Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения


-32385-53340 Введение.
«Знание должно служить творческим целям
человека. Мало накоплять знания; нужно
распространять их возможно шире
и применять в жизни»
Н.А.Рубакин
Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы выстоять, преодолеть все житейские трудности, человеку надо быть морально и физически устойчивым, духовно и нравственно богатым.
-Где же человек возьмёт силы противостоять житейским трудностям?
–Конечно же, в умении анализировать, синтезировать, делать выводы и умозаключения, обосновывать своё мнение.
-Где и когда ему этому научиться?
-В школе, где на уроках литературного чтения уделяется особое внимание становлению личности, гражданина!
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.
Главное в педагогике творчества - не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера.
Известно, что литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Мне, как учителю начальных классов, выпала почетная миссия из маленького человечка 6-7 лет выпестовать, сформировать гармоничную личность. Обогатить его духовно, морально, интеллектуально, научить выражать свои мысли осознанно, лаконично, целенаправленно. Научить читать не по принуждению, только чтобы не ругали, не обращались с просьбами, а наоборот, чтобы чтение стало фундаментом желания хорошо учиться, получать высокие оценки, престижа, похвалы, стремления избежать критики и на определенном этапе - чтение стало нравиться само по себе. Моя задача и состоит в том, чтобы обучение было личностно-ориентированным и нацелено на переход от внешней мотивации учения, к внутренней, нравственно-волевой.

Глава I. Современное исследование уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы
-8953536830Начиная с 90-х годов XX века Россия активно участвует в международных сравнительных исследованиях качества образования. Одним из таких исследований, имеющих непосредственное отношение к начальной ступени образования, является международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Это мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Как свою основную цель это исследование определяет сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявление различия в национальных системах начального образования.
Исследование проводится циклично – один раз в пять лет, к настоящему времени проведено два цикла: в 2001 и в 2006 году.
Россия получила чрезвычайно низкий балл – 442 из 1000 возможных. Лучше нас- 31 страна (Финляндия – 543 балла, Корея – 534 балла, Канада – 528 баллов и т.д.). В одной группе с нами Турция (441 балл) и Уругвай (434 балла). Результаты более низкие у шести стран (Таиланд, Сербия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис).
По материалам газеты «Первое сентября» Россию в исследовании PIRLS-2006 представляли 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных учреждений 45 регионов страны.
.
Страны Средний балл Класс Средний возраст
Россия 565 4 10,8
Гонконг 564 4 10,0
Канада, Альберта 560 4 9,9
Сингапур 558 4 10,0
Канада, Британская Колумбия 558 4 9,8
Люксембург 557 5 11,0
Италия 555 4 10,0
Вопросы теста PIRLS составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного):
вычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
делать на основе этой информации несложные выводы;
интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Время, в котором мы живём – время обилия информации, разнородной по содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны подвести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Лермонтова и многих других писателей. Это даёт только материальный взгляд на мир, дало миропонимание, которое привело к потере моральных и высоконравственных качеств человека, равнодушию, потере читательского интереса, а отсюда, и столь низким результатам теста PIRLS.


Глава II. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения (опыт работы).
Формирование интереса к чтению, потребности в нем – одна из главных задач, которую я ставлю как учитель начальных классов и профессионально стараюсь решить. В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта литературное образование обозначено как самостоятельный предмет. Это имеет особое значение в системе обучения младшего школьника. В обязательном минимуме содержания образования: круг чтения (детская литература в объёме всех жанрово-видовых форм, разнообразие авторов, тематики); техника чтения (развитие механизма чтения и совершенствование навыка чтения); начальное литературное образование (система средств, определяющая квалифицированный подход к анализу произведения); виды речевой деятельности, речевая творческая деятельность на основе чтения и в связи с чтением.
В соответствии с содержанием обязательного минимума образования мной была определена практическая направленность процесса литературного образования. Это связано с тем, что приоритетными целями изучения этого предмета для себя я ставлю обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности всех этих умений зависит успешность обучения школьника, как в начальной школе, так и в основной. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формировании общих умений, навыков, способов деятельности.
Одной из главных задач, которую я ставлю перед собой – это научить своего ученика практически работать с текстом. Почему? Потому, что практические действия с книгами и среди книг позволяют детям сравнительно быстро узнавать, непроизвольно и прочно запоминать сами книги, убеждают в их разнообразии, в нацеленности мира книг на каждого из них и помогают осваивать это разнообразие применительно к себе, чтобы пользуясь этим разнообразием, научиться выбирать из него для себя книги нужные, посильные, а значит, полезные. Именно практически действуя с книгами и среди книг, дети привыкают при первой необходимости обращаться в мир книги с разными целями (учебными и внеучебными), приобретают свойственный настоящему читателю автоматизм, испытывая при этом максимум удовлетворения от минимума затраченных усилий. А, как известно, любой человек – не только ребёнок – любит делать то, что у него получается. Ведь вполне понятно: чему учишь, тому и научишь - разговоры о книгах учат разговаривать, выразительное чтение заданных книг прививает навык беглого, хорошо интонированного раскодирования, обогащение чувства ученика.
Всё это нужно и важно. Не менее важно для меня, как учителя, познакомить ученика с огромным миром разных, хороших книг и помочь найти в этом мире свой круг чтения, проявить свои способности выразительного чтения, декламировать, сочинять стихи, частушки, тексты – описания, рассуждения; показывать свой артистизм.
Одна из ЦКП, по программе развития нашей школы, является - «Развитие познавательных интересов с целью повышения качества образования и формирования нравственных убеждений». Начиная с первого класса, строила свои уроки «Обучение грамоте», а потом и уроки «Литературного чтения» в соответствии этой программы. В этом мне помогают современные образовательные технологии, включая мультимедийные, а также различные новейшие и традиционные методы и способы преподавания.
Всю работу по развитию творческих способностей веду в системе на протяжении 4 лет. Учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности: умение сочинять, воображать, придумывать.
В организации творческого подхода к выполнению задания выделяю три этапа:
I этап: формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать
факты. Для творчества нужны воля, умения преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. В то же время предпосылками творчества является мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылками творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.
II этап: это элементы – исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
III этап: это – самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимается до самовыражения.
То же можно сказать и об иллюстрировании, когда прошу нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.
Готовясь к уроку, для себя ставлю цель: чего я хочу добиться от чтения того или иного произведения. Какие воспитательные задачи могу решить при изучении художественной литературы, на основе характеристик героев, сказок, изучения лирических произведений, басен, произведений устного народного творчества. Какие средства мне помогут для достижения поставленной цели: мультимедийные средства; индивидуальные, групповые, коллективные формы работы; творческие задания: сочинения, рисунки, шарады, кроссворды, речевые разминки и даже задания на смекалку.
Например:
собери слова, буквы рассыпались: акшукук, кенотеок, ацисил.
здесь перепутались слоги в словах: вароко, гашает.
Развитие творческих способностей начинается уже с первых уроков обучения грамоте, в добукварный период. На основе иллюстраций русских народных сказок в учебнике, ученики расширяют свой читательский кругозор, развивают речь и чувства, эмоции. Например: рассматривая сюжетные картинки, ученики без труда называют сказку «Курочка Ряба». Она им знакома с дошкольного возраста, а иллюстрации оживляют в памяти основные эпизоды, значит, мне надо поднять работу над этим произведением на более высокий уровень развития кругозора, речи, мышления и творческого воображения ученика. Учащиеся выказывают своё отношение к случившемуся, могут описать чувства деда и бабы, когда мышка разбила яичко. Предлагаю им посмотреть по иллюстрации на внешний вид деда и бабы, почему они так одеты; рассмотреть интерьер, где живут герои сказки, обратить внимание в каких условиях жили далёкие предки.
Дети определяют, что это произведение - сказка, и поясняют, что сказочного было в этой сказке. Ученики всё замечают: и русские наряды деда и бабы, и обстановку, где живут дед и баба, чего у них нет по сравнению с современными квартирами, а самое сказочное, что героиня - мышка «разговаривает» человеческим языком. Таким образом, я плавно подготавливаю учеников к понятию «олицетворение», с которым они будут знакомиться во 2 классе. А при изучении в IV классе темы «Глагол. Изменение по лицам» по русскому языку, на уроках чтения снова обращаемся к этой сказке, пробуем пересказывать сказку «Курочка Ряба» от 1-го, 2-го, 3-го лица и детям это успешно удаётся. Им сразу становится понятно и интересно, когда сказку пересказывают от имени мышки, деда и бабы, и даже от имени «золотого яичка». А ситуативные картинки служат для составления предложений, направлены на отработку краткого описания, воссоздающего какой-то определённый эпизод, ситуацию; ученики пробуют составить устный рассказ, лаконичный и последовательный. Эти картинки заставляют ученика «пережить» и оценить ситуацию, учат рассуждать, что очень важно при формировании осознанности в период обучения грамоте.
4305935215265 Для того чтобы полноценно, глубоко выражать свои мысли словарный запас у ученика должен быть хороший, и его нужно пополнять каждый урок. В течение всего периода обучения в начальной школе с I по IV класс я провожу большую работу над словом, работаю над расширением, пополнением словарного запаса ребёнка. Но опять же, эта работа, на мой взгляд, должна быть построена на основе проблемного обучения; ученик сам находит слово, либо фразеологические обороты в словарях, текстах, дополнительной литературе. При этом любые мнения ученика учитываются, даже если они неточные; значит, у него ещё есть возможность поработать со словом. Чтобы ученику дать возможность это сделать, я даю ему задание найти это слово (проблемное обучение). /Отрывок урока в I классе/
Тема: Звук «к,», «к,». Буква К, к. /Фрагмент урока в I классе/
Учитель: Какое слово зашифровано на доске? /дается ребус или ряд картинок, по первым буквам которых образуется слово/


ЛК
Учитель: Что обозначает это слово? /животное - волк/
Учитель: Какое это животное? /описывают животное/
-В каких сказках встречается этот герой? /перечисляют/
-Придумаем свою историю об этом животном? /Учитель начинает, дети продолжают/. Каждый ученик сочиняет по одному предложению общего рассказа. Обязательно подвести к выводу: своё отношение к придуманному сюжету.
В первом классе ввожу толкование слов с помощью синонимов и антонимов, этимологии слова.
Тема: Звук «п,», «п». Буква П ,п. /Фрагмент урока/
Учитель: Как называется предмет, в который складывают ручки, карандаши? /пенал/
Учитель: Какими другими словами можно заменить слово «пенал»?
Ученики: Коробочка, футляр.
Учитель: Для чего ученику пенал? /ученики дают свои варианты ответов/
Учитель: Как вы думаете, почему пенал назвали именно пенал? /ученики дают свои предположения/
Учитель: Сначала в пенале лежали только перья, причем, не стальные, а гусиные.
А во втором классе обращаю внимание школьников на этимологию слова и привлекаю их внимание к толковому словарю, в котором можно найти толкование слова:
Учитель: По-английски пен – «писчее письмо». Слово это в английский язык попало из латыни, где перо звалось «пенна». Там же существовало слово пенналэ - «ящичек для перьев»; его потомком и является слово пенал.
Со второго класса ввожу словарную работу в контексте изучаемого произведения. Толкование слов возможно уже как перед чтением произведения, находя слова затрудняющие понимание смысла описываемого, так и в течение знакомства с текстом, когда слова можно понять только в контексте читаемого. Поэтому, ученики моего класса при ознакомительном чтении читают с карандашами, самостоятельно помечая непонятные для них слова.
Тема: И.А.Крылов «Ворона и лисица». /Фрагмент урока/
Изучение новой темы. Учитель, перед тем как начать знакомить с текстом, просит взять карандаш, непонятные слова пометить. Учитель читает басню.
-Понравилась ли вам басня?
-Что было непонятно? /если ученики затрудняются в перечислении слов, тогда я сама их спрашиваю, как они понимают те или иные слова/.
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Пленил – привлёк внимание, привёл в восторг


На протяжении всего обучения «Литературному чтению» я знакомлю учащихся с лучшими образцами устного народного творчества – пословицами «Красна изба пирогами, а речь пословицами». Я высоко ценю силу и значение правдивого, доброго, честного и твердого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека «Лучше в труде сгореть, чем замерзнуть от безделья», «Нет лучшего дружка, чем родимая матушка». Все пословицы, которые я подбираю и применяю на уроках, доступны пониманию учащихся. Так, на уроках ознакомления с окружающим миром по теме «Родной край» (III класс) ученики вспоминают пословицы, которые писали на уроках русского языка: «Нет ничего краше, чем Родина наша», «Если дружба велика, значит - Родина крепка». При работе над значением пословиц на всех уроках я провожу беседы о созидательном труде, о дружбе народов разных стран. Такие беседы имеют воспитательную направленность: воспитывают в детях чувство любви к Родине, уважение к людям труда, учат понимать силу и цену слова. Здесь же провожу и межпредметную связь, между смыслом слова и его правильным написанием, нахождением орфограмм, если это проверяемые орфограммы или нахождением этого слова в орфографическом, толковом словарях. При этом даю возможность детям самим искать это слово, пользуясь и алфавитным указателем, содержанием, то есть, не даю готовый результат, а даю возможность самому ученику постичь смысл слова, правильность его написания и употребления в речи. Это способствует расширению словарного запаса ученика, пополнению его речи новыми пословицами, найденными им в дополнительной художественной литературы.
Тема: М.Пришвин «Моя Родина», А Прокофьев «Люблю берёзу русскую…»
На доске записаны пословицы: «Родина мать – умей за неё постоять»; «Если дружба велика, будет Родина крепка»; «Нет земли краше, чем Родина наша».
Учитель: Прочитайте пословицы, и скажите о чем они? Что объединяет эти пословицы?/тема Родины/
Учитель обобщает высказывания учеников и подводит к новой теме урока, на котором они познакомятся с произведениями, посвященными Родине.
Во вступительной беседе учитель нацеливает детей на восприятие новой темы, нового произведения М.Пришвина «Моя Родина». Учащиеся читают название темы и обдумывают ответ на вопрос:
Учитель: Как вы понимаете смысл этого названия? /дети дают свои варианты ответов, учитель дополняет их ответы/
После работы над содержанием рассказа, прошу ребят выбрать
-Какие пословицы являются подтверждением главной мысли рассказа: «Охранять природу – значит охранять Родину»? /ученики дают свои обоснованные ответы/
Большое внимание я уделяю изучению лирических произведений, стихотворений. Не секрет, что стихи трудны в восприятии! Важная задача учителя помочь ребёнку понять смысл передаваемого автором содержания; увидеть и понять смысл он сможет после ознакомительного чтения с помощью словесного иллюстрирования, а закрепить восприятие текста поможет творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению в домашнем задании и на следующем уроке, словесно описать, что изображено на рисунке.
Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»
Цель: познакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать память, внимание, связную речь учащихся; отрабатывать навыки беглого, правильного, осмысленного чтения. /Отрывок урока/
После просмотра репродукций Хендрика Аверкама «Рыбаки», И.И.Левитана «Над вечным покоем» , на которых изображены реки.
Учитель: Опишите вид изображённых рек. Как движется в них вода, какой у неё характер, какими цветами художник изобразил реку? Дети дают словесное описание данных картин, высказывают своё мнение об увиденном. После полученных устных рассказов ученики знакомятся с текстом М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Учитель: О чем вам говорит название стихотворения? /по своим догадкам сообщают: что кто-то кому-то дарит/
Учитель: /даю детям информацию/ М.Ю. Лермонтов, служил на Кавказе и посвятил много своих произведений этому суровому краю. Давайте познакомимся, какую реку увидел он. /Учитель сам читает стихотворение, передавая мощь, грозный характер горной реки /.
Учитель: Опишите мне реку, какой она представилась вам? /Грозная, бурная, ревущая, мощная, сильная, могучая/
В III - IV классах я провожу работу над образными выражениями, метафорами, сравнениями, эпитетами, крылатыми выражениями, фразеологизмами. В каждом произведении учащиеся работают над сравнением, метафорами, эпитетами, а вот работа над фразеологизмами требует моего особого внимания и методической подготовки. Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, детских журналов, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Помочь овладеть этим богатством хотя бы частично – моя задача. /См. приложение №1/
Для себя я вывела несколько критериев при отборе фразеологизмов на урок:
Доступность фразеологизмов для понимания детьми младшего школьного возраста;
Фразеологизмы должны прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение;
Высокая употребительность фразеологизмов в различных жизненных ситуациях;
Учет сферы их употребления (не вводить фразеологизмы из жаргонной речи, исторической и публицистической литературы);
Хорошо помогают в осознании смысла пословиц – рисунок, рисунок который им предлагаю я или дети сами иллюстрируют фразеологизмы: «Бить баклуши», «Наломать дров», «Золотые руки», «Спустя рукава» и т.п.






Рука об руку. Как с гуся вода. Навострить уши.
Эффективной работой по чтению, я считаю, для себя - научить своих подопечных кроме быстрого и осознанного чтения подробно или сжато пересказывать, излагать свои мысли в устной или письменной речи.
Потому что эти умения являются интеллектуально-речевыми; стихийно они формируются очень медленно и никогда не превращаются в навык. Актуальность этой работы для меня очевидна! На уроках русского языка и литературного чтения программа предусматривает формирование умения составлять план прочитанного, как результат – подробный, выборочный или сжатый пересказ по самостоятельно составленному плану; этот вид работы помогает мне при работе над большими по объёму произведениями: К.Паустовского - «Заячьи лапы», В.Гаршина - «Лягушка - путешественница», Г.Х.Андерсена - «Гадкий утенок» и другими. Главная трудность, по моему мнению, состоит в том, что в планах пересказа дети передают главным образом последовательность действий, совершаемых персонажами, а смысл же этих действий в них не отражается. Чтобы избежать этой ошибки во 2, 3 классах план пересказа мы составляем коллективно. Для того, чтобы дети лучше осознавали качество плана, как отражение в нём основного содержания рассказа, я провожу упражнение в сравнении двух планов к одному и тому же рассказу, например Л.Н.Толстой «Акула» /III класс/
План № 1 План № 2
1.Погода 1. Купание в знойный день.
2.Акула 2. Матросы увидели акулу.
3.Выстрел. 3. Артиллерист пришёл на
помощь мальчикам.

Сравнивая оба плана, дети говорили, что второй план лучше, «в нем всё понятно». Такие упражнения я провожу часто и конечно, они разнообразны: это
соотнесение картинок с содержанием знакомого произведения;
узнавание произведения по картинкам;
дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного иллюстрирования;
исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или, которая является лишней;
восстановление деформированного плана прочитанного рассказа;
соотнесение готового плана с частями текста;
деление текста на части по готовому плану.
Откуда взять столько картинок, иллюстраций к произведению? В домашнем задании я часто даю учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению, которые мы соотносим с планом, делим на группы по плану, составляем план по готовым рисункам, составляем книжку из одних рисунков.
Такая работа помогает в подготовке к подробному изложению содержания рассказа.
IV класс. Тема: Б.С.Житков «Как я ловил человечков» /1 час/
Цель: познакомить с произведением Б.С.Житкова, учить давать характеристику героям.
Д/з прочитать произведение, сделать рисунок понравившегося эпизода.
Тема: Б.С.Житков «Как я ловил человечков» /1 час/
Цель: развивать навыки беглого чтения, делить текст на части на основе рисунков. На доске с помощью рисунков составляется последовательность сюжета.
Д/з пересказ по составленному плану /он у ребят в тетрадях по лит. чтению/
Когда ребёнок увидит логичность, последовательность построения плана, он начинает применять своё умение в творческих работах – сочинениях. Эта работа очень нравится моим ребятам, хотя она требует от них самостоятельности, активности, увлеченности, внесения чего-то своего в текст. Ребёнку приходится напрягать все свои силы на выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбора материала, установление логической связи, проверку орфографии.
Подготовка к выполнению творческих работ начинается ещё в 1 классе с устных рассказов в период обучения грамоте, которые невелики по объёму, просты по содержанию и носят следы бытовой речи, однако глубоко эмоциональны. В течение первых 2-х лет я учу детей рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать слова. Эта кропотливая работа в 1-2 классе подводит к серьёзной работе в 3-4 классах – сочинению.
30251401121410 Сочинение помогает моим детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному чтению.
На уроках чтения мои ученики рассуждают на заданную тему, например: «Терпенье и труд всё перетрут», или получают задание продолжить рассуждение: «Школу нельзя пропускать потому что…». В сочинениях-описаниях, например «Моя мама», учащиеся по коллективно составленному плану, описывали свою маму. Через такие творческие работы ребёнок овладевает самой сутью языка – возможность отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, которые он только знает.
И неважно, успешно его произведение или не очень, главное у него работала мысль, он осмысливал и оценивал увиденное и пережитое, развивал наблюдательность, сопоставлял и сравнивал, делал выводы, синтезировал полученные знания. В процессе планомерной, перспективной работы достигнуты хорошие результаты в написании творческих работ. /См. приложение № 2/
Каждый человек в течение всей своей жизни вспоминает минуты тесного контакта, общения с мамой, бабушкой, папой или другими близкими, когда кто-то из них читает книгу, и нам хочется эти чувства пережить ещё и ещё раз.
На уроках литературного чтения я устраиваю «минутки читательского удовольствия»; детям очень нравится этот вид деятельности. Хотя он и не предполагает активную работу с текстом, но даёт возможность слушать и слышать, сопереживать и сочувствовать. Чтобы поддержать эту работу в классе среди ребят, нужна поддержка родителей, которые чаще всего считают, что если ребёнок научился читать, то и необязательно тратить время на совместное чтение какой-либо художественной литературы. Поддержка должна быть направленной и организованной. Для этого я провожу цикл родительских собраний в форме родительских чтений, диспутов, лектория.
1 класс:
«Домашняя школа интеллектуального развития. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка»;
«Папа, мама и я – читающая семья» - родительское собрание - конкурс. (См. приложение № 3),
2 класс:
«Домашняя школа интеллектуального развития. О внимании и внимательности». /См. приложение № 4/
3 класс:
«Домашняя школа интеллектуального развития. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника».
4 класс:
«Домашняя школа интеллектуального развития. Традиции семейного чтения».
Поддержать интерес к чтению в четвертом классе, на новом уровне работать с текстом, после глубокого анализа и осмысления содержания произведения помогает инсценировка отдельных сюжетов или целого произведения. /См. приложение № 5/


Невозможно получить хорошие результаты привития любви к чтению и развивать творческие способности, если только работать с одним текстом. На эту цель работает много компонентов: это и межпредметные связи с изобразительным искусством, музыкой, русским языком. Отлично оправдывает себя слушание музыки, работа с картинами художников, использование детских рисунков (собираю в течение 3 лет работы учащихся в папку «Сундучок»), просмотр фрагментов фильмов. Огромную помощь в подборе материалов оказывают мультимедийные средства обучения, позволяющие подобрать нужный и полезный материал и в компактном виде преподнести учащимся.
Во внеклассной работе, помогают классные часы, викторины по произведениям писателей, взаимодействие с центром досуга в районной библиотеке и клубом «Золотая берёзка».




Процесс обучения на протяжении 4 лет проходил от традиционного урока к формам интерактивного обучения, нетрадиционным урокам. Урок КВН, урок с групповой формой работы, урок – игра, урок – концерт, урок – диспут, урок - диалог, театрализованный урок всё работает на достижение одной цели: воспитания нравственного, высоко-духовного человека. Воспитание через развитие индивидуальных творческих способностей ученика. Такая большая и кропотливая работа по формированию и развитию творческих способностей учащихся ведёт к высоким результатам обучения по литературному чтению (См. таблицу)
Класс, год Успеваемость Качество
2007-2008 уч.г 2 класс 100% 100%
2008-2009 уч.г 3 класс 100% 96 %
2009-уч.г, I полугодие
4 класс 100% 95 %
В конце 2009 года наш класс получил звание «Суперкласс» /См. приложение № 6/.
Я считаю, что результаты моей работы и достижения моих учеников скажутся на дальнейшем обучении учащихся в среднем и старшем звене. Считаю, что овладение умением работать с текстами различных жанров и направлений станет фундаментом успешной учёбы моих детей.
Заключение.
В заключении хотелось бы привести высказывание «Хороший ученик не тот, которого учит учитель, а тот, кто учится сам». Но чтобы ребёнок учился его надо научить работать: с книгой учебной или художественной, словом и словарём. Моя цель, как учителя начальных классов, распознать и пробудить творческие способности у каждого ученика своего класса независимо от способностей, возможностей и разным уровнем подготовки к школе. Организовать учебный процесс так, чтобы учёба была интересна и познавательна, не была рутиной и наказанием. Поэтому при наборе ребят в первый класс и на протяжении всего обучения в начальной школе, направила свою работу на следующий результат:
повышение моего методического мастерства;
повышение качества образовательного процесса; повышение качества знаний учащихся;
развитие творческих способностей каждого ученика ;
на расширение и пополнение копилки методических находок в работе с одарёнными детьми;
накопление материала для индивидуальной и дифференцированной работы;
освоить новые инновационные идеи и технологии
Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей: как устно, так и письменно. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Мною собран большой и интересный материл по работе над развитием гармоничной и творческой личности. Освоение и использование новых мультимедийных технологий позволил расширить диапазон возможностей в обучении литературному чтению и не только. За три с половиной года обучения с моими неугомонными, любопытными и хорошими ребятами, мы не давали и не даём друг другу скучать. Стало «заразительным» выучить стихотворение, если его не задавали, нарисовать иллюстрацию по собственному желанию, рассказать о том, что читали не по программе. А слушать их творческие работы в IV классе – наслажденье.
Но скоро они уйдут в V класс и что, же дальше?
В следующем учебном году я хочу перейти на программу Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI век» и уже следующих девчонок и мальчишек учить на ещё более высоком уровне интеллектуального и творческого развития. В этой программе и учебниках систематически, начиная с первого класса, проводится линия формирования умения самостоятельно выполнять задания. Все работы носят либо самостоятельный, либо творческий характер, где важнейшим направлением является развитие творческих способностей в работе над литературным произведением.





Приложенные файлы


Добавить комментарий