Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс


Тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема и номер раздела (кол-во часов № урока Тема урока Дата Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часа)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
«Изображение фигуры человека и образ человека» (9 часов)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
1 Изображение фигуры человека в истории искусства. Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей.
Изображение человека в культурах Древнего Востока (Древний Египет, Эгейское искусство, этруски, Древне - персидский Персеполь, Индия). Изображение человека в вазописи Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).
Материалы: графические материалы (по выбору), бумага.
Получать представление о характерных особенностях искусства стран Древнего мира, об особенностях изображения человека в этих культурах.
Выполнять зарисовки изображений человека, характерных для различных древних культур.
Овладеть первичными навыками изображения фигуры человека.
Участвовать в создании фриза, состоящего из ритмического шествия фигур человека. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы используя выразительные возможности светотени.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют
цель и проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их.
2 Пропорции и строение фигуры человека.
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.
Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.
Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Обретать навыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека.
Получать представление об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи
Получать представление о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики.
Обретать навыки понимания особенностей восприятия скульптурного образа.
Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленнных на уроке.
Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств
цвета).
3 Красота движений человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.
Задание: рисование фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.
Материалы: карандаши, бумага.
Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.
Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Обретать тнавыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека.
Получать представление об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи
Получать представление о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики.
Обретать навыки понимания особенностей восприятия скульптурного образа.
Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленнных на уроке.
Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям (выразительные возможности объемного изображения).
Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Излагают свое мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства
в соответствии
с учебной ситуацией.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности, осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно различают художественные материалы и ищут способы работы с ними.
Личностные: осознают свои интересы (скульптура как объемное изображение). Понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний.
4 Красота согласованности движения людей. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.
Задание: рисование фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.
Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Обретать навыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека.
Получать представление об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи
Получать представление о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики.
Обретать навыки понимания особенностей восприятия скульптурного образа.
Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленнных на уроке.
Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. 5 Набросок фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — наброски одноклассников в разных движениях.
Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору).
Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.
Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.
Приобретать представление о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей.
Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой.
Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; могут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме; используют выразительные возможности линии; условность и образность линейного изображения.
Коммуникативные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели, умеют работать в группе. Адекватно выражают и кон-
тролируют свои эмоции; преодолевают конфликт. Излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Регулятивные:
определяют цель,
проблему в учебной деятельности и средства достижения цели.
Различают художественные средства и их возможности; работают по плану, сверяясь с целью.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
6 Набросок фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — наброски одноклассников в разных движениях.
Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору).
Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.
Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, исползуя разнообразные графические материалы.
Приобретать представление о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей.
Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой.
Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Адекватно выражают и контролируют свои эмоции .
Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
7 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый — понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов* человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.
Получать представление о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи.
Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека.
Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.
Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений – шедевров изобразительного искусства.
Рассуждать ( с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства. Познавательные: сравнивают объекты
по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; определяют понятия.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии
с ситуацией; поддерживают товарища.
Регулятивные: определяют цель и проблему
в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала
8 Учимся создавать образ человека по впечатлению. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — наброски одноклассников в разных движениях.
Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору).
Получать представление о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи.
Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека.
Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.
Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений – шедевров изобразительного искусства.
Рассуждать ( с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют
цель и проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их.
9 Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и Античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Задание: изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Материалы: графические материалы, акварель или гуашь в качестве графического материала, цветная бумага для аппликации.
Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох.
Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства.
Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей.
Приобретать навыки и композиционный опыт изображения.
Изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.
Регулятивные: определяют
цель и проблему в учебной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их.
«Поэзия повседневности» (7 часов)
Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционнного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.
Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
10 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины.
Бытовой жанр, или жанровая картина, посвящена изображению повседневной жизни людей.
Развитие интереса к частной жизни и повседневному бытию человека в европейской культуре. Развитие интереса к индивидуальности человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.
Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Расцвет станковой жанровой картины в искусстве XIX в. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Задание: участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.
Узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись».
Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины.
Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра классических для европейского и русского искусства.
Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и.настоящего времени.
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, анализируют работы великих художников; приобретают творческие навыки.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности.
Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции.
11 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины.
Бытовой жанр, или жанровая картина, посвящена изображению повседневной жизни людей.
Развитие интереса к частной жизни и повседневному бытию человека в европейской культуре. Развитие интереса к индивидуальности человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.
Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Расцвет станковой жанровой картины в искусстве XIX в. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Задание: участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.
Узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись».
Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины.
Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства.
Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и.настоящего времени.
12 Сюжет и содержание в картине.
Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Композиционная и идейная целостность картины.
Натюрморт, пейзаж, портретное изображение людей, интерьер как составляющие картинного образа.
Понятие темы, содержания и сюжета в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни восприятия зрителем произведения искусства.
Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни (например, «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.) (работа, начатая на этом занятии, может быть продолжена на следующем занятии).
Материалы: гуашь или акварель, графические материалы (по выбору), бумага.
Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи.
Характеризовать смысловую разницу между содержанием и сюжетом при восприятии, произведений.
Характеризовать уровни восприятия зрителем картины.
Участвовать в обсуждении
Обретать опыт художественного наблюдения и образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами.
Познавательные: пользуются необходимой информацией
из прослушанного объяснения; анализируют
и обобщают сюжеты и содержания картин.
Коммуникативные: организуют работу в паре, обмениваются мнениями.
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
13 Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Поэтическое восприятие жизни. Интерес к человеку — необходимое качество деятельности художника.
Произведения графики на темы повседневной жизни.
Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта. Сближенное или контрастное тональное состояние в композиции. Цветовая выразительность композиции, выражение цветом настроения задуманного сюжета. Отбор деталей.
Задания: 1. Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни (то же самое может относиться к жизни в школе), выделить один или несколько простых сюжетов (например, «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Общение с моими друзьями» и т. д.) и сделать композиционные рисунки на выбранные темы.
Вариант задания: создание композиции (изобразительного сочинения) на выбранную тему после подготовительных зарисовок.
2. Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице по возможности с натуры, по памяти и по представлению (например, «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина», «Утро на моей улице», «В школе на перемене» и т. д.).
Материалы: цветные графические материалы (по выбору), бумага.
Учиться рассуждать (на основе восприятия произведений) о мировоззрении художника и его поэтическом видении жизни.
Приобретать опыт восприятия известных графических произведений, в которых создан художественный образ повседневной жизни.
Приобретать опыт поэтического видения реальности в процессе работы
над зарисовками сюжетов из своей повседневной жизни.
Приобретать представление о некоторых приемах композиционного построения (композиционная доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей).
Приобретать опыт сюжетной зарисовки, изображения по памяти и представлению.
Познавательные: знают имена выдающихся художников, их место в определенной эпохе;
определяют индивидуальность их произведений, находят
и представляют достоверную информацию.
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства
в соответствии
с ситуацией.
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности.
Личностные:
осваивают новые правила.
14 Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, : созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Изобразительное искусство о жизни в исторической Москве и Санкт-Петербурге.
Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.
Материалы: графические или живописные материалы (по выбору), бумага.
Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям.
Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест.
Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей.
Приобретать навыки в изобразительном творчестве.
Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников).
15 Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, : созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Изобразительное искусство о жизни в исторической Москве и Санкт-Петербурге.
Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.
Материалы: графические или живописные материалы (по выбору), бумага.
Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям.
Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест.
Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей.
Приобретать навыки в изобразительном творчестве.
Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников).
16 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве.
Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник как образ счастья.
Праздники разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.
Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.
Приобретать представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал.
Учиться понимать значение праздника в культуре народа.
Развивать представления о средствах выразительности в изобразительном искусстве, получать навыки работы с художественными материалами, развивать вкус.
Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника.
Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы.
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР:
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость
«Великие темы жизни» (7 часов)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
17
18 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Значительность исторического жанра в иерархии сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения как изображение общественных идей (изображения торжественных событий современной жизни, обращение к античному прошлому как героическому идеалу). Прославление человека как героя истории в произведениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана.
Картина как выражение идейно-образной концепции автора, воплощение его взглядов и эстетических идеалов.
Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII — начала XIX в. как «высокий» жанр на основе религиозных, мифологических и конкретно-исторических сюжетов. Торжественная по своему строю многофигурная картина. Благородный и величественный пафос, слияние исторической реальности с фантазией и аллегорией, трагизм противоборства и драматический дух протеста.
Задание: участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов.
Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания.
Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве.
Приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском искусстве.
Характеризовать понятия «монументальная живопись»» «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство».
Узнавать несколько классических произведений и уметь называть имена великих европейских мастеров исторической картины.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
19
20
21
22 Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
Процесс работы над тематической картиной.
Появление исторической картины в
искусстверусском искусстве с появлением советского искусства и исторической науки.
Развитие тематической картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве-России. Картина — философское размышление. Понимание значения живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Широкий интерес к истории в творчестве русских художников второй половины ХГХ в. Внимание к драматическим противоречиям истории, достоверность психологических и бытовых характеристик, обличительное, критическое отношение к несправедливости и угнетению, идеи демократизма. Социальный, этический пафос в изображении народа.
Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова.
Задание: участие в беседе о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения за учителем).
Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.
Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах — поисках композиционного решения картины. Этюды и зарисовки — сбор натурного материала. Развитие композиции и продолжение работы над эскизами. Подготовительный рисунок и процесс творческого живописного исполнения произведения.
Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация.
Роль наблюдательности и воображения в творчестве художника.
Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве.
Задание: выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему из истории нашей Родины.
(Этапы работы: замысел и его зарисовка-эскиз; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующих теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, подготовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников.)
Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.
Учиться рассказывать об особенностях развития исторической картины в русском искусстве.
Характеризовать значение тематической картины 19 в. в развитии русской культуры.
Участвовать в обсуждении содержания и художественных средств произведений классического русского искусства исторического жанра.
Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального сознания и образа национальной истории.
Учиться называть имена нескольких известных русских художников 19 в. и их наиболее известных
произведения, узнавать эти произведения.
Узнавать и характеризовать основные исторические картины В. Сурикова, И. Репина.
Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта — создания композиции на историческую тему.
Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей.
Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта.
Приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной метафоры в художественной картине.
Получать творческий опыт разработки и создания изобразительного образа на выбранный исторический сюжет.
Приобретать опыт и навыки изображения в процессе разработки исторической темы.
Получать в процессе работы над композицией новые представления и знания об истории нашей культуры, обнаруживать в процессе творческой работы смысл событий.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
23 Библейские темы в изобразительном искусстве.
Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства.
Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл.
Древнерусская иконопись. Образ в иконе. Иконописный канон. Роль иконы в средневековой Руси.
Великие русские иконописцы: духовный свет Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени.
Вечные темы в искусстве и их ценностное и нравственное выражение в произведениях искусства разных времен.
Задание: создание композиции на библейские темы (Святое семейство, Поклонение волхвов, Рождество, Возвращение блудного сына и другие по выбору учителя) (тема должна соответствовать возрасту и практическим возможностям детей).
Материалы: гуашь или графические материалы (по выбору), бумага.
Приобретать представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре.
Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства.
Приобретать опыт восприятия произведений крупнейших европейских художников на темы Священной истории.
Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета.
Получать представление о смысловом различии между иконой и картиной.
Узнавать о высоком значении древнерусской иконописи.
Называть имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традициям.
«Реальность жизни и художественный образ» (12 часов)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству — живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
24 Место и роль картины в искусстве 20 века.
Множественность направлений и образных языков изображения в искусстве XX в.
Искусство мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Активность личностного видения. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на
зрителя, несозерцательность, метафоризм. Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм С. Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
Трагические темы в искусстве середины века.
Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Проблема взаимоотношений между поколениями, личностью и обществом, природой и человеком.
Беспредметное, абстрактное искусство XX в.
Задание: участие в беседе и дискуссии о современном искусстве.
Историко-художественный Процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства.
Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, стиль эпохи Возрождения, барокко и классицизм, модерн Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX в. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Постмодернизм. Массовое искусство.
«Актуальное искусство», новые формы. Процессы в искусстве начала нового века.
Задание: анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению.
Приобретать представление о метафорическом претворении реальности в изобразительном искусстве.
Учиться понимать множественность направлений и языков изображения в искусстве XX в.
Осознавать значение возрастания личностной позиции художника XX в.
в произведениях изобразительного искусства.
Анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX в.
Осознавать и объяснять связь изобразительно-выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи.
Понимать и рассказывать о множественности изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX в.
Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве.
Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры.
Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве.
Узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX вв.
Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства.
Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению
25
26 Знакомые картины и художники.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
27
28 Плакат и его виды. Шрифты.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.
Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания произведения художником, его отношение к предмету рассказа.
Известные иллюстраторы книга.
Задание: выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него; сбор необходимого для иллюстрирования материала (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), сочинение эскизов будущих иллюстраций и исполнение их.
Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага. Характеризовать временные и пространственные искусства.
Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.
Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.
Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
29 Тема Великой отечественной войны.
Раскрыть величие подвига, совершенного нашими односельчанами в годы войны; Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Мемориальные ансамбли.
Работы о войне – драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве художников во второй половине XX века.
Знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на тему Великой Отечественной войны.
Понимать роль искусства в создании памятников большим событиям Великой Отечественной войны
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению
30 Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и ценностном значении. Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке и др.
Роль художественного музея в национальной и мировой культуре.
Влияние художественного музея и особенностей его коллекции на развитие художественной культуры и понимание искусства.
Культурная ценность музейных коллекций и задачи защиты культуры перед социальными вызовами XXI в.
Задание: участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре.
Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи.
Получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев.
Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.
Объяснять культуро - строительную роль музеев Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР: эстетические чувства
31 Третьяковская галерея. 32 Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. 33 Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» Сформировать представления о сложном мире станковой картины
Познакомить с ролью сюжета в решении образа
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству
Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.
Приобретать представление о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей.
Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой.
Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
34
35 Художественно-творческие проекты. Работа над проектом (индивидуальная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществляется в течение всей четверти).
Этапы работы над проектом.
Выбор и обоснование темы.
Материал: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно-творческого проекта.
Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения.
Учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Овладевать методом создания творческого индивидуального проекта.
Понимать особенности работы в творческой группе.
Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.
Использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи и выполнении собственного замысла.
Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.
Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР: эстетические чувства

Приложенные файлы


Добавить комментарий