Методический доклад на тему: «Игровые технологии на уроках фортепиано»


ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина»
Отдел дошкольного воспитания
Методический доклад
на тему:
«Игровые технологии на уроках фортепиано»
Педагог дополнительного образования:
Сороковая О.Ю.
Брянск 2013 г.
Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения.
Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям сохранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса»).
Из множества таких технологий мне хочется выделить:
Технологию проблемного обучения
(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).
Информационно-компьютерную
(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).
Технологию развития творческого потенциала
(участие в концертах, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).
Игровую технологию
К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике. Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся.
В чем же суть игровой деятельности?
Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.
Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.
Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)
Функции игры:
Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.
Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное
Коммуникативная - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная- снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
Психотехническая- подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.
Самовыражение- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
Компенсаторная- создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).
Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры:
Самая сложная задача - постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на ф-но - может решиться в процессе игры легко и весело.
Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физминутки, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.
Игры:
«Подари мне руку», «Колобок» - помогут расслабить плечо, кисть.
«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу.
«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча.
«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.
Развитие ритма и координации.
Игры:
«Два лифта», «Волшебные клубочки» - отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке ф - но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся).
«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.
«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.
Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.
Игры:
«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот.
«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».
«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.
Аппликатура - это разнообразные пальчиковые игры, плюс игры на запоминание аппликатуры:
«Даю приказы пальцам».
«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах.
«На волнах»- техника арпеджио.
Постановка штрихов
Игры:
«Сказка про цыпленка»- для изучения legato (Королёва «Музыка»).
«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato.
«Капельки», «Пчела»- на non legato.
«Солонка»- staccato.
Чтение с листа
«Бантики»- представление секунды
«Куколки»- терции
«Музыкальные бусы» - сборник Смирновой «Методические рекомендации»
«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках
«Зашифруй нотами слова» - музыкальные ребусы.
Условия, определяющие успех игровых технологий
Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)
Компетентность и подготовленность преподавателя (качество преподавания)
Психологический микроклимат на уроке
Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой
Список использованной литературы
Т.Смирнова «Методические рекомендации»
Е.Королева «Музыка»
Е.Гульянц «Детям о музыке»
А.Артоболевская «Методические рекомендации»
Л.Баренбойм «Первые шаги»
Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»

Приложенные файлы


Добавить комментарий