Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс


Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Тема и номер раздела (кол-во часов № урока Тема урока Дата Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
5 класс
«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» (35 часов)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века (эпоха барокко). Декоративно -прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно – прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
«Древние корни народного искусства» (9 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятия земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
1 Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать - земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери - земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать - земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, бумага.
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.
Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.
Музыкальный ряд: народные мелодии - плясовые, лирические. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни;
Отмечать их лаконично выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.
Создавать выразительные декоративно - образные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР:
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
2 Убранство русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземный мир; знаки - образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорно убранстве русских изб.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: восковые мелки и акварель, кисть, бумага. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков - образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ЛР:
ценностное отношение к культуре своего края.
3 Внутренний мир русской избы. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); .
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов.
Находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ЛР:
ценностное отношение к культуре своего края.
4 Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда. Предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор - не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь образ.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.)
Материалы: восковые мелки акварель, кисть, бумага. Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.
Находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности
5 Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда. Предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш - скопкарь, ковш - конюх, ковш - черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь образ.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.)
Материалы: восковые мелки акварель, кисть, бумага. Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Познавательные: использовать общие приемы задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: ценностное отношение к природному миру.
6 Русская народная вышивка. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т.д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры. Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
7 Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе - панёва) комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.
Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского). Украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, мелки Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов.
Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов.
Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
8 Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей. В событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.
Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору). Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.
Участвовать в художественной жизни класса, школы.
Создать атмосферу живого общения и красоты.
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства.
Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
9 Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
Задание: Изображение своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
«Связь времен в народном искусстве» (7 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России. Их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
10 Народные промыслы. Искусство Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов – от светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традициям.
11 Народные промыслы. Городецкая роспись. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры.
Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность. Изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.
Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага тонированная под дерево. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.
Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца,
овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традициям.
12 Народные промыслы. Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор. Или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента. Последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина».
Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды.
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага тонированная под дерево. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: ценностное отношение к природному миру.
13 Жостово. Роспись по металлу. Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные. Мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,
эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
14 Народные промыслы. Матрешка. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана; научить расписывать матрешку по образцам изделий разных областей России.
Задание: рисование формы матрешки и ее роспись. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного промысла.
Определять характерные особенности матрешек.
Осваивать основные приемы кистевой росписи матрешки,
овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию при росписи матрешек. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традициям.
15
16 Роль народных художественных промыслов в современной жизни. «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.
«Декор – человек, общество, время» (10 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
17 Зачем людям украшения. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
18
19
20 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза уаджета и др.)
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.
21 Одежда «говорит» о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которой было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима, Китая, России и у людей разных сословий.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе; соотносить облик дома со стилем одежды.
Участвовать
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
22 23 24
25 О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Ознакомление с гербами и эмблемами Брянской области, Климовского района
Задание: создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.
Понимать смысловое значение изобразительно - декоративных элементов в гербе родного города и городов области.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов ХМАО. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.
На каникулах дети должны присмотреться к образцам современного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общественных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
«Декоративное искусство в современном мире» (9 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно- прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
27
28
29
30 Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.
Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства.
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные:
преобразовать познавательную задачу в практическую.
ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.
31
32
33
34
35 Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале
Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы.
Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР: эстетические чувства

Приложенные файлы


Добавить комментарий