Программа элективного курса «Решение занимательных задач по информатике» 5 класс


Пояснительная записка
Современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов младших школьников обладает пропедевтическая подготовка в области информатики и ИКТ, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей учащихся.
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Элективные занятия «Решение занимательных задач по информатике» предназначены для учащихся 5 классов и нацелены на:
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса «Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Методы и формы решения поставленных задач
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. Учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. В беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. Широко применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи разного уровня сложности; подборки такого рода задач, ранжированные по уровню сложности;
4) на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;
5) подведение итогов занятия.
Обязательным условием организации занятий «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания», обеспечивающих учащемся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированный решений задач и представления полученных результатов.
Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).
Формы контроля и возможные варианты его проведения
В рамках занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и может быть реализовано в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.
В конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.
Учебно-тематический план
(1 ч в неделю, 34 ч в год)

Название темы
Количество часов



общее
теория
практика

5 класс

1
Решение логических задач в графическом редакторе Paint
6
3
3

2
Табличный способ решения логических задач
6
4
2

3
Решение алгоритмических задач
10
5
5

4
Выявление закономерностей
4
2
2

5
Подготовка итогового проекта и его защита
4
2
2


Резерв
4
2
2


Итого:
34
19
15

Содержание элективного курса «Решение занимательных задач по информатике»
Решение логических задач в графическом редакторе Paint
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
Табличный способ решения логических задач
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Решение алгоритмических задач
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Выявление закономерностей
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
Решение логических задач путем рассуждений
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические выводы.
Решение комбинаторных задач
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Разработка выигрышных стратегий
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). М: Образование и информатика, 2000. – 98 с.
Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 355 с.
Босова Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления // М.: ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). 2009. № 12.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 342 с.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
Тематическое планирование

№ п/п
Тема занятия
Количество часов


Решение логических задач в графическом редакторе Paint
6 часов

1-2
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint.
2

3
Анализ и синтез объектов.
1

4
Планирование последовательности действий.
1

5-6
Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
2


Табличный способ решения логических задач
6 часов

7
Объект и класс объектов.
1

8
Отношение между объектами.
1

9
Понятие взаимно-однозначного соответствия.
1

10
Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО).
1

11
Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО.
1

12
Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
1


Решение алгоритмических задач
10 часов

13-14
Задачи о переправах. Задачи о разъездах.
2

15-16
Задачи о переливаниях.
2

17-18
Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
2

19-20
Решение задач в виртуальных лабораториях.
2

21
Разные способы представления решения задач.
1

22
Анимированное решение в редакторе презентаций.
1


Выявление закономерностей
4 часа

23
Выявление «лишнего» элемента множества.
1

24
Аналогии. Ассоциации.
1

25
Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента.
1

26
Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
1

27-30
Подготовка итогового проекта и его защита
4 часа

31-34
Резерв
4 часа


Итого 34 часа













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий