Рабочая программа по искусству (МХК)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«РАССМОТРЕНО»
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО

Руководитель МО:
______________ Коол Е.А.

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол от 30.08.2014 №2
заседания МС

Председатель МС:
_____________ Москвина С.О.
«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08. 2014
№ 17/1-ОД




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству
для учащихся 6 «А», «Б», «В» классов
на 2014 – 2015 учебный год
(35 часов)

Составитель: Васильева Любовь Ивановна,
учитель искусства




























г. Ханты-Мансийск – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федерального Учебного плана для образовательных учреждений РФ;
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Авторской программы: «Искусство». 5-9 кл. / Г.И. Данилова» - М.: «Дрофа», 2012 г., рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. на 2014-2015 учебный год;
Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 4.

Цели обучения

Изучение искусства в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия;
знакомство с культурно-историческими и национальными традициями творчества коренных малочисленных народов севера.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Задачами предмета «Искусство» являются воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект по искусству издательства «Дрофа» (Данилова Г.И.): Искусство. Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС / Г.И. Данилова. – М: Дрофа, 2014 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования меж- предметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.


III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классов.
В соответствии с учебным планом школы на основании приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 22.08.20011 №662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007», учебному предмету «Искусство», V-VII классы, отводится 1 час в неделю, содержание которого отражает культурно-исторические и национальные традиции творчества народов мира и коренных малочисленных народов севера, особое внимание уделяется самобытному творчеству народов Севера.
Количество часов распределено исходя из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года. Всего 35 учебных недель. Итого 35 часов.







РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной),
информационно-технологической,
коммуникативной.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценку достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «Искусство»
(35 часов)
Раздел 1.Сюжеты и образы Ветхого Завета (16 ч)
Тема 1. Библия – Книга книг.
Библия – Книга книг. Авторство Библии. Ветхий и Новый завет. Библия в произведениях искусства. Стихотворение В.Я. Брюсова «Библия».
Тема 2. Сотворение мира.
Создание жизни – главное творение Бога. Символическое понятие Рая. Микеланджело «Отделение света от тьмы» - роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Начало творения мира и его символический смысл. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Фреска Микеланджело «Сотворение светил» и картина Я. Тинторетто «Сотворение животных». Величественная картина сотворения мира в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира» - восторженный гимн жизни и Человеку. Фрагмент «Сотворение мира» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
Тема 3. Жизнь первых людей на Земле.
«Сотворение Адама» - фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. Сопоставление фрески с картинами У. Блейка («Сотворение Адама») и М. Шагала («Сотворение человека»). Фреска Микеланджело «Сотворение Евы», ее аллегорический смысл. Сила человеческих чувств и красота любви в картинах А. Дюрера «Адам» и «Ева». Картины В. Васнецова «Блаженство Рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая», трагический драматизм, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Отражение библейской легенды о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» в музыке А. Петрова к балету «Сотворение мира». Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
Тема 4. Каин и Авель.
Легенда об Авеле и Каине – преступление против кротости и смирения, ее поучительный нравственный смысл. Фреска Феофана Грека «Праотец Авель». Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Авель». Картины Тициана и А. П. Лосенко «Каин» и «Авель» - символическое воплощение сюжета. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д. Байрона «Каин». Каин – бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Стихотворение В. А. Жуковского «Братоубийца», выраженная в нем идея вечного наказания Каина. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
Тема 5. Всемирный потоп.
Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Картина Я. Бассано «Вход животных в Ноев ковчег», оживленная атмосфера происходящего, многофигурность и сложность композиции. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана – художественный образ всемирной катастрофы. Сопоставление фрески Микеланджело с картиной Ф. Бруни «Всемирный потоп». Мозаика «Ной выпускает голубя из ковчега» в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.
Тема 6. Легенда о Вавилонской башне.
Легенда о Вавилонском столпотворении, ее глубокий поучительный смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля наглядный урок людской глупости, человеческой гордыне и греховной самонадеянности. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Вавилон». Стихотворение поэта как символическое напоминание о грядущем возмездии для человечества. Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».
Тема 7. Ветхозаветная Троица и призвание Авраама.
Миссия праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Бога Аврааму в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. «Троица» Андрея Рублева глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение. Отход автора от византийских и греческих канонов изображения сюжета. «Троица» Андрея Рублева художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Сопоставление произведений Феофана Грека и Андрея Рублева с иконой С. Ушакова «Святая Троица».
Тема 8. Иконопись Древней Руси.
Экскурсия в государственный художественный музей ХМАО-Югры. Темперная живопись (иконопись.)
Тема 9. Жертвоприношение Авраама.
Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама». Немое противоборство, негодующий вызов небесам, потребовавшим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу. «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Напряженность и драматизм происходящего, переданные различными художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Исаак и Авраам» (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч, ползущих по небу». Фрагмент «Жертвоприношение Авраама» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности трактовки сюжета.
Тема 10. Чудесный сон Иакова.
Сюжет «Благословения Иакова» в картине Рембрандта, таинственность происходящего события. Видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо. Картины Д. Фетти и X. Риберы «Сон Иакова» как чудесное воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа. Картина Э. Делакруа «Иаков, борющийся с ангелом». Неистовое упорство небесного посланника и бесстрастное спокойствие Иакова избранника Бога. Иаков и Рахиль в картине П. Веккио, особенности интерпретации образов. Стихотворение А. Ахматовой «Рахиль» из цикла «Библейские стихи».
Тема 11. Иосиф и его братья.
Иосиф – любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья, продажа в рабство. Картина К. Д. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа превратностям судьбы. Сопоставление с картиной С. Бурдона «Продажа Иосифа в рабство». Дальнейшая судьба Иосифа в Египте. Особый дар провидения, снискавший расположение египетского фараона. Великодушие Иосифа, сумевшего простить коварных братьев и вернуться в родительский дом. Т. Манн «Иосиф и его братья».
Тема 12. Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея.
Избранность Моисея Богом. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед пылающим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении К. М. Фофанова «Неопалимая Купина». Переход израильтян через Чермное (Красное) море. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг...». «Сбор манны в пустыне» картина Н. Пуссена. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле Обетованной.
Сюжет «Поклонения золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. «Моисей со скрижалями законов» в картине Рембрандта. Испытание слабых и неверных людей ядовитыми змеями в картине Ф. Бруни «Медный змий». Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей». История создания образа. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева. Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Я. Брюсова «Моисей». Фрагменты художественного фильма «Моисей», особенности интерпретации сюжета.
Тема 13. Самсон, раздирающий пасть льва.
Богатырь Самсон судья израильского народа. Гравюра А.Дюрера «Самсон убивает льва»: необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. История создания; А. С. Пушкин о скульптурном памятнике. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Самсон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона». Мужественная гибель героя в стихотворении Н. Языкова «Самсон». Музыка К. Сен-Санса к опере «Самсон и Далила». Фрагменты художественного фильма «Самсон».
Тема 14. Саул – царь Израиля и Давида.
Великая миссия Саула – первого израильского царя. Давид – его достойный преемник. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Противостояние героев. Поединок Давида и Голиафа, его глубокий поучительный смысл. Скульптура Донателло «Давид». Образ Давида в скульптуре Микеланджело нравственный эталон эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульптурой Л. Бернини «Давид», их отличительные особенности. Фрагменты из художественного фильма «Царь-Да¬вид» (1985) режиссера Б. Бересфорда, особенности интерпретации сюжета.
Тема 15. Псалмопевец Давид. Мудрость царя Соломона.
Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт «Не отверже мене во время старости» и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь. Стихотворение К. Романова «Псалмопевец Давид». Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта «Давид и Ионафан». Царь Давид и красавица Вирсавия. Картина К. Брюллова «Вирсавия». Драматический характер их первой встречи. Картина Рембрандта «Давид и Урия». Фрагменты из фильма «Царь Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда.
Избрание Соломона царем Израиля. «Песнь песней» царя Соломона непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Понятие о жанре притчи. Притча о двух матерях («Соломоново решение») в картине Н. Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Фрагменты из повести А. И. Куприна «Суламифь». Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.
16. Обобщение.
Раздел 2. Сюжеты и образы Нового Завета. (20 часов)
Тема 1. Рождение и юность Марии.
Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Жоржа де ла Тура «Воспитание Богоматери». Картина Жоржа де ла Тура «Плотник Иосиф». Духовная близость членов святого семейства. Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.
Тема 2. Благая весть.
Евангелие от Луки и апокрифы основной источник воплощения сюжета Благовещения в произведениях искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина «Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение». «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение» (Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи. Праздник Благовещения на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне».
Тема 3. Чудесное рождение Христа.
Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово» (круг художников Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны, высокой значимости происходящего. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б.Л.Пастернака «Рождественская звезда». Праздник Рождества Христова на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт «Небо и земля» Р. Дегтярева, «Христос рождается» Д. Аллеманова, «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Рождественский концерт» В. Титова.
Тема 4. Поклонение волхвов.
Особенности трактовки сюжета «Поклонения волхвов» в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Рождественская звезда». Картина «Поклонение волхвов» С. Боттичелли. Библейский сюжет как повод прославления семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции. Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картина «Поклонение пастухов» Эль Греко. Трактовка сцены как волшебного видения.
Тема 5. Образы Сретения.
Принесение первенца в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Символическое звучание сцены как «встречи» уходящего века с миром новым. Сюжет Сретения в древнерусской живописи. Новгородская икона «Сретение» и переданная в ней торжественность происходящего. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Духовное песнопение праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», символизирующее встречу старого и нового миров.
Тема 6. Бегство в Египет.
Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Картина П. Брейгеля «Перепись в Вифлееме». Особенность изображения Марии и Иосифа.Фреска Джотто «Избиение младенцев». Картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Фреска Джотто «Бегство в Египет». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворениях В. Ходасевича «Вечер» и И. Бунина «Бегство в Египет».
Тема 7. Проповедь Иоанна Крестителя.
Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне». Картина П. Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность представленного в ней сюжета. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»). Трагизм дальнейшей судьбы Иоанна Крестителя. Роковая роль Ирода и Саломеи в жизни пророка. Картина Лукаса Кранаха Старшего «Саломея» и ее символическое звучание.
Тема 8. Образы Крещения.
Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Кашинского иконостаса. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» Пьеро делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса». Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева и романе И. С. Шмелева «Лето Господне». Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».
Тема 9. Творимые чудеса.
Сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом и его поэтическая интерпретация в стихотворении А. А. Фета «Когда Божественный бежал людских речей...». Картина Дуччо «Искушение Христа» и ее символическое звучание. Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Брак в Кане Галилейской первое божественное проявление чудодейственной силы. «Брак в Кане» Джотто и П. Веронезе. Картина Рафаэля «Чудесный улов». Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира». Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении И. Анненского «Дочь Иаира». Фреска Мазаччо «Чудо со статиром».
Тема 10. Нагорная проповедь.
Начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов. Фреска Д. Гирландайо «Призвание апостолов Петра и Андрея». Нагорная проповедь Иисуса – центр христианского учения. Отражение в ней заповедей блаженства, любви к ближнему и необходимости совершения добрых дел. Глубокий поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Н. Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Сюжет «Преображения» Иисуса Христа в картине Рафаэля.
Тема 11. Притчи Христа.
Развитие понятия о жанре притчи. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее глубокий иносказательный смысл. Поэтические трактовки притчи в стихотворениях А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Н. А. Некрасова «Сеятелям». Притча о блудном сыне – притча о добродетелях покаяния и прощения. Аллегория человеческой жизни в картине И. Босха «Блудный сын». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - духовное завещание художника грядущим поколениям. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П.Брейгеля «Слепые». Обобщенный образ человеческой трагедии, духовная слепота, берущая верх над слепотой физической. Контрастность пейзажа.
Тема 12. Тайная вечеря. Моление о чаше.
Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов два аспекта толкования сюжета. Литературная трактовка сюжета в рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот» (фрагменты). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – истинная драма человеческой души. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Н. Ге «Тайная вечеря».
Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Л. Пастернака «Гефсиманский сад». Картина Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад». Картины А. Мантенья и Эль Греко «Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении А. Апухтина «Моление о чаше». Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Высокое благородство, смиренное достоинство и мудрость Христа. Низменное коварство и злоба Иуды. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда».
Тема 13. Что есть истина?
Христос перед судом Пилата. Новелла «Понтий Пилат» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина Я. Тинторетто «Христос перед Пилатом». Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа». Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа. Величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.
Тема 14. Страсти Господни.
Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Изображение трагического чувства неотвратимой гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Срывание одежды»). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда» («Христос молился...»).Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость веры. Фреска Джотто «Несение креста». Трагизм происходящего, четкая детализация образов. Картина И. Босха «Несение креста». Мастерство композиции, роль пейзажа и художественных деталей. Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Н. Ге «Голгофа». Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа.
Тема 15. Распятие.
Эволюция Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи. Общность и различия в его изображении, использование условного языка символов. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Иконы «Распятие» (музей Андрея Рублева в Москве) и Дионисия. «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта). Идеал спокойного достоинства и равновесия духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе «Голгофа». Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Два варианта «Распятия» в творчестве Н. Н. Ге – всеобъемлющий символ страдания и жертвенной любви к людям.
Тема 16. Снятие с креста.
Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена как отражение величайшей трагедии человечества. Картина П. Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста» повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью.
Тема 17. Православный храм ХМАО-Югры.
Экскурсия в Православный храм. Участие в работе молодежной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения».
Тема 18. Пьета. Воскрешение и Вознесение Христа.
Пьета (оплакивание) изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. А. Жуковского «StabatMater», выраженные в нем чувства и переживания материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти как абсолютной реальности в картине А. Мантенья «Мертвый Христос». «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Дальнейшее развитие темы в других произведениях на этот сюжет («Пьета», 15501555 и «Пьета Ронданини», 19551564). Скорбь матери, оплакивающей сына, - вечная, непреходящая тема музыкального искусства. Музы¬кальные интерпретации сюжета «Пьеты» («StabatMater» Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно).
Явления воскресшего Христа и его чудесное Вознесение важнейшие темы произведений мирового искусства. Древнерусская икона «Воскресение» мастера Дионисия, ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Сюжет «Трапезы в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданное энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта «Неверие Фомы». Сюжет «Вознесения Христа» в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа.
19. Обобщение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


·п/п
Раздел
Количество часов

1.
Сюжеты и образы Ветхого Завета

16

2.
Сюжеты и образы Нового завета
19


ИТОГО:
35 часов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»


«РАССМОТРЕНО»
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО
Руководитель МО:
___________Коол Е.А.

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол от 30.08.2014 №2
заседания МС
Председатель МС:
_____________Москвина С.О.
«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08.2014
№ 17/1-ОД





Учебно – тематическое планирование
по искусству
для учащихся 6 «А», «Б», «В» классов
на 2014-2015 учебный год

учитель: Васильева Любовь Ивановна








Ханты-Мансийск – 2014
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по искусству для учащихся 6-х классов

№п/п

Тема урока

Элементы содержания и основные понятия
Дата




6 «А»
6 «Б»
6 «В»




план
факт
план
факт
план
факт

Раздел 1. Сюжеты и образы Ветхого завета (16ч.)

1
Библия – Книга книг
Библия – Книга книг. Авторство Библии. Ветхий и Новый завет. Библия в произведениях искусства.
04.09

05.09

2.09


2
Сотворение мира
Главное творение Бога – жизнь. Начало творения мира и его символический смысл. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Библейские сюжеты в произведениях искусства.
11.09

12.09

09.09


3
Жизнь первых людей на Земле
Произведения искусства о жизни первых людей на Земле. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». Картины А. Дюрера «Адам» и «Ева».
Сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл. Произведения искусства об изгнании первых людей из рая. Поэма Д. Мильтона «Потерянный рай». Музыка А. Петрова к балету «Сотворение мира». Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале».
18.09

19.09

16.09


4
Каин и Авель
История Каина и Авеля - преступление против кротости и смирения, ее поучительный нравственный смысл. Произведения искусства о Каине и Авеле.
25.09

26.09

23.09


5
Всемирный потоп
Символическое значение истории о Всемирном потопе. Образы мирового искусства в легенде о Всемирном потопе.
02.10

03.10

30.09


6
Легенда о Вавилонской башне
Глубокий поучительный смысл легенды о Вавилонской башне. Образы мирового искусства в легенде о Вавилонской башне. Происхождение устойчивых выражений, связанных с данным библейским сюжетом.
09.10

10.10

7.10


7
Ветхозаветная Троица и призвание Авраама
Нравственный смысл встречи Авраама и Трех странников. Отраждение библейского сюжета в древнерусской живописи.
16.10

17.10

14.10


8
Иконопись Древней Руси
Экскурсия в государственный художественный музей ХМАО-Югры. Темперная живопись (иконопись.)
23.10

24.10

21.10


9
Иконопись Древней Руси
Экскурсия в государственный художественный музей ХМАО-Югры. Темперная живопись (иконопись.)
30.10

31.10

28.10


10
Жертвоприношение Авраама. Чудесный сон Иакова
Напряженность и драматизм происходящего в библейском сюжете, повествующем о жертвоприношении Авраама, переданные различными художественными средствами Образы мирового искусства в отражении библейского сюжета о чудесном сне Иакова. Особенности интерпретации образов Иакова и Рахили. Цикл А.Ахматовой «Библейские стихи».
13.11

14.11

11.11


11
Иосиф и его братья
Основные эпизоды из жизни Иосифа как прообраз жизни Иисуса Христа. Произведения искусства об Иосифе.
20.11

21.11

18.11


12

Мечты о Земле обетованной.Скрижали Моисея
Сюжет рождения Моисея. Избрание Моисея. Божественное предопределение Моисея в избавлении израильского народа от страданий и горя. Исход израильтян из Египта. Художественное изображение страданий людей на пути в Землю Обетованную в образах мирового искусства.
Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей». История создания образа. Фрагменты художественного фильма «Моисей», особенности интерпретации сюжета.
27.11

28.11

25.11


13
Самсон, раздирающий пасть льва
Необыкновенная, сверхъестественная сила героя Самсона. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. История создания; А. С. Пушкин о скульптурном памятнике.
04.12

5.12

2.12


14

Саул – царь Израиля и Давида

Великая миссия Саула – первого израильского царя. Давид – его достойный преемник. Поучительный смысл поединка Давида и Голиафа. Образ Давида в скульптуре Микеланджело нравственный эталон эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения.
Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси.
11.12

12.12

9.12


15
Псалмопевец Давид.
Мудрость царя Соломона.

Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси.
Избрание Соломона царем Израиля. «Песнь песней» царя Соломона непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Понятие о жанре притчи. Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Образы мирового искусства в легендах о царе Соломоне.
18.12

19.12

16.12


16
Обобщение. Сюжеты и образы Ветхого Завета
Библия – книга Книг. Сюжеты Ветхого завета и их отображение в искусстве.
25.12

26.12

23.12


Раздел 2. Сюжеты и образы Нового завета (19 ч.)

17
Рождение и юность Марии
Детство и юность Марии. Духовная близость членов святого семейства. Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.
15.01

16.01

13.01


18
Благая весть
Евангелие от Луки и апокрифы основной источник воплощения сюжета Благовещения в произведениях искусства.
22.01

23.01

20.01


19
Чудесное рождение Христа
Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Праздник Рождества Христова на Руси. Образы мирового искусства о рождении Иисуса Христа.
29.01

30.01

27.01


20
Поклонение волхвов
Особенности трактовки сюжета «Поклонения волхвов» в произведениях мирового искусства. Библейский сюжет как повод прославления семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции.
5.02

06.02

03.02


21
Образы Сретения
Принесение первенца в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Символическое звучание сцены как «встречи» уходящего века с миром новым.
12.02

13.02

10.02


22
Бегство в Египет
Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Образы мирового искусства о библейском сюжете о бегстве в Египет.
19.02

20.02

17.02


23
Проповедь Иоанна Крестителя
Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне».
26.02

27.02

24.02


24
Образы Крещения
Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Стихия народного праздника, воплощенная в произведениях мирового искусства.
05.03

06.03

03.03


25
Творимые чудеса
Сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом и его поэтическая интерпретация. Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Брак в Кане Галилейской.
12.03

13.03

10.03


26
Нагорная проповедь
Начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов. Глубокий поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение.
19.03

20.03

17.03


27
Притчи Христа
Развитие понятия о жанре притчи. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа». Притча о блудном сыне – притча о добродетелях покаяния и прощения. Аллегория человеческой жизни в картине И. Босха «Блудный сын». Обобщенный образ человеческой трагедии, духовная слепота, берущая верх над слепотой физической. Контрастность пейзажа.
02.04

03.04

31.03


28

Тайная вечеря.
Моление о чаше
Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов два аспекта толкования сюжета.
Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Картины А. Мантенья и Эль Греко «Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении А. Апухтина «Моление о чаше». Высокое благородство, смиренное достоинство и мудрость Христа. Низменное коварство и злоба Иуды. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда».
09.04

10.04

7.04


29
Что есть истина?
Христос перед судом Пилата. Новелла «Понтий Пилат» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа».
16.04

17.04

14.04


30
Страсти Господни
Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость веры. Трагизм происходящего, четкая детализация образов. Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа.
23.04

24.04

21.04


31
Распятие. Снятие с креста
Эволюция Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи. Общность и различия в его изображении, использование условного языка символов. Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста» повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью.
30.04

8.05

28.04


32
Пьета. Воскрешение и Вознесение Христа
Пьета (оплакивание) изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Образ мирового искусства в изображении Пьеты.
Явления воскресшего Христа и его чудесное Вознесение важнейшие темы произведений мирового искусства. Величие и красота образа возносящегося Христа в мировом искусстве.
07.05

15.05

5.05.


33
Православный храм ХМАО-Югры
Экскурсия в Православный храм. Участие в работе молодежной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения».
14.05

22.05

12.05


34
Православный храм ХМАО-Югры
Экскурсия в Православный храм. Участие в работе молодежной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения».
21.05

29.05

19.05


35
Обобщение.
Сюжеты и образы Нового Завета
Библия – книга Книг. Библейские герои в Новом Завете и их художественное воплощение в образах искусства.
28.05

5.06

26.05




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса искусства в 6 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
библейские сюжеты как источник образов мирового искусства,
историческую основу и структуру Библии,
значение Библии как основы духовной и нравственной жизни человека и мировой культуры,
виды и жанры искусства, их особенности;
уметь:
узнавать героев библейских сюжетов в произведениях мирового искусства,
сопоставлять сюжеты и героев для выявления нравственного смысла,
проводить параллели с сюжетами и героями древнегреческих мифов и русского фольклора,
различать способы изображения и выражения в различных видах искусства.


СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Функции и виды диагностики
Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций и четыре вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к общественно- политической ситуации в стране, влияющей на формирование взглядов и убеждений.
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения обществоведческими знаниями учащимися.
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.
Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков;
Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);
Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);
Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения искусства).

Текущий контроль на уроках искусства представляет определенную трудность. Необходимо четко представить специфику предмета «Искусство» и его место в общей системе школьных предметов. «Искусство» – предмет особый. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Поэтому и навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса искусства, здесь двух родов – навыки восприятия и навыки анализа.
С непредвзятого восприятия начинается внутренняя работа зрителя с произведением искусства. Правильное восприятие, прежде всего, отличается тремя свойствами: честностью, полнотой и глубиной.
«Говорю только о том, что вижу или что слышу» - это лозунг всех занятий по искусству в школе. Эту честность необходимо воспитывать в учениках и её оценивать. Ведь независимость от мнения соседа или «авторитетного мнения» учителя в искусстве – одна из важнейших ценностей. Поэтому списывание чужого видения, повторение чужого отношения – это неправильность процесса восприятия произведения искусства.
Вторым непременным условием правильного восприятия является его полнота. Очень часто в самом начале занятий по искусству ученики просто не видят многие детали картин, не слышать явственного ритма или гармонии в музыкальном произведении. Процесс вглядывания и вслушивания все время отслеживает и оценивает учитель, чтобы ученик мог понять, на каком уровне восприятия он находится в данный момент. Обычно с точки зрения этого критерия (полноты) оценивается описание произведения искусства.
Третьем непременным и самым сложным условием правильного восприятия считается его глубина. Глубина восприятия тесно переплетается со вторым родом навыков, вырабатываемых на уроках искусства, - с навыками анализа произведения искусства.
Анализ – процесс многоступенчатый, проходящий на разных уровнях. Задания, с помощью которых производится система контроля знаний учеников на уроке по искусству, можно разбить на три группы.
Задания информативного характера – ученики лишь проверяют информацию, полученную от учителя или из книги. Ученику нет необходимости «подключаться к произведению искусства». В таких заданиях можно проверить и оценить общеучебные навыки, приобретенные непосредственно при изучении искусства.
Типы заданий информативного характера.
Пересказ прочитанного текста.
Терминологические и цифровые «диктанты».
Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.
Тесты на знание периодов, стилей, имен, названий.
Составление и решение кроссвордов, ребусов.
Текст с ошибками (задания-провокации).
Вторую группу составляют задания с частичной творческой направленностью. Здесь ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном все задания этой групп направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работ по выработке навыков на уроках искусства как раз и проходит на этом уровне. Ведь главная задача – научить видеть, как сделано то или иное произведение искусства (технология), и научить умению рассуждать, почему оно сделано так, а не иначе (смысл).
Типы заданий, имеющих некоторую творческую направленность.
Выделение главного в прочитанном тексте, в рассказе учителя или другого ученика.
Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кинофильм).
Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).
Попытка интерпретации символики произведения.
Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.
Анализ воздействия на зрителя формата картины.
Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины (скульптуры)
Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).
Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, мелодия, гармония, тембр).
Определение стиля произведения (с обоснованием).
Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском Возрождении?)
Третья группа заданий, задания творческого характера - самая специфическая для уроков искусства. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения, а на уровне его осмысления. Именно этим «Искусство» как учебный предмет принципиально отличается от курсов музыки, изобразительного искусства и всевозможного художественного труда. Все эти задания строятся одинаково. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами, национальными культурами), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика.
Типы заданий творческого характера.
Какое впечатление на вас произвело это произведение? Какими средствами художник добивается этого впечатления?
Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура и одежда, живопись и музыка, скульптура, музыка и живопись и т.д.
Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?
Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?
Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно -европейской картине (Рождество, Распятие, Снятие с креста и т.д.).
Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.
Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки) разных эпох.
Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.
Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.
Психологический портрет человека (героя или автора) по произведению: портрету, натюрморту, фоновому пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению.
Описание примет времени по произведению.
Описание ситуации по произведению.
Описание преддействия и последействия в произведении.
Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).
Организация активного диалога в классе. («Чем икона отличается от парсун, а чем – от картины?»)

Примерные вопросы для анализа произведения искусства.
Эмоциональный уровень
1. Какое впечатление производит произведение?
2. Какое настроение пытается передать автор?
3. Какие ощущения может испытывать посетитель?
4. Каков характер произведения?
5. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, звучание определенного инструмента или голоса, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?
Предметный уровень
1. Что (или кто) изображено на картине?
2. Какой инструмент звучит?
3. Какие музыкальные темы звучат (если они узнаваемы)?
4. Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
5. Кого вы видите в скульптуре?
6. Выделите главное из того, что вы увидели или услышали.
7. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
8. Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
9. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
10. Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
11. Как в музыкальном произведении чередуются темы?
12. Есть ли среди них похожие (музыкальная композиция)?
13. Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?
Сюжетный уровень
1. Попробуйте пересказать сюжет картины.
2. Попробуйте услышать изменения тем в музыкальном произведении и их конфликт.
3. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
4. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?
Символический уровень
1. Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
2. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
3. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
4. Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения.

Критерии оценки устных ответов
«5» - ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком,
«4» - ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры;
«3» - ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры;
«2» - ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Критерии оценки практической работы
«5» - адекватность выбранного художественного материала; - оригинальность замысла;
- для создания образа умеет выбрать средства художественной выразительности.
«4» - адекватность выбранного художественного материала; - замысел рисунка не всегда оригинален - для создания образа умеет выбрать средства художественной выразительности.
«3» - художественный материал выбирает неумело;- замысел не отличается оригинальностью;- не умеет использовать средства художественной выразительности для создания образа
«2» - неадекватность выбранного художественного материала; - неоригинальность замысла; - неумение использовать средства художественной выразительности для создания образа

Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:
«5» - самостоятельное решение проектной проблемы; - новизна и оригинальность;
- умелое владение материалом, в котором проект выполнен; - экономичность; - эстетичность.
«4» - решение проектной проблемы, используя помощь; - повторяемость работы;
- владение материалом, в котором проект выполнен; - экономичность; - эстетичность.
«3» - решение проектной проблемы, используя помощь; - повторяемость работы;
неаккуратное владение материалом, в котором проект выполнен;- неряшливость, небрежность.
«2» - к решению проектной проблемы подход формальный; - неумение владеть материалом;
неряшливость, небрежность.

Критерии оценок эссе
«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Критериями оценки теста: Тест включает 8-9 вопросов.
«5»-правильных ответов 8-9 «4»-правильных ответов 6-7
«3»-правильных ответов 4-5 «2»-правильных ответов 3и менее
Индивидуальные формы оценивания - папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.






























УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методическое обеспечение:
Литература для учителя:
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 238, [2] c.: ил.
Искусство: программы для общеобразовательных учреждений. 59 кл. / сост. Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2012.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса», «Значение времени в концепции икописца (От Древнего Египта до XX века)/сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 51 с.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII-XVIII вв.)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)»/ сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 86 с.

Литература для учащихся:
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 238, [2] c.: ил.


Дополнительная литература для учащихся:
Библия. Ветхий и Новый Завет. Любое издание.
Буслович Д.С. Люди. Герои. Боги. СПб., 2006.
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 238, [2] c.: ил.
Самые известные сюжеты Ветхого Завета. М., 2010.
Самые известные сюжеты Нового Завета. М., 2010.

Материально – техническое обеспечение:
Цифровые образовательные ресурсы:
ЭСУН «История искусства»
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные ресурсы:
История искусства (Диск 1,2) 2003
Шедевры русской живописи. 2001
Эрмитаж. Искусство Западной Европы: художественная энциклопедия.
Мировая художественная культура 10-11 класс (б-ка электронных наглядных пособий) 2003
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. 2001
Энциклопедия классической музыки. 2001
Мировая художественная культура 10-11 класс. 2003
История искусства. 2003
История древнего мира и средних веков (5-6 класс). 2004





ПРИЛОЖЕНИЕ
Как написать Эссе

Эссе (от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата (слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе (философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.

Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения (общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.

Анализ произведения скульптуры.

1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?

Анализ произведения музыки.

1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?

Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)

1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?

Как подготовиться к семинару или диспуту.

1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.

Как написать реферат.

1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.

2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.

3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.

4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.

О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.














15

Приложенные файлы


Добавить комментарий