Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя.

Е.Л.Трухина, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №1929

Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя

Сочинение самый сложный вид письменной работы в школе, но именно он активизирует умственную деятельность, развивает творческие способности учащихся и их самостоятельность. Среди различных видов сочинений есть и сочинения на литературную тему, в том числе и сочинения-характеристики литературного героя.
Сочинение на литературную тему это письменная работа, представляющая собой рассуждения учащихся о литературных героях. Изучение крупных художественных произведений, как правило, сопровождается сочинениями именно такого рода.
Литература всегда отражала эпоху, и всегда ее преподавание зависело от веяний времени, часто политических. Это вызывало односторонность преподавания литературы в школе. Жизнь поставила перед современной школой задачу рассматривать художественную литературу как вид искусства. Для достижения этой цели необходимо активизировать работу учащихся над текстом произведения, развивать их самостоятельность. Работа над сочинением творческого характера способствует развитию воображения, внимания и памяти, логического и образного мышления учащихся. Невозможно написать сочинение о литературном герое, не представив конкретно его внешнего и внутреннего облика, взаимоотношений с другими героями, отношения его к обществу и природе.
Все это требует работы воображения, умения воспроизвести изображенное в произведении, воспринять жизнь и людей именно такими, какими они показаны писателем. Без внимательного чтения и без осмысления прочитанного невозможно выбрать из произведения тот материал, которого требует поставленная перед учеником творческая задача.
Развитие воображения можно считать частью подготовительной работы к написанию сочинения-описания литературного героя.
Необходимой составляющей частью подготовки к литературному сочинению является умению читать текст произведения, понимать лексику, быть в курсе исторических событий, отраженных в произведении. Только такое чтение дает материал для самостоятельных сочинений учащихся. Каждое сочинение это показатель уровня развития учащихся. Читая сочинения, учитель видит, над чем еще надо поработать, чтобы произведение было действительно усвоено учащимися.
Сочинение - одно из средств развития мышления ученика. Самый отбор материала для такой письменной работы сложный логический процесс.
Таким образом, совершенно понятно, что умение писать литературные сочинения требует развития целого комплекса умений и навыков учащихся. Школа должна воспитывать культурного читателя не только из тех учащихся, которые имеют литературные способности, а из любого ученика. Каковы же шаги, которые необходимо сделать, чтобы достигнуть успеха в работе?
Первый этап – подготовительный, на котором учащийся отбирает и систематизирует материал.
Второй этап - составление плана сочинения:
-выбор варианта вступления (ассоциативное, дневниковое, историческое, публицистическое, философское). Именно от этого и будет зависеть жанр сочинения.
- определение авторской позиции;
- формулирование тезисов;
- подбор аргументов;
-формулирование выводов.
Необходимо, чтобы учащийся понимал, что любой литературный герой-это выражение авторской позиции относительно того или иного политического, нравственного или социального явления.
Третий этап - собственно написание сочинения.
Необходимо помнить, что учитель должен руководить работой ученика на всех этапах написания сочинения.
После изучения рассказа М. Горького «Челкаш» учащиеся 8 класса получили задание подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ главного героя рассказа». Каждый из учащихся получил соответствующую памятку по подготовке к сочинению.
Памятка
1.Определи, о каком герое ты будешь писать.
2.Найди в тексте материал, описывающий внешность, характер, поведение, привычки, прошлое героя.
3.Определи, как автор относится к своему герою.
4.Сформулируй собственное отношение к описываемому герою.

Написание сочинения происходит на уроке, чтобы исключить возможность воспользоваться готовыми сочинениями. Учащиеся в течение 2 уроков выполняли творческую работу.

количество писавших работу
«5» (отл.)
«4» (хор.)
«3» (удовл.)
«2» (неудовл.)

25
3
8
7
7


По окончании работы учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, описывающей их деятельность.

ВОПРОСНИК

Какую цель ты ставишь перед собой, выполняя эту работу?
Как ты собираешь материал к сочинению такого жанра?
По каким критериям ты выбираешь тему сочинения, если на уроке предоставляется такая возможность?
Пытаешься ли ты представить себе литературный персонаж, над образом которого собираешься работать?
С чего начинаешь свою работу?
Какой шаг ты делаешь первым и почему?
Что ты делаешь потом?
Составляешь ли ты план своей работы?
Если «да», то с какой целью?
Если «нет», то по какой причине?
Как ты определяешь, что движешься в верном направлении?
Как поступаешь, если что-то не получается?
Какие средства литературной изобразительности ты используешь и почему именно их?
Пользуешься ли ты первоисточником?
Если «да», то, как именно?
С какой целью?
Если «нет», то почему?
Как ты определяешь, что работа успешно завершена?
Оцениваешь ли ты личностно свою работу?
По каким критериям ты ее оцениваешь?
Важно ли тебе стороннее мнение о своей работе?
Что ты делаешь, если результат работы тебя не удовлетворяет?
Составь подробный отчет о том, как ты работал над сочинением.

вопрос
вариант ответа №1
вариант ответа
№2
вариант ответа
№ 3

1.Какую цель ты ставишь перед собой, выполняя эту работу?



Описать персонаж так, чтобы появился интерес к этому произведению и к творчеству этого автора.
Описать персонаж так. Чтобы даже не читавший это произведение человек смог представить себе описываемого мною героя.
Выполняя эту работу, я не ставлю перед собой никаких серьезных целей, просто хочу получить хорошую отметку, порадовать учителя и себя.

2.Как ты собираешь материал к сочинению такого жанра?
Лен, по-моему, ответы практически одинаковые. Надо один совсем дурной.
Перечитываю произведение в тех частях, где есть что либо, касающееся описываемого мною героя, подчеркиваю эти выдержки,ищу в интернете критику.
Пересматриваю записи уроков, перечитываю те места в произведении, которые отмечали на уроке, обращаюсь к интернету.
Смотрю, какие записи есть у меня в тетради, обращаюсь к интернету (смотрю, что там пишут по этому поводу).

3.По каким критериям ты выбираешь тему сочинения, если на уроке предоставляется такая возможность?
Выбираю персонаж, наиболее близкий мне по духу, наиболее понятый мною.
Выбираю наиболее яркий из предлагаемых персонажей, о котором больше написано в произведении. Как правило, это отрицательные герои.
Я выбираю персонаж, описать которого мне будет легче, о котором меньше написано в произведении.

4.Пытаешься ли ты представить себе литературный персонаж, над образом которого собираешься работать?
Да. Я пытаюсь представить себе персонаж, описываемый мною, стараюсь представить себя рядом с ним в той же ситуации и понять, как бы я поступила на его месте.
Я пытаюсь
представить себе описываемый мною персонаж, а потом пишу то, что мне видится.
Нет, не пытаюсь, опираюсь лишь на описание автора.

5.С чего начинаешь свою работу?
Я начинаю свою работу с анализа предлагаемых тем сочинений.
Изучаю тот материал, которым располагаю,выбираю под него тему сочинения.
Пишу черновик, что в голову приходит, редактировать буду потом.

6.Какой шаг ты делаешь первым и почему?
Выбираю интересную мне тему сочинения.
Выбираю тему сочинения под имеющийся у меня материал.
Я составляю образ и характеристику.

7.Что ты делаешь потом?
Составляю подробный план сочинения.
Распределяю свой материал в том порядке, который будет соответствовать логике повествования ( плану).
Начинаю писать черновик.

8.Составляешь ли ты план своей работы?
Да, подробный.
Да.
Нет.

9.Если «да», то с какой целью?
Я составляю план для того, чтобы легче было писать, чтобы в сочинении была логика, чтобы ничего важного не упустить.
Чтобы повествование было последовательным и логичным .
______________

10.Если «нет», то по какой причине?
_____________
_________________
Составлять план- напрасно потратить время, все равно напишу лишь то, что знаю.

11.Как ты определяешь, что движешься в верном направлении?
Читаю черновик, проверяю, логично ли рассуждаю, подтвердила ли свои слова текстом произведения, доказательно ли у меня это получилось. Если «да», значит, работаю правильно.
Если в сочинении все логично, я не прыгаю туда-сюда, значит, двигаюсь в верном направлении.
Если использовал весь имеющийся у меня материал, значит, делаю все верно.

12.Как поступаешь, если что-то не получается?
Перерабатываю неудачные части сочинения до тех пор, пока не исчезнут сомнения ( должно быть логично, доказательно и эмоционально).
Собираю все волю в кулак, перечитываю все заново, стараюсь исправить все, что не понравилось самой.
Как умею, так и пишу.

13.Какие средства литературной изобразительности ты используешь и почему именно их?
Я использую цитирование, лексические повторы( если хочу добавить эмоции своему сочинению), сравнения, метафоры, олицетворения.
Использую сравнительные обороты, цитаты, олицетворения, люблю ряды однородных (они хорошо усиливают высказывание).
В основном цитаты (их давали на уроке).

14.Пользуешься ли ты первоисточником?
Обязательно.
Да.
Нет.

15.Если «да», то, как именно?
Подбираю материал из произведения к пунктам плана.
Ищу те места, где есть авторское описание героя.
_______________

16.С какой целью?
Цитаты из текста иллюстрируют то, что я пишу; лучше автора не скажешь.
Произведение написала не я, а, значит, нужно использовать авторский текст, там мысли и чувства автора.
______________

17.Если «нет», то почему?
_____________
_________________
Не люблю читать, да и учитель уже сказал, что нужно, а ему виднее.

18.Как ты определяешь, что работа успешно завершена?
Все намеченные пункты плана выполнены, все тезисы подтверждены цитатами, повествование логичное и без фактических ошибок, эмоционально.

Читаю написанное мною сочинение другу, подруге, маме, другому учителю и слушаю их мнение. Если хвалят, значит справилась.
Три части есть, цитаты тоже, значит, все нормально.

19.Оцениваешь ли ты личностно свою работу?
Да, я должна быть сама довольна своей работой.
Да, оцениваю.
Нет, должно нравиться не мне, а учителю.

20.По каким критериям ты ее оцениваешь?
Логично, доказательно, полно, эмоционально.
Красиво и слушать приятно, самой нравится.
______________

21.Важно ли тебе стороннее мнение о своей работе?
Да, важно, но могу и не согласиться с мнением других людей, буду стараться отстоять свою работу.
Да, я полагаюсь на мнение других людей. Ведь со стороны виднее, красивое сочинение я написала или нет.
Нет, пусть думают что хотят, я не писатель.

22.Что ты делаешь, если результат работы тебя не удовлетворяет?
Перечитываю работу, пересматриваю план, ищу, где ошибка. Как только найду, переделаю неудачную часть.
Постараюсь переработать то место в сочинении, которое вызывает у меня сомнение. Если не получится, буду просить о помощи.
Меня всегда удовлетворяет результат моей работы. За написанное сочинение «2» вряд ли поставят, а это самое главное.


На следующем уроке учащиеся вырабатывают критерии, по которым могут быть определены наиболее удачные сочинения.
Критерии
Соответствие содержания теме сочинения.
Логика изложения.
Грамотность и образность речи.
Аргументированность работы.
Отражение авторского отношения к герою.
Наличие собственной позиции.
Эмоциональность сочинения.

Стратегии учащихся-авторов наиболее и наименее удачных работ были проанализированы. (Тутова Маргарита, Решетилов Кирилл, Павелко Алексей-наиболее удачные стратегии; Петров Илья, Краснова Евгения, Федюкова Анна-наименее удпчные стратегии)

Удачные стратегии
Неудачные стратегии

1.Выбираю тему сочинения, учитывая личный интерес к персонажу и уровень понимания этого персонажа.
1.Выбрать тему сочинения, учитывая имеющийся в наличии материал.

2.Формулирую для себя цель работы.
2.Выбрать имеющийся материал из конспектов уроков по теме.

3.Перечитываю произведение, отметив те места, в которых упоминается избранный персонаж.
3.Выбрать цитаты, приведенные учителем на уроке.

4.Пересматриваю и отбираю материал из конспектов урока по теме.
4.Сделать набросок сочинения, использую подготовленный материал.

5.Обращаюсь к критической литературе, чтобы посмотреть, что писали об этом произведении и об авторе критики.
5.Проверить, весь ли набранный материал использован.

6.Представляю себе персонаж, который буду описывать.
6.Если использовано все, значит работа продвигается в правильном направлении.

7.Составляю подробный план сочинения.
7.Прочитать написанный черновик, проверяя, красиво получилось или нет.

8.Подобираю цитатный материал к пунктам плана.
8.Если красиво, значит работа завершена благополучно.

9.Формулирую отношение автора к своему персонажу.
9.Проверить, нет ли грамматических и синтаксических ошибок.

10. Определяю мое личное отношение к герою, которого описываю.
10.Переписать сочинение набело.

11.Пишу черновой вариант сочинения.


12.Прочитываю написанный черновик, проверяя логичность изложения материала, правильность речи, доказательность написанного, фактическую достоверность, эмоциональность.


13.Перерабатываю неудавшиеся части сочинения.


14.Вновь перечитываю уже исправленный вариант сочинения.


15.Если сочинение самому понравилось, показываю сочинение человеку, чье мнение вызывает у меня доверие (при условии, что сочинение домашнее).


16. Проверяю грамотность написанного мною текста.


17. Переписываю сочинение набело.


Анализируя приведенные выше шаги различных стратегий, легко заметить, что все неудачные стратегии имеют следующие упущения:
- пункт 1 (полностью отсутствует личный интерес, работа выполняется формально);
-пункт 2 (формулировка целей работы отсутствует, это делает ее совершенно бессмысленной; учащийся сам не знает, ради чего работает);
-пункт 3 (отсутствие работы с первоисточником обедняет работу, приводит к неполноценности анализа персонажа, отсутствию позиции автора);
-пункт 5 (отсутствие обращения к критической литературе приводит к непониманию отношения современников автора к его работе и его жизненной позиции);
-пункт 6 (неумение и нежелание составить образ описываемого героя ведет к разрушению целостного восприятия героя);
-пункт 7 (отсутствие плана сочинения ведет в хаотичности и нелогичности повествования);
-пункт 8 (отсутствие продуманного подбора цитат к пунктам плана ведет к нарушению доказательности утверждений);
-пункт 9, (отсутствие позиции автора привело к непониманию места героя в произведении);
-пункт 10 (отсутствие личной позиции обезличило произведение, сделало его формальным);
-пункт 11,12,13,14 (наличие лишь набросков при отсутствии полноценного черновика лишило учащегося возможности полноценно проанализировать и откорректировать написанное сочинение; проверка проводится крайне поверхностно).
Анализ удачных стратегий позволил нам составить универсальную памятку.
Универсальная памятка «Сочинение-описание литературного героя»
1.Выбрать из предлагаемых тем ту тему сочинения, которая вызывает личный интерес.
2.Проанализаровать, понимаешь ли ты героя, образ которого будешь создавать.
3.Сформулируй для себя цели и задачи работы.
4.Перечитай те отрывки произведения, в которых так или иначе описан интересующий тебя герой.
5.Просмотри конспекты уроков по теме и выбери подходящий тебе материал.
6.Обратись к критической литературе, чтобы узнать мнение об авторе и его произведении современников.
7.Представь себе героя, которого будешь описывать.
8.Составь подробный план сочинения.
9.Отбери цитаты, соответствующие пунктам плана.
10.Сформулируй отношение автора к своему персонажу.
11.Сформулируй свое личное отношение к избранному персонажу.
12.Напиши черновой вариант сочинения.
13.Прочитай черновой вариант сочинения, проверяя логичность изложения материала, правильность речи, доказательность написанного, фактическую достоверность и эмоциональность.
14.Переработай те части сочинения, которые не соответствуют изложенным критериям.
15.Перечитай исправленный вариант.
16.Проверь грамотность написанной тобой работы.
17.Перепиши сочинение набело.

Изучение этих стратегий позволило решить триединую задачу: во-первых, скорректировать методику обучения написанию сочинения данного вида; во-вторых, упорядочить стратегию работы успешного ученика; в-третьих, вооружить слабого ученика инструментом, позволяющим ему успешно справиться с заданием.
Данная памятка была опробована при написании сочинения по произведению А. Твардовского «Василий Теркин». Результаты работы изложены в таблице.

количество писавших работу
«5» (отл.)
«4» (хор.)
«3» (удовл.)
«2» (неудовл.)

25
6
12
7
-

Ощущение успешности является мощным стимулом развития для ученика, поскольку дает ему возможность убедиться в своем самосовершенствовании.
Kђ Заголовок 1Kђ Заголовок 2Kђ Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий