Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству (картотека)


ГБОУ СОШ № 2055
структурное подразделение
ул. Подвойского, д. 18 А"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
Москва 2014 год
План работы "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.Цель работы расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Актуальность темы
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами. 
Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает "застревать" на предметно-практической деятельености, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конц третьего - начало четвёртого года жизни), имеющий достаточный социальный опыт, умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками предметных действий, тем не менее не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если присутствует, - однообразен, стабилен. Ребёнок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе. 
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы по теме:
Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. "Возрастная психология: курс лекций"
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Пронина Н.Ф. "Возрастная и педагогическая психология"
Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"
Эльконин Д.Б. "Психология игры"
2. Изучение педагогического опыта.
Внедрение в практику:
1. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет.2. Оформление центра сюжетно-ролевых игр.
3. Консультация для родителей.
Приложение № 1
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет (картотека)
Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры: 
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.
Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто - покупателем. Покупатели  приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. 
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.Ход игры: 
Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками.  Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.День рождения куклы Кати
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.Ход игры: 
Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется ...? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Дед Мазай и зайцы
Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.
Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.
Ход игры: 
Предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.
В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат, сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.
В игре можно использовать следующий материал:
Зайка (М. Сорокина)
По тропинке зайчик скачет,
Отчего-то горько плачет.
Что у зайки за беда,
Кто обидел и когда?
«Рыжехвостая лисица
Утащила рукавицы.
Лапки мерзнут у зайчишки,
Помогите мне, детишки!»
Мы возьмем клубок и спицы,
Зайке свяжем рукавицы.
Как теплее лапкам станет,
Зайка плакать перестанет.
Зайка (А. Барто)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Русская народная песенка
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шёлка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит, лес поет!
– Убегайте без оглядки:
Волк идет! Волк идет!
Ожившие игрушки
Цель: научить детей вживаться в образ.
Оборудование: мешочек с игрушками.
Ход игры: 
Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.
Не прозевай!
Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.
Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.
Ход игры: 
Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:
Русская народная потешкаКотя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,Приходи, котя, спать,
Нашу Машеньку качать.
Про кошку (Е. Стеквашова)
Мою pучки, мою ножки,
Мою спинку нашей кошке.
Кошка очень pассеpдилась:
«Я сама уже умылась».
Рыбалка (Е. Стеквашова)
Ловим pыбу вместе с кошкой,
Мы с утpа pыбачим с ней.
Кошке – мелкую pыбешку,
Мне, конечно, покpупней.
Hемудpеная наука —
Наблюдать за поплавком.
Может быть, поймаю щуку,
Может, попадется сом.
Hо везет пока лишь кошке:
Щука не клюет на крошки.
Клубок (В. Степанов)
За клубком котенок
Прыгнул, как тигренок,
Лапками катает,
Зубками кусает.
Шляпа (В. Степанов)
Не спеша, на мягких лапах
По квартире ходит шляпа —
Это кот, усатый кот
В шляпе папиной идет.
Мурочка (В. Степанов)
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
– Я теперь – снегурочка.
Обновки (П. Воронько)
Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
Театральное представление
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.
Ход игры: 
Воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.
Ромашки на лугу
Цель: развитие внимательности, воображения у детей.
Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.
Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».
Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.
Поливаем огород
Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.
Оборудование: красные фишки, лейка.
Ход игры: 
Воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет,
Поливаем огород.
В лейку воду набираем
И на грядке поливаем...
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». 
После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.
В игре можно использовать следующие загадки:
В землю голову он спрятал,
Остры стрелы обнажил,
Если был бы он послаще,
Я бы с ним тогда дружил.
(Лук)
Зеленый, полосатенький,
В середине сладенький.
(Арбуз)
Золотое решето
Черных домиков полно.
(Подсолнух)
Магазин «Детский мир»
Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.
Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.
Ход игры: 
Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.
В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».
Уложим кукол спать
Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Ход игры: 
В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».
По материалам книги авторов Богачкиной Н.А., Молодцовой Е.Е., Огурцовой Л.А., Петровской В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"
Приложение № 2
Консультация для родителей на тему: "Взрослые, дети, игра"
В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом. Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.
Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности. В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано прежде всего с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны;  старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события.  Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры. Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери"), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин"). Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Сорока-белобока", "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры. Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым  воспитателями детского сада, дворовой группой  и т.д.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять  игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. 
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше  вспомните, насколько хорошо вы  объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки  с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.
Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. 

Приложенные файлы


Добавить комментарий