Рабочая программа по искусству (МХК)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«РАССМОТРЕНО»
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО

Руководитель МО:
____________ Коол Е.А.

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол от 30.08.2014 №2
заседания МС

Председатель МС:
___________ Москвина С.О.
«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08.2014
№ 17/1-ОД




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству
для учащихся 8 «А», «Б», «В» классов
на 2014-2015 учебный год
(35 часов)

Составитель: Васильева Любовь Ивановна,
учитель искусства




























Ханты-Мансийск – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федерального учебного плана для образовательных учреждений РФ;
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Авторской программы: «Мировая художественная культура». 5-11 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова» - М.: «Дрофа», 2010 г., рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2014-2015 учебный год;
Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 4.

Цели обучения

Изучение искусства в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
Задачами предмета «Искусство» являются воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры.

Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект по искусству издательства «Дрофа» (Данилова Г.И.): Искусство. Виды искусства. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС / Г.И. Данилова. – М: Дрофа, 2014 г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования меж- предметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.


III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов. Количество часов распределено исходя из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года. Всего 35 учебных недель. Итого 35 часов.












РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной),
информационно-технологической,
коммуникативной.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценку достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(35 часов)
Раздел 1.Художественные представления о мире (6 ч).
Тема 1. Введение. В мире классических искусств. Тайны искусства. Азбука искусства. Основные эстетические категории
История классификации искусств. Понятие о видах искусства. Современные классификации искусств. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, хореография, балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Условный характер подобного деления.
Тема 2. Понятие о видах искусства.
Семья муз Аполлона. Семья муз Аполлона - покровителя искусств. Визуально-пространственная природа пластических искусств, их эмоционально-эстетическое воздействие на человека и общество. Деление искусств на изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр, кино) и выразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, танец, музыка, лирическая поэзия, балет, опера). Условный характер этого деления. Подвижность и гибкость границ между искусствами. Их историческая изменчивость (внутреннее сходство, взаимопроникновение, противоборство).
Тема 3. Тайны художественного образа
«Мышление в образах». Понятие художественного образа как особого способа отражения окружающей действительности. Единство отраженной реальности и субъективной оценки, взгляда на мир его творца. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность, иносказательность и недоговоренность. Особенности его восприятия. Оригинальность, конкретность и неповторимость воплощения художественного образа в различных видах искусства. Правда и правдоподобие в искусстве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Роль творческой фантазии художника. Условность в искусстве. Изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Понятие условности как важнейшее средство постижения сущности художественного образа. Условный характер произведений искусства на примере различных его видов (театра, оперы, живописи).
Тема 4. Возвышенное и низменное в искусстве.
Эстетика наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Возвышенное в искусстве. Возвышенное и его связь со всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки понятия. Статья Н. Чернышевского «Возвышенное и комическое». Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий в античной трагедии и произведениях У. Шекспира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий (на примере работы А. Пушкина над поэмой «Полтава»). Низменное в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланджело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства (на примере балетного танца «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса в исполнении А. Павловой). Особенности проявления красоты в обыденном, уродливом и безобразном. Проявления низменного в произведениях мировой живописи: офорты Ф. Гойи «Капричос». Сюжетная основа произведений и ее трагическое звучание. Сочетание реальности и фантастики, гротеска и карикатуры.
Тема 5. Трагическое в искусстве.
Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия в их проявлении. Специфические законы и характерные особенности их проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым основа трагического в искусстве. Рок и судьба в античной трагедии. Истоки трагического в древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Трагическое как проявление возвышенного. История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в произведениях живописи (А. Фейербах «Паоло и Франческа», У. Блейк «Вихрь влюбленных» по выбору) и симфонической фантазии П. Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью.
Тема 6. Комическое в искусстве.
Понятия смешного и комического. Смех важнейшее средство нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное» и «комическое». Социальный, общественно значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека. Градации комического: от дружеской улыбки и иронии, до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комический эффект искусства карикатуры. Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Сочетание трагического и комического в драматических произведениях литературы и театральном искусстве. Выдающиеся комики мира. Ч. Чаплин выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя, его лучшие фильмы и роли. Ю. Никулин клоун на все времена. Особый дар импровизации, умение незаметно вовлечь зрителя в свою игру. Творческое мастерство актера: чувство юмора, знание законов смешного, актерская техника, умение черпать материал из окружающей жизни, контрасты клоунской маски.
Раздел 2. Азбука искусства (16/29).
Тема 1. Азбука архитектуры.
«Каменная летопись мира». Произведения архитектуры памятники материальной и духовной жизни общества. Архитектура как выражение основных идей времени. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств ее основная цель. Место архитектуры среди других видов искусства. «Прочность Польза Красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры. Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство язык архитектуры. Понятие о тектонике. Профессия архитектора. Оценка труда архитектора в различные исторические эпохи. Витрувий о задачах архитектора. Первые зодчие Руси и их выдающиеся произведения. Расширение задач архитектора в современную эпоху. Сложность и многогранность профессии архитектора, ее творческое начало и универсальный характер. Основные этапы архитектурного строительства. Будущее профессии.
Тема 2. Художественный образ в архитектуре
Особенности архитектурного образа. Необходимые условия для создания архитектурного образа. Специфика художественного образа в архитектуре. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека. Связь архитектурных сооружений с окружающей природой. Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.
Средства создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. Архитектурный ансамбль. Актуальность задачи объединения различных зданий в единое художественное целое. Архитектурный ансамбль как высшая форма проявления художественного творчества. Общность композиционного замысла с учетом архитектурного и природного окружения
Тема 3. Стили архитектуры.
Архитектурный стиль устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Идея преемственности архитектурных стилей. Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его отличительные признаки. Основные типы построек, их связь с религиозными верованиями египтян. Классический стиль архитектуры Древней Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы. Инженерные достижения римских архитекторов. Архитектурные стили Средневековья. Романский стиль, основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль. Каркасное перекрытие зданий главная конструктивная особенность готических сооружений. Вклад древнерусских мастеров в развитие средневековой архитектуры. Уникальность древнерусского зодчества. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям античного зодчества.
Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия основные принципы оформления фасадов. Классицизм в архитектуре. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир стиль эпохи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм. Эклектика в архитек туре XIX в. и ее особенности. Модерн качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. Развитие современной архитектуры. Идеи рационализма и конструктивизма. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций. Постмодернизм в архитектуре. Стиль хайтек. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры.
Тема 4. Виды архитектуры.
Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека. Жилые дома различных народов мира. Жилые дома А. Гауди и Ле Корбюзье. Промышленная архитектура: заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки. Ландшафтная архитектура. Зарождение садово-паркового искусства. Висячие сады Семирамиды как одно из чудес света. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Европейские традиции садово-паркового искусства. Тип французского регулярного и английского пейзажного парков. Аналоги французского и английского парков в Рос-сии, оригинальность замысла и творческого воплощения
Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Формирование облика городов. Законы, правила устройства города, реконструкция старых районов главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Проблемы его существования и их решение. Исторические типы планировки города. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение в оригинальных проектах.
Тема 5. Архитектура города Ханты-Мансийск.
Достопримечательности г. Ханты-Мансийск и их символическое значение. Памятный знак «Первооткрывателям земли Югорской». Археопарк. Монумент «Бронзовый символ Югры» и др.
Тема 6. Язык изобразительного искусства.
Как понять изображение? Живопись, скульптура, графика древнейшие виды изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Место изобразительных искусств в существующих классификациях. Изобразительные искусства ка совокупность пластических искусств. Особенности создания художественного образа в реальных и абстрактных композициях. Особенности творческой манеры художника. Монументальные и станковые виды изобразительного искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески.
Станковое искусство и его предназначение. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Способы и средства изображения. Богатство способов и средств изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Ритм в изобразительном искусстве. Метод перспективы (понятие линейной, воздушной и обратной перспективы). Линия, определяющая характер изображения на плоскости и в пространстве. Роль контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве. Роль светотени в создании образов.
Тема 7. Искусство живописи.
Виды живописи. Характерные особенности монументальной живописи и ее предназначение. Масштабность композиций и их обусловленность организованной архитектурной средой. Техника фрески, мозаики и витража. Декорационная живопись. Плафонная живопись. Настенные панно (десюдепорты) эпохи рококо. Характерные особенности станковой живописи и ее предназначение. Картина как основной вид станковой живописи. Театральная декорация, иконопись, миниатюра, панорама и диорама как особые виды живописи. Художественные средства живописи. Цвет как важнейшее средство передачи эмоционально-смыслового настроя художественного произведения. Основные качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Понятие о колорите системе соотношений цветовых тонов и их оттенков. Деление цветов на теплые и холодные. Понятие локального и обусловленного цвета. Творчество Э. Делакруа как пример колористического мастерства. Светотень как закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета. Блик, свет, полутень, собственная или падающая тень, рефлекс важнейшие средства передачи постоянных качеств предметного мира и изменчивости окружающей среды. Сфумато Леонардо да Винчи. Искусство светотени в живописных произведениях Караваджо. Роль линии в искусстве живописи и ее выразительные возможности.
Тема 8. Жанровое многообразие живописи.
Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров в истории мировой живописи. Специфика деления живописи на жанры и ее условный характер. Любимые жанры великих мастеров. Изменения жанровой системы в искусстве XX в. Характеристика жанров в живописи. Особый статус исторической живописи в мировом искусстве. Диалог прошлого и настоящего. Мифологическая и библейская тематика как принадлежность к историческому жанру живописи. Русская историческая живопись XIX в. Основные цели и объекты изображения в произведениях батального жанра.
Бытовой жанр живописи, его истоки и эволюция, цели и задачи. Жанр портрета. Разновидности портрета: парадный, исторический, камерный, психологический, автопортрет. Эволюция портретного жанра. Изображение естественной или преображенной человеком природы главный объект пейзажной живописи. Цели и задачи пейзажа, его разновидности (лирический и эпический пейзажи). Понятие городского (архитектурного) пейзажа. Сельские и морские (марины) пейзажи. Индустриальный, фантастический (космический) пейзажи. Жанр натюрморта и его эволюция. Праздничные (фламандские) и камерные (голландские) натюрморты. Философские натюрморты vanitas («суета сует»). Цели и задачи натюрморта, продуманность композиции, ее колористическое решение. Натюрморт как экспериментальная площадка живописных исканий конца XIXXX в. Анималистический жанр как древнейший жанр живописи. Цели и объекты изображения. Жанр интерьера, его близость к натюрморту и бытовой живописи. Эволюция жанра и характерные особенности его развития в различные эпохи.
Экскурсия в государственный художественный музей ХМАО-Югры. Знакомство с коллекциями «Живопись. Русское искусство», «Живопись. Современное искусство».
Тема 9. Искусство графики.
Графика: от возникновения до современности. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Эволюция графического искусства. Роль графики после открытия книгопечатания. Графика «муза XX века»? Графика в жизни современного человека. Компьютерная графика новый инструмент художников, дизайнеров, конструкторов. Ее роль в оформлении печатной продукции, художественном проектировании архитектурных сооружений, торговой упаковки, создании фирменных знаков, произведений станковой графики. Стереометрия создание реального трехмерного пространства (3D). Общность и различия между графикой и живописью. Характер- рит» графика? Особенности воспроизведения пространства в графических произведениях. Основные материалы художника-графика. Задачи образного отражения действительности в графическом искусстве. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, тон, пятно, цвет. Цвет, плоскость и пространство в искусстве графики. Виды графического искусства. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линография и офорт. Цветная ксилография японских мастеровные особенности искусства графики.
Тема 10. Художественная фотография
Рождение и история фотографии. Фотография зрительная память человечества. Первые дагеротипы. Эксперименты с новым способом создания изображений. Камера-обскура. Научные исследования У. Толбота. Дальнейшее совершенствование техники и создание ярких художественных образов. Изобразительно-выразительные возможности фотографии. Фотография сегодня важнейшее средство массовой информации. Фотография и экранные искусства, ее использование в сфере дизайна, театра и журналистики, создании инсталляций. Создание голографических изображений. Использование новейших цифровых технологий в искусстве фотографии.
Фотография и изобразительные искусства. Отличия художественной фотографии от изобразительных искусств. Сравнительный анализ фотопортрета с живописным и скульптурным портретом. Выразительные средства и жанры фотографии. Использование в фотографии традиционной системы жанров: общность и характерные различия. Фрагмент и фотомонтаж как специфические жанры фотографии. Художественные средства выразительности в искусстве фотографии: композиция, план, ракурс, свет и тень, ритм.
Тема 11. Язык скульптуры.
История скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Амулеты первобытного человека. Важнейшие достижения скульпторов Древнего Египта. Классический идеал античных мастеров. Средневековая скульптура «книга» для верующих людей, ее связь с архитектурой. Гуманистический идеал в скульптуре Возрождения. Отличительные особенности скульптуры барокко и классицизма. Характерные особенности развития скульптуры в конце XIXXX в.: стремление к символической трактовке образов, пластическая. импровизация и эксперимент, поиск новых способов технической обработки материалов. Кинетическая скульптура как ярчайший пример смелого новаторства. Новизна и оригинальность художественных решений современных мастеров. Что значит видеть и понимать скульптуру? Скульптура, ваяние и пластика. Скульптура и ее отличия от других видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры: пластика, объем, движение, ритм, светотень и цвет. Использование языка символов и аллегорий в скульптурных произведениях.
Виды и жанры скульптуры. Характерные особенности портретного, анималистического, историко-бытового жанров и натюрморта. Круглая скульптура. Рельеф и его разновидности: барельеф, горельеф и контррельеф. Виды скульптуры по целевому назначению: монументальная, монументально-декоративная и станковая (характерные признаки). Материалы и техника их обработки. Выбор материала, его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения произведения и особенностей освещения. Использование традиционных мягких и твердых материалов для создания скульптурных произведений. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы. Высекание из камня. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Вырезание из дерева. Гальвано-пластика. Ковка, чеканка и гравировка.
Тема 12. Декоративно-прикладное искусство.
Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты, историческая значимость, авторское мастерство, соотношение формы и содержания, необходимость и достаточность, гармоничность и естественность. Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства: орнамент, форма, материал, цвет, ритм и симметрия.
Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость тем, образов и мотивов народного творчества. Коллективное творческое начало. Универсальность художественного языка, понятного всем народам мира. Виды декоративно-прикладного искусства. Связь с другими видами искусств. Монументально-декоративное искусство: организация предметно-пространственной среды человека (быта, жилища, архитектурных сооружений, улиц и площадей). Декорационно-оформительское искусство. Деление произведений декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, виду используемого материала, технике и способу изготовления. Основные способы производства предметов декоративно-прикладного искусства.
Экскурсия в государственный художественный музей ХМАО-Югры. Знакомство с коллекцией «Декоративно-прикладное искусство»
Тема 13. Искусство дизайна.
Из истории дизайна. Истоки дизайна и его развитие. Дизайн и научно-технические достижения. Организация выставок «промышленного искусства» и их роль в становлении и развитии дизайна. Расширение функций дизайнеров на рубеже XIXXX вв. Влияние стиля модерн на развитие дизайна. Преодоление разрыва между индустриальным производством и сферой художественной деятельности. Появление первых дизайнерских центров в Германии, России и США. Баухаус: роль высшей школы художественного конструирования и индустриального строительства. Творческие идеи В. Гропиуса и их практическое воплощение. Судьба дизайна в России. ВХУТЕМАС центр подготовки дизайнерских кадров в России. Оригинальные творческие концепции В. Кандинского, К. Малевича, Л. Лисицкого, В. Татлина, А. Родченко и др. Дизайн как важнейший символ цивилизации, неотъемлемый фактор жизни человека в современном мире. Новые грани профессии дизайнера. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды по законам пользы, прочности и красоты. Основные функции дизайна: конструктивная, эстетическая и воспитательная.
Мир современного человека мир дизайна. Дизайн и декоративно-прикладное искусство: их общность и различие. Виды дизайна. Многообразие сфер применения дизайна в жизни современного общества. Промышленный (индустриальный) дизайн и его характерные черты. Дизайн среды, экологический дизайн. Графический дизайн или промышленная графика. Искусство веб-дизайна (оформления страницы персонального сайта в Интернете). Фитодизайн и его особая популярность в обществе. Арт-дизайн и сферы его использования. Виды дизайна, связанные с имиджем, внешним обликом человека: визаж, дизайн одежды, аксессуаров и прически. Задачи дизайнера-модельера.
Искусство дизайна на примере здания окружной библиотеки ХМАО-Югры.
Тема 14. Музыка как вид искусства.
Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Звук как «первоэлемент» музыкального искусства. Понятие какофонии
Тема 15. Художественный образ в музыке.
Музыка и мир чувств человека. Особенности восприятия музыки в различные культурно-исторические эпохи. Античные мифы о происхождении музыки (Орфей и Эвридика, Пан и Сиринг). Музыка и характер ее воздействия на переживания и эмоции человека (лирическая поэзия). Музыка среди других искусств. Звук «первоэлемент» музыкального искусства. Жизнь человека в мире звуков. Звуковые колебания инфразвуки и ультра-звуки. Понятие какофонии. Отличие музыки от других искусств, ее близость к хореографии и архитектуре. Сравнительный анализ картин зимнего пейзажа в лирике А. Пушкина и музыке П. Чайковского. Музыка царица всех искусств?
Тема 16. Язык и форма музыкального произведения
Условный характер музыкального образа. Специфика художественного образа в музыкальном произведении. Противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Отсутствие связи между музыкальным образом и предметностью реального мира, особая сила обобщения. Звуки реального мира в музыкальном произведении.
Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа. Временной характер музыки. Существование во времени главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности. Гротеск, массовость, коллективизм характерные черты музыки XX в.
Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. Особое значение ритма и его воздействие на человека. Метр и темп как основные составляющие ритма. Зависимость ритма от жанра музыкального произведения и общего характера предназначения музыки. Ритм как выразитель художественного образа. Форма и интонация мелодии. Национальная самобытность классических мелодий. Гармония в музыке, понятие ладов особой системы организации различных по высоте звуков (мажорный и минорный лад). Атональная музыка композиторов Новой венской школы, ее общий характер и особенности звучания. Полифония и ее основные жанры. Величайшие полифонисты мира: И. С. Бах, Д. Шостакович и Р. Щедрин. Тембр звука. Тембр музыкальных инструментов и человеческого голоса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п
Раздел
Количество часов


Художественные представления о мире
6


Азбука искусства
29


ИТОГО:
35 часов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯ
·Я ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»


«РАССМОТРЕНО»
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО
Руководитель МО:
___________Коол Е.А.

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол от 30.08.2014 №2
заседания МС
Председатель МС:
_____________Москвина С.О.
«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08.2014
№ 17/1-ОД





Учебно – тематическое планирование
по искусству
для учащихся 8 «А», «Б», «В» классов
на 2014-2015 учебный год

учитель: Васильева Любовь Ивановна








Ханты-Мансийск – 2014

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по искусству для обучающихся 8-х классов

№п/п
1

Тема урока

Элементы содержания и основные понятия
Дата




8 «А»
8 «Б»
8 «В»




план
факт
план
факт
план
факт

Раздел 1. Художественные представления о мире (6 ч.)

1
Введение. В мире классических искусств
Тайны искусства. Азбука искусства. Основные эстетические категории
1.09

1.09

04.09


2
Понятие о видах искусства
Семья муз Аполлона. История классификации искусств.
8.09

8.09

11.09


3
Тайны художественного образа
«Мышление в образах». Правда и правдоподобие в искусстве. Условность в искусстве.
15.09

15.09

18.09


4
Возвышенное и низменное в искусстве
Эстетика наука о прекрасном. Характеристика возвышенного и формы его выражения в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства.
22.09

22.09

25.09


5
Трагическое в искусстве.
Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия, характерные особенности их проявления. Рок и судьба в античной трагедии. Трагическое как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве. Развитие понятия о катарсисе.
29.09

29.09

02.10


6
Комическое в искусстве

Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное» и «комическое». Источник и градации комического в искусстве. Трагикомедия. Выдающиеся комики мира
6.10

6.10

09.10


Раздел 2. Азбука искусства (29 ч.)

7
Азбука архитектуры
Элементы архитектуры. Место архитектуры среди других видов искусства. Профессия архитектора. «Каменная летопись мира». «Прочность, польза, красота».
13.10

13.10

16.10


8
Художественный образ в архитектуре
Особенности архитектурного образа. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре и особенности их восприятия.
20.10

20.10

23.10


9
Художественный образ в архитектуре
Средства создания архитектурного образа. Архитектурный ансамбль.
27.10

27.10

30.10


10
Стили архитектуры
Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрождения
10.11

10.11

13.11


11
Стили архитектуры
Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры
17.11

17.11

20.11


12

Виды архитектуры
Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура. Традиции садово-паркового искусства в различных странах мира
24.11

24.11

27.11


13
Виды архитектуры
Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Главные задачи современного градостроения. Исторические типы планировки. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение. Понятие современного города и его слагаемые.
01.12

01.12

04.12


14
Архитектура города Ханты-Мансийска
Достопримечательности г. Ханты-Мансийска и их символическое значение
08.12

08.12

11.12


15
Язык изобразительного искусства
Как понять изображение? Живопись, скульптура и графика древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства.
15.12

15.12

18.12


16
Язык изобразительного искусства
Способы и средства изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Метод перспективы. Роль ритма, светотени и линии, контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве
22.12

22.12

25.12


17
Искусство живописи
Виды живописи и ее художественные средства
29.12

29.12

15.01


18
Жанровое многообразие живописи
Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров. Специфика деления на жанры и ее условный характер. Изменения в жанровой системе в наши дни. Характеристика жанров в живописи. Историческая живопись (мифологическая, библейская тематика). Батальный жанр и его великие мастера.
12.01

12.01

22.01


19
Жанровое многообразие живописи
Бытовой жанр, его истоки и эволюция, цели и задачи. Жанр портрета и его разновидности. Цели и задачи пейзажа, его разновидности. Жанр натюрморта и его эволюция. Анималистический жанр. Характерные особенности интерьера
19.01

19.01

29.01


20
Жанровое многообразие живописи
Государственный художественный музей ХМАО-Югры. Знакомство с выставками «Современная живопись» и др.
26.01

26.01

5.02


21
Искусство графики
Графика: от возникновения до современности. Графика «муза XX века»? Роль графики в жизни современного человека. Понятие компьютерной графики. На каком языке «говорит» графика? Виды графического искусства.
02.02

02.02

12.02


22
Художественная фотография
Рождение и история фотографии, ее изобразительно-выразительные возможности. Фотография сегодня (использование новейших цифровых технологий, голографические изображения)
09.02

09.02

19.02


23
Художественная фотография
Фотография и изобразительные искусства. Выразительные средства и жанры фотографии
16.02

16.02

26.02


24
Язык скульптуры
История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру? Отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры.
02.03

02.03

05.03


25
Язык скульптуры
Виды и жанры скульптуры, их характерные особенности. Материалы и техника их обработки. Выбор материала и его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения и особенностей освещения. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы.
16.03

16.03

12.03


26
Декоративно-прикладное искусство
Понятия декоративного и прикладного искусства. Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства
30.03

30.03

19.03


27
Декоративно-прикладное искусство
Государственный художественный музей ХМАО-Югры. Знакомство с выставкой «Декоративно-прикладное искусство»
06.04

06.04

02.04


28

Искусство дизайна
Из истории дизайна: его истоки и дальнейшее развитие. Дизайн в России. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды.
13.04

13.04

09.04


29
Искусство дизайна
Искусство дизайна Мир современного человека мир дизайна. Многообразие сфер его применения. Виды дизайна
20.04

20.04

16.04


30
Искусство дизайна
Знакомство с дизайном окружной библиотеки ХМАО-Югры.
27.04

27.04

23.04


31
Музыка как вид искусства
Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Звук как «первоэлемент» музыкального искусства. Понятие какофонии
11.05

11.05

30.04


32
Художественный образ в музыке
Условный характер музыкального образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа. Временной характер музыки. Способность музыкального образа отражать действительность по законам реального времени. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности
18.05

18.05

07.05


33
Язык и форма музыкального произведения
Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения.
25.05

25.05

14.05


34
Язык и форма музыкального произведения
Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Выбор формы и его зависимость от замысла композитора. Типы музыкальных форм, их подвижность и гибкость, способность к изменению под воздействием содержания и стилевых условий.
01.06

01.06

21.05


35
Обобщение. Азбука искусства
Проверка знаний по разделу «Азбука искусств»
03.06

03.06

28.05











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.



СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Функции и виды диагностики
Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций и четыре вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к общественно- политической ситуации в стране, влияющей на формирование взглядов и убеждений.
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения обществоведческими знаниями учащимися.
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.
Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков;
Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);
Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);
Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения искусства).

Текущий контроль на уроках искусства представляет определенную трудность. Необходимо четко представить специфику предмета «Искусство» и его место в общей системе школьных предметов. «Искусство» – предмет особый. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Поэтому и навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса искусства, здесь двух родов – навыки восприятия и навыки анализа.
С непредвзятого восприятия начинается внутренняя работа зрителя с произведением искусства. Правильное восприятие, прежде всего, отличается тремя свойствами: честностью, полнотой и глубиной.
«Говорю только о том, что вижу или что слышу» - это лозунг всех занятий по искусству в школе. Эту честность необходимо воспитывать в учениках и её оценивать. Ведь независимость от мнения соседа или «авторитетного мнения» учителя в искусстве – одна из важнейших ценностей. Поэтому списывание чужого видения, повторение чужого отношения – это неправильность процесса восприятия произведения искусства.
Вторым непременным условием правильного восприятия является его полнота. Очень часто в самом начале занятий по искусству ученики просто не видят многие детали картин, не слышать явственного ритма или гармонии в музыкальном произведении. Процесс вглядывания и вслушивания все время отслеживает и оценивает учитель, чтобы ученик мог понять, на каком уровне восприятия он находится в данный момент. Обычно с точки зрения этого критерия (полноты) оценивается описание произведения искусства.
Третьем непременным и самым сложным условием правильного восприятия считается его глубина. Глубина восприятия тесно переплетается со вторым родом навыков, вырабатываемых на уроках искусства, - с навыками анализа произведения искусства.
Анализ – процесс многоступенчатый, проходящий на разных уровнях. Задания, с помощью которых производится система контроля знаний учеников на уроке по искусству, можно разбить на три группы.
Задания информативного характера – ученики лишь проверяют информацию, полученную от учителя или из книги. Ученику нет необходимости «подключаться к произведению искусства». В таких заданиях можно проверить и оценить общеучебные навыки, приобретенные непосредственно при изучении искусства.
Типы заданий информативного характера.
Пересказ прочитанного текста.
Терминологические и цифровые «диктанты».
Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.
Тесты на знание периодов, стилей, имен, названий.
Составление и решение кроссвордов, ребусов.
Текст с ошибками (задания-провокации).
Вторую группу составляют задания с частичной творческой направленностью. Здесь ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном все задания этой групп направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работ по выработке навыков на уроках искусства как раз и проходит на этом уровне. Ведь главная задача – научить видеть, как сделано то или иное произведение искусства (технология), и научить умению рассуждать, почему оно сделано так, а не иначе (смысл).
Типы заданий, имеющих некоторую творческую направленность.
Выделение главного в прочитанном тексте, в рассказе учителя или другого ученика.
Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кинофильм).
Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).
Попытка интерпретации символики произведения.
Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.
Анализ воздействия на зрителя формата картины.
Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины (скульптуры)
Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).
Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, мелодия, гармония, тембр).
Определение стиля произведения (с обоснованием).
Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском Возрождении?)
Третья группа заданий, задания творческого характера - самая специфическая для уроков искусства. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения, а на уровне его осмысления. Именно этим «Искусство» как учебный предмет принципиально отличается от курсов музыки, изобразительного искусства и всевозможного художественного труда. Все эти задания строятся одинаково. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами, национальными культурами), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика.
Типы заданий творческого характера.
Какое впечатление на вас произвело это произведение? Какими средствами художник добивается этого впечатления?
Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура и одежда, живопись и музыка, скульптура, музыка и живопись и т.д.
Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?
Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?
Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно -европейской картине (Рождество, Распятие, Снятие с креста и т.д.).
Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.
Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки) разных эпох.
Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.
Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.
Психологический портрет человека (героя или автора) по произведению: портрету, натюрморту, фоновому пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению.
Описание примет времени по произведению.
Описание ситуации по произведению.
Описание преддействия и последействия в произведении.
Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).
Организация активного диалога в классе. («Чем икона отличается от парсун, а чем – от картины?»)

Примерные вопросы для анализа произведения искусства.

Эмоциональный уровень
1. Какое впечатление производит произведение?
2. Какое настроение пытается передать автор?
3. Какие ощущения может испытывать посетитель?
4. Каков характер произведения?
5. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, звучание определенного инструмента или голоса, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?
Предметный уровень
1. Что (или кто) изображено на картине?
2. Какой инструмент звучит?
3. Какие музыкальные темы звучат (если они узнаваемы)?
4. Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
5. Кого вы видите в скульптуре?
6. Выделите главное из того, что вы увидели или услышали.
7. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
8. Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
9. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
10. Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
11. Как в музыкальном произведении чередуются темы?
12. Есть ли среди них похожие (музыкальная композиция)?
13. Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?
Сюжетный уровень
1. Попробуйте пересказать сюжет картины.
2. Попробуйте услышать изменения тем в музыкальном произведении и их конфликт.
3. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
4. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?
Символический уровень
1. Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
2. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
3. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
4. Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения.

Критерии оценки устных ответов
«5» - ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком,
«4» - ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры;
«3» - ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры;
«2» - ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Критерии оценки практической работы
«5» - адекватность выбранного художественного материала; - оригинальность замысла;
- для создания образа умеет выбрать средства художественной выразительности.
«4» - адекватность выбранного художественного материала; - замысел рисунка не всегда оригинален - для создания образа умеет выбрать средства художественной выразительности.
«3» - художественный материал выбирает неумело; - замысел не отличается оригинальностью; - не умеет использовать средства художественной выразительности для создания образа
«2» - неадекватность выбранного художественного материала; - неоригинальность замысла; - неумение использовать средства художественной выразительности для создания образа

Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:
«5» - самостоятельное решение проектной проблемы; - новизна и оригинальность;
- умелое владение материалом, в котором проект выполнен; - экономичность; - эстетичность.
«4» - решение проектной проблемы, используя помощь; - повторяемость работы;
- владение материалом, в котором проект выполнен; - экономичность; - эстетичность.
«3» - решение проектной проблемы, используя помощь; - повторяемость работы;
неаккуратное владение материалом, в котором проект выполнен; - неряшливость, небрежность.
«2» - к решению проектной проблемы подход формальный; - неумение владеть материалом;
неряшливость, небрежность.

Критерии оценок эссе
«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Критериями оценки теста: Тест включает 8-9 вопросов.
«5» - правильных ответов 8-9
«4» - правильных ответов 6-7
«3» - правильных ответов 4-5
«2» - правильных ответов 3и менее

Индивидуальные формы оценивания - папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.

Оценивание презентации – проекта

Элемент
самопрезентации
«5»

«4»

«3»
«2»



1) Выступление.
Выступление построено логично, отражает все полученные результаты, не содержит грубых речевых ошибок.
Выступление построено логично, но отражает не все полученные результаты, не содержит грубых речевых ошибок.
Есть ошибки в логике выступления, часть полученных результатов не раскрыто, содержит грубые речевые ошибки
Отсутствует логика выступления, не отражает полученные результаты, содержит грубые речевые ошибки.

2) Презентация.
Грамотно иллюстрирует выступление участника
Есть недочеты материала презентации с материалом выступления.

Присутствует несоответствие материала презентации и материала выступления.
Материал презентации и выступления не связаны между собой.

3) Программа.

Предложенные примеры полностью отражают результат работы проекта.
Предложенные примеры отражают почти все результаты работы проекта.
Предложенные примеры не отражают большинство полученных результатов.
Предложенные примеры не показывают результатов проделанной работы.



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методическое обеспечение:
Литература для учителя:
Данилова Г.И. Искусство: Виды искусства. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014. – 302, [2] c.: ил.
Искусство: программы для общеобразовательных учреждений. 59 кл. / сост. Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2012.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса», «Значение времени в концепции икописца (От Древнего Египта до XX века)/сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 51 с.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII-XVIII вв.)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)»/ сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 86 с.
Литература для учащихся:
Данилова Г.И. Искусство: Виды искусства. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014. – 302, [2] c.: ил.

Дополнительная литература:
Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб., 2007.
Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.
Баешко Л.С., Гордиенко А.Н., Ларионов Д. Г. Энциклопедия символов. М., 2007.
Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. СПб., 2012.
Барб-Галль Ф. Пойми, почему это шедевр. М., 2014.
Бертолина Дж. Течения в искусстве: от импрессионизма до наших Дней. М., 2012.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993. Волкова П. Д. Мост через бездну. В 3 кн. М., 20132014.
Володин В. А. Мода и стиль. М., 2002. (Современная энциклопедия Аванта+).
Гусакова В. О. Словарь русского религиозного искусства. СПб., 2006. Древний мир: полная энциклопедия. М., 2013.
Ерёмина Т. С. Мир иконописцев. М., 2005.
Жан Ж. Знаки и символы. М., 2002.
Искусство. Всемирная история. М., 2014.
Искусство: иллюстрированная энциклопедия. М., 2002.
Комар Ф. Искусство и человек. М., 2002.
Панорама Средневековья: энциклопедия средневекового искусства / под ред. Р. Барлетта. М., 2002.
Соловьёв В. М. Русская культура: с древнейших времён до наших дней М., 2004.
Стародуб Т. X. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.
Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.: Ростов н/Д, 2006.
ФриманД. История искусства. М., 2003.
Литература о видах искусства:
Анисимова Н. А. От хорала до симфонии: музыка Европы XIXVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей. М., 2008.
Бажак К. История фотографии: возникновение изображения. М., 2003.
Буссалъи М. Понимать архитектуру. М., 2007.
Бхаскаран Л. Дизайн и время. М., 2006.
Варданян Р. В. Мировая художественная культура: архитектура. М., 2003.
Глазычев В. Л. Архитектура: энциклопедия. М., 2002.
Графика русских художников от А до Я. М., 2002.
Демпси Э. Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству. М., 2008.
Доронина Л. Н. Мастера русской скульптуры XVIIIXIX веков. 2008.
Доронина Л. Н. Мастера русской скульптуры XX века. М., *U1U' Щ Евстратова Е. Н. Графика. М., 2003. (История искусства для детей).
Заилен Г., ван. Все сады мира. М., 2002.
Изобразительное искусство: полная энциклопедия. М., 2011.
Иконников А. В. Искусство, среда, время: эстетическая организация людской среды. М., 1985.
История фотографии с 1839 года до наших дней. М., 2010.
Кендалл А. Хроника классической музыки. М., 2006.
Кларк П. Дизайн. М., 2003.
Ковалдина Н. Н. Как смотреть скульптуру? М., 2010.
Крейго К. Д. Как читать архитектуру: интенсивный курс по архитектурным стилям. М., 2013.
Лисовский В. Г. Архитектура России: поиски национального стиля. М., 2009.
Маракулина Я. Я. Детям об искусстве: декоративно-прикладное искусство. М., 2011.
Михайлов С. М. История дизайна. М., 2004.
Михеева JI. В. Словарь юного музыканта. М.; СПб., 2005.
Перепёлкина Г. П. В царстве Аполлона. Изобразительное искусство Архитектура. М., 2001.
Претте М. К., де Джорджис А. Как понимать искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи, стили. М., 2002.
Прина Ф. Архитектура: элементы, формы, материалы. М., 2010.
Прина Ф., Демартини Е. 1000 лет мировой архитектуры: стили, н! правления, архитекторы. М., 2008.
Самые красивые и знаменитые города мира. М., 2006.
Синицына О. В., Смолина Н. И. Детям об искусстве: архитектур В 2 кн. М., 2012.
Стенли Дж. Классическая музыка: великие композиторы и их in девры. М., 2006.
1000 произведений великих скульпторов. М., 2007.
Уэйд-Мэтьюз М., Томпсон У. Классическая музыка: большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2008.
Френч X. История архитектуры. М., 2003.
ЧудецкаяА. Ю. Как смотреть графику? М., 2010.
Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. М., 2005.
Я познаю мир. Музыка: энциклопедия. М., 2004.

Материально – техническое обеспечение:
Цифровые образовательные ресурсы:
ЭСУН «История искусства»
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные ресурсы:
История искусства (Диск 1,2) 2003
Шедевры русской живописи. 2001
Эрмитаж. Искусство Западной Европы: художественная энциклопедия.
Мировая художественная культура 10-11 класс (б-ка электронных наглядных пособий) 2003
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. 2001
Энциклопедия классической музыки. 2001
Мировая художественная культура 10-11 класс. 2003
История искусства. 2003
История древнего мира и средних веков (5-6 класс). 2004

Интернет-ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window. edu.ru/
Коллекция Российского общеобразовательного портала http:// artclassic. edu. ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http: //fcior.edu. ru/
«Арт-каталог: собрание живописи, графики и скульптуры» http:// art-catalog. ru /
«Архи.ру» (архитектура России) http://www.archi.ru «Величие человеческого духа: 50 шедевров мирового искусства» http://www.point.ru/photo/galleries/15520/
Википедия: портал «Искусство»
«Детям о музыке» http://www.muz-urok.ru/muz.htm «История изобразительного искусства» http://www.arthistory.ru/ «История архитектуры. Архитектурные стили» http://www.arhi- tekto.ru/
«История изобразительного искусства: медиаэнциклопедия ИЗО» http: //visaginart. nm. ru /
«Классическая музыка» http://www.classic-music.ru/
«Музеи России» http://www.museum.ru/
«Народный каталог православной архитектуры» http://sobory.ru/ Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru/
Сайт Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева http: // www.muar.ru/
Сайт Музеев Московского Кремля http://www.kremlin.museum.ru/ Сайт Союза архитекторов России http://www.uar.ru/
«Тематические библиотеки от Ergonomic-Data: книги об архитектуре» http://architecture.artyx.ru/
«1001 чудо света» (архитектурные шедевры) http://archi. 100lchudo.ru/
«Archi-tec.ru история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура» www.archi-tec.ru
«ARTYX.ru: всеобщая история искусств» http://www.artyx.ru/ «Google: Art Project» (произведения из коллекций музеев мира) Google ArtProj ect. com














ПРИЛОЖЕНИЕ
Как написать Эссе

Эссе (от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата (слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе (философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.

Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения (общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.

Анализ произведения скульптуры.

1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?

Анализ произведения музыки.

1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?

Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)

1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?

Как подготовиться к семинару или диспуту.

1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.

Как написать реферат.

1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.

2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.

3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.

4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.

О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.

















15

Приложенные файлы


Добавить комментарий