«Певческое обучение и воспитание в фольклорном ансамбле посредством народной игры»


«Певческое обучение и воспитание в фольклорном ансамбле посредством народной игры»


Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость»
Гуськова Т.А.
Цель: Обоснование возможностей народной игры в процессе обучения и воспитания детей в фольклорном ансамбле.
Задачи:
1..Приобщение детей к народным традициям и обычаям.
2.Развитие творческих способностей детей.
3.Расширение музыкального кругозора учащихся.
4.Развитие способностей художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.
5.Развитие самостоятельности и активности.
6.Воспитание патриотических чувств.
Основой детского фольклорного воспитания в современных условиях являются занятия в фольклорных ансамблях. В российских селах, поселках и городах происходит активный процесс освоения фольклора детьми, подростками, взрослой молодежью в клубах, Домах культуры, центрах дополнительного образования, в музыкальных и общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях - всюду, где имеются некоторые условия для изучения фольклора. Основу репертуара подобных фольклорных ансамблей составляет игровой и песенный фольклор. Знакомство с народной песней расширяет представление детей о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Выразительное, чёткое, эмоционально окрашенное произнесение и «пропевание» народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную характерность музыкально-поэтических образов.
Игра - основная форма деятельности детей, источник эмоционального раскрепощения, объект развития фантазии. Игра способствует физическому укреплению ребенка, развивает его интеллектуально, обладает большой воспитательной силой.
«Этой стороной народного творчества нужно заниматься с детьми не меньше, чем пением, а в младших группах фольклорного ансамбля игровыми моментами должна начинаться и заканчиваться каждая репетиция. Дети через игру быстрее воспринимают произведения, живее, эмоциональнее реагируют, лучше запоминают, охотнее импровизируют».
Однако мы часто сталкиваемся с тем, что познание всего богатства русского народного творчества сводится к накоплению репертуара для концертных выступлений, к развитию певческих навыков и усвоению стилизованных приемов общерусской хореографии. Реже, но уже настойчиво пробивает себе путь другая форма освоения русского фольклора: это инсценировки, театральные действа, короткие и более развернутые, в которых показ фольклора на сцене включает изображение той среды, в которой он живет, сохраняя эстетику Живого бытования. Именно эта форма более совершенна в своем стремлении относиться к фольклору как к неотъемлемой части народного быта.
Сочетание разговорной народной речи с песнями, хороводами, играми, которые постоянно перемежаются в развертывающемся на сцене действии, позволяет  отойти  от  исключительно   концертной   практики исполнения произведений народного творчества, тем самым возвращая их в естественную среду бытования.
Конечно, такой синтез различных форм народного искусства ставит перед исполнителями более сложные задачи, но позволяет, что особенно ценно при работе с детьми, познавать фольклор не как отдельные, вырванные из народного быта произведения, а как часть народной жизни, в более живой форме.
Особенно важно это в городской среде, где отсутствует живая народная традиция и естественный процесс ее передачи от поколения к поколению.
Вся жизнь русских людей издавна была связана с круговоротом явлений природы. На этой основе возник народный календарь и годовой круг сопровождающих его обрядов, обычаев и празднеств. Более чем ныне, наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и так далее. Кто знает, может так оно и есть? Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и веками проверенного ритма чередования труда и праздника.
Традиционно каждый годовой праздник - это соборная, то есть общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на эстетически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые исподволь подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.
Исходя из этого, можно говорить о первоочередной необходимости изучения и воспроизведения календарного фольклора в современных условиях.
Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогатит повседневную речь.
Прежде всего, следует поработать с музыкальным материалом. Эта работа не будет особенно трудоемкой, ведь напевы народных детских песен (календарных, игровых, хороводных), как правило, отличаются простотой и ясностью. Интонирование их несложно: мелодии чаще всего состоят из трех пяти тонов и учитывают возможности детских голосов. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать не очень высоких, не слишком низких звуков. Такие песни нетрудно исполнять в движении, играх.
Понуканиями, выговором и окриком нельзя добиться всего того, что так легко и надежно достигается при использовании всех выразительных средств фольклора в их синтезе. Прошедшие такую школу фольклора дети не будут нуждаться в просьбах говорить более четко и выразительно, вести себя естественно и раскованно при исполнении народных песен. Они всему этому научатся в самой непринужденной форме, получив возможность содержательно и весело проводить свой досуг.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры является традиционным средством педагогики. Истоком веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремления к победе.
Передовые представления культуры: К.Д. Ушинского, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца Г.А. и др. заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы довести до потомков колорит обычаев, оригинальность самовыражения этого или того народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
Удивителен феномен игры. В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития – от древности до современности. Понятие игры очень много планово. Ее пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонала (невесты с подружками, жениха и его дружки, родителей и т.д.). Последовательным ходом актов и сцен, с завязкой, развитием действия, кульминации и финалом. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Семик-Троицу, в Купальскую ночь.
Способы выражения игровой сущности в разных жанрах фольклора различны. Это может быть игра словом (звуком) глубинным значением и оттенками смысла. Когда-то игра была не просто досуговым развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так; как этого требуют обстоятельства.
По-разному играет человек от рождения до старости. Но все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, психологически, интеллектуально и, конечно, эстетически. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников и школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады и школы, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют, танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, на юге выращивают хлопок и.д.).
Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, и движениях танца и игры. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития. Именно по этому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси лебеди», «У медведя во бору»).
В играх, не имеющих сюжета и настроенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала.
Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявит более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату. («Палочка – выручалочка»). В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселами моментами, любимыми детьми считалками, потешками, жеребъевками.
Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией дают возможность быстро организовать игроков, построить их на точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
ХХХ
Я купил себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
ХХХ
Шла кукушка мимо сети,
А нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Еще один тип словесной игры – скороговорки. Задача известна всем: надо четко и быстро, не запутавшись, выговорить фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произношения образом. Соревновательное, игровое начало, очевидно и привлекательно для детей. Очевидна и польза: скороговорки – это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.
Варвара, варила, варила,
Да не выварила.
ХХХ
Мотылек – вителек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.
ХХХ
У ежа в гостях ужата,
У ужа в гостях ежата,
Учит бегать еж ужат,
Учит ползать уж ежат.
Благодаря записям Г.С. Виноградова сохранился еще один тип игр, непосредственно зависящей от ритмической организации текста и особого способа произношения, - сечки.
ХХХ
Секу, секу сечку,
Высе-ку до-щеч-ку.
Честь пере-честь -.
Все пятнад-цать здесь.
ХХХ
Секу, секу три,
Высеку я три,
Люди скажут – три,
Ехала сава Мимо сала
Сосчитала, сколько стало, -
Двадцать три.
В сечки можно играть на улице и дома. Суть игры состоит в том, чтобы нанести на какую-нибудь поверхность условное количество черточек, не считая их при выполнении задачи. Исполнитель полуречитативом произносит соответствующий текст и одновременно быстро ударяет, чертит, «сечет» избранным предметом до тех пор, пока не назовет нужное число.
Традиционная детская устная культура донесла до нас игры с припевами и прибаутками. Многие по своему происхождению связаны с календарными праздниками. Например, игра «Дрема», восходит к игровой песне, которая исполнялась в зимние святки, на праздничных посиделках. Главным символом Троицы была березка. Вокруг нее водили хороводы и прославляли ее песнями. (детские игры «Веночек», «Мы к березочке идем», «березовые ворота».) А вот детская игра «Кострома». В ней ученые находят отголоски древнего, языческого обрядческого игрища в честь Костромы, олицетворяющей весенне-летнее божество. На вечерках, посиделках; весной на гуляньях игрались молодежные игры «Я по гореньке шла, клубок ниток нашла», «Я по травке шла», «Репка».
Многие детские игры перекликаются с хороводно-игровыми песнями, которые исполнялись на святки, весенние гуляния и были связаны с брачной тематикой (например «Бояре»). Народная детская игра – часть общей устной поэтической культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров, благодаря чему идет их внутреннее развитие. Эти четкие считалки, напевно – забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх.
Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной деятельности. Данные русских народных игр можно использовать в репертуаре детского фольклорного ансамбля.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. В поле или на улице дети играют в мяч или в «Веревочку», скачут через резиночку и прыгалку. Играют в «Прятки» и «Салси», разыгрывают целые спектакли в играх: «У медведя во бору», «Горелки», «Гуси и волк», «В коршуна», «Золотые ворота». И в каждой такой игре исполняется своя песня — игровой припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия. Игровой припев может являться зачином игры, служить для связи ее частей, нести службу концовок.
Игровой припев — это художественное, эмоциональное ядро любой игры; из всех жанров детского фольклора только в нем существуют такие композиционные формы, как диалоги солиста с хором или двух полухоров. При исполнении игровых припевов встречаются все типы интонирования — от лирического напевного пения до мелодизированного говорка. Звуковая структура мелодики игровых припевов наиболее свободна в ритмовременных и звуковысотных параметрах, так как обычно напевы интонируются в довольно широких пределах варьированности и импровизационности.Для целей обучения детей народному пению без сопровождения более всего подходят игры драматические. Основой таких игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального песенного припева, движения, театрализованной игры. Вот как разыгрывалась и исполнялась детьми игра «Ящер» в деревне Осово Руднянского района Смоленской области.
Один из играющих, по жребию, выбирался ящером. Остальные участники сплетали себе венки, ходили вокруг ящера и переговаривались с ним:
Кто сидит?
Ящер.
Что грызет?
Горошек.
Кого хочет?
Невесту.
Какую?
— Тебя молодую!
Участница, на которую ящер показывал рукой, убегала. Ящер начинал ее ловить. Игроки, ведущие хоровод, не выпускали его из круга и при этом пели:
Сиди, сиди, ящер,
На золотом стуле.
Точи, точи, ящер,
Зеленый горошек.
Еще того мало —
Сорок кадушек
Соленых лягушек;
Сорок амбаров —
Сухих тараканов.
Лови, лови, ящер,
Красную девицу —
Коя лучше всех,
Коя краше всех,
Без белил беляна, Без румян румяна!
У пойманной девочки ящер забирал венок. Игра повторялась сначала. И так продолжалось до тех пор, пока ящер не отбирал несколько венков. Потом одна из участниц, у которой ящер отобрал венок, подходила к нему, кланялась и просила:
Ящер-дружок,
Отдай мой венок!
Красно лето ходила,
Ножки ломила,
По цветочку собирала,
Веночек свивала.
Я от солнышка уносила,
Я от дождичка схоронила!
Ящер-дружок,
Отдай мой венок!
Ящер говорил: «Я твоим венком — жар в печи загребаю, загнетку затыкаю, избу подметаю!» — и требовал выкупа. Он заставлял петь, танцевать, скакать на одной ноге и т.п. Участница, которой ящер возвращал венок, пела:
Я свой веночек выкупила,
Я свой веночек выпросила,
Я свой веночек выскакала,
Я свой веночек выплясала!
Так же выкупали свои венки и другие участницы игры. К играм, в которые входят песенные припевы, диалоги, движение, театрализованное действо, дети проявляют большой интерес, они с удовольствием разучивают и исполняют их. Игры предоставляют им возможность проявить себя и актерами. В репертуаре, состоящем из народных песен, должны всегда быть и игры с песенными припевами.
В «капусточку» играли так. Дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку.
ВЬЮ, ВЬЮ, ВЬЮ Я КАПУСТОЧКУ
Вью я капусточку,да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивался вилой кочешок,
Завивался вилой кочешок.
Когда развивали, пели: «развивался вилой кочешок».
На игре «колпачок» все дети становятся в круг. В кругу сидит на корточках «колпачок». Когда поют: «на ноги поставили» — все подходят к нему и стараются его поднять от земли. Он не даётся. Как поставят, поют: «танцевать заставили». Он танцует и выбирает кого-то вместо себя.
КОЛПАЧОК, КОЛПАЧОК, ТОНЕНЬКИЕ
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки!
Мы тебя растили,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца. Один из участников — «коза» движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу. «Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется.
Пошла коза по лесу
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
За конкретными текстами, доносящими до нас мудрость примет и загадок; прелесть колыбельных, пестушек, потешек и прибауток; остроту и юмор дразнилок; чеканный ритм скороговорок, считалок и сечек; простоту и особую эстетику детских игр стоят не частности ушедшего быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в лоне семьи по канонам народной педагогики, а затем творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счете, человечества. Потому по-прежнему актуален вопрос о необходимости сохранения и широкого использования в современной практике воспитания и образования потенциала нравственного и эстетического содержания произведений устного народного музыкально-поэтического творчества и непреходящей ценности его педагогических возможностей.
Список литературы:
Борисенко Б.И. Детский музыкальный фольклор Поволжья.- Волгоград: Перемена, 1996 г.
Зимина А.Н. Народные игры с пением. – Москва, 1990 г.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука.- Москва, 1996 г.
Науменко Г.М., Новицкая М.Ю. – Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – Москва: Просвещение, 1995 г.
Осокина Т.И, Кенсман А.В. Детские народные подвижные игры. – Москва, 1995 г.
Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – Санкт-Петербург, 1994 г.
Прокошева К.Н. Игрища и круга в Прикамье. – Москва: Родник, 1999 г.
Путилов Б.Н Фольклорная этнография. – Ленинград, 1997 г.
Пушкина С.Н. Картины русского календаря. – Москва: Школьная пресса, 2005 г.
Терентьева А.А. Детский фольклорный ансамбль. – Самара, 1991 г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий