Работы моих студентов


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ НА РУСИ В IX - X ВЕКАХ» ВЫПОЛНИЛА : СОШЕНКО КРИСТИНА Презентация на тему: Серпухов 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Основные направления развития древнерусской медицины в IX - X веках 2. Виды медицинской помощи на Руси 3. Взгляды на причины болезней 4. Средства ухода за больными на Руси Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Первые письменные упоминания о развитии ухода за больными и медицине на Руси восходят к X веку. В летописях врачей называли лечцами . О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сыну. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы , которые лечат травами и мазями, а также лечцы - хирурги , умеющие делать прижигания и «разрезать ткани». Данная работа раскрывает тему истории развития ухода за больными на Руси в I X - X вв , рассказывает о развитии методов и средств лечения в этот исторический период. 1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ МЕДИЦИНЫ В IX - X ВЕКАХ В период раннего феодализма (IX - X вв.) на Руси в медицине существовало два направления: церковно - монастырское и светское. Первыми русскими врачами были монастырские « лечьцы » из монахов. При монастырях возникли больницы и богадельни. Призрение и врачевание имели место в первом русском монастыре — Киево - Печерской лавре (X в.). Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево - Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством, которые лечили тяжело больных различными недугами. КИЕВО - ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА Хроники сообщают о о нескольких монахах - подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона « пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий , лечивший прокаженных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) — ближайший ученик преподобного Антония. В этот же период при Переяславской церкви открывается первая бесплатная больница. Больница была устроена Переяславским епископом Ефремом, написавшим специальный устав, в котором были изложены правила «призрения недужных и стариков». По этим правилам требовалось иметь при монастыре своего врача и запасы лекарств. Среди лекарств должны быть разные виды масел, пластырей, мед, вино, слива и клюква. В больницах лечили не только монахов, но и приходящих больных. При дворах князей и бояр ( по всей вероятности в X в.) служили светские лечцы как русские, так и иноземные. «Киево - Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ухаживать за больными, выполнять самую черную работу, быть терпимыми в обращении с ними, не заботиться о личном обогащении, а так же должен уметь определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. При княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). КИЕВО - ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК ДРЕВНЕРУССКИЙ ТРАВНИК Одной из самых популярных книг начала XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. Описаны в нем и некоторые болезни, лечении и предупреждении, приведены советы о питании, (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В «Изборнике» говорится о лечцах - резалниках (хирургах), которые умеют «разрезать ткани», ампутировать конечностичасти тела, делать лечебные при, другие больные или мертвевшие жигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны даже ножи для рассечения и врачебные точила в древнерусской литературе XI в. имеются сведения о женщинах - лекарках, бабках - костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными. По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X — X I вв. опережало страны Западной Европы. При а раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1046 г., в которых сообщается о многоярусных (до 30 настилов) деревянные мостовых, созданные в X — I X вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы. 2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. Так же упоминается 12 эпидемий. Заразные болезни называли «прилипчивыми болезнями», «мором», «моровым поветрием», «повальными болезнями». В Новгородских летописях начала X в. даются подробные описания симптомов черной смерти. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом. НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ Х ВЕК Различными способами русичи пытались препятствовать распространению эпидемий. Арабский путешественник Ибн - Фадлан (921 - 922 гг.) так описывал обычаи славян: "Если кто - либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним... если он выздоровеет и встанет, то возвратиться к ним, а если он умрет, то они его сожгут". На необходимость изоляции заразных больных указывалось также в "Изборнике Святослава" 1073 и 1076 годов. Неотъемлемой составной частью медико - санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи. В качестве моющего средства летописи упоминают квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве». РУССКАЯ БАНЯ На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей», « распластание телес». Готовя умерших к процедуре захоронения в Древней Руси трупы обмывали, обрабатывали антисептическими средствами, заворачивали в саван, узкие полосы холста или бересту. Очистительную функцию имел погребальный костер язычников. Несмотря на то, что древние русичи не могли научно объяснить причины болезней, знания, приобретенные в практической медицинской деятельности, помогали им бороться с недугами. 3. ВЗГЛЯДЫ НА ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы . Врачеватели - знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. Народные приемы лечения, с одной стороны, предполагали веру в заговоры, " наузы " (узлы и амулеты), жертвенные и очистительные обряды, с другой - основывались на применении лекарственных средств, рукодействии , назначении банных процедур . Заговоры - языческие обращения к злыдням с требованьями оставить больного и скрыться в глубинах мироздания - возникли в глубокой древности . Древние русичи искренне верили в спасительную силу амулетов - заговоренных оберегов. Их носили на шее, груди, пальцах и запястьях рук, у сердца, привешивали к поясу, который тоже считался защитным средством. Народные врачеватели собирали и предписывали употреблять лекарственные растения. Из натуральных продуктов использовали печеный лук, мед, квашеное тесто, сырую печень трески, желчь животных, сало, молоко и кисломолочные напитки, вино, пиво. Лекарства давали в виде соков, микстур, мазей, примочек. Знахари, способные изгнать болезнь пользовались, большим уважением в народе. В "Изборнике Святослава" 1073 года сказано: " Егда бо ти детищь болить , то ты чародеиць иштеши " 4. СРЕДСТВА УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ НА РУСИ В первую очередь древнерусские врачи обращались к неиссякаемому арсеналу народной медицины. На Руси стали создаваться травники и лечебники. Не случайно в Киево - Печерском патерике отмечалось, что « лечец приготовляетъ зелия на потребная врачевания, на кийдже недуг». Врачи в X веке применяли лекарственные средства медицины восточных славян. Так, например, и в « Шестодневе » описывалось применение аконита, болиголова, притирание металлической ртути, получение опия из головок мака; указывалось на целебное значение «теплиц» (минеральных вод). Лекарственные средства готовилось в форме порошков, отваров, мазей, нередко назначались ванны с настоями из различных трав . Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «кабарожью струю» (Восточная Русь). Из минеральных продуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Опилки из меди назначали внутрь, порошок золота применялся для припудривания при заболеваниях кожи головы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос. Одновременно с незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья назначали минеральные воды. Целебный свойства «кислой воды» (нарзана) используются до сих пор. Древнерусские " лечцы " добились значительных успехов в практической деятельности. В их среде уже заметна "специализация". Одни из них применяли " фитотерапию ", другие совершенствовались в "железной хытрости " - хирургии, причем последние подразделялись на "специалистов" в " едъне " (прижиганиях тела, кровопусканиях) и мастеров по "резанию". При помощи ножа делались достаточно сложные операции на различных участках тела, в том числе и черепно - мозговые; пытались удалять злокачественные опухоли. Была разработана техника хирургических перевязок (" привузов "), помощь роженицам, ортопедия, массаж. Древнейшей культурно - бытовой традицией русского народа была забота о гигиене тела и чистоте белья. Утром обязательно умывались и чистили зубы. Перед едой и после работы мыли руки, еженедельно посещали баню. В одной из новгородских берестяных грамот начала X века в описи женского имущества,упомянуто " шьсть гоубиць " - небольших банных или туалетных губок. С XI века на Руси было известно мыло местного производства. Древнейшей культурно - бытовой традицией русского народа была забота о гигиене тела и чистоте белья. Утром обязательно умывались и чистили зубы. Перед едой и после работы мыли руки, еженедельно посещали баню. В одной из новгородских берестяных грамот начала X века в описи женского имущества, возможно, приданного, упомянуто " шьсть гоубиць " - небольших банных или туалетных губок. С XI века на Руси было известно мыло местного производства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе мы увидели, что история служения больным и раненым в России, исходит к ранним векам христианства. На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в IXвеке , когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища - кельи для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. После принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больницами. В монастырях сестры ухаживали за больными бескорыстно. Массово для ухода за больными женщины не привлекались. Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте народного врачевания. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : 1.Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI - XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М. 1960 2.Седов В. В. Восточные славяне в VI - XIII вв. М. 1982 3.Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М. 1987. 4 Герман Ф. Л. Суеверие в медицине. М. 1987 5. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества М.1970 6. Семенченко В.Ф. История фармации: Учебное пособие. – М. : ИКЦ « МарТ »;М.1976 7. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Материалы к курсу истории медицины в мед. ин - тах и ин - тах усоверш . врачей.М . 1960 8. История медицины СССР / Под ред. Б.Д. Петрова – М. : Медицина, 1964. 9. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории – М. : Изд. Европейский дом 1993 10. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник в 2 - х т. М. : Изд - во РУДН, 1992..

Приложенные файлы


Добавить комментарий