в образовании»
(201
2

год) и на
XI

Международной научно


практической конференции «Актуальные

4


вопросы современной педагогическ
ой науки»

(
НИИ педагогики и психологии
г
.
Чебоксары, 2014) и отражен в печатном издании
тезисов

конференции.

Технологичность

и практическая значимость

программы заключается в
возможности применения ее на практике при обучении игре на скрипке преподавателями
дополнительного образования детских
музыкальных школ, детских школ искусств и
педагогами дополнительного образования в рамках кружковой работы.



Роль предмета в ряду других дисциплин

Предмет «Музыкальный инструмент» (скрипка) является профилирующим.

Все
предметы


общего цикла
являются
помощниками в преподавании предмета
«
Музыкальный инструмент», и все вместе

влияют на развитие юного скрипача и
становление
его
как будущего музыканта.



Так предмет «Сольфеджио»
помогает развитию звуко


высотных представлений, а
учебный курс «Музыкально
й литературы» дает представление о стилях и жанрах
исполняемых
произведений.

За время обучения

по предмету ученики получают основную базу умений и
навыков
, позволяющую
самостоятельно разучить и исполнить сольно или в составе
ансамбля произведения
классической и популярной музыки.

Несмотря на сложность в овладении навыками игры, инструмент стал достаточно
популярен в городе благодаря активной концертной деятельности учащихся и
преподавателя
.



1.1
. Цель
и задачи
программы

Формирование и развитие

духовно


нравственной основы

юного муз
ыканта,
музыкально


творческих способностей

на основе приобретенных
им знаний, умений и
навыков,
компетентного в вопросах музыкального искусства и способного продолжить
самостоятельно

музицировать и

планировать дал
ьнейшее музыкальное образование, тем
самым успешно адаптируясь в социуме.


Задачи программы
:

Для эффективной реализации принципа индивидуального подхода и достижения цели
необходимо решение следующих задач:


обучающие;


развивающие;


воспитательные.


Обучающие задачи:

"Музыкальный
инструмент"

"Сольфеджио"

"Современная
музыка"

"Ансамбль"

"Музыкальная
литература"


5


-

выработать

необходимый комплекс навыков
игры на инструменте
для
самостоятельного музицирования;

-

сформировать «аппли
катурное мышление», т.е. рациональное применение
аппликатуры, соответствующее физическим возможностям учени
ка, и творческий
подход к её реализации;

-

научить внимательно «читать» авторский текст, воспитывать в себе ответственность
за качество его исполнения;

-

научить ребенка слушать и чувствовать музыку.

Развивающие задачи:

-

развить слухо

-

высотные представления;

-

развить навыки чтения с листа;

-

привить навыки к преодолению трудностей, т.к. работа над облегченным материалом не
является стимулом к техническому продвижению;

-

постоянно применять фактор заинтересованности: увлечь, возбуд
ить творческую
деятельность ученика, его воображение, творческое мышл
ение, фантазию;

-

развить умение анализировать и оценивать свое исполнение.


Воспитательные задачи:

-

привить любовь к классической и современной музыке;

-

помочь ученику раск
рыть и воспитать художественный вкус, на основе ярких примеров
исполнения мастеров
-

скрипачей;

-

воспитать терпение и аккуратность;

-

создать благоприятную атмосферу творческого сотрудничества;

-

воспитать дух коллективизма через совместное музицирование
;

-

воспитать потребность в самореализации и создавать «ситуацию успех
а» на любом эт
апе
обучения
;

-

воспитать активного слушателя, любящего музыкальное искусство, способного
принимать активное участие в пропаганде музыкального инструмента «скрипка» и
выступать на концертах как сольными номерами, также в составах разнообразных
ансамблей;

-

формировать у наиболее одаренных учеников мотивацию для дальнейшего
профессионального обучения.

1.
2
. М
еханизм реализации программы



Срок реализации
дополнительной общеразвивающей программы «Музыкальный
инструмент
» по специ
ализации «скрипка» составляет

7 лет. На начальном этапе обучения
возраст учащихся составляет 7


8 лет.


Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок
продолжительностью 45 минут. В 1


2 кла
ссах


1,5 часа в неделю,
с
3 по 7 класс


2 часа
в неделю.

Форма обучения


индивидуальная. Такая

форма обучения по специальности
«скрипка» позволяет наиболее пол
но раскрыть потенциал ребенка. Подбор музыкального
м
атериала соответствует
объективной оценке индивидуальных
особенностей и
возможностей ученика (психо
-

физического развития, строения рук, приспособляемости к
инструменту, степени сформированности аналитического мышления и т.д.).

Опираясь на принципы инди
видуального подхода в

обучении преподавателем
используются

определенные
методы


их реализации:


-

методы устного изложения знан
ий учителем и активизации
познавательной



деятельности учащихся: рассказ, объяснение,

беседа; иллюстративный метод;


-

метод закрепления изучаемого материала: беседа, частично


поисковый метод,


метод показа преподавателя;


-

метод рецензий;


6



-

методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового



материала: работа с текстом, словарем музыка
льных терминов, применение ИКТ;

-

метод учения через обучение
,

при котором ученик может передать свои знания


с
верстникам;


-

проблемно


креативный метод, направленный на создание учащимися личного



креативного продукта;

-

метод создания «ситуации успеха»

на всех этапах обучения;


-

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и


навыков: метод упражнения, репродуктивный метод, концертные выступления
;



-

д
ля ре
ализации программы, особенно на начальном периоде обучения,
используется

и
гровой метод


-

методы учета индивидуального развития каждого ученика



На данной ступени развития социума предъявляются новые требования к
формированию личностных качеств ученика:

ума, воли, чувств, эмоций, творческих
способностей и мотивов деятельности. Познавательный процесс в его развивающемся
состоянии

предполагает достижение необходимого результата
, зависящего от качества
воздействия на ученика
.


Фундаментально важные
психолого
-
педагогические проблемы
учитывают
ся преподавателем

во всех звеньях музыкального образован
ия при
осуществлении программы

и с учетом этого
применяются опр
еделенные техно
л
ог
ии
:

-


технологии личностно


ориентированного обучения;

-

технологии обуч
ения в сотрудничестве;

-

игровые технологии;


-

технологии проблемного обучения;

-

технологии творческого развития;

-

здоровьесберегающие технологии

В соответствии с постановлением «О стратегии развития культуры в ХМАО


Югре до 2020 года и на период до
2030 года» (от 18 мая 2013 года № 185


п), одной из
задач которого является создание условий для совершенствования педагогического и
исполнительского мастерства, в том числе посредством участия в окружных,
региональных, межрегиональных и м
еждународных смо
трах, конкурсах, возникла
необходимость в применении

современных

технологий
, таких как:

-

технология «качественного скачка», направленная на
качественное
освоение учеником
усложненной программы;


-

технологии активизации творческой деятельности,
включающие подготовку к
концертам и конкурсам разных уровней
.


Преподаватель определяет для себя перспективу творческого роста каждого
ученика и для максимального развития возможностей ребенка
,

и
,

применяя

данные
технологии
,

осуществляет связь с семьей д
ля организации продуктивных домашних
занятий. Заинтересованные в успешности своего ребенка родители помогают
преподавателю в достижении поставленных им задач, тем самым
организуя ученика

для
более полного

освоения данной дополнительной общеразвивающей

программы
«Музыкальный инструмент».


Весь курс программы условно можно раз
делить на два этапа:


I

этап


с 1 по 4 классы;


II


этап


с 5 по 7 классы.

I

этап


начальное обучение детей с разным у
ровнем природной одаренности. Выявление
ст
епени природной одаренности и динамики развития музыкально


исполнительских
способностей.


II

этап


старшее звено и выпускники.
Разделение учащихся на группы
«Инструментальное музицирование» и «Музыкальное исполнительство».



7


1.3
. Формы и методы контроля
, система оценок


Для оценки приобретенных з
н
аний
, умени
й и навыков, а так же степени

развития
комплекса навыков
создаются фонды оценочных средств, включающие в себя методы
контроля.

Критерием успеваемости по предмету является оценка, выражен
н
ая в бальной
системе.
Для успешной реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент» преподавателем соблюдаются следующие условия: правильная
организация учебного процесса, принцип постепенного и последовательного изучения
педаг
огического репертуара, прим
енение различных подходов к учащимся с учетом их
интеллектуальных,
физических, музыкальных и эмоциональных данных.

Оценка качества реализации учебного предмета включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточ
ную и итоговую аттестацию учащихся.

Текущий контроль

имеет воспитательные цели, направлен на поддержание
интенсивного темпа продвижения, организацию домашних занятий, качество
выполнения заданий

и проводится в счет аудиторного времени, предусмотренног
о на
предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки,
которые выставляются преподавателем в журнал.

Промежуточная аттестация
определяет успешность развития учащегося на
различных этапах обучения. Формами промежуточной аттестации являются
дифференцированные технические зачёты и академические концерты.

Итоговая аттестация
проводится
в форме выпускного экзамена.

По итогам и
сполнения произведений на техническом зачете, академическом концерте и
выпускном экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:



Оценка

Критерии оценивания выступления


5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение,
отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения


4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном смысле)


3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.


2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст,
отс
утствие домашней работы, а также плохая
посещаемость аудиторных занятий


«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения











8


Критерии качества исполнения




Уровни


Точность и
осмысление
текста

Ясность
звукоизвлечения,
динамическая
ясность

Техника
исполнения,
ритмическая и
темповая
устойчивость


Эмоциональность.
образность
исполнения



Прилежание


Опти
мальный

Точное
воспроизведение
текста, верные
штрихи,
соответствующая
аппликатура,
яркая
динамика,
выдержанность
формы
.


«Пение» на
инструменте, яркое
звукоизвлечение,
динамическое
развитие
.


Исполнение
произедений в
соответствующем
темпе, точный
ритм, яркая
артикуляция и
фразировка
.


Образность в
исполнении
произведений,
понимание
содержания,

самоконтроль
.



Выполнение
учебной
программы.
Учение с
увлечением
.


Доста
точный

Целостное
исполнение
произведений,
наличие
помарок,
ошибок
.

Применение
разнообразных
приемов
звукоизвлечения,
вялость,
динамическое
однообразие
.

В основном,
точный
ритмический
рисунок, пульс;
недостаточно
устойчивый темп
.



Исполнение
произведений в
характере
.


Недостаточная
подготовка к
урокам,
обучение без
желания.


Удовле
т
во

ри
тельный

Исполнение
произведений с
ошибками,
помарками,
остановками
.


Поверхностное
«точечное»
звукоизвлечение,
динамическое
однообразие
.

Неритмичное
исполнение
произведений в
несоответствующем
темпе
.

Исполнение
произведений вне
характера,
безжизненно
.

Невыполнение
учебной
программы,
пропуски
уроков.


1.4
. Требования к исполнительской

программе

учащихся

I

класс

1.

Объем:


в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 18
-
20 различных

музыкальных

произведений:

-

10
-
12 этюдов и упражнений;


-

8
-
10 пьес.


А так же для более продвинутых
учащихся предусмотрено усложнение программы: 2


3 ансамбля с преподавателем и 1 произведение крупной формы (вариации).

2.

Технические требования:



постановочные упражнения для каждой руки;



упражнения для звукоизвлечения и на распределение смычка;



упражнения
для освоения грифа в первой позиции;



4
-
5

гаммы (мажорных, минорных) в одну октаву в пределах первой позиции;



два вида арпеджио в одну октаву;




виды штрихов
-

деташе целым смычком и его частями;




легато п
о 2 или 4 нот
ы

на смычок;




изучение первой позиции, переходы со струны на струну.


3.

Контроль и учет успеваемости:


I

полугодие

зачет в форме концерта:

2 разнохарактерные

пьесы.


II

полугодие


академический концерт:

2 разнохарактерные

пьесы.


9


II

класс


1.

Объем:


в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16
-
20 различных
произведений:

-

8
-
10 этюдов;

-

7
-
8 пьес;

-


1
-
2 произведения крупной формы.

Для более продвинутых учащихся предусмотрено усложнение программы:

-

1


2 пьесы, выученные само
стоятельно в период летних каникул;

-

2


3 ансамбля с преподавателем.


2.

Технические требования:



упражнения на укрепление пальцев и развитие беглости;



5
-
6 гамм (мажорных, минорных) в
I
,

II
,

III

позициях;



примерный список гамм:



однооктавные
: Ре, Ля, Соль


мажор,

ре, ля, соль

-

минор
;




двухоктавные: Соль, Ля

-

мажор
, соль, ля, си

-

минор
;




арпеджио двух видов


штрихом деташе;




изучение штрихов деташе, легато по 2,4 ноты и их чередование;




легато до 8 нот на смычок в упражнениях и этюдах;




начало работы над
штрихом
мартле;




ознакомление с простейшими видами двойных нот (с использованием открытых
струн);




знакомство со
II

и
III

позициями.

3.

Контроль успеваемости.

I

полугодие

техн
ическ
ий зачет:


мажорная гамма двух
октавная
,


штрихами деташе и легато по 2 ноты,



арпеджио 2х видов,



этюд (
на
любой вид техники) наизусть или 2

этюда

по нотам;

академический
концерт:



2
разнохарактерные пьесы.


II

полугодие



технический

зачет:


минорная гамма

двух октавная,


штрихами деташе и легато по 2 ноты,


арпеджо
2х видов

,


этюд (
на
любой вид техники)
наизусть или 2

этюда

по нотам;

академический концерт:


2
разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы.



III

класс


1.Объем:


в течение учебного года педагог должен
проработать с учеником


15
-
20 различных
произведений:

-

8
-
10 этюдов,

-

6
-
8 пьес,


10


-

1
-
2 произведения крупной формы.

Усложнение программы: 2 пьесы, выученные самостоятельно в каникулярное время.

2.Технические требования:




5
-
6 гамм (мажорных, минорных
);



п
римерный список гамм:


двухоктавные без переходов во
II

позиции: Си
b
, До, Фа

-

мажор
,

до, си

-

минор
;


двухоктавные без переходов в
III

позиции: Ре, До, Ми
b

-

мажор
,


до, ре

-

минор
;


двухоктавные с переходом в
III

позицию:
Ля,
Соль, До, Ре

-

мажор
, ля, соль, до, ре

-

минор
;




арпеджио трех видов


штрихом
деташе (легато по три ноты);



виды штрихов: легато по 2, 4, 8 нот на смычок; комбинированные штрихи, мартле;



начало работы над штрихом стаккато;



упражнения на укрепление
пальцев и развитие беглости;



упражнения на смену позиций;






упражнения в двойных нотах с использованием открытой струны;



подготовительная рабо
та по усвоению навыков вибрации.

.

3.Контроль успеваемости.

I

полугодие



технический

зачет:


мажорная гамма

в третьей позиции
;



штрихи: деташе, 2,4,8 легато, комбинированные

штрихи
, мартле,



арпеджио 3х видов

штрихами

деташе

и легато по 3 ноты
,


этюд (
на
любой вид техники) наизусть или 2
этюда
по нотам;

академический концерт:


2
разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы.


II

полугодие

технический зачет:


минорная гамма (
c
) 2х октавная во второй
позиции;



штрихи:
деташе, 2,4,8 легато, комбинированные

штрихи
, мартле



арпеджио
3х видов

штрихами

деташе
, легато;


этюд (
на
любой вид техники)

наизусть или 2

этюда

по нотам;

академический концерт:


2
разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы.



IV

класс

1.
Объем:


в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 15
-
20 различных
произведений:

-

8
-
10 этюдов,

-

6
-
8
разнохарактерных пьес,

-


1
-
2 крупные формы.

Усложнение программы: включение виртуозных пьес, исполняемых штрихом сотийе
(«Вечные движения»).

1.

Технические требования
:



5
-

6

гамм (мажорных, минорных)
;




п
римерный список гамм:


11


двухоктавные с переходом в
III

позицию: Ля, Соль, Ре, До

-

мажор
, соль, ля

-

минор
;


двухоктавные без переходов в
IV

позиции: Ми

мажор
, ми

минор
;


двухоктавные с переходом в
V

позицию: Фа

мажор
;


двухоктавная без переходов в
V

позиции: фа

минор
;



трехоктавные: Соль, Ля

-

мажор
, соль, ля

-

минор
;



арпеджио 3
-
х видов


деташе, (легато по 3 ноты),



дальнейшее изучение штрихов: деташе, легато,

мартле,

стаккато;



упражнения в двойных нотах (в
пределах
1
-
ой позиции);



несложные аккорды;



ознакомление с 3
-
х

октавными гаммами.

2.

Контроль успеваемости
:

I

полугодие



техни
ческий зачет:



мажорная гамма

2

-

х октавная с переходом в
IV

позицию
,



штрихи: деташе,

легато

по 2, 4, 8 нот на смычок
,


комбинированные

штрихи
, мартле
, стаккато;


арпеджио 3х видов
штрихами
деташе, легато по три ноты
,



этюд (
на
любой вид техники) наизусть или 2
этюда
по нотам;


академический концерт:


2
разнохарактерные пьесы ил
и 1 произведение крупной формы.

II

полугодие

тех
нический зачет:


минорная гамма

2

-

х октавная
в
V

позиции или с переходом в
IV



позицию
,


штрихи: деташе,

легато

по 2, 4, 8 нот на смычок
,



комбинированные

штрихи
, мартле
,


стаккато

по 4 ноты на смычок
;



арпеджио 3х видов
штрихами
деташе, легато по три ноты
,


этюд (
на
любой вид
техники) наизусть или 2
этюда

по нотам;

э
кзамен:



1 прои
зведение крупной формы и пьеса.


V

класс

1.

Объем:


в течение года педагог должен проработать с учеником

14
-
16 различных
произведений:

-

7
-

8 этюдов,

-

5


6 пьес,

-

2
произведения крупной формы.

Усложнение программы: включение произведений на сложное интонирование, с
использованием двойных нот и аккордов.
«Качественный скачок»
-

более интенсивное
развитие музыкальных и технических навыков, уровень сложности произведений

на
класс выше.

2.

Технические требования:



5
-
6 гамм (мажорных, минорных):



примерный список гамм:

трехоктавные: Соль, Ля

-

мажор
, ля, ре, до

-

минор
;

двухоктавные в 4 и 5 позициях;



штрихи: легато 2, 4,
8,12;



трезвучия 3
-
х видов


легато по 3 (9);


12




дальнейше
е изучение штрихов деташе, л
егато, мартле, стаккато, сотийе
;



ознакомление с хроматическими последовательностями;



о
своение

навыков игры в более высоких позициях
.

3.

Контроль успеваемости:

I

полугодие


технический зачет:


мажорная
гамма
,



все изучаемые штрихи,



арпеджио,


этюд (
на
любой вид техники) наизусть или 2
этюда
по нотам;


академический концерт:


2 разнохарактерные пьесы или


1 произведен
ие крупной формы и пьеса.

II

полугодие


техн
ический зачет:


минорная гамма
,



все штрихи,



арпеджио,


этюд (
на
любой вид техники) наизусть или 2
этюда
по нотам;


академический концерт:


1 произведение крупной формы и пьеса.



VI

класс


1.Объем:


в течение года педагог должен проработать с учеником


15
-
18 различных произведений:

-


7
-

8 этюдов,

-

6
-

8 пьес,

-

2 произведения крупной формы.

Усложнение программы: уровень сложности произведений на класс выше.

2.Технические требования:



5
-
6 гамм (мажорных, минорных):



примерный список гамм:

трехоктавные: Ля, До, РЕ, СИ Ь, ля, си, до, ре;



штрихи: легато 2, 4, 8, 12,(24)
;



трезвучия 3
-
х видов


легат
о по 3 (9);



Ум 7, Д 7

легато по 4 ноты (ознакомление);



Дальнейшее изучение штрихов деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе
,
пунктир
;



ознакомление с хроматической гаммой;



усвоение высоких позиций;



о
своение

техники исполнения

двойных нот
: терции, сексты,

октавы;


3.Контроль успеваемости:

I

полугодие



технический з
ачет:


мажорная гамма,


все штрихи,



арпеджио

по 3, 9 нот легато
,



этюд (
на
любой вид техники
, желательно
виртуозный
) наизусть


или 2
этюда
по нотам;


13


академический концерт:


1 произведение крупной формы и пьеса.

II

полугодие


техн
ический зачет:


минорная гамма,

все штрихи,



арпеджио

3, 9 нот легато
,



этюд (
на
любой вид техники) наизусть или 2
этюда
по нотам;

академический концерт:


1 произведение крупной формы и пьеса.



VII

класс


1.Объем:


в течение года педагог должен проработать с

учеником


13
-
16 различных произведений:

-

6


8 этюдов,

-

5
-
6 пьес
,

-


2 произведения крупной формы.


Усложнение программы: уровень сложности произведений на класс выше. Для учащихся,
желающих продолжить обучение в музыкальном колледже, в репертуар
включае
тся две
части «барочой» сонаты.

2.Технические требования:



5
-
6 гамм (мажорных, минорных):



примерный список гамм:


трехоктавные: Ля, Си
b
, До, Ре, Ля
b
, Ми
b
, Ми
-

мажор
;



ля, си, до, ре, ми

-

минор
;



Дальнейшее совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе
,
пунктир
, рикошет, спиккато
;



штрихи: легато 2, 4, 8, 12, 24
;



трезвучия 3
-
х видов


легато
по
3, 9
нот
;
Ум 7, Д 7


легато по

8 нот
;



хроматические гаммы;




гаммы в двойных нота
х: терции, сексты, октавы;

3.Контроль успеваемости:

I

полугодие


те
хнический зачет:


мажорная гамма,


все штрихи
,

арпеджио

5 видов,


двойные ноты: терции, сексты, октавы;

1 прослушивание:


произведение крупной формы и этюд.

II

полугодие


техн
ический зачет:



минорная гамма,


все штрихи
,

арпеджио

5 видов,


двойные ноты: терции, сексты, октавы;

2 прослушивание:


2
разнохарактерные пьесы


3 прослушивание:



вся программа (4 произведения)

Итоговая аттестация
:
исполнение экзаменационной программы

1.

Этюд;

2.

Две

разнохарактерные
пьесы;

3.

Одно

произведение крупной формы.


14




II
. Учебно


тематический план






Содержание и виды работ

1 кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

I

Организация музыкальных интересов

-

беседы о музыке

-

игра преподавателя

-

слушание музыки



2

3

2


2

3

2


3

3

3


3

3

4


2

3

4


2

4

4


2

4

4

II

Развитие музыкальной грамотности

-

чтение с листа

-

подбор по слуху

-

ансамбле
вое музицирование




8

2

6


8

2

6


6

2

5


4

-

5


4

-

5


4

-

5


4

-

5

III

Работа над репертуаром

-

закрепление правильных игровых
навыков в упражнениях
и
этюдах

-

работа над произведениями

-

накопление репертуара

-

концертно


просветительская
деятельность



12


14

-


2


12


12

2

2


20


20

3

3


20


22

3

4


19


23

3

5


1
8


23

3

5


1
7


24

3

5


Общее количество часов в год

51

51

68

68

68

68

68


















15


III
. Содержание курса

3.1.Организация музыкальных интересов


Беседы
с юными скрипачами
о музыке, музыкальных инструментах, о
профилирующем музыкальном инструменте «скрипка», её строении, истории
возникновения и развития, о великих мастерах и знаменитых скрипачах. В старших
классах
-

беседы о стилях, жанрах, индивидуализации исполнения.



Игра преподавателя


увлекающий и направляющий фактор. С помощью показа
преподавателя и образных комментариев можно ожидать от ученика более эффективных
результатов, т.к. происходит стимуляция самостоятельной творческой деятельности
ребенка.


С
лушание музыки


способствует формированию у ученика хорошего музыкального
вкуса, помогает воспитывать чувство эстетически прекрасного. Регулярное слушание
музыки развивает музыкальную наблюдательность, интеллектуальную активность,
обостряют работу воображ
ения, восприятие.

3.2.

Развите музыкальной грамотности


Чтение нот с листа


одна из необходимых предпосылок всестороннего развития
ученика, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной
литературой
.
Для

умеющего хорошо читать с листа открывается возможность
самостоятельно знакомиться с новыми произведениями, расширять свой музыкальный
кругозор. Своевременно развитый навык чтения нот с листа в классе


незаменимый
помощник самостоятельного разбора произве
дений в домашних занятия. Однако, чтение с
листа отличается от других видов игры и требует состояния особой сосредоточенности,
максимального включения интеллектуальных способностей. Таким образом, чтение с
листа имеет большое развивающее значение, так как
способствует общему
профессиональному росту начинающего музыканта.
Для планомерности развития навыка
чтения с листа
преподавателем составлен сборник
«Чтение с листа
»



Подбор по слуху


способствует формированию живого интереса к музыке,
быстрейшему р
азвитию музыкального мышления детей, их слуха

и звуко


высотных
представлений
,

помогает быстрее освоить гриф
.


Ансамблевое музицирование развивает такие важные качества, как умение слушать
не только собственное исполнение но и партию партнера , а
также общее звучание всей
музыкальной ткани пьесы. Воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда
это необходимо подчиняться его воле; активизирует фантазию и творческое начало и
заостряет ощущения звукового колорита, повышает чувство ответстве
нности за знание
своей партии
, ибо совместное исполнение

требует свободного владения текстом.

3.3.Работа над репертуаром

Работа над техническим материалом включает в себя следующие виды деятельности:
элементарную постановку рук и корпуса, отработку
навыков правильных игровых
движений,

закрепление правильных игровых навыков в упражнениях и этюдах, в гаммах
.


Начальный период занятий, включающий освоение навыков постановки, имеет
определяющее значение для успешности всех последующих этапов обучени
я скрипача.

Цель

-

используя комплекс упражнений необходимо помочь ученику найти верные
ощущения, возникающие в руках при игре на инструменте, добиться координации двух
рук при естественных и свободных движениях.

В работе над упражнениями важно научить ре
бенка ощущать определенный музыкальный
смысл и стремится достигнуть нужного качества звучания, активности, определенности

16


ритма. При исполнении упражнений добиваться целесообразности и ловкости движений
,

координации всех частей рук.


Игра гамм


это не только развитие беглости пальцев, это ещё и прочное освоение
изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладение певучим
звуком, достижение четкой артикуляции, стремление к быстроте в исполнении должно
сочетаться с усилием слух
ового контроля за четкостью и ровностью звучания
мелодической линии.


Изучение этюдов способствует отшлифовке технологии игровых приемов. Работа над
этюдами


база для преодоления технических трудностей в музыкальных произведениях.


Работа
над произведением


основа

для становления исполнительского мастерства
учащегося


скрипача. Данный вид работы предусматривает последовательную
концентрацию внимания на разных задачах: разбор текста,

подбор подходящей
аппликатуры, штрихов, выразительность интонирования, ритмическая точность,
динамическая линия, завершающим этапом является охват произведения «в целом».
Собрать воедино отдельные его отдельные разделы, помогает ощущение их роли в
структ
уре целого, а также выбор темпа и выполнение поставленных художественных
задач.


Накопление репертуара


время от времени полезно возвращаться к пройденным
ранее произведениям. Это позволяет ученику поддерживать исполнительную форму, даёт
возможнос
ть быть готовым к неожиданным выступлениям.


Концертная деятельность


это, прежде всего, показ учеником выученного
произведения. Данный род деятельности помогает воспитывать в ученике умение
сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в
учащемся чувство радостного
общения с аудиторией. Важно, чтобы воспитать в юном исполнителе чувство
ответственности перед слушателями, желание донести до них замысел композитора,
увлечь аудиторию своей игрой.

Для реализации
программы

используется
банк цифр
овых образовательных ресурсов
.






















17


IV
. Требования

к уровню подготовки выпускников



По окончании курса обучения по
дополнительной общеразвивающей
программе «Музыкальный инструмент» (скрипка) учащийся должен
успешно выполнять следующее:


у
меть самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно,
технически свободно исполнять произведения разных жанров и
стилевых направлений;



уметь

музицировать

в ансамб
ле разных составов
;



п
онимать художественный образ исполняемых произведений,
передавать
их эмоциональный смысл. Исполнить на выпускном
экзамене 4 разнохарактерных произведения;



у
меть анализировать исполняемые произведения и использовать
данные анализа в своей интерпретации;



и
меть достаточный объем репертуара;


у
меть реализовать собственные

творческие замыслы;



о
бладать общим музыкальным развитием и знаниями
;



знать шедевры музыкального исполнительства отечественных и
зарубежных авторов;




иметь развитый эстетический вкус;



иметь развитую духовно


нравственную основу личности.
















18


V
. Работа с родителями

5.1. Работа по эстетическому воспитанию в семье

Формирование у учеников способностей полноценного восприятия мира, выработка
эстетических представлений, а также развитие творческого потенциала
-

приоритетные
направления в семейном воспитании.

Воспитательная работа

призвана обозначить круг художествен
но


эстетических
ценностей для дальнейшей социальной адаптации детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие эстетических чувств,
художественных вкусов и разносторонних творческих способностей. Оно осуществляется
как на уро
ке
, так и вне уроков, и

помогает воспринимать прекрасное в искусстве, в труде,
в природе и повседневной жизни. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным.

Роль семейного воспитания немаловажна, поскольку через опыт жизненных и
эстетических отношений, через активные ли
чные переживания совершается переход к
более глубокому познанию музыкального искусства.

В процессе музыкального творчества, активно поддерживаемого родителями, у
учащихся более интенсивно развивается воображение, расширяется и обогащается сфера
эмоцион
альных переживаний.

Хорошие взаимоотношения преподавателя с родителями учащихся дают
возможность активизировать творческую деятельность и сформировать устойчивый
интерес к музыкально


исполнительс
кому искусству. В
ажно с первого года обучения

развивать в ребенке способность видеть прекрасное в искусстве, труде и в человеческом
общении, то
есть развивать в нем
эстетические чувства
.


Совместные посещения

учащимися и родителями
филармонических концертов
имею
т огромную воспитательную направ
ленност
ь, так как призваны


показать детям
истинное искусство, таких исполнителей, чей талант можно сч
итать образцом для
подражания.

Очень важно, чтобы родители и дети слушали не только веселую, легкую музыку
, но
и оперную, и симфоническую, чтобы понять, что

высшее предназначение всякого
большого, истинного искусства намного шире. Оно состоит в том, чтобы обогащать
духовный мир человека,
делать его лучше и умнее
.


5.2
. Внеклассная работа


Весь учебно


воспитательный процесс делится на части, одну из которых
составляет
внеклассная работа. В течение учебного года
мероприятия, проводимые с учениками и их
родителями, фик
сируются по следующим параметрам
:


здоровье;


досуг;



творческий потенциал;



семья.


Целью
внеклассной работы является

формирование эффективной системы
взаимодействия преподавателя с родителями в создания благоприятных условий для
более полного раскрытия творческого потенциала ребенка и развития духовно богатой
личности, для достижения необходимого для жизни

в обществ
е социального опыта.

Задачи:

-

удовлетворение творческих и образовательных потребностей детей;

-

формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

-

воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;




19


-

воспитание сценич
еской воли;

-

активное участие в пропаганде музыкального инструмента «скрипка»;

-

обогащение духовного мира учащихся полноценными музыкальными впечатлениями;

-

формирование мотивационно
-
ценностной сферы (отношение к людям, к музыкальному

образованию

и т.д.
);

-

влияние на эстетическую культуру родителей и учащихся;

-

обеспечение каждому ребенку условий в семье для духовного и интеллектуального
развития;


-

активное вовлечение родителей в культурно


просветительскую деятельность школ
ы



Разнообразные формы внеклассных мероприятий


тематические классные часы,
родительские собрания с праздничными концертами учащихся, организационные и
тематические родительские собрания, посещения филармонических концертов,

музеев и
выставок,
масте
р


классы,

индивиду
альные беседы с родителями


явл
яются
традиционными и
помогают дальнейшему развитию модели взаимоотношений: ученик


педагог


родитель.

Активной

формой

внеклассной работы стала реализация проекта социального
партнерства «Путешествия
в мир музыки»
, помогающая слушателям расширить
музыкальный кругозор, а ученикам класса


развить творческий потенциал и раскрыть их
человеческие качества: ответственность, доброту, искренность, целеустремленность в
достижении поставленных задач.

Так же
активной

формой

является участие в интернет


конкурсах. Конкурсы


это
очень нужная и важная работа, направленная на получение исполнительского опыта, на
повышение качества обучения по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)», на
совершенствование музы
кального мышления
.

Культурная среда образовательного учреждения и благоприятная атмосфера
творческого сотрудничества, с
оздаваемая преподавателем, становятся

важным
источником культурного развития личности

учащихся
.

Внеурочный и общественно


полезный виды деятельности дают мощный стимул к
занятиям на инструменте и к дальнейшему совершенствованию знаний и умений,
полученных во внеклассных мероприятиях.
























20


VI
. Программ
но


методическое обеспечение
образовательного


процесса

6.1. Материально


техническое обеспечение


К материально


техническому обеспечению относятся:



инструменты «скрипка, смычок»;



инструмент «фортепиано»;



принадлежности для ухода за инструментами, канифоль;



пульты;



метроном;



вид
ео и аудио


записи
;



проигрыватель аудио и компакт


дисков .


6.2. Нотно


методическая литература


Для преподавателя

1.

Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» 1


2 части
,

М.1968

2.
Берлянчик

М.

«Как учить игре на скрипке» М,2006

3.
Григорьев

В.

«Исполнитель и эстрада». М,2006

4.
Григорьев

В.

«Методика обучения игре на скрипке».М,2006


5.
Жур
нал «Искусство и образование»,
М.
, 2010


6.
Исакова

И.

«Раннее развитие музыкальных способностей» (статья)

7.Министерство культуры «Специальный класс скрип
ки».М,1976

8.Погожева

Т
. «Методика обучения игре на скрипке». М, 1974

9.
Пудовочкин

С.

«Скрипка раньше букваря». Л.
,
2002

10.Пятигорский В. «Система скрипичной техники», Киев, 2011

11.
Третьяченко

В.

«Программа для ДМШ, класс скрипки», К,2006

12.
Сафорова И. «Пальчиковые игры для организации движений». Ек., 1994

13.
Флеш

К.

«Искусство скрипичной игры». М,
,

2006

14.
Шальман

С.

«Я буду скрипачом»
,

Л,
,

1984

15.
Якубовская

В.

«Начальный курс игры на скрипке». Л.
,

1980


Список литературы, рекомендуемой для родителей и учащихся

1.Большой энциклопедиче
ский словарь «Музыка», М. 1998

2.Вернон Р. «Жизни великих музыкантов», Дебрецен, 1996

3.
Иванова

О.

«Музыкальный букварь», Ростов
-

на


Дону,2006

4

Ветлугина

Н.

«Музыкальный
букварь», М. «Музыка»,1986

5.
Венгерова

Л.

«Педагогический этюд», М. 2003

6. Григорьев В. «Леонид Коган», М., 1984

7
.Золина Е. «Музыкальная грамота», М., 2008

8
.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., 1986

9
.
Крутяева Т.,Молокова

Н. «Словарь иностранных музыкальных терминов», М., 2000

10
.
Шайхутдинова Д. «Краткий курс элементарной теории музыки», Ростов


на


Дону,
2010


Список репертуарных сборников для учащихся

1
.
Григорян
А.
«Начальная школа игры на скрипке», М.1983


2.
Зельдис
В., Пархоменко О. «Школа игры на скрипке»,Киев 1974

3.
Зимина

Н.,
Гуревич

Л. «Скрипичная азбука» 1 тетрадь, М., 1998

4.
Зимина

Н.,
Гуревич

Л.

«Скрипичная азбука» 2 тетрадь
, М., 1998

5.«Концерты маленьких скрипачей», ред. Радзилович Ю., СПб, 1998

6.«Музична
школа»
,

4


5 класс,

Киев, 2009


21


7.
Трерьяченко В, «Скрипичная азбука»,Красноярск,2007

8.
Хрестоматия для

скрипки 1
-
2 класс ДМШ сост. К.

Фортунатов, К.Родионов, Ю.

Уткин,
М.

Гарлицкий. М.,1982


9.
Хрестоматия для скрипки 2
-

3 класс ДМШ сост. К.

Фортунатов,
К.Родионов, Ю.

Уткин, М.

Гарлицкий. М.,1976


10.
Хрестоматия для скрипки 3
-

4 класс ДМШ сост. К.

Фортунатов, К.Родионов
, Ю.

Уткин, М.

Гарлицкий. М.,1978

11.
Хрестоматия для скрипки 4
-
5 класс. М., 1990


12.
«Юный скрипач» вып.1 (сост.

К.

Фортунатов). М.,1990


13.
«Юный скрипач» вып.2 (сост.

К.

Фортунатов), М., 1998

14.
«Юный скрипач» вып.3 (сост.

К.

Фор
тунатов), М., 1
992

15.
Якубовская В. «Вверх по ступенькам», Л.
,
1974


Список сборников

для развития технических навыков

1.

Бакланова

Н.

«16 легких этюдов для начинающих скрипачей»
, М., 1978


2. Вольфарт Ф.«60 этюдов», Будапешт, 1974

3. Гарлицкий М. «
Шаг за шагом»,

М,1972

4. Донт Я. 24 подготовительных упражнения к этюдам Р. Крейцера


и П. Роде. М., 2009

5.
Избранные этюды для скрипки 1


3 кл. сост. М Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов,
М., 1983


6.
Избранные этюды

для скрипки 3


5 кл. М, 1980


7.
Избранные этюды для скрипки 5


7 кл. М, 1982

8.
Кайзер

Г.

«36 этюдов для скрипки» Будапешт, 1979


9.
Крейцер Р. Этюды для скрипки, СПб,
1993


10.
Мазас Ж.Ф. Специальные этюды для скрипки. Соч.36.

в трех тетрадях, Москва,2006

11.
Сборник избранных этюдов, вып.1 (сост.

М.

Гарлицкий, К.

Родионов,
К.Фортунатов)М.!998

12.
Сборник избранных этюдов,вып.2 (сост.

М.

Гарлицкий, К.Р

одионов,
К.Фортунатов)М.!996

13.
Шрадик Г. «Упражнения». М, 1996

14
Этюды для скрипки 1 кл. сост. К.

Тахтаджиев. Киев, 1995

15.
Этюды для скрипки 2 кл. сост. К.

Тахтаджиев. Киев, 1972


16.
Этюды для скрипки 3 кл. сост. К.

Тахтаджиев. Киев, 1980


17.
Этюды для скрипки 4к
л. сост. К.

Тахтаджиев. Киев, 1974


18.
Этюды для скрипки на разные виды техники 7 кл. сост. К.

Тахтаджиев.


Киев, 1993


6.3.
Методические

разработки

преподавателя

1.Сценарий внеклассного мероприятия

«Праздник первой нотки»
-


«
Цветик
-

семицветик
»
(Приложение

46
)

2. Сценарий внеклассного мероприятия

«Праздник первой нотки»
-


«
Волк и семеро
козлят
» (
Приложение

47
)

3.
Сценарий концерта
для СОШ
№ 6 (
П
риложение

48
)

4.Методическая разрабо
тка по теме самообразования «Планомерность

работы над
скрипичной техникой». (
Приложение

49
)

5. Методическая разработка
по теме самообразования
«
Изучение двойных нот в средних и
старших классах
»

(
Приложение

50
)

6. Сценарий общешкольного мероприятия «День открытых дверей» (
Приложение
51
)

7
. Проект социального партнерства «Путешествия в мир музыки»
(Приложение 52
)

8. Тезисы
XI

Международной научно


практической конференции «Актуальные вопросы
современной педагогической науки», 2014 год
(Приложение 53
)


22


6.4
. Примерные экзаменационные
программы учащихся


I

класс

1.
М.Гарлицкий Этюды №20, 23


Белорусская народная песня «Савка и Гришка»


Н.Зимина «Прогулка»

2.
К.Родионов Этюды № 17, 21


К.Эллиот «Мечта»


А.Карасева «Горошина»

3.
А Комаровский Этюд №3


Т.Захарьина Этюд №5


А.Филиппенко «Две лягушки»


Латышская народная песня «Ай


я, жу


жу»



II

класс

1.
А. Комаровский Этюд №5, 12


Ж.Металлиди «Колыбельная»


Украинская народная песня «Ой, джигуне»

2.

Г.Дулов Этюд №14


К.Родионов Этюд № 32


Й.Гайдн «Песенка»



Л.Качурбина «Мишка с куклой»

3.
А.Яньшинов Этюд № 18


Ф.Вольфарт Этюд № 9


И.Дунаевский «Колыбельная»


В.Ребиков «Чешский танец»


III


класс

1.
А.Яньшинов Этюд № 27


К.Мострас Этюд №1


Р.Прахт «Охотник»


Й.Гайдн «Анданте»

2
.
А.Комаровский
Этюд № 15


П.Шольц Этюд №22


Ф.Кюхлер Концертино соль мажор
I

часть


IV

класс

1.
Ф.Вольфарт Этюд № 29


Н.Бакланова Этюд № 3


А.Комаровский Вариации соль мажор


Ш.Данкля
«
Вальс
»

ре мажор

2.
А.Комаровский Этюд № 16, 48


Н.Б
акланова Концертино


Н.Раков «Прогулка»

3
.
Ш.Берио Этюд №34


А.Комаровский Этюд № 22


Р Губер Концертино соль мажор


23



ИС Бах «Марш»

V

класс

1.
А. и Н. Яньшиновы Этюд № 21


Г.Кайзер Этюд № 34


Ш.Данкля Вариации на тему Беллини


К.Караев «Маленький вальс»

2.Ж.Мазас Этюды № 7, 1


А.Комаровский Концерт № 2,
I

часть


Нат.Рубинштейн «Прялка»


VI

класс

1.Я.Донт Этюды №3, 1


Ж.Мазас Этюд № 5


Р.Холендер Легкий концерт


А.Щу
ровский «Осенняя песня»


2.Р.Крейцер Этюд № 1 (в штриховых комбинациях)


Я.Донт Этюд № 6


А.Комаровский Концерт №1,
I

часть


А.Аренский «Незабудка»


В А Моцарт «Полонез»


VII

класс

1.
Ф.Давид Этюд


А.Александров «Ария»


С.Прокофьев «Гавот»


Г.Гендель Соната № 6,
I

и
II

части



2.
А.Львов «Каприс»


Ш.Берио

Кон
церт № 9
,

I

часть


Р.Глиэр «Романс
»


К. Мострас «Восточный танец»






















24


VII
. Список литературы и информационных ресурсов



1
.
Ауэр Л. «Моя шк
ола игры на скрипке» 1


2 часть,

М.
,
1968

2.
Ауэр Л. «Нюансировка и фразировка в игре на
скрипке», М., 2006

3.
Беленький Б. «Работа над произведением крупной формы», М., 2004

4
.Берлянчик М. «Как учить игре на скрипке» М,2006

5.
Берлянчик М. «О перспективности подходов и методов начального обучения
скрипачей»,



М., 1994

6.
Венгерова Л. «Пе
дагогический этюд», М. 2003

7.
Гарлицкий М. «Принципы подбора учебного материала в скрипичном классе



музыкальной школы», М., 2006

8.
Гвоздев А. «О технической подготовке учащегося к работе над музыкальным


произведением», М., 2006

9.
Герман А.
«
Монарт. Монография
»
, М., 1990

10.
Гинзбург Л., Григорьев В. «История скрипичного искусства». М., 1990

11.
Григорьев В. «Леонид Коган», М., 1984

12.
Григорьев В. «Исполнитель и эстрада». М,2006

13.
Григорьев В. «Методика обучения игре на скрипке».М,2006

14.
Григорьев В. «О роли времени в исполнительском творческом процессе», Классика




XXI
, 2006


15.
Гарбузов Н. «Внутризонный интонационный слух и методы его развития», М., 1951


16.
Готсдинер А. «Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе

скрипки»,



СПб., 1963

17.
Дроздова М.
«
Уроки М.Юдиной
»
, М., 1997

18.
Дмитриева Л. «Методика музыкального воспитания в школе», М., 1990

19.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., 1986

20.
Ландовская О.
«
О музыке
»
, Классика


XXI
, 2001

21.
Либерман М. «
Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача», М., 2006

22.
Мазель В.
«
Музыкант и его руки
»
, СПб, 2008

23.
Маккин
н
он Л.
«
Игра наизусть
»
, СПб., 2003

24.

Марков А
. «
Система скрипичной
игры»
,

М., 1997

25.
Мильштейн Я.
«
Вопросы теории и истории
исполнительства
»
, М., 1983

26.

Министерство культуры СССР, всесоюзный методический кабинет по учебным


заведениям искусств и культуры. Специальный класс скрипки. Программы для


детских музыкальных школ. М., 1976, Составители: З.Г. Кац, М.К
.Кифер, В.А.Ревич,


К.К.Родионов, М.В.Рейтих.

27.
Носина В.
«
Символика музыки И.С.Баха
»
, М., 2006

28.
Петрушин В.
«
Музыкальная психология
»
, М., 1997

30.29.
Погожева Т.

«
Вопросы методики обуче
ния игре на скрипке»
. М., 1976

31.
Пудовочкин С. «Скрипка ран
ьше букваря». Л.,2002

32.
Пятигорский В. «Система скрипичной техники», Киев, 2011

33.
Речинская Е., Сошина Е. «Развитие воображения младших школьников», М., 1999

34.
Семенцов


Огиевский К.
«
Искусство скрипичных смен
»
, М., 1996

35.
Смирнова Т.
«
Беседы о
музыкальной педагогике и многом другом
»
, М., 1997

36.
Б.А.Струве «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов». М., 1981

37.
Суслова Н., Боярская Н. «О путях профессионализации в детской музыкальной




школе». М., 1991

38.
Турчанова Г.
«Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей».


М., 1981г.

39.
Турчанинова Г. «Организация работы скрипичного ансамбля». М., 1980


25


40.
Флеш К. «Искусство скрипичной игры». М,, 2006

41.
Цыпин Г.
«
Музыкант и его работа. Проблемы психологии

творчества
»
, М., 1988

42.
Шатковский Г.
«
Развитие музыкального слуха
»
, М., 1996

43.
Шальман С. «Я буду скрипачом», Л,, 1984

44.
Шиндер Л. «Штрихи струнной группы симфонического оркестра». СПб, 2000

45.
Ямпольский А. «К вопросу о воспитании культуры зву
ка у скрипачей», М., 2006

46.
Ямпольский А. «О методе работы с учениками», М., 1951

47.
Янкелевич Ю. «Педагогическое наследие». М., 2009
















Приложенные файлы


Добавить комментарий