Консультация для родителей на тему:Охрана детского певческого голоса



Консультация для родителей



Тема:
«Охрана детского певческого голоса»







Несколько советов взрослым по охране певческого голоса
детей дошкольного возраста

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», невыразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова и др. Они предлагали интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4 – 5 лет детские голоса звучат ненапряженно, естественно в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с эти важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. В этот период дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодически слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Последние «разогревают» певческий аппарат, с их помощью легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.
Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей человека, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Несколько советов взрослым – петь с ребенком, чтобы не навредить его голосу:
- пойте не громко;
- пойте не очень быстро и не слишком медленно;
- пытайтесь интонацией подчеркнуть содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно,
ласково, тихо; веселые песни – оживленно;
- пойте чаще;
- разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и
пение без музыкального сопровождения;
- помните – чем понятней ребенку содержание песни, тем больше она ему нравится.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий