Тематическое планирование по изобразительному искусству 9 класс


Тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе
Тема года: «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
Тема и номер раздела (кол-во часов № урока Тема урока Дата Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
«Изобразительное искусство в театре , кино, на телевидении» (16 часов)
Визуально – пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально – технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительнх возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, интернет. Синтетические искусства, их образный язык приемущественно формируют сегодняшнюю визуально – культурну среду.
Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их снове изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальны рисунков до электронных форм – ничто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.
Основы визуально – зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально – зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно – творческой деятельности.
Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять потоку масскультуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.
«Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» (9 часов)
Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведения выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально – эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством , говорящих на едином языке изображений, зримых образов.
Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно – временного искусства.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе сним его создают режиссер, актеры и целые цеха.
Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.
Роль визуально – пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театральн – зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.
Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).
Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок — изображение действительности в формах самой действительности.
Фотография — не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.
Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.
Фотоснимок как шгформационно-художественньш и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.
Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.
Сегодняшняя доступность фотоаппарата — не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.
Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.
1 Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Исследование визуально – пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жнровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль ходожника в содружестве драматурга, режиссера и актера в спектакле. Коллективность творчества – основа синтетических искусств.
Задания: обзорнр – аналитические упражнения, исследующие специфику изображения в театре и кино: художественно – творческие работы на тему «Театр – спектакль – художник».
Материалы: карандаши, бумага , компьютер. Понимать специфику изображения и визуально – пластической образности в театре и на киноэкране.
Приобретать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника – сценографа в содружестве драматург, режиссера и актера. Познавательные: сравнивают объекты.
Регулятивные:
выдвигают версии (об увиденном).
Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть).
2 Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Актер – основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценогрфии и художника в театре. Сценография – элемент единого образа спектакля. Оформление живет только через актера, благодоря его игре и основы актерского искусства.
Изменения театральног здания и сцены вследствие эволюции художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
Задание: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих актерскую природу театрального искусства и роль сценографии как части единого образа спектакля; индивидуальные и грцпповые художественно – творчесие работы на тему «Театр – спектакль – художник».
Материалы: карандаши, бумага, картон. Понимать соотношение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля.
Узнавать, что актер – основа театрального искусства и носитель его специфики.
Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля.
Понимать, что все замыслы и созданное им оформление живут на сцене только через актера, благодоря его игре.
Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств
цвета).
3 Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актера (т. е. создание образа места действия и костюма). Типы декорационного оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства.
Анализ драматургического материала — основа режиссерского и сценографического решения спектакля.
Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене.
Основы режиссерско-сценографи-ческой и актерской грамоты.
Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих отличие бытового предмета и среды от сценических, а также роль художника-сценографа в решении образа и пространства спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание образа места действия и сценической среды — лес, море и т. п.) как в актерски-игровой форме, так и в виде выгородки из 3—4 предметов, рисунке или макете.
Материалы: карандаши, бумага, картон; материалы, необходимые для этюда или макета, а также компьютер. Получать представление об основных формах работы сценографа, об этапах их воплощения на сцене.
Уметь применять полученные знания о типах оформленя сцены при создании школьного спектакля. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям (выразительные возможности изображения).
Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Излагают свое мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства
в соответствии
с учебной ситуацией.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности, осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно различают художественные материалы и ищут способы работы с ними.
Личностные: осознают свои интересы . Понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний.
4
5 Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайна актерского перевоплащения. Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и прически от сценических
Костюм – средство характеристики персонажа. Виды тетральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях.
Внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актерского перевоплощения.
Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих искусство внутреннего и внешнего перевоплощения актера при помощи костюма и грима; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание костюма персонажа и его сценическая апробация, как средство образного перевоплощения).
Материалы: материалы, необходимые для создания костюма и его эскиза, а также компьютер для моделирования грима и прически персонажа.
Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.
Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера (наряду с гримом, прической и др.).
Уметь применять в практике любительского театра художественно-твортворческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
Познавательные: составляют речевое высказывание по алгоритму; используют знания
о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Адекватно выражают и контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументированно оценивают свою работу.
Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
6 Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография — новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного.
История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение — не реальность, а новая художественная условность, несмотря на свое внешнее правдоподобие.
Центральное положение темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотографирующего.
Задания: выполнение обзорно-аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника; пробные съемочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству», показывающие фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие.
Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Адекватно выражают и контролируют свои эмоции .
Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
7 Грамота фотокомпозии и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Опыт изобразительного искусства — фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и отбора — основа операторского мастерства.
Практика фотокомпозиции и съемки: выбор объекта и точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии.
Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих операторское мастерство как умение фотохудожника видеть натуру, фиксировать в обыденном необычное; проектно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты и образно-композиционной выразительности фотоснимка).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.
Уметь применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.
8 Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа.
Методы работы над собьггайньгм репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съемка с отвлечением и др.
Семейная фотохроника (альбом или электронная презентация) — история в родных лицах, запечатленная навсегда память о близких.
Операторская грамота фоторепортажа: оперативность съемки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др.
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих информационную и историческую значимость фотографии как искусства фактографии; проекгно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение навыков репортажной съемки).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.
Осваивать навыки оперативной репортажной съемки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.
Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.
9 Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Фотография — остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации (СМИ).
Возможности компьютера в обработке фотографического материала.
Значение фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение художественных возможностей или фальсификация документа?
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественные и технологические возможности компьютера в фотографии и его роль в правдивой трактовке факта; проектно-съемочный практикум на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты работы с компьютерными программами при обработке фотоснимка); участие в итоговом просмотре учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и их коллективное обсуждение.
Материалы: различные типы программ для компьютерной работы с фотографиями. Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. Фильм — творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино?
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов)
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений- киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).
Синтетическая природа образа в фильме, в создании. которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).
Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.
Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета).
Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и — прежде всего — режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).
Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).
Необходимость овладения азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма).
Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.
Выполнение практических - заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-вйзуальных изображений и образов.
Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.
Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения — просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.
Специфика телевидения — это «сиюминутность» происходящего на экране,. транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации.
Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и тгрирода правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.
Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни.
Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры — важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.
Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших — глубоких и талантливых — просветительских телепередач.
10 Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Кино — синтез слова, звука, музыки, но прежде всего, это движущееся экранное изображение. Экранное изображение — эффект последовательной смены кадров, их соединение — т. е. монтаж, который рождает экранный образ, придает смысл изображаемому и является языком кино.
Художественная условность пространства и времени в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от «Великого Немого» до прихода в кинематограф звука и цвета.
Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих синтетическую природу киноизображения, условность экранного времени и пространства, роль монтажа, звука и цвета в киноискусстве; съемочно-твор-ческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (понимание взаимосвязи смысла монтажного видеоряда и его хронометража).
Материалы: видеоматериалы, необходимые для монтажного построения видеофразы при помощи компьютера. Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Познавательные: сравнивают объекты
по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии
с ситуацией; поддерживают товарища.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала
11 Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Коллективность, художественного творчества в кино. Художническая роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма.
Специфика творчества художника-постановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих особенности художественного творчества в киноискусстве; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео», моделирующие работу киногруппы и роль в ней художника-постановщика (выбор натуры для съемки, создание вещной среды и художественно-визуального строя фильма).
Материалы: видеоматериалы, необходимые для упражнений на данную тему при помощи компьютера.
Приобретать представление о
коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.
12 Бесконечный мир кинематографа. • Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник.
Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию.
Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбасте-ров (популярный и успешный в финансовом смысле фильм) до мини-анимаций или видеоклипов. История и специфика рисованного фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссера.
Задания: выполнение аналитических упражнений на темы жанрового и видового многообразия кино (на примере анимации), а также роли художника в создании анимационного фильма; съемочно-творческие работы на тему
«От большого кино к твоему видео» (создание авторского небольшого анимационного этюда).
Материалы: весь комплекс необходимой съемочной и монтажно-компью-терной аппаратуры.
• Компьютерный анимационный фильм.
Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения или любительского видео. Разные типы компьютерных анимационных мини-фильмов, опыт их создания, актуальный для школьной практики («перекладки», «коллажи» и др.). Технология создания и основные этапы творческой работы.
Значение сценарно-режиссерских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной «кинофразы». Роль звукового оформления и типичные ошибки при создании звукоряда в любительской анимации.
Задания: анализ художественных достоинств анимаций, сделанных учащимися; заключительный этап проект-но-съемочной работы над авторской мини-анимацией; участие в итоговом просмотре творческих работ по теме.
Материалы: весь комплекс, необходимой съемочной и монтажно-компью-терной аппаратуры.
Приобретать представления об
истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).
Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съемке.
Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и ее монтажа.
Приобретать представления об
истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).
Уметь применять сценарно - режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.
Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
13 Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его доминанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура — средство «фильтрации» и защиты от пошлости и разложения, льющихся с телеэкрана.
Интернет — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в процессе создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и необходимость зрительской и творческой телеграмоты для современных школьников.
Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих информационную и художественную природу телевидения, его многожанро-вость и специфику «прямого ТВ», транслирующего экранное изображение в реальном времени; проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи.
Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени.
Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать
собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить все время перед экраном.
14 Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Специфика телевидения — это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной тележурналистики.
Задания: выполнение аналитических разработок, рассматривающих кинодокументалистику как основу телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие состав репортажной съемочной телегруппы, ее творческие задачи при создании телепередачи, условия работы и др.
Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.
Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт документальной съемки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы используя выразительные возможности светотени.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют
цель и проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их.
15 Телевидение, интернет… Что дальше? Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным.
Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранньгх произведении на примере создания авторского видеоклипа и т. п.
Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически -монтажном построении.
В полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.
16 Современные формы экранного языка. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или текстовой фабулы.
Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет-пространстве.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих изменения формы киноязыка современных экранных произведении на примере создания авторского видеоклипа и т. п. проектно-творческие работы на тему «Экран — искусство — жизнь» (овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания).
Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съемки и компьютерного монтажа видеоклипа.

Приложенные файлы


Добавить комментарий