Два музыкальных посвящения

5.5.3.
Захарова А. 40 группа

Дата: 02.10.2014
Методист: Шелепова Дарья Александровна


Школа: №104
Учитель: Жёлтикова Лариса Владимировна
Тема урока: «Два музыкальных посвящения»
Цель: Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ.
Задачи:
Личностная: Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки;
Предметная: Учить осознавать единство формы и содержания;
Метапредметная: Развивать музыкальную память и расширять кругозор, и словарный запас детей понятиями: форма и её особенности, реприза, кода, фразировка и оркестровка.
Структура:
1)орг. момент;
2) Слушание М.И. Глинка – «Я помню чудное мгновение»;
3) Распевание;
4) Пение фрагментов из романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»;
5) Слушание М.И. Глинка – «Вальс-фантазия»;
6) Итог.
Методы:
1)словесный
2)наглядно-зрительный
3)ретроспективы
4)похвалы
5)сравнения
Оборудование: Фортепиано, ПК, записи мп3: «Я помню чудное мгновение» и «Вальс-фантазия», колонки, листочки, наглядности: портрет: М.И. Глинка.
Тип урока: Открытие нового знания.
Форма урока: Эвристическая беседа.





(Репродукции)



Доска







Вокал:

Дирижирование:

Спец. Инструмент:

































Этапы
Ход урока
Хроно-метраж

1. Орг. момент

2.Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»



























3. Распевание







4. Пение фрагментов из романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»





































3. Слушание произве-дения М.И. Глинки – «Вальс-фантазия»






































4. Итог.





Доброе утро.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.»
Чьё стихотворение я прочла?
Д.: Александра Сергеевича Пушкина.
О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано? Кому посвящено?
Д.: О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах, посвящается Анне Петровне Керн.
Какой образ у стихотворения?
Д.: Высказывают различные варианты.
Я слышу от вас ответы противоположные друг другу.
Откройте страницы 14-15 учебника, на которых даны 6 слов, наша задача, присвоить слово к четверостишию. Первая прочтёт Катя и даст название четверостишию (и так далее, до конца стихотворения)
Озаглавив 6 четверостиший, мы видим, что периодов в произведении несколько. Но в каждом ли четверостишие сменяется образ? Сколько смен образа ты видишь?
Д.: Нет, смены образа 3.
Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?
Д.: Лирико-романтический, лирико-драмматический и т.д.
Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то меняется в мелодии, в аккомпанементе?
Д.: Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере.
На строки стихотворения А.С. Пушкина, М. И. Глинка (портрет которого есть на доске и в учебнике на странице 14 и 18) написал произведение жанр которого – романс. Слушая романс под названием «Я помню чудное мгновенье», следите за нотной записью на странице 16.
(Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)
Послушайте задание:

Исполните с разной интонацией.

(Пение первой части романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»)
План работы:
Приём
Метод

1.«Эхо».
Руководитель произносит первую строчку, дети повторяют и т.д.

2. Показ звуковысотности.
Руководитель с помощью руки показывает детям движение мелодии.

3. Работа над «скачками».
Руководитель, при показе рукой, говорит, как нужно петь, если высоко, то тянемся к солнышку, если вниз, то наклоняемся. И то, и другое перешагиваем через препятствие.

4.Работа над характером пения.
Спросить о чём произведение, как нужно петь и почему так нужно петь.

Мы спели 3 части произведения (нарисовать на доске два круга с расстоянием, в котором треугольник), что в них особенного?
Д.: Третья часть – повтор первой части, вторая полностью отличается.
Такой повтор называется - реприза. Это раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде. Для чего применяется реприза?
Д.: для утверждения.
Такая структура произведения называется трёхчастная репризная форма.
Помимо 3 форм, есть ещё два немало важных этапа, они есть на странице 16.
Д.: Вступление - с чего начинается и заключение (кода)-завершение. (Схема)



Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?
Д.: Да. Он тоже любил.
Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса?
Д.: Вальс – это музыка для танца. Во время слушания обратитесь к портретам женщин на страницах 22-23.
(Слушание произведения по отрывкам М.И Глинки – «Вальс-фантазия»)
Произведение звучало однотонно или многообразно? Почему?
Д.: Многообразно.
Михаил Глинка очень любил Екатерину, но быть с ней он не мог, он был женат, и она не свободна.
В произведении был повтор одного и того же фрагмента, а остальное разнообразие – это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.
Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?
Д.: Вальс – потому что в ритме вальса
Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.
На каком инструменте исполнялось произведение?
Д.: Оркестром.
Но как я вам сказала, вальс был создан для фортепиано, но из-за его популярности композитору пришлось сделать оркестровку, т.е переложение для оркестра.
Для какой обстановки больше подходит этот вальс?
Д.: затрудняются
В каком ритме написано произведение?
Д.: в быстром.
Под него можно танцевать? Где?
Д.: На балу.
Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему?
Д.: Лирико-романтический.
Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке.
В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?
Д.: В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс.
(Раздать листочки)
Напишите ваше мнение на тему «Что самое главное было на уроке?»
Спасибо за урок, до свидания.
1 мин.


9 мин.
































1 мин.








13 мин.












































14 мин.












































2 мин.


распевка 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий