Рабочая программа по искусству (МХК)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«РАССМОТРЕНО»
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО

Руководитель МО:
_______________ Коол Е.А.


«СОГЛАСОВАНО»
Протокол №2 от 30.08.2014
заседания МС

Председатель МС: ______________ Москвина С.О.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08.2014
№ 17/1-ОД




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству
для учащихся 5 «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «С» классов
на 2014 – 2015 учебный год
(35 часов)

Составитель: Васильева Любовь Ивановна,
учитель искусства


























Ханты-Мансийск – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федерального Учебного плана для образовательных учреждений РФ;
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Искусство». 5-9 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова» - М.: «Дрофа», 2012 г.;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2014-2015 учебный год.
Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 4.

Цели обучения

Изучение искусства в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия;
знакомство с культурно-историческими и национальными традициями творчества коренных малочисленных народов севера.

Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект по искусству издательства «Дрофа» (Данилова Г.И.): Искусство. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС / Г.И. Данилова. – М: Дрофа, 2014 г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования меж- предметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы на основании приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 22.08.20011 №662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007», учебному предмету «Искусство», V-VII классы, отводится 1 час в неделю, содержание которого отражает культурно-исторические и национальные традиции творчества народов мира и коренных малочисленных народов севера, особое внимание уделяется самобытному творчеству народов Севера.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г», 5 «Д», 5 «Е», 5 «С» классов.
Количество часов распределено исходя из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года. Всего 35 учебных недель. Итого 35 часов.



IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной),
информационно-технологической,
коммуникативной.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценку достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.


V. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(35 часов)

Раздел I. Сюжеты и образы античной мифологии
Тема 1. Введение.
В мире античной мифологии. Сотворение мира. Мифология как система образов и представлений о жизни. Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства.
Тема 2. Сотворение мира.
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея родители верховного греческого бога Зевса. Картины М. Чюрлениса «Сотворение мира» и А. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
Тема 3. Бог-громовержец Зевс.
Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. «Пергамские раскопки» И. Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса.
Тема 4. Окружение Зевса.
Гора Олимп место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса («Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Зевс вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.
Тема 5. Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».
Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом». Образ Прометея в «Теогонии» Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). Симфония А. Скрябина «Прометей («Поэма огня»). Образ Прометея символ активной энергии Вселенной. Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения.
Тема 6. Посейдон владыка морей.
Посейдон (Нептун) один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (про Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан) бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.
Тема 7. Афина богиня мудрости и справедливой войны.
Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».
Тема 8. Лики Аполлона.
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и А. Поллайоло «Аполлон и Дафна».
Тема 9. Аполлон и музы Парнаса.
Аполлон Мусагет покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона лира (кифара). Лавры Аполлона высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет» (хореография Дж. Баланчина). Чарующая радость жизни и творчества, воплощенная в музыке и танце. Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.
Тема 10. Орфей и Эвридика.
Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К. Глюка одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мира. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина и поэта Ю. Димитрина.
Тема 11. Артемида покровительница охоты.
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И. Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».
Тема 12. Арес неукротимый бог войны.
Арес (Марс) коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками». Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».
Тема 13. Триумф Диониса.
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение Диониса». Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо (по выбору).
Тема 14. У истоков театрального искусства.
Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки.
Тема 15. Афродита богиня любви и красоты.
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе «прекрасном баловне Киприды». Адонис один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».
Тема 16. Нарцисс и Эхо.
Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс».
Тема 17. В сетях Эрота.
Эрот (Амур, Купидон) юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.
Тема 18. Богиня цветов Флора.
Флора италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет «Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.
Тема 19. Мифологическое время.
Экскурсия в музей природы и человека ХМАО-Югры. Экспозиция «Мифологическое время».
Раздел II. Мифология древних славян
Тема 1. Введение.
Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия главный источник знаний о славянской мифологии. Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо».
Тема 2. Перун бог грома и молнии.
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада». Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.
Тема 3. Велес.
Велес покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.
Тема 4. Дажьбог.
Дажьбог один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбо-га как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.
Тема 5. Макошь.
Макошь богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Ма-кошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Параскева Пятница покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.
Тема 6. Лада.
Лада (Ладо) божество, покровительствующее семье и браку. Общность Лады с греческой богиней любви Афродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочь Леля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Тема 7. Купало, Ярило, Кострома.
Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купалы, Ярилы и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громо-вержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны Костромы» в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. Мельникова-Печерского «В лесах», картинах Г. Семирадского «Ночные гуляния на Ивана Купалу», С. Судейкина «В ночь на Ивана Купалу», И. Лысенко «Иван Купала» (по выбору).
Тема 8. Культура хантов и манси в мифах и легендах.
По одному из преданий суша родилась из крупицы ила, которую со дна океана по велению Нуми-Торума подняла ныряющая птица-гагара. Изначально Земля выглядела лепешкой, вращавшейся на поверхности воды, и Торум закрепил ее своим поясом – Уральским хребтом. На Землю первочеловек спустился в священной колыбели, качающейся на золотой или серебряной цепи, и богиня Калтащ открыла счет человеческим судьбам. Мифологическая колыбель остается нитью, связывающей предка с ныне живущими людьми.
Вселенная разделена на три сферы: Торум-небо (Верхний мир), Мув – Землю (Средний мир) и Кали-торум - Подземный мир (Нижний мир).
Торум - Творец, Вседержитель, он создал Землю и светила, установил миропорядок. Его отображение - это весь мир и наполняющая его жизнь. На святилищах Небесному богу мужчины приносят в жертву семь белых оленей, а женщины вывешивают на священную березу Торума семь белых халатиков.
Его тень - брат-враг Хынь ики, место обитания которого – Нижний мир. Он владеет царством мертвых, болезней и смерти. Его знак - крест. Хынь ики является воплощением зла: вредит людям, забирает в свое царство души мертвых. В жертву ему приносят оленя темной масти, семь черных халатиков, сшитых одной нитью.
Мать-Земля (Мых ими), многоликая богиня материнства Калтащ – не то мать, не то жена самого Вседержителя. Она прародительница и хозяйка всего земного, всего рождающегося и умирающего. Ее мощь воплощена в огне, земле, водной стихии. Она покровительствует каждому новому рождению. В каждом доме, как знак судьбы, хранят семь платков (Лабыт охшам) и узорчатый сах богини. Женщины отображают ее земные ипостаси в орнаментах на своей одежде. По узелкам на посохе Калтащ читается жизненный путь новорожденного.
Рождение ребенка - это повторение мифа о первомладенце, спущенном на Землю в колыбели, качающейся на золотой или серебряной цепи. Появлялся на свет младенец в отдельном доме. Мать и дитя отгораживались от мира, так как находились во власти духов земли.
По традиции после рождения ребенка семейным духам-покровителям приносились дары. Четыре игольницы, если родилась девочка, и пять лучков со стрелами, если рождался мальчик.
Осмысление окружающего мира начинается с игры. Игрушками мальчиков становятся арканы, луки со стрелами, лыжи. С их помощью дети впервые покоряют доступное им пространство стойбища. В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и забот. Куклы-акань со всей серьезностью обряжаются в специально сшитые одежды и исполняют взрослые роли. Акань – еще игра, но уже обряд. К куклам относятся с некоторым суеверием: в том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки.
Взрослея, дети переключаются с игры на взрослую жизнь. Девочка шьет одежду, обувь, переняв мастерство от бабушки или мамы, изготавливает домашнюю утварь. Мальчик становиться охотником, рыбаком, искусно овладевая оружием. Мужчина изготавливает нарты, лыжи, предметы для охоты, домашнюю утварь из дерева.
В хантыйском или мансийском доме нет лишних вещей. Дальняя от входа сторона жилища считается мужской, в ней хранятся культовые вещи и вещи хозяина. На женской стороне, при входе, находятся швейные и туалетные принадлежности, дрова и лучина, бытовая утварь.
Главным семейным божеством является Мать-Огонь, носящая красные одежды.
Время в понимании обских угров - живое. Оно рождается и умирает, приходит и уходит вместе с олицетворяющими его светилами, богами, зверями, водой, деревьями. Астрономический год у обских угров состоит из двух основных сезонов: зимы и лета, осень и весна являются промежуточными вехами, отделяющими два противоположных состояния природы – летнего бодрствования и зимней спячки.
Начало года - лето связано с наступлением весеннего равноденствия, прекращением зимней охоты, переездом из зимних поселений в весенние. Каждому сезону соответствуют свои занятия, праздники и ритуалы. На седьмой день новолуния (ныне 7 апреля) проводится Вороний день. Вороний праздник проходит нарочито шумно. На березы взрослые вывешивают свежеиспеченные калачи, которые символизируют Солнце, дарящие тепло нового летнего дня. Проснувшиеся дети их собирают и с гомоном съедают. Ворона почитается как вестник жизни. Летом заготавливают бересту, траву, кедровый корень. Занимаются рыбной ловлей. Ловко управляя лодкой - обласом, выезжают и на большие реки. Добывают рыбу с помощью невода, сетей.
Зимой на лыжах выслеживают зверя в лесу. Охотятся ружьями, ловушками, самострелами. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми. В первой половине января совершаются коллективные жертвоприношения духам-покровителям. И без того оживленный январь украшается свадьбами, причем по погоде предрекается судьба брака: каковы «день жениха» и «день невесты», таковы и судьбы новобрачных.
Языческие храмы - святилища - места встреч и ритуального общения людей и богов. Святилище живет до тех пор, пока люди считают священными свою землю и свои традиции. Главный культовый центр хантов и манси в прошлом находился на слиянии рек Оби и Иртыша.
После христианизации и разрушения миссионерами центральных святилищ, ханты и манси продолжали считать священными места бывших капищ и создавали новые в недоступных для миссионеров и иноверцев местах.
Изображения духов-покровителей хранились также в доме или священном лабазе, для них совершались кровные или бескровные жертвоприношения (подношения подарков). Обряды жертвоприношения, поклонения духам передаются из поколения в поколение.
В центре священного пространства располагается обитель могущественной богини, известной в средневековых легендах под именем Золотой Бабы.
Святилище Касум ими («Казымской старухи») или Вут ими («Верхней женщины») - покровительницы казымских хантов - находилось в верховьях Казыма на оз.Нумто, в священном лабазе. По легендам, Касум ими ездила на упряжке из трех белых оленей, одевалась в белую ягушку и белый шелковый платок. Она может являться соболем, белогрудой кошкой, тетеркой или уткой, но главным ее образом остается женская фигура, одетая в панцирь из серебряных и латунных пластин.
«Когтистый старик», «Старик в шубе» - иносказательный образ тотемного зверя обских угров - медведя. В мифах он, как и человек, был спущен с Неба на Землю в колыбели, он младший брат человека. За несоблюдение заветов Нуми - Торума он был оставлен на Земле и стал враждовать с людьми.
Встреченный в лесу медведь воспринимается обскими уграми как умерший родственник, которого следовало пригласить в гости (добыть). Убитый медведь остается «живым». Его шкуру в ритуальной позе заносят в дом в качестве «гостя», костяк хранится в специальном деревянном срубе, а мясо съедается.
В честь «гостя» устраивают праздник - Медвежьи игрища. На праздник съезжаются родственники, соседи. Подносят подарки и гостинцы медведю, поют песни в честь него, рассказывают мифы и легенды, показывают сценки из жизни медведя в лесу. Все роли на игрищах исполняют мужчины, обряжаясь в разные костюмы и надевая маски. Медведь не должен видеть лиц участников праздника. Женщины присутствуют на празднике только в качестве гостей, не принимая участия в игровых моментах, исполняя только танцы. Считается, что на этот праздник собираются и боги, и духи. Их явление сопровождается исполнением призывных песен, под звуки которых на коне появляется Мир-сусне-хум, «душу уносящие звери» Филин, Петух, Журавль, танцуют священные куклы.
По завершении праздника исполняется песня об уходе души в небесную жизнь.
Шаманов называют посредниками между людьми и Богами. Они вхожи во все сферы Вселенной, говорят на всех языках: зверином, древесном, человеческом. Обычно шаманский дар передается по наследству при наличии у избранника необходимых врожденных качеств. Для того, чтобы стать настоящим шаманом, нужно пройти долгий путь познаний и испытаний. Прошедший испытания молодой шаман имеет право надеть головную повязку с длинными жгутами-косами и совершить свое первое путешествие на Небо.
Одно из призваний шамана-врачевание. Сеанс лечения проводится вечером в чуме или доме, при горящем очаге. Шаман выясняет причину болезни, какой злой дух наслал на больного недуг, украл жизненную силу. Чтобы вызволить душу больного, шаман вселяет в себя духа - помощника в виде змеи или медведя. Он садится рядом с больным и прикосновением колотушки определяет очаг болезни.
При исполнении обрядов шаман надевает на голову четырех - или семиклинную шапку-колпак из разноцветного сукна с кисточками и меховой опушкой, клинья которой украшены священным орнаментом. Шаманский бубен при камлании оказывается то конем-оленем, то лодкой, на которых шаман путешествует во времени и в пространстве. Шаман с помощью бубна призывает духов, а затем, придя в экстаз, разговаривает с ними.
Шаманское искусство безгранично. Шаман одновременно может быть предсказателем и целителем, он наделен способностью предвидеть, предугадывать, предчувствовать, ощущать болезнь и лечить ее. Шаманы - непременные участники общественных праздников и жертвоприношений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Раздел
Количество часов


Раздел I. Сюжеты и образы античной мифологии
26


Раздел II. Сюжеты и образы мифологии древних славян
9


ИТОГО:
35 часов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»


«РАССМОТРЕНО»
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО
Руководитель МО:
___________Коол Е.А.

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол от 30.08.2014 №2
заседания МС
Председатель МС:
_____________Москвина С.О.
«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 30.08.2014
№ 17/1-ОД





Учебно – тематическое планирование
по искусству
для учащихся 5 «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «С» классов
на 2014-2015 учебный год

учитель: Васильева Любовь Ивановна








Ханты-Мансийск – 2014
VI. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по искусству для учащихся 5-х классов

№п/п
Тема урока
Элементы содержания и основные понятия
Дата




5 «А»
5 «Б»
5 «В»
5 «Г»
5 «Д»
5 «Е»
5 «С»




план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт

Раздел I. Сюжеты и образы античной мифологии (26 ч.)

1
Введение. В мире античной мифологии
Мифология как система образов и представлений о жизни
1.09

3.09

06.09

06.09

04.09

05.09

3.09


2
В мире античной мифологии.
Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров
8.09

10.09

13.09

13.09

11.09

12.09

10.09


3
Сотворение мира
Сюжет сотворения мира в произведениях искусства. Первые божества. Схватка богов и титанов
15.09

17.09

20.09

20.09

18.09

19.09

17.09


4
Бог-громовержец Зевс
Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом
22.09

24.09

27.09

27.09

25.09

26.09

24.09


5
Бог-громовержец Зевс.
Особенности изображения Зевса в произведениях искусства различных эпох. Атрибуты Зевса
29.09

01.10

04.10

04.10

02.10

03.10

01.10


6
Окружение Зевса
Двенадцать богов-олимпийцев и место их обитания. Исполнители воли Зевса. Зевс вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде. Наказание Тантала
6.10

08.10

11.10

11.10

09.10

10.10

08.10


7
Окружение Зевса
Возлюбленные Зевса. Миф о Данае. Похищение Европы

13.10

15.10

18.10

18.10

16.10

17.10

15.10


8
Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»
Миф о титане духа и воли. Заслуги Прометея перед человечеством
20.10

22.10

25.10

25.10

23.10

24.10

22.10


9
Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»
Характер конфликта между Прометеем и Зевсом и его отражение в искусстве
27.10

29.10

15.11

15.11

30.10

31.10

29.10


10
Посейдон-владыка морей
Характеристика Посейдона и его свиты. Спор Зевса и Посейдона. Особенности воплощения образа Посейдона в произведениях искусства
10.11

12.11

22.11

22.11

13.11

14.11

12.11


11
Бог огня Гефест
Гефест (Вулкан) бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Гефест и боги-олимпийцы
17.11

19.11

29.11

29.11

20.11

21.11

19.11


12

Афина богиня мудрости и справедливой войны
Культ Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о рождении Афины. Образ богини в античной пластике. Афина Паллада покровительница справедливых войн
Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне. Спор Аполлона, Афины и Марсия
24.11

26.11

06.12

06.12

27.11

28.11

26.11


13

Лики Аполлона
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение силы, мужества и красоты. Миф о победе Аполлона над Пифоном. Различия в художественных интерпретациях образа бога
01.12

03.12

13.12

13.12

04.12

5.12

03.12


14
Лики Аполлона
Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и состязании Аполлона и Марсия. Возлюбленные Аполлона. Прекрасная Дафна
08.12

10.12

20.12

20.12

11.12

12.12

10.12


15
Аполлон и музы Парнаса
Аполлон Мусагет покровитель искусств и творческого вдохновения. Образное воплощение темы в произведениях искусства
15.12

17.12

27.12

27.12

18.12

19.12

17.12


16
Орфей и Эвридика
Миф об Орфее и Эвридике и его отражение в произведениях искусства
22.12

24.12

30.12

30.12

25.12

26.12

24.12


17
Артемида покровительница охоты
Характеристика вечно юной и прекрасной Артемиды (Дианы) и ее атрибуты. Отражение культа богини в произведениях искусства. Кому и как она покровительствует? Легенда об Актеоне
29.12

14.01

17.01

17.01

15.01

16.01

14.01


18
Арес неукротимый бог войны
Арес (Марс) коварный и вероломный бог войны, его окружение и атрибуты. Особенности изображения Ареса в произведениях искусства. Широкое распространение культа Марса в римской мифологии
12.01

21.01

24.01

24.01

22.01

23.01

21.01


19
Триумф Диониса
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Воспитатели и спутники Диониса. Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве
19.01

28.01

31.01

31.01

29.01

30.01

28.01


20
У истоков театрального искусства
Дионисийские празднества и их отражение в изобразительном искусстве Античности. Свита Диониса. Истоки возникновения греческого театра
26.01

04.02

07.02

07.02

5.02

6.02

04.02


21
Афродита богиня любви и красоты
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе Афродиты (Венеры). Культ богини в Древней Греции и его воплощение в произведениях античного искусства. Миф о рождении Афродиты
Образы Афродиты Пандемос и Афродиты Урании как отражение двойственной сущности богини. Миф об Адонисе
02.02

11.02

14.02

14.02

12.02

13.02

11.02


22
Нарцисс и Эхо
Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Художественное воплощение мифа о Нарциссе и нимфе Эхо, разнообразие его интерпретаций
09.02

18.02

21.02

21.02

19.02

20.02

18.02


23
В сетях Эрота Богиня цветов Флора
Эрот (Амур, Купидон) юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства. Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой.
Флора италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа богини в Италии. Аллегорическое воплощение образа Флоры в истории мирового искусства.
16.02

25.02

28.02

28.02

26.02

27.02

25.02


24
Обобщение. Сюжеты и образы античной мифологии.
Викторина «Мифология Древней Греции»
02.03

04.03

07.03

07.03

05.03

6.03

04.03


25
Мифологическое время
Экскурсия в музей природы и человека ХМАО-Югры. Экспозиция «Мифологическое время"
16.03

11.03

14.03

14.03

12.03

13.03

11.03


26
Мифологическое время. Скульптура.
Экскурсия в художественный музей ХМАО-Югры. Выставка «Скульптура»
30.03

18.03

04.04

04.04

19.03

20.03

18.03


Раздел II. Сюжеты и образы мифологии древних славян (9 ч.)

27

Введение. Мифология древних славян.
Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Пантеон славянских языческих богов. Образ Мирового Древа
06.04

08.04

11.04

11.04

02.04

3.04

08.04


28

Перун бог грома и молнии
Перун-Громовержец верховный бог славянского пантеона и его связь с Зевсом (Юпитером). Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Характерные особенности изображения языческого божества. Связь между Перуном, Ильей Пророком и богатырем Ильей Муромцем
13.04

15.04

18.04

18.04

09.04

10.04

15.04


29

Велес
Велес покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование бога в Масленицу (Власьев день). Велес как противник Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху
20.04

22.04

25.04

25.04

16.04

17.04

22.04


30

Дажьбог
Версии о происхождении имени бога. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца
27.04

29.04

16.05

16.05

23.04

24.04

29.04


31

Макошь
Макошь богиня хорошего урожая, судьбы и удачи, ее традиционные атрибуты. Версии о происхождении имени. Особенности изображения образа в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Параскева Пятница
11.05

06.05

23.05

23.05

30.04

8.05

06.05


32
Лада. Купало, Ярило, Кострома
Лада (Ладо) божество, покровительствующее семье и браку. Версии о происхождении имени. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности ее изображения. Образ Лады в произведениях устного народного творчества. Лада и Леля
Купало, Ярило и Кострома главные персонажи народных праздников и покровители земного плодородия. Версии о происхождении их имен. Разделение функций
18.05

13.05

30.05

30.05

07.05

15.05

13.05


33

Языческая мифология славян
Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. Связь времен от древности до современности.
25.05

20.05

02.06

02.06

14.05

22.05

20.05


34
Культура хантов и манси в мифах и легендах
Колыбель. Игра. Времена года. Святилище. Небесный всадник. Когтистый старик. Шаман.
01.06

27.05

04.06

04.06

21.05

29.05

27.05


35
Культура хантов и манси в мифах и легендах
Урок-конференция
03.06

03.06

06.06

06.06

28.05

5.05

03.06




VII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения искусства ученик должен
знать/понимать:
мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

В результате изучения искусства ученик должен
уметь:
сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

В результате изучения искусства ученик должен
использовать:
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.















VIII. СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Функции и виды диагностики
Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций и четыре вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к общественно- политической ситуации в стране, влияющей на формирование взглядов и убеждений.
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения обществоведческими знаниями учащимися.
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.
Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков;
Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);
Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);
Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения искусства).

Текущий контроль на уроках искусства представляет определенную трудность. Необходимо четко представить специфику предмета «Искусство» и его место в общей системе школьных предметов. «Искусство» – предмет особый. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Поэтому и навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса искусства, здесь двух родов – навыки восприятия и навыки анализа.
С непредвзятого восприятия начинается внутренняя работа зрителя с произведением искусства. Правильное восприятие, прежде всего, отличается тремя свойствами: честностью, полнотой и глубиной.
«Говорю только о том, что вижу или что слышу» - это лозунг всех занятий по искусству в школе. Эту честность необходимо воспитывать в учениках и её оценивать. Ведь независимость от мнения соседа или «авторитетного мнения» учителя в искусстве – одна из важнейших ценностей. Поэтому списывание чужого видения, повторение чужого отношения – это неправильность процесса восприятия произведения искусства.
Вторым непременным условием правильного восприятия является его полнота. Очень часто в самом начале занятий по искусству ученики просто не видят многие детали картин, не слышать явственного ритма или гармонии в музыкальном произведении. Процесс вглядывания и вслушивания все время отслеживает и оценивает учитель, чтобы ученик мог понять, на каком уровне восприятия он находится в данный момент. Обычно с точки зрения этого критерия (полноты) оценивается описание произведения искусства.
Третьем непременным и самым сложным условием правильного восприятия считается его глубина. Глубина восприятия тесно переплетается со вторым родом навыков, вырабатываемых на уроках искусства, - с навыками анализа произведения искусства.
Анализ – процесс многоступенчатый, проходящий на разных уровнях. Задания, с помощью которых производится система контроля знаний учеников на уроке по искусству, можно разбить на три группы.
Задания информативного характера – ученики лишь проверяют информацию, полученную от учителя или из книги. Ученику нет необходимости «подключаться к произведению искусства». В таких заданиях можно проверить и оценить общеучебные навыки, приобретенные непосредственно при изучении искусства.
Типы заданий информативного характера.
Пересказ прочитанного текста.
Терминологические и цифровые «диктанты».
Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.
Тесты на знание периодов, стилей, имен, названий.
Составление и решение кроссвордов, ребусов.
Текст с ошибками (задания-провокации).
Вторую группу составляют задания с частичной творческой направленностью. Здесь ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном все задания этой групп направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работ по выработке навыков на уроках искусства как раз и проходит на этом уровне. Ведь главная задача – научить видеть, как сделано то или иное произведение искусства (технология), и научить умению рассуждать, почему оно сделано так, а не иначе (смысл).
Типы заданий, имеющих некоторую творческую направленность.
Выделение главного в прочитанном тексте, в рассказе учителя или другого ученика.
Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кинофильм).
Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).
Попытка интерпретации символики произведения.
Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.
Анализ воздействия на зрителя формата картины.
Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины (скульптуры)
Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).
Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, мелодия, гармония, тембр).
Определение стиля произведения (с обоснованием).
Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском Возрождении?)
Третья группа заданий, задания творческого характера - самая специфическая для уроков искусства. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения, а на уровне его осмысления. Именно этим «Искусство» как учебный предмет принципиально отличается от курсов музыки, изобразительного искусства и всевозможного художественного труда. Все эти задания строятся одинаково. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами, национальными культурами), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика. 
Типы заданий творческого характера.
Какое впечатление на вас произвело это произведение? Какими средствами художник добивается этого впечатления?
Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура и одежда, живопись и музыка, скульптура, музыка и живопись и т.д.
Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?
Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?
Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно -европейской картине (Рождество, Распятие, Снятие с креста и т.д.).
Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.
Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки) разных эпох.
Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.
Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.
Психологический портрет человека (героя или автора) по произведению: портрету, натюрморту, фоновому пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению.
Описание примет времени по произведению.
Описание ситуации по произведению.
Описание преддействия и последействия в произведении.
Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).
Организация активного диалога в классе. («Чем икона отличается от парсун, а чем – от картины?»)

Примерные вопросы для анализа произведения искусства.

Эмоциональный уровень
1. Какое впечатление производит произведение?
2. Какое настроение пытается передать автор?
3. Какие ощущения может испытывать посетитель?
4. Каков характер произведения?
5. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, звучание определенного инструмента или голоса, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?
Предметный уровень
1. Что (или кто) изображено на картине?
2. Какой инструмент звучит?
3. Какие музыкальные темы звучат (если они узнаваемы)?
4. Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
5. Кого вы видите в скульптуре?
6. Выделите главное из того, что вы увидели или услышали.
7. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
8. Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?
9. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
10. Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?
11. Как в музыкальном произведении чередуются темы?
12. Есть ли среди них похожие (музыкальная композиция)?
13. Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?
Сюжетный уровень
1. Попробуйте пересказать сюжет картины.
2. Попробуйте услышать изменения тем в музыкальном произведении и их конфликт.
3. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.
4. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?
Символический уровень
1. Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
2. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?
3. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?
4. Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения.

Критерии оценки устных ответов

«5» - ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком,
«4» - ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры;
«3» - ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры;
«2» - ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Критерии оценки практической работы

«5» - адекватность выбранного художественного материала;
- оригинальность замысла;
- для создания образа умеет выбрать средства художественной выразительности.
«4» - адекватность выбранного художественного материала;
- замысел рисунка не всегда оригинален;
- для создания образа умеет выбрать средства художественной выразительности.
«3» - художественный материал выбирает неумело;
- замысел не отличается оригинальностью;
- не умеет использовать средства художественной выразительности для создания образа.
«2» - неадекватность выбранного художественного материала;
- неоригинальность замысла;
- неумение использовать средства художественной выразительности для создания образа.

Критериями оценки проектной деятельности:
«5» - самостоятельное решение проектной проблемы;
- новизна и оригинальность;
- умелое владение материалом, в котором проект выполнен;
- экономичность; - эстетичность.
«4» - решение проектной проблемы, используя помощь;
- повторяемость работы;
- владение материалом, в котором проект выполнен;
- экономичность;
- эстетичность.
«3» - решение проектной проблемы, используя помощь;
- повторяемость работы;
- неаккуратное владение материалом, в котором проект выполнен;
- неряшливость, небрежность.
«2» - к решению проектной проблемы подход формальный;
- неумение владеть материалом;
- неряшливость, небрежность.

Критерии оценок эссе
«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Критериями оценки теста
Тест включает 8-9 вопросов.
«5» - правильных ответов 8-9 «4» - правильных ответов 6-7
«3» - правильных ответов 4-5 «2» - правильных ответов 3 и менее

Индивидуальные формы оценивания
Папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.
















IX.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методическое обеспечение:
Литература для учителя:
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014. – 176, [2] c.: ил.
Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. – Изд. 3-е, переработ / Авт.-сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД: «Корифей». – 112 с.
Искусство: программы для общеобразовательных учреждений. 59 кл. / сост. Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2012.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса», «Значение времени в концепции икописца (От Древнего Египта до XX века) /сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 51 с.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII-XVIII вв.)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)» / сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 86 с.

Литература для учащихся:
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014. – 176, [2] c.: ил.


Материально – техническое обеспечение:
Цифровые образовательные ресурсы:
ЭСУН «История искусства»
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные ресурсы:
История искусства (Диск 1,2) 2003
Шедевры русской живописи. 2001
Эрмитаж. Искусство Западной Европы: художественная энциклопедия.
Мировая художественная культура 10-11 класс (б-ка электронных наглядных пособий) 2003.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. 2001
Энциклопедия классической музыки. 2001
Мировая художественная культура 10-11 класс. 2003
История искусства. 2003
История древнего мира и средних веков (5-6 класс). 2004





ПРИЛОЖЕНИЕ
Как написать Эссе

Эссе (от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата (слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе (философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.

Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения (общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.

Анализ произведения скульптуры.

1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?

Анализ произведения музыки.

1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?

Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)

1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?

Как подготовиться к семинару или диспуту.

1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните, что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.

Как написать реферат.

1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.

2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.

3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.

4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.

О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.

















15

Приложенные файлы


Добавить комментарий