Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс


Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема и номер раздела (кол-во часов) № урока Тема урока Дата Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 часа)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
1 Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их значение в жизни людей.
Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни. В организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.
Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художник и зритель: художественный диалог.
Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.
Зрительские умения. Зрительская культура и творчество зрителя.
Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;
Характеризовать три группы пространственных искусств - изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;
Иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира;
Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;
Иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа;
Называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики;
Обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. Познавательные: сравнивают художественные материалы по заданным критериям.
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: осознают свои интересы (что значит пониматьискусство и почему этому надо учиться?).
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге
2 Художественные материалы. Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, перо, тушь, пастель и др.)Материалы: живописные и графические материалы, бумага. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Познавательные: сравнивают объекты.
Регулятивные:
выдвигают версии (об увиденном).
Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть).
3 Рисунок – основа изобразительного творчества. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, фломастер, гелевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.Иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества;
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров;
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры;
Овладевать навыками размещения рисунка в листе;
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы;
Овладевать навыками работы графическими материалами. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям виды рисунков.
Регулятивные:
работают по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные: организуют работу в группе.
Личностные:
осваивают новые социальные роли.
4 Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Задание: выполнение ( по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т.д.)
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага. Получить представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;
Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа;
Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;
Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Познавательные: находят решение поставленных учебных задач.
Различают свойства линий, виды и характер. Делают вывод.
Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей.
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: осознают свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача).
5 Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна – понятие фактуры. Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей. Овладевать навыками обобщённого, целостного видения формы;
Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения;
Развивать аналитические возможности глаза, видения тональных отношений (светлее - темнее);
Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа;
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений;
Практически осуществить на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце). Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы.
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации.
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные:
проявляют познавательную активность.
6 Цвет. Основы цветоведения. Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета – ощущения, впечатление от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействие на наше восприятие.
Задания: 1. Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен.
2. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света и восприятия цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета
Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.
Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.
Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета).
7 Цвет в произведениях живописи. Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).
Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.
Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок.8 Объемные изображения в скульптуре. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их значение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением.
Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры.Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Задание: создание объемных изображений животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Называть виды
скульптурных изображений, объяснять их значение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.
Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика и др.). Познавательные: классифицируют по заданным основаниям (выразительные возможности объемного изображения).
Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Излагают свое мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства
в соответствии
с учебной ситуацией.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности, осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно различают художественные материалы и ищут способы работы с ними.
Личностные: осознают свои интересы (скульптура как объемное изображение). Понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний.
9 Основы языка изображения. Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного исксства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.
Культуросозидающая роль изобразительного искусства.
Задание: участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художественных особенностей работ. Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.
Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык.
Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Участвовать в выставке творческих работ. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; могут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме; используют выразительные возможности линии; условность и образность линейного изображения.
Коммуникативные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели, умеют работать в группе. Адекватно выражают и контролируют свои эмоции; преодолевают конфликт. Излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Регулятивные:
определяют цель,
проблему в учебной деятельности и средства достижения цели.
Различают художественные средства и их возможности; работают по плану, сверяясь с целью.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
«Поэзия повседневности» (7 часов)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности вражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, обьем, свет).
10 Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.
Выражение авторского отношения к изображаемому. Ваыразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников. Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Уеснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.
Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Познавательные: составляют речевое высказывание по алгоритму; используют знания
о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Адекватно выражают и контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументированно оценивают свою работу.
Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
11 Изображение предметного мира – натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Ритм в предметной композиции.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликация).
Материал: цветная бумага, ножницы, клей. Получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох;
Получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмныхи др.) в зависимости от целей художественного изображения;
Приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов;
Осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа;
Уметь выделить композиционный центр;
Приобретать навыки художественного изображения способом аппликации;
Приобретать эстетические представления о соотношении цветовых пятен и фактур. Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Адекватно выражают и контролируют свои эмоции .Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
12 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; Узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; Уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. Познавательные: устанавливают аналогии; сравнивают объекты по заданным критериям; определяют понятия.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Наблюдают окружающие предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления. Работают в группе, учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала, стремление
к достижению поставленной цели.
13 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи;
Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира;
Учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
Определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, снизу, сбоку», а также использовать их в рисунке;
Объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов. Познавательные: сравнивают объекты
по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала
14 Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.
Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.
Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства;
Получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины;
Использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета;
Знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII-XVII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют
цель и проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их.
15 Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.
Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков (А. Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению;
Получать представление о различных графических техниках;
Узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики;
Знакомиться и приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами;
Приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, определяют понятие «гравюра»; сравнивают объекты по заданным критериям; анализируют работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры от двухцветной до многоцветной.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы.
Регулятивные: определяют
цель и проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к видам изобразительного искусства.
16 Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: А. Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян. Виноград; В. Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Машков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний натюрморт; А. Никич. Торжественный натюрморт.
Приобретать представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—XX вв.;
Характеризовать колористический образ, выразительные возможности цвета в натюрмортах известных художников;
Выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;
Овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии;
Развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, определяют понятие «импрессионизм»; анализируют работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта; приобретают творческие навыки.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности.
Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции.
«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 часов)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.
Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно – выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портет - как способ наблюдения человека и понимания его.
17 Выразительные возможности натюрморта. Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.
Получать представление об истории развития натюрморта;
Овладевать простыми навыками изображения предметов;
Приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможностями;
Приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения;
Приобретать опыт восприятия, художественного видения произведений искусства;
Развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир;
Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Познавательные: усваивают новый материал, понятие «монотипия»; анализируют и обобщают по заданным основаниям; знакомятся с работами художника-монотиписта.
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, аргументируют его, отвечают на вопросы. Осознанно используют речевые средства в соответствиис ситуацией об-щения.
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания.
18 Образ человека – главная тема искусства. Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.
Знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве;
Получать представление об изменчивости образа человека в истории;
Получать представление об истории портрета в русском искусстве, узнавать имена великих художников-портретистов;
Понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника;
Учиться различать виды портрета, парадный и лирический портрет;
Учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях Познавательные: самостоятельно осваивают новую тему –
образ человека, портрет; находят информацию,
необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, самостоятельно вычитывают фактическую информацию; могут составлять произвольное речевое высказывание
в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох.
Коммуникативные: работают
в группах, обмениваются мнениями.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
19 Конструкция головы человека и ее пропорции.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;
Понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;
Овладевать первичными навыками изображения головы человека;
Приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации. Познавательные: получают новые знания
о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; анализируют и обобщают, определяют понятия «конструкция», «пропорции»; сравнивают объекты, устанавливают аналогии.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Излагают свое мнение
в диалоге; строят понятные
для партнера по коммуникации речевые
высказывания.
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: осознают свои интересы и цели.
20 Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.
Получать представление о способах объёмного изображения головы человека;
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра;
Получать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;
Учиться видеть особенности лиц разных людей;
Выполнять наброски и зарисовки головы человека. Познавательные: пользуются необходимой информацией
из прослушанного объяснения; анализируют
и обобщают, создают объемное конструктивное изображение головы; изучают поворот и ракурс головы, соотношение лицевой и черепной части.
Коммуникативные: организуют работу в паре, обмениваются мнениями.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
21 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г.Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля. Приобретать интерес к изображению человека как способу понимания и видения окружающих людей;
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека;
Приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии выразительных графических средств;
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;
Овладевать новыми умениями в рисунке. Познавательные: умеют воспринимать образ человека
в портрете, быть внимательными. Знакомятся и творчески воспринимают, анализируют работу великого русского художника.
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, понимают позицию другого; умеют взглянуть
на натуру с позиции художника.
Регулятивные: определяют
цель; проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
осознают свои черты характера, понимают эмоциональное состояние других людей.
22 Портрет в скульптуре. Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова.
Знакомиться с портретными изображениями, созданными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета;
Приобретать знания о великих русских скульпторах-портретистах;
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа;
Приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека;
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека. Познавательные: воспринимают сведения
о скульптурном портрете в истории искусства, скульптурных материалах; совершенствуют
представления
о том, что человек – основной предмет изображения в скульптуре; сравнивают портреты по определенным критериям. Работают над изображением выбранного литературного героя; совершенствуют умение передавать индивидуальные особенности литературного героя в линейном рисунке. Учатся основам скульптурной техники; работают со скульптурным материалом.
Регулятивные: определяют цель, принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Личностные:
осознают разнообразие мира искусств.
23 Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах;
Учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении;
Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения;
Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительности при изображении человека. Познавательные: определяют понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение к юмору.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала.
24 Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.
Приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;
Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения;
Различать освещение «по свету, против света, свет сбоку;
Характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;
Овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой — культурой восприятия реальности и произведений искусства;
Учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору). Познавательные: воспринимают изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете. Знакомятся с изменениями образа человека при искусственном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей освещения для характеристики образа при искусственном освещении –
направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете; воспринимают контрастность освещения.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала
25 Портрет в живописи. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.
Приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;
Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения;
Различать освещение «по свету, против света, свет сбоку;
Характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;
Овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой — культурой восприятия реальности и произведений искусства;
Учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору). Познавательные: обобщают образ человека
в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства; устанавливают аналогии по видам; строят логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимают композиции
в парадном
и лирическом портретах.
Коммуникативные: участвуют в диалоге
с учителем, излагают свое мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.
Регулятивные: определяют цель.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала.
26 Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.
Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интоннационного воздействия.
Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлдениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характерпизуя цветовой образ произведения.
Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете; сравнивают по определенным критериям тон и цвет, цвет и освещение.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; организуют работу в группе; оценивают степень достижения цели.
Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала.
«Человек и пространство. пейзаж» (9 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников – пейзажистов.
Виды пейзажа.
Особенности образно – выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
27 Великие портретисты. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портретисты Брянщины
Зрительный ряд: произведения зарубежных и русских великих художников-портретистов.
(Знакомство с портретистами ХМАО) Называть и узнавать несколько портретов великих мастеров русского и западноевропейского искусства;
Понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей;
Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи;
Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника;
Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Познавательные: знают имена выдающихся художников, их место в определенной эпохе;
определяют ин-
дивидуальность их произведений в портретном жанре, находят
и представляют достоверную информацию.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства
в соответствии
с ситуацией.
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Личностные:
осваивают новые правила.
28 Портрет в изобразительном искусстве XX века. Получать представление о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров;
Получать представление о развитии портрета в отечественном искусстве XX века;
Приводить примеры известных картин-портретов отечественных художников, уметь рассказывать об их содержании и композиционных средствах его выражения;
Интересоваться современным изобразительным искусством. Познавательные: знают имена выдающихся художников, их место в определенной эпохе;
определяют ин-
дивидуальность их произведений в портретном жанре, находят
и представляют достоверную информацию.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства
в соответствии
с ситуацией.
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Личностные:
осваивают новые правила.
29 Жанры в изобразительном искусстве. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Называть жанры в изобразительном искусстве;
Понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
Уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира и ценностной системы в культуре;
Уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.
Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве;
Рассуждать о разных способах перспективы как выражении различных мировоззренческих смыслов в искусстве;
Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства;
Наблюдать и воспринимать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов;
Приобретать навыки изображения перспективных сокращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства Познавательные: анализируют, выделяют главное и обобщают; определяют термин «жанр» и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; анализируют картины, написанные в разных жанрах; обобщают полученные знания, сравнивают объекты и определяют термин «тематическая картина» и ее виды.Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства в соответствиис ситуацией.
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Личностные: имеют желание учиться. Понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков
30 Изображение пространства. Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.
Объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии.
Различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства;
Объяснять правила воздушной перспективы;
Приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Познавательные: показывают отсутствие изображения пространства
в искусстве Древнего мира
и связь персонажей общим сюжетом. Знакомятся с перспективой как изобразительной грамотой, анализируют, выделяют главное и обобщают. Показывают возникновение потребности в изображении глубины пространства, определяют понятие «точка зрения».
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Личностные: имеют желание учиться.
31 Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь.
Получать представление о произведениях графического пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве;
Уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об образных возможностях различных графических техник;
Приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических зарисовок;
Приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок. Познавательные: сравнивают объекты
по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость; горизонт и его высота; осуществляют поиск ответа на поставленный вопрос
с помощью эксперимента.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют учебную цель.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала.
32 Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.
Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.
Приобретать знания о создании эпического и романтического образов природы художниками западноевропейского и русского искусства;
Учиться различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика);
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие, о средствах создания художником эпического и романтического образов в пейзаже;
Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в процессе изображения большого природного пространства. Познавательные: самостоятельно закрепляют полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы; представляют информацию в устной форме; систематизируют полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра. Находят необходимую информацию; владеют смысловым чтением; сравнивают картины по заданным критериям;
устанавливают аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей; умеют организовывать перспективу в картинной плоскости.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют учебную цель. Личностные:
проявляют интерес к новым видам деятельности.
33 Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Знакомство с творчеством художников-пейзажистов Брянской области
Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.
Получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.;
Характеризовать особенности направлений «импрессионизм» и «постимпрессионизм»;
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
Приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека). Познавательные: осуществляют поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении; определяют характер цветовых отношений; знакомятся с художником-импрессионистом, особенностями его творчества; многообразием форм и красок окружающего мира.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение.
Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности.Личностные:
определяют свое
настроение, проявляют интерес к изучению нового материала.
34
35 Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ;
Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве;
Приобретать навыки восприятия, эстетического переживания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;
Приобретать композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа;
Приобретать коммуникативный опыт в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и
ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ.
Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
Познавательные: анализируют графические средства выразительности; выделяют главные функции основных элементов –
линии, штриха, пятна, точки; определяют понятие «городской пейзаж»; самостоятельно делают выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение.
Регулятивные: определяют тему урока.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала.

Приложенные файлы


Добавить комментарий