Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»


Методическая разработка
«Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
(Номинация «Есть идея»)

Составитель: музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №8
комбинированного вида» г. Емвы
Пришва И.Г.
-Емва, 2013-
Содержание
Введение
Основная часть (внедрение методики В. Емельяновой)
Заключение
Список литературы
Введение
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а так же психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем. Поэтому вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей. Пение доставляет детям удовольствие, упражняет и развивает слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно – сосудистой системой.
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения (напряженное, крикливое пение, происходящее от чрезмерного напора воздуха на голосовые связки, от исполнения высоких звуков без "прикрытия"), нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. В школу из детских садов значительная часть детей приходит практически не поющими. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.
Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Актуальность
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.
Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве.
Цель: Формирование детского голосового аппарата, певческих способностей песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать у детей певческий голос по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, певческое вибрато, певческая акустика ротоглоточных полостей, дикция, дыхание.
Формировать представление о строении голосового аппарата и его свойствах, об эталоне певческого голоса, познакомить с академической манерой исполнения, приобщить к шедеврам мировой вокальной культуры
Воспитывать самостоятельность, активность в достижении конечной цели – самореализации.
О фонопедическом методе развития голоса В. Емельянова.
Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» (ФМРГ) разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В.В.Емельяновым.
Об этом методе я узнала в начале 90-х годов, а освоить его мне помогло сотрудничество с педагогами хорового отделения музыкальной школы 26 и личное знакомство с В. В.Емельяновым, который помог мне за короткий срок восстанавить голос при помощи фонопедических упражнений.
Критериями фонопедического метода являются:
акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);
энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);
биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).
В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольника
Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий
Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.
Фонопедический метод развития голоса, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции. Отдельные упражнения (ФМРГ) я использовала на занятиях с дошкольниками и ранее. Даже отдельные упражнения давали определённый положительный результат, поэтому возникла идея подробного изучения и использования этого метода.
Фонопедические упражнения расширяют диапазон. Значительно увеличивают силы звучания голоса у каждого ребенка, усиливают насыщенность звука, его полётность. У детей заметно улучшается вибрато, певучесть звука, Появляется Раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.
В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена была при умении детей правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох. Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса мной была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.
Были определены три уровня развития певческого голоса:
- Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.
- Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
- Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Данную работу я решила начинать с детьми трехлетнего возраста. Считаю, что в этом возрасте особое внимание стоит уделять звукообразованию: детей необходимо учить петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.
В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.
Более углубленную работу в этом направлении веду на индивидуальных занятиях , который позволяют решать проблему конкретного ребёнка.
Фонопедические упражнения ЕмельяноваВ.В.
Условно индивидуальные занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:
Артикуляционная гимнастика.
Она состоит из 21 упражнения, Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки),
- массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.
«Весёлый язычок» В этой игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сам того не замечая, решает сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (у-у-у-а-а-а-о-о-о). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].
Ребенок должен получить о звуке совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ''Волшебная коробочка''. Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.
3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. На занятиях создаётся ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук.
Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Использование упражнений с руками помогает осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. В вокальной работе мной используются упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука.
На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дерижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребёнок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий я подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог. Этот приём можно использовать в начале занятия. Например во время «приветствия».
Красивые, пластичные движения рук, качественное дерижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно-неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. На занятиях я часто использую «пальчиковые игры» Железновой с музыкальным сопровождением.
4. Игры с пением имеют большое значение для закрепления певческих навыков. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.
В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Упражнения фонопедического метода в своей работе я использую фрагментарно , особенно это мне помогает в работе с трудно интонирующими детьми
Предполагаемый результат:
В результате внедрения новых подходов в систему работы по развитию певческого голоса у детей должны сформироваться представления: об эталоне певческого голоса, о свойствах своего голосового аппарата, о роли пения для здоровья человека, об охране своего голоса.
К концу дошкольного периода дети должны овладеть умениями, а именно:
- исполнять песни в широком диапазоне,
- чисто интонировать мелодию в заданной тональности,
- петь с динамическими оттенками, меняя силу голоса,
- петь напевно, не кричать,
- петь протяжно с «опёртым» звуком, чёткой дикцией и округлыми гласными,
-использовать средства выразительности, передавая характерные особенности произведения.
В своей практике я вижу положительные результаты, помогающие детям »найти « свой голос в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации.
Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра. Все это дает возможность почувствовать себя значительно увереннее и продолжить развитие певческих возможностей. Можно развить голос, если этого очень захотеть. Фонопедический метод В.В. Емельянова дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому : «Я могу»,» Я пою».
Конечным итогом работы является самореализация ребёнка в песенной деятельности, которая выражается в самоуверенном успешном исполнении песни на концертах, вечерах, досугах.
Заключение
Убеждена, что источником полноценного развития певческого голоса ребёнка выступают два вида деятельности ребёнка. Во-первых, певческий голос дошкольника развивается по мере освоения приёмов ФМРГ за счёт формирования регулировочного образа и приобщения к эталону академического пения. Во-вторых, у ребёнка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируется творческая способность находить необычные способы голосоведения.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволяет мне добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Список литературы
Абелян И. «Как Рыжик научился петь», Москва, 1985
Алмазов Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973
Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002
Емельянов В.В. «Развитие голоса» // координация и тренинг// издание четвёртое, Санкт-Петербург*Москва*Краснодар, 2004
Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// литература-интернета, 2006-12-3.
С.Е.Романов «Метод массовой постановки певческого голоса», статья\\интернет-музыка,20006.
Емельянов В.В. «Семинар-практикум для педагогов детских садов и школ в г. Рыбинске», 1996 (протокол семинара)
Орлова Н.Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва, 1981
Романов С.Е. «Метод массовой постановки певческого голоса» Интернет//музыка, 2006
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992Стулова Г.П.. «Отзыв на статью В. Шереметьева «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» № 1/2006
Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса»// ж-л «Музыкальный руководитель» № 3/2005
Тумакова Н. «Артикуляционная гимнастика»//ж-л «дошкольное воспитание» №6/2005
Халабузарь «Методика музыкального воспитания», Москва, «Музыка»,1990
Шацкая В.Н. «Развитие детского голоса», Москва, 1963
Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» №5/2005
Шоломович С. «Методика музыкального воспитания в детском саду»//Киев, «Музыкальная Украина», 1985
«Музыкальное развитие ребёнка» под ред Н.А.Ветлугиной, Москва, 1983г.«Музыкальный букварь» под ред. Н.А.Ветлугиной, Москва.
Приложение1Карточки для работы с руками при извлечении звука
Интанационно - фонетические упражнения
1
«Последовательности» (А)ш(А)ш(А)ш(А)ш
2
«Страшная сказка»
3

«Вопрос, ответ» У ? У О ? У А ? А


4
«Канючим» хххА, хххАО, хххАОУ, хххА, хххАЭ, хххАЭЫ,


5

«Бронтозаврик»
У У У О О

Приложение2Упражнения с ладо-вокальными жестами
ису58039037465413321566675
239966513970
1 2 33
2866390125730111379030480


4 5



Речевые пальчиковые игрыКот на праздник собирался,
Брюки на нос надевал,
У него кафтан порвался,
Он метелкой зашивал.«Дрова».
Мы сейчас дрова распилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова,
Раз-два, раз-два.Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал,
Подошел и лапкой хлоп,
И у кошки шарик хлоп.
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки.
Ква-ква-ква — 2 раза.
Вот из лужицы на кочку,
Да за мошкой, да вприскочку.
Ква-ква-ква — 2 раза.
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в свое болото.
Ква-ква-ква — 2 разаЛадушки-ладошки
К бабушке в окошко
Постучали: «тук да тук».
Это внучка, это внук.
«Заходите на порог,
будем печь колобок».
Маша сшила для мартышкиШубу, шапку и штанишки.
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Мама, мама?
Что, что, что?
Гости едут.
Ну и что.
Здрасьте, здрасьте. (Пальчики «целуются».)
Мы не пишем, не читаем,
А на дудочке играем,
Приходите в гости к нам,
Мы еще попляшем вам.Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
А под елкой спит медведь,
Тише, тише, не шуметь(Образная игра.)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась — а вода
Неподвижна и тверда.Козочка рогатая,
Козочка бодатая.
Забежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками топ-топ,
Рожками хлоп-хлоп.
Бе-е-е-е

Приложенные файлы


Добавить комментарий